9.3. Оценочно-экспрессивный анализ текста по делам об оскорблении
В ходе оценочно-экспрессивного анализа устанавливается, какое именно отношение говорящего к объекту речи выражено в высказывании и какими именно средствами. Например: в конструкции " Очень пахнет аферой это дело. Оно и в прошлый раз не пахло, а воняло" доминирующей интенцией говорящего является выражение презрения, отвращения. Коммуникативная цель высказывания - информирование аудитории о негативном (враждебно-неуважительном, презрительном) отношении говорящего к предмету речи. В языке существуют регулярные способы демонстрирования враждебно-неуважительного отношения, которое выражается при помощи пейоративных номинаций, грубых форм отказа (" посылов" ), " зло-пожеланий" и др. средств. Например: Свое мнение можешь свернуть в трубочку и засунуть себе туда, откуда достал. По причине неисчерпаемости ресурсов языка, связанных с выражением эмоционально-экспрессивных значений, систематизировать все способы выражения оценочно-экспрессивных значений - трудновыполнимая задача. Она осложняется тем, что степень демонстрации враждебного неуважения может быть разной и степени грубости, неуважительности - это градуируемый признак. Ср. " Ты такой резкий и вонючий, как понос скунса" и " Твое место в зоопарке. Там ты совсем не будешь выделяться". Основные проблемы при экспертном анализе связаны с тем, что лингвисту приходится анализировать все средства текста, которые могут показаться или показались обидными для адресата: " Если ты хочешь показать себя идиотом, то у тебя получается отлично"; " у тебя черный пояс по идиотизму и золотая медаль за глупость"; " Зачем ты распространяешь свое невежество, комплексы и недостатки? "
Рассмотрим типовые языковые средства, относящиеся к разряду оскорбительных. Лексико-фразеологические средства выражения негативной оценки представлены в различных функционально-стилистических пластах: от лексики литературного языка (подлец, негодяй, проститутка) до обсценной лексики. Это преимущественно непроизводные в словообразовательном отношении имена существительные с негативно-оценочным компонентом значения (дурак, болван, проститутка и т. д. ). Экспрессивно-оценочные производные существительные образуются при помощи префиксов (недочеловек, нелюди и др. ), эмоционально-оценочных суффиксов (докторишка и др. ); сложения нейтральных основ (молокосос и др. ), а также при помощи окказиональных способов словообразования, например контаминации (дерьмократы, коммуняки и др. ). Значительную часть лексических средств образуют производные в семантическом отношении единицы - это метафорические и метонимические номинации лиц, о которых было сказано выше. Одно и то же понятие, обозначающее общественно осуждаемую деятельность, может быть передано с разным отношением. Ср.: эвфемизмы женщина легкого поведения, представительница самой древней профессии и дисфемизмы шалава. Выбор эвфемизма - это маркер демонстрации нейтрального отношения, нежелания унизить, обидеть, хотя в определенном контексте этот маркер может " зачеркиваться" иронией и пр. Напротив, выбор грубого, табуированного в данном типе коммуникации способа обозначения понятия - сигнал, демонстрация враждебно-неуважительного отношения. Регулярным средством дисфемизации является употребление при существительном негативно-оценочного прилагательного (работник хренов). В случае употребления нейтрального прилагательного при негативно-оценочном существительном происходит конкретизация или градация (интенсификация) оценочного значения существительного (полная дура).
Часто враждебно-пренебрежительное отношение демонстрируется при помощи прилагательных (мерзкий, гнусный, пархатый, нечистый, липкий, вонючий и пр. (например, самая мерзкая и самая гнусная дочь России). Фразеологические средства с негативными коннотациями широко представлены как в литературном языке (продажная тварь, дубина стоеросовая), так и в сфере субстандартной фразеологии с обсценизмами (ублюдок, жертва аборта). Для демонстрации негативного отношения могут использоваться окказиональные выражения (муха в канарской шкуре, орально-тамбурный злосчастный тумбочкист, чумичка чудопробная), пословицы и поговорки, адресованные конкретному лицу (в семье не без урода, собаке собачья смерть). Синтаксические средства выражения негативной оценки могут быть в соответствии с выделяемыми в " Русской грамматике" (1980) значениями разделены на оценочно-характеризующие (например, в высказыва-нии " Какой лживый человек! ", где совмещается выражение субъективно-го отношения с характеристикой лица, представляющейся говорящему объективной) и собственно оценочными (например, в высказываниях " Ах он мерзавец! ", " Мужчина называется! ", которые принадлежат сфере субъективной модальности и заключают личное, субъективное отношение говорящего: неодобрение, порицание, осуждение и т. д. ). К наиболее типичным синтаксическим способам выражения негативной оценки относятся следующие: - синтаксические фразеологизмы (Экая мерзостная рожа!; Эдакий наглый человек!; Ах он мерзавец!; Эх вы свиньи! и др. ); - соединения словоформ, включающие повторы, конструкции с противительными союзами, выражающими значения несоответствия (Вот урод так урод!; Ты не женщина, а насекомое! Не человек, змея! и др. ); - междометные конструкции (Ах он мерзавец!; Эх вы свиньи! и др. ); - риторические вопросы (Подохла ты или еще живая?; Я хотел бы вам ударить в зубы, но почему я должен улучшать ваш внешний вид?; Вы все еще любите природу, несмотря на то, что она сделала с вами? и др. ); - риторические восклицания (Человек ты препротивный!; Любое сходство между вами и человеком является чисто случайным!; Вы являетесь живым доказательством того, что человек может жить без мозгов! и др. ).
Риторические вопросы и восклицания, будучи стилистико-синтаксическими средствами, сигнализируют о том, что говорящий использует приемы выразительности. В звучащей речи для выражения негативной оценки наряду с лексико-фразеологическими и синтаксическими средствами используется интонация: - в высказываниях с нейтральной лексикой интонация выступает как собственно средство выражения негативной оценки. Чаще всего в таком случае используется ИК-7*(144) (на гласном центра восходящий тон, в конце - смычка голосовых связок; уровень постцентра ниже предцентра): То 7 же мне, / поэ 7т!; - в высказываниях с оценочной лексикой интонация выступает в роли интенсификатора оценки. В основном в данном случае используется ИК-5 как средство выражения разнообразных оттенков высокой степени проявления признака (характеризуется плавным восходяще-нисходящим тоном на гласном первого и второго центров): Како 5й подле 5ц!; Како 5й же ты все-таки мерзавец! Также наблюдается использование ИК-2 (на гласном центра усиление словесного ударения, нисходящий тон в пределах уровня предцентра или ниже; постцентр ниже предцентра): Мра 2зь!; Па 2дла! При анализе эмоционально-оценочного компонента лингвист опирается прежде всего на словари. Он отражается в виде специальных помет или как компонент лексического значения. При этом, однако, следует учитывать, что словари фиксируют не все и что оценочность - это " подвижный" компонент семантики слова, зависящий от множества прагматических факторов. При выполнении экспрессивно-оценочного анализа используются: - словарные толкования и сопровождающий их иллюстративный материал; - эмоционально-оценочные и стилевые пометы; - лексические, словообразовательные и грамматические, а в отдельных случаях интонационные особенности высказывания. В ситуации непрямой коммуникации, когда значение высказывания прямо не выводится из значений входящих в него единиц, необходимо использование семантического анализа. В результате экспрессивно-оценочного анализа устанавливается отношение говорящего к предмету речи и способы выражения этого отношения в семантике слова или высказывания, а также в грамматическом оформлении высказывания. При наличии унизительной оценки в высказывании должна быть выражена не просто негативная, но статусная оценка предмета речи, сопровождаемая проявлением эмоции типа " вражда" (пренебрежение, презрение, отвращение, демонстративное неуважение).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|