Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9.4. Целевой анализ текста по делам об оскорблении




 

Целевой анализ направлен на выявление выражения в высказывании речевой цели " информирование о негативном (неуважительном, презрительном) отношении к адресату, который, по мнению говорящего, не заслуживает хорошего отношения, не достоин уважения.

Семантическая формула: 'Я говорю это/так о вас, чтобы вы знали, что я оцениваю вас низко, не считаю вас равным себе и не считаю необходимым проявлять к вам уважительное отношение в своих речевых действиях'. Данная речевая цель является общей. Выделяют следующие ее разновидности (" информирование о негативном отношении как способ самозащиты, ответная (возможно, оборонительная) реакция"; " информирование о негативном отношении как отрицательная реакция на какие-либо ненормальные, с точки зрения говорящего, действия"; " информирование о негативном отношении в сочетании с угрозой" и др. ).

Коммуникативная (речевая) цель - это обязательный компонент значения любого высказывания. Это сообщаемая адресату информация о том, зачем производится то или иное речевое действие (типовая совокупность речевых действий). Данная информация может быть описана в виде следующей формулы: 'Я говорю это тебе, чтобы ты знал и/или делал нечто'*(145).

Коммуникативные (речевые) цели относятся к типу грамматических, т. е. обязательно сообщаемых тем или иным способом адресату целей. Без указания на них нет высказывания, нет законченной мысли. Семантика речевой цели включает в себя указание адресату на то, что от него требуется, ожидается. Это, прежде всего, ответ (скажи), совершение действия (делай), принятие информации к сведению (знай, прими к сведению)*(146).

Коммуникативные (речевые) цели не соотносятся с реальными целями, которые преследовал автор, создавая текст, и сложными мотивами (причинами), которые привели к порождению того или иного конкретного высказывания. Выявление реальных целей автора высказывания, текста не относится к компетенции эксперта-лингвиста.

Существуют различные языковые способы выражения коммуникативных (речевых) целей, при этом существует особый класс предложений, прямо эксплицирующий иллокутивную функцию высказывания, которое производится с их помощью. Это так называемые перформативные предложения.

Понятие перформатива было предложено английским философом Дж. Остином и легло в основу теории речевых актов. Перформативы (или перформативные высказывания) по своей структуре совпадают с повествовательными предложениями. Однако, в отличие от последних, они не описывают действие, а равносильны осуществлению действия. Произнесение высказывания Я клянусь в том-то и том-то является самой клятвой, а не описанием того действия, которое говорящий выполняет в момент речи. Свойством перформативности обладают некоторые глаголы, точнее говоря, глагольные формы изъявительного наклонения настоящего времени первого лица. Их употребление в высказывании делает высказывание перформативом. Таковы, например, формы клянусь, обещаю, нарекаю, благодарю. Большинство же глаголов этим свойством не обладает. Так, фраза Я пишу письмо очевидным образом именно описывает действие, а не является таковым. Произнесение слов Я пишу не может заме нить само писание.

Свойство перформативности не является безусловным следствием семантики глагола. Так, не обладают перформативностью многие глаголы выражения чувств и говорения. Например, высказывания со словами Я благодарю относятся к перформативным, а высказывания с близким по смыслу словосочетанием Я чувствую признательность всего лишь описывают внутреннее состояние.

В основу теории Дж. Остина легло понятие речевого акта - минимальной единицы речевого общения. Речевым актом называется производство конкретного предложения в условиях реальной речевой коммуникации. Дж. Остин практически не рассматривал тот объект, который он называл целостным речевым актом. Он предложил рассмотреть раздельно три грани речевого акта и даже говорил о трех разных типах актов: локутивном, иллокутивном и перлокутивном.

Локутивным называется собственно акт говорения, или, точнее, произнесения. По Остину, локутивный акт также может быть интерпретирован в трех разных ипостасях. Локутивный акт реализуется, во-первых, как фонетический акт, т. е. просто произнесение определенных звуков. Во-вторых, выделяется фатический акт, т. е. произнесение определенных слов, понимаемых как определенные звукосочетания, принадлежащих конкретно му словарю и соответствующих конкретной грамматике. В-третьих, следует говорить о ретическом акте, т. е. произнесении языковых знаков, определенных слов со свойственными им значением и референцией. Фатический и ретический акты различаются, в частности, при их цитации, передаче другим лицом. Фатический акт передается прямой речью: Он сказал: " Уходи! ", где Уходи! представляет собой фатический акт.

Ретический акт передается с помощью косвенной речи: Он сказал, чтобы я уходил.

Локутивный акт сопровождается осуществлением иллокутивного акта. Для иллокутивного акта характерны намеренность, целенаправленность и конвенциональность. Иллокутивный акт осуществляется в ходе говорения и противопоставлен самому говорению. Можно вы делить разные намерения, с которыми произносится та или иная локуция. Это может быть вопрос или ответ, информация или предупреждение, объявление приговора или решения, призыв или критика и т. п. Та ким образом, локуции, будучи сами по себе нецеленаправленны, могут использоваться в разных функциях. Дж. Остин называл их функциями языка, что несколько расходится с принятой в структурной лингвистике терминологией. Впрочем, он предложил и новый термин для этого понятия - иллокутивная сила. Иллокутивная сила является важнейшей характеристикой речевого акта (иллокутивного акта).

Однако и локутивный, и иллокутивный акты могут играть служебную роль. Это происходит тогда, когда говорение осуществляется с целенаправленным намерением воздействовать на мысли и чувства слушающих. Эту сторону речевого акта Дж. Остин назвал перлокуцией, или перлокутивным актом. Он проиллюстрировал различия между тремя сторонами целостного речевого акта на примере использования различных глаголов. Так, фраза Он сказал, что... иллюстрирует локутивный акт, фраза Он доказывал, что... - иллокутивный, а фраза Он убедил меня, что... - перлокутивный.

Целостный речевой акт, рассматриваемый с точки зрения его субстанции и языкового состава, - это локутивный акт.

Иллокутивным же актом называется речевой акт, рассматриваемый с точки зрения его цели и условий реализации.

Перлокутивным называется речевой акт, рассматриваемый с точки зрения его результата и воздействия на слушающих.

Дж. Серл выделяет пять базисных типов речевых актов: репрезентативы (или ассертивы), директивы, комиссивы, экспрессивы и декларации.

Цель репрезентативов состоит в том, чтобы зафиксировать ответственность говорящего за сообщение о некотором положении дел, т. е. за истинность выражаемого суждения. Репрезентативы могут оцениваться по шкале: " истина" - " ложь". Для них характерно приспособление слов к реальности, а выражаемое ими психологическое состояние - убеждение.

Директивы служат для того, чтобы добиться совершения чего-либо от слушающего. Для них характерно приспособление реальности к словам, а выражаемое психологическое состояние - желание. Их пропозициональное содержание состоит в том, что слушающий совершит в будущем некое действие. Сюда относятся и вопросы, и приказы, и просьбы и др.

Цель комиссивов - возложить на говорящего обязательство совершить какое-то действие или же следовать определенной линии поведения. Для комиссивов характерно приспособление реальности к словам, а выражаемое психологическое состояние - намерение. Сюда, в частности, относятся обещания.

Цель экспрессивов - выражение психологического состояния относительно положения дел, которое определено пропозицией. Сюда относятся благодарности, поздравления, извинения и пр. Они не имеют направления приспособления, и им соответствуют различные психологические состояния.

Наконец, цель деклараций - установление соответствия между пропозициональным содержанием и реальностью. Им не соответствует никакое психологическое состояние, зато для них характерны оба направления приспособления.

Если установление наличия/отсутствия в высказывании значения " унижение" относится к исследованию плана содержания высказывания, то выявление лингвистических признаков неприличной формы связано с анализом плана выражения высказывания, установлением наличия/отсутствия в оскорбительном высказывании определенной лексики и фразеологии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...