Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пошаговые действия эксперта. Пошаговые действия эксперта . Криминалистический диагностический комплекс "унижение"




Пошаговые действия эксперта

 

Шаг 1. Ознакомиться с документами о назначении экспертизы.

Шаг 2. Установить наличие обязательно представляемого материала (при отсутствии обязательно представляемого материала сделать запрос).

Шаг 3. Осмотреть поступившие объекты и материалы дела и определить тип задачи.

Шаг 4. Провести анализ коммуникативной ситуации, значения и формы исследуемых речевых единиц.

Шаг 5. Сформулировать экспертную версию.

Диагностическое исследование состоит из двух этапов: аналитического и сравнительного.

Установление наличия/отсутствия унизительной оценки лица / лингвистических признаков значения " унижение".

На аналитическом этапе при решении данной задачи осуществляется лингвистический анализ значения, выраженного в тексте.

 

Пошаговые действия эксперта

 

Шаг 1. Исследование особенностей коммуникативной ситуации.

Шаг 2. Исследование значения высказывания (текста).

Анализ производится путем исследования особенностей употребления, выбранных говорящим (пишущим) средств (с опорой на знание их функций и с учетом особенностей коммуникативной ситуации). При проведении исследования применяется семантический анализ с опорой на лексикографические источники.

Шаг 3. Исследование основных семантических составляющих сообщения (установление лингвистических признаков объекта), проводимое на основе предметно-тематического, оценочно-экспрессивного и целевого анализа.

Установленные на аналитическом этапе лингвистические признаки сообщенного на сравнительном этапе сопоставляются с диагностическим комплексом, отражающим значение " унизительная оценка лица" / " унижение" (табл. 9).

 

Таблица 9

 

Криминалистический диагностический комплекс " унижение"

 

Компонент значения Лингвистические признаки значения
Предмет речи личность адресата (третьего лица) и/или его личные качества. Содержательный тип высказывания: негативная оценка предмета речи
Отношение Выражено негативное отношение к личности адресата (третьего лица), превосходство над ним, имеет место выражение статусной оценки 'ты мне не равен, ты не достоин нормальной или высокой оценки'
Речевая цель Выражена речевая цель " информирование о негативном (неуважительном, презрительном) отношении к предмету речи, демонстрация этого отношения": 'Я говорю это/так о вас, чтобы вы знали, что я оцениваю вас низко, не считаю вас равным себе и не считаю необходимым проявлять к вам уважительное отношение в своих речевых действиях' или ее разновидности

 

В результате сравнения устанавливается совпадение (соответствие) или различие (неполное совпадение) выявленных на аналитическом этапе лингвистических признаков с данным диагностическим комплексом. При установленном полном совпадении эксперт переходит к исследованию по части вопроса, связанной с установлением лингвистических признаков неприличной формы.

При установленном различии (неполном совпадении) эксперт переходит к заключительной стадии исследования (оценке результатов исследования и принятию решения).

Установление наличия/отсутствия лингвистических признаков неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности формы выражения высказывания. При решении данной задачи на аналитическом этапе осуществляется лингвистический анализ формы выражения высказывания.

 

Пошаговые действия эксперта

 

Шаг 1. Поиск значения слова / устойчивого выражения, содержащего лингвистические признаки унижения, в академических словарях современного русского литературного языка (СРЛЯ) и словарях субстандартной лексики русского языка. В качестве академических словарей СРЛЯ используются: Словарь русского языка: В 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М., 1999; Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Толковый словарь современного русского языка. М., 2009; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 1997; Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 2008.

Шаг 2. При представленности значения слова / устойчивого выражения в академических словарях и/или словарях субстандартной лексики русского языка проводится его стилистический анализ: установление наличия/отсутствия при значении стилистических помет " табу", " неценз. ", " обсц. ", " неприл. ", " вульг. ", " вульг. -прост. " и др.

Система стилистических помет зависит от уровня развития разных областей языкознания (стилистики, лексикографии и др. ) и отражает их. Так, например, Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова (1935) не отделяет стилистические пометы от других помет, определяющих круг употребления слова, и предлагает следующую систему: 1. Пометы, указывающие на разновидности устной речи (разг., простореч., фам., детск., вульг., арго, школьн., обл. ); 2. Пометы, указывающие на разновидности письменной речи (книжн., науч., тех., спец., газет., публиц., канц., офиц., поэт., нар. -поэт. ); 3. Пометы, устанавливающие историческую перспективу в словах современного языка (нов., церк. -книжн., старин., устар. ); 4. Пометы к словам, обозначающим предметы и понятия чуждого быта (истор., дореволюц., загр. ); 5. Стилистические пометы, указывающие на выразительные оттенки (экспрессию) слов (бран., ирон., неодобрит., шутл., презрит., пренебр., укор., торж., ритор., эвф. ). Словарь русского языка С. И. Ожегова (1936) выделяет пометы, указывающие стилистическую характеристику слов: книжн., высок., офиц., разг., прост., обл., презр., неодобр., пренебр., шутл., ирон., бран.

Шаг 3. При наличии при значении слова / устойчивого выражения стилистических помет " неприл. ", " вульг. ", " вульг. -прост. ", " грубо прост. ", " бранное", " прост. ", " сниженное", " табу" и подобных проводится семантический анализ: установление принадлежности слова в прямом значении к сексуальной или экскреторной лексике, а также к инвективной лексике.

В результате проведенного исследования экспертом должны быть установлены лингвистические признаки неприличной формы выражения высказывания.

Установленные на аналитическом этапе лингвистические признаки формы высказывания на сравнительном этапе сопоставляются с криминалистическим диагностическим комплексом " неприличная форма" (табл. 10).

 

Таблица 10

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...