10.4. Алгоритм выявления признаков экстремизма на основе криминалистических диагностических комплексов
Для того чтобы явления, стоящие за правовыми понятиями (" экстремистская деятельность", " призыв к экстремистским действиям" и др. ), могли стать предметом исследования эксперта-лингвиста, они должны быть раскрыты (объективированы) через лингвистические признаки. Исходя из этого, для каждого из указанных в законодательстве признаков экстремизма должны быть определены их языковые признаки и разработаны криминалистические диагностические комплексы. Языковые признаки выраженности в тексте какого-либо значения должны носить семантический (смысловой) характер. С семантической точки зрения описанные в законодательстве " экстремистские" значения разложимы на три обязательные составляющие: указанное в законодательстве содержание (предмет речи и информация о нем); выраженное отношение к предмету речи; цель сообщения информации адресату. Законодательство не накладывает ограничений на тематику публичных высказываний (нельзя говорить про это). Национальная рознь, социальные и религиозные конфликты и т. п. - разрешенный предмет анализа и публичного обмена мнениями. Законодательно запрещены такие публичные высказывания и тексты, в которых определенная тематика сочетается с определенным отношением (нельзя говорить про это положительно/отрицательно, выражая ненависть и под. ), а также с определенной целью высказывания (нельзя говорить про это с такой целью). Каждое из запрещенных для публичного распространения " экстремистских" значений представляет собой трехкомпонентную семантическую структуру, содержащую обязательную для выражения информацию трех типов: предмет речи, выраженное к нему отношение, цель сообщения об этом предмете речи.
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Семантическая структура " экстремистского" значения │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┼ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┴ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐ │ Предмет речи / │ │ Отношение │ │ Цель │ │ Тематика О ком/чем и │ │ Какое отношение к │ │ Зачем сообщается? │ │ что именно говорится │ │ предмету речи выражена? │ │ │ │ │ │ как оценивается предмет│ │ │ │ │ │ речи? │ │ │ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘
Рис. 59. Семантическая структура " экстремистского" значения
Анализ этих трех составляющих значения (смысла) " сказанного" в совокупности является надежной методической основой лингвистической экспертизы и определяет набор диагностических критериев наличия/отсутствия (выраженности/невыраженности) " экстремистского" значения. Принципиально важными являются два момента. Во-первых, цель сообщения, сказанное о предмете речи и отношение к нему являются обязательными компонентами смысла. Они не могут быть не выражены тем или иным способом, если имеет место законченное сообщение (высказывание). Следовательно, эти компоненты должны быть выявлены и проанализированы для любого сообщения (высказывания). Во-вторых, недопустимо ограничиваться только исследованием одной из составляющих смысла, не устанавливая другой. Так, если предмет речи и сказанное о нем соответствует описанным в законодательстве, а коммуникативная цель и/или отношение (оценка) нет, то " экстремистское" значение не выражено. Таким образом, эксперт должен иметь в виду единый содержательно-оценочно-целевой комплекс, соответствующий коммуникативному (речевому) действию, описанному в законодательстве. В каждом из описанных в законодательстве содержательных типов " экстремистских" значений семантическое конкретное наполнение трех указанных обязательных компонентов различно. Это наполнение может быть описано с помощью конкретных признаков предметно-тематического, оценочного и целевого типа. Такие признаки выступают в качестве лингвистических признаков выраженности " экстремистского" значения, выявляемых при производстве судебной лингвистической экспертизы. Каждое из описанных в законодательстве " экстремистских" значений может быть представлено в виде определенной комбинации признаков каждого из этих трех типов. Такая комбинация выступает как криминалистический диагностический комплекс, на основе которого производится анализ значений, выраженных в тексте (высказывании). Использование диагностических комплексов позволяет эксперту установить, выражено ли в материале " экстремистское" значение определенного типа.
Такой подход в полной мере соответствует задачам лингвистической экспертизы по данной категории дел. Эти задачи являются диагностическими и классификационно-диагностическими. Соответственно, лингвистическое исследование должно быть нацелено на выявление совокупности диагностически значимых лингвистических (языковых) признаков, отражающих смысловое содержание (экстремистское значение) сказанного (и показанного). Каждый из трех обязательных компонентов " экстремистского значения" требует отдельного анализа. Поэтому полное и всестороннее исследование текста или высказывания предполагает проведение анализа трех типов: - предметно-тематического (о ком/чем и что именно говорится); - оценочно-экспрессивного (как оценивается то, о чем говорится, и какие эмоции у автора вызывает); - целевого (зачем говорится). Эти три типа анализа отражены в криминалистических диагностических комплексах как " тематика", " отношение", " цель". При производстве судебной лингвистической экспертизы должны быть исследованы все три обязательных компонента " экстремистского значения". С лингвистической точки зрения " тематика" представлена пропозитивным содержанием высказывания (предметом речи и типом сказанного о нем). Компоненту " отношение" соответствуют разного рода оценочные значения, имеющие в языке многочисленные и разнообразные средства выражения. Компонент " цель" выступает как речевая, коммуникативная цель, то есть обязательная для сообщения адресату информация о том, зачем автор говорит ему что-либо. Указанные лингвистические компоненты высказывания представляют собой тесно связанные, но все же разные объекты. Для исследования каждого из них требуется соответствующий лингвистический анализ:
предметно-тематический анализ проводится как анализ пропозитивного содержания; оценочный анализ - анализ отношения - осуществляется путем анализа прагматики, окраски использованных оценочно-экспрессивных средств; целевой анализ - как анализ речевых (коммуникативных) целей. В качестве основы для всех трех типов анализа выступает лингвистический анализ языковых и речевых средств и лингвистически значимых аспектов коммуникативной ситуации. Отдельно нужно выделить анализ коммуникативной ситуации, который предваряет содержательный, оценочный и целевой комплексный анализ текста. Это объясняется тем, что в коммуникативной ситуации эксплицируется коммуникативная (речевая) цель общения, проявляется языковая компетенция автора, степень спонтанности порождения текста, формат общения и его влияние на текст. В ходе экспертной оценки результатов всех видов лингвистического анализа устанавливается, содержит ли текст (высказывание) лингвистические (семантические) признаки выраженности " экстремистского" значения какого-либо типа. В заключении эксперта должны быть приведены конкретные примеры вербального (и невербального) способа выражения каждого семантического признака какого-либо " экстремистского значения". Анализ того, что именно сказано, не должен подменяться общими бездоказательными рассуждениями на тему, что автор хотел сказать или что автор имел в виду, говоря те или иные слова. Применительно к речевым действиям упомянутая выше комбинация строго определенных компонентов: тематики (предмета речи), отношения автора к предмету речи и речевой цели - образует криминалистический диагностический комплекс речевого действия, имеющий свои собственные специальные (лингвистические) признаки и представляющий собой типовую модель криминогенного речевого действия - образец-эталон для сравнительной стадии диагностического исследования (универсальный криминалистический диагностический комплекс). Универсальные криминалистические диагностические комплексы являются основным средством для проведения диагностических исследований и разрабатываются для решения типовых задач по исследованию следов криминогенных речевых действий с целью установления в речевом продукте специальных признаков объективной стороны преступления (правонарушения). Являясь типовой моделью, позволяющей проанализировать речевое действие, криминалистический диагностический комплекс представляет собой систему. Данная система состоит из элементов (обозначаемых как предмет речи, отношение и речевая цель) и позволяет диагностировать конкретное речевое действие как общественно опасное или не несущее общественной опасности. Данное свойство (общественная опасность) имеет место, только когда все три элемента системы имеют место быть, что отражает такое системное свойство как эмерджентность: совокупность совпавших компонентов речевого продукта синергетически порождает новое качество - общественную опасность речевого действия. В случае если какой-либо из указанных элементов системы (предмет речи / отношение / речевая цель) будет отсутствовать у исследуемого речевого действия (на сравнительной стадии процесса диагностического исследования выявится несовпадение его с компонентом криминалистического диагностического комплекса), следует сделать вывод, что общественная опасность у исследуемого речевого действия отсутствует (или степень общественной опасности не настолько велика, чтобы данное речевое действие было криминализировано).
Результаты проведения сравнительного исследования - совпадение/несовпадение с криминалистическим диагностическим комплексом - позволяют сделать вывод об отнесенности исследуемого речевого действия к конкретному виду речевых действий (например, " побуждение к осуществлению экстремистской деятельности" / " унижение человеческого достоинства (" гиперидентичность" / " образ врага" ) / " оскорбление" / " угроза" и др. ), т. е. речь идет о решении классификационно-диагностической задачи - об установлении соответствия объекта (речевого продукта) определенным, заранее заданным характеристикам (признакам эталона компонентов комплекса) и отнесении его к определенному виду криминогенных речевых действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|