Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 14 Методика исследования слуха речью у учащихся с нарушением слуха.




 14 Методика исследования слуха речью у учащихся с нарушением слуха.

При исследовании слуха речью применяется шепотная и громкая речь. Конечно, оба эти понятия не включают точной дозировки силы и высоты звука, однако некоторые показатели, определяющие динамическую (силовую) и частотную характеристику шепотной и громкой речи, все же имеются. Условия: •сначала исследуется хуже слышащее ухо, затем – лучше слышащее ухо, после этого проводится бинауральное исследование •важно, чтобы была исключена возможность считывания с губ говорящего. •для получения достоверных сведений речевой материал должен произноситься голосом одной и той же силы. С этой целью рекомендуется произносить его после спокойного выдоха. •необходимо постоянно менять паузы между сигналами. Условия •необходимо исключить при предъявлении речевого сигнала ориентацию ученика на изменение положения учителя во время подачи сигнала, отражение лица в зеркале и т. д. •исследование начинается с наименьшего расстояния (УР), которое постепенно увеличивается для определения порога восприятия.

 Этапы работы I – слухо-зрительное восприятие слов (знакомство детей с характером их звучания): ребенку предлагаются картинки и на слухо-зрительной основе предъявляются соответствующие слова; (мяч – рыба – машина; мяч – рыба – бумага); лампа, самолет – молоко; папа – рыба – корзина); 3 группа включает слова первой и второй групп, разные по длине и интенсивности. При этом различение слов осуществляется путем анализа последовательности фонетических элементов (самолет, собака, бабушка). II – слухо-зрительное различение слов. Учитель произносит слова в произвольном порядке (до трех раз), ученик указывает на соответствующую картинку. Этот этап может исключаться и использоваться в случае затруднения при слуховом различении. III – различение слов ребенком на слух. При всей своей практической значимости исследование слуха речью не может быть принято как единственный метод определения функциональной способности слухового анализатора, так как этот метод не вполне объективен как в смысле дозировки силы звука, так и в отношении оценки результатов.

15. Игры и игровые упражнения для развития слух. восприятия у учащихся с НС. Дидактические игры и упражнения можно условно представить в зависимости от задач несколькими группами: - игры, формирующие эталоны звуков; - игры, формирующие умения выделять звуки реальных предметов, объектов и явлений окружающей действительности (звук колокольчика, транспорта, дождя); - игры, направленные на восприятие речи, формирование фонематического слуха, восприятие правильного произношения, интонационной окраски речи и т. д.; - музыкально-дидактические игры; - игры, сочетающие звуки и предметно-практические действия (ритмические движения, плясовые, пластические движения под музыку). Для развития слухового внимания необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды, для слух. чувствительности -звучащие игрушки «Постучи молоточком также как я». полезны игрыгде звуки реального мира: «Слушаем звуки улицы» (вода ветер, дождь, шум машин, шарканье ног, шелест листьев, крики птиц, животных). Словесно-дидактические игры, в которых дети учатся выделять фонематические признаки речи, слова и словосочетания. - «Игры со звуками» (как в города), «Волшебники»(кот-кит), «Найди самое короткое слово», «Исправь ошибки» (В лесу стоит большой зуб)».

16. Цель и основные направления коррекционной работы с младшими школьниками с НС

Цель коррекционной работы с учащимися с НС - создание условий для максимальной социальной адаптации, подготовка учащихся с нарушением слуха к жизни в обществе слышащих. Работа должна осуществляться в двух направлениях: - развитие слухового восприятия; - развитие устной речи. Коррекционные занятия по развитию устной речи и слухового восприятия должны формировать (развивать) способность понимать и продуцировать речь, осуществлять общение на уровне, приближенном к уровню развития слышащего ребенка. Для правильной организации работы учитель-дефектолог должен четко представлять назначение, задачи и особенности организации работы в рамках каждого направления. Основной задачей, которая стоит перед учителем-дефектологом, является формирование и уточнение слуховых образов основных речевых единиц (слов, фраз). Учитель-дефектолог должен выступать координатором работы по развитию слухового восприятия ( форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде). Содержание работы по развитию устной речи включает взаимосвязанное формирование трех компонентов: -фонетического (включает в себя звуковое (звуки, слоги, звуковые цепочки) и мелодико-интонационное (темп, ритм, тон, ударение)оформление высказывания; -лексического (запас слов, которым владеет человек. Чем богаче словарный запас индивида, тем богаче, выразительнее и образнее его речь);  -грамматического (взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система –это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система – умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении, правильно использовать предлоги). Таким образом, на коррекционных занятиях учитель-дефектолог занимается не только постановкой, автоматизацией, дифференциацией и коррекцией звуков. Основной акцент делается на формировании коммуникативной функции речи. Основные формы организации работы по развитию устной речи и слухового восприятия – индивидуальные и групповые занятия. Методы и приемы обучения используются с учетом особых образовательных потребностей и возможностей учащихся, специфики коррекционно-педагогической работы с ними. В целях достижения максимального эффекта на практике методы и приемы применяются не изолированно, а в необходимом сочетании друг с другом. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. Например, на начальном этапе обучения учащихся с НС ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами словесного объяснения или беседы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...