Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

35 Принципы обучения произношению учащихся с нарушением слуха.




Аналитико-синтетический метод предполагает такое построение обучения, когда при формировании и коррекции произносительных навыков работа над целым словом сочетается с отработкой его отдельных элементов. Используется прием разложения слов, представляющих определенные произносительные трудности для ученика, на слоги, фонемы и слияния слогов, фонем в слова (слово → слог (звук) → слово). Труднопроизносимые слова рекомендуется отрабатывать с использованием специального приема – фонетической ритмики, способствующего повышению эффективности коррекционной работы. Концентрический метод (авторы – Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина). Предполагает определенное расположение звукового материала. В основу метода положена закономерность усвоения нормально развивающимся ребенком произносительной стороны речи, которая заключается в том, что недоступные ему для точного фонетического воспроизведения звуки ребенок в течение определенного периода времени произносит приближенно. Из всех звуков русского языка отбираются 17 основных, составляющих «сокращенную систему фонем» (I-й концентр звуков а, о, у, э, и, п, т, к, ф, с и др. ). Они должны быть усвоены ребенком в первую очередь. Звуки II концентра( и-ы, п-пь, т-д, к-г, ш-ж-ч ит. д)             могут временно заменяться соответствующими основными звуками. Элементы концентрического метода в работе со слабослышащими применяются до начала специальной коррекционной работе над звуками «ш», «д», «р», «ц». Т. е. на месте звуков «д» и «ц» учеником будут соответственно воспроизводиться звуки «т» и «с». Например, слово «цапля» ученик временно будет воспроизводить как «сапля» и. учитель-дефектолог будет принимать такой вариант как правильный. Когда у ребенка будет поставлен и автоматизирован звук «ц», переход к правильной артикуляции будет органичным, поскольку звук «ц» ставится на основе «с». Использование этого метода, во-первых, поможет избавиться от грубых дефектов при воспроизведении слов с заменяемыми звуками, во вторых, создает базу, на которой в дальнейшем будет получена необходимая артикуляция. Полисенсорный (мультисенсорный) метод предполагает, что для восприятия образца произношения и контроля над собственным воспроизведением используются все анализаторы ученика. Слуховой анализатор -. Слуховые возможности детей с нарушением слуха могут быть различны. О пору на остаточный слух ребенка в процессе постановки и коррекции произносительных навыков необходимо осуществлять при работе и с глухими, и со слабослышащими детьми. Однако для слабослышащих детей слуховой анализатор выступает в качестве

основного средства восприятия, а для глухих выполняет функцию дополнительного. Зрительный - осуществляется в процессе постановки и коррекции произношения звуков при демонстрации правильной артикуляции, а также при сопоставлении правильной и дефектной артикуляций (ученик воспринимает положение и движения губ, языка, нижней челюсти). Кожный - обеспечивается восприятие ряда явлений, сопровождающих работу речевых органов говорящего при воспроизведении тех или иных фонетических элементов речи. Например: 1) разницу между вокализованными и невокализованными звуками можно установить, ощущая вибрацию гортани; 2) изменение характера струи выдыхаемого воздуха можно воспринять с помощью кожной чувствительности: при звуке «с» струя воздуха холодная, при «ш» - теплая.

36. Современный подход к обучению произношения учащихся с нар. слуха Так как как ограничена возм-сть воспринимать реч образцы наслух, выработка точных дифф-ных слух образов. Цель кор. раб: выработка слух дифф-ции дефектно произносимых звуков. Нарушен фонемат слух. Осн работа сост. в автоматизации звука (опора на зрит и кинестит анализаторы). Анатомич дефекты органов артикуляции устраняются при возможности, вырабатывнеоб-димые движения реч органов, потом постановка зв. Направления: развитие реч моторики, постановка и дифф-циязв. Задача: создание у них потребности в устном общении, формирование внятной, приближенной к естеств. устной речи. Эта задача реализуется в процессе всей коррекц-воспитат работы, использ звукоусиливающей аппаратуры и развитием слухо-зрительного и слухового восприятия как основы для полноценного восприятия речи. спец и индив. занятия, речевые зарядки, связаны слуховое восприятие и обучение произношению. формирование первичных навыков звукопроизношения или их коррекция, устранение дефектов голоса, речевого дыхания, нарушений воспроизведения слова, фонетическая ритмика (движение и звуки речи), слова, кот. исп-ся для общения в дальнейшем, исп. музык-ритмич. занятия для обучения произношению. Связь с работниками школы, сада, семьи для единых требований и контроля над устной речью детей. Такт-вибрац. контроль, моделирование, шпатели, зонды, компьют программа «Видимая речь», сопряж. иотраж. речь, хлопки, отстукивания, стихи, загадки, работа над ритмом, темпом, интонацией. Образец-педагог.

37. Способы и приёмы коррекции произносительных навыков. Взаимосвязь звуков при постановке и коррекции. В процессе постановки и коррекции произносительных навыков детей с нарушением слуха используются три способа: Имитативный способ (по подражанию ) основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий воспроизведенному учителем-дефектологом. Ученик воспринимает образец произношения учителя-дефектолога, дополняемый словесными пояснениями, и воспроизводит его. Подражание может осуществляться на различной основе: слуховой, слухо-зрительной, слухозрительной, дополняемой тактильно-вибрационными ощущениями. Возможные приёмы: зрительное восприятие артикуляции; сопоставление правильной и дефектной артикуляции перед зеркалом; работа с профилем звука; восприятие речевого материала на слух (зрительно, слухо-зрительно); сопоставление на слух правильного и дефектного звучания; графическое сопоставление; моделирование кистями рук правильной и дефектной артикуляции; ощущение вибрации (гортани тыльной стороной ладони, крыльев носа щек, груди, темени); ощущение характера выдыхаемого воздуха тыльной стороной ладони (холод ной или теплой струи, струи или толчка); прием двойного контроля и др. Механический способ основывается на внешнем, механическом воздействии учителем-дефектологом на органы артикуляции ученика специальными приспособлениями (зондами, шпателем, и т. д. ). В момент воспроизведения ребенком того или иного звука учитель-дефектолог изменяет положение речевых органов ребенка или приводит их в пассивное движение. Возможные приёмы: попеременное смыкание-размыкание губ пальцем; применение пластмассовой палочки (например, при постановке звука Л); нажатие шпателем на определенную часть языка; продвижение языка шпателем вглубь ротовой полости; использование специальных зондов. Смешанный способ представляет собой комбинацию первого и второго. Ведущую роль при этом играет подражание и объяснение, а механическая помощь предлагается в дополнение. При данном способе ребенок оказывается активным, а приобретенная с помощью педагога артикуляторная поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится им в дальнейшем без механической помощи. Возможные приёмы: с очетание приемов, характерных для имитативного и механического способов

Взаимосвязь звуков при постановке и коррекции:

Гласных звуков: Щелевых звуков: Смычных звуков:

38. В обучении произн-ю детей с н/с применяется аналитико-синтетический метод, при котором работа проводится на осмысленном речевом материале. Первоначально детям предлагаются для слухо-зрительного восприятия целостные единицы — слова, словосочетания, фразы. Уточняется их значение, а затем в целях отработки отдельных компонентов, например звуков, выделяется необходимый звук из слова, проводится работа по его коррекции. Он включается в слово или фразу, которая используется в устной речи ребенка. В раб. над произн-ем выделяется два этапа: 1-й – сначала обуч. до 4-х – 4, 5 лет. (в качестве метода формирования произношения используется подражание речи взрослого, воспринимаемой слухо-зрительно и на слух, т. е. на бисенсорной основе. Основные задачи: формирования потребности в общении устной речью; развитие способности к подражанию звучащей речи; побуждение к использованию устной реч в общении, несмотря на ее несовершенство. В качестве основных методических приемов на первом этапе обучения произношению используются отраженное и сопряженное говорение, фонетическая ритмика, специальные игры. Первоначально в работе с детьми преддошкольного возраста или начинающими обучение мл. дошкольниками большое значение придается обуч. не только подражанию речи, но и движениям. Известно, что артикуляционная моторика обусловлена состоянием общей моторики ребенка. Поэтому детей сначала учат подражать крупным и мелким движениям: по подражанию педагогу поднимать или опускать руки, хлопать ладонями, топать одной или двумя ногами, выполнять движения губ, языка и др. Эти упражнения включаются в игровые действия с куклами и другими игрушками, что делает их выполнение для детей более мотивированными. 2-й этап с 4х – 4, 5 лет. На нем уточняется звуковой состав речи, продолжается формирование ритмико-интонационной стороны. Работа ведется в соответствии с аналитико-синтетическим концентрическим полисенсорным методом, его называют полисенсорным в связи с использованием различных анализаторов, поэтому кроме зрительного и слухового используются осязательный и двигательный анализаторы. Используются шпатели, зонды и т. п. Используются в качестве методов отраженная и сопряженная речь, некоторые специальные логопедические приемы постановки звуков, фонетическа ритмика. В процессе автоматизации, увеличивается количество речевых игр и упражнений. В заключение дети должны произнести слово самостоятельно, в нормальном темпе.

 

 

3 9. Условия эффективности коррекционной работы с уч-ся с НС. 1. сознательность, произвольность действий ребенка 2. активное затормаживание дефектной артикуляции (перед началом работы ребенку дается чёткое указание на ошибку или отсутствие звука и расшифровывается возникающее дефектное звучание) 3. рациональное построение спец. упраж-й (дых. упраж, артикуляц. гим-ка и др. ) 4. предупреждение ошибок (напоминание реб. перед занятием о необх-ти правильно говорить слова с определ-ым звуком, повтор. основных моментов артикуляции звука. 5. Требовательность дефектолога выражающегося в общей установке – не принимать от ребенка их высказывания с плохим произношением, а также требования повторного проговаривать отдельные слова (фразы), в кот. допущены ошибки.

 

 

41. Организация и методика проведения коррекционных занятий по развитию устной речи и слухового восприятия. Основными педагогическим условиями развития современной системы формирования устной речи школьников с нарушением слуха, по мнению Е. З. Яхниной, являются совершенствование обучения и воспитания детей с нарушением слуха (с первых месяцев жизни), разработка и внедрение новых продуктивных подходов к их речевому развитию в условиях коммуникативной системы обучения языку. Одним из важнейших условий эффективности коррекционно-образовательного процесса является создание в школе слухо-речевой среды. Современный метод обучения произношению детей с нар. сл. представляет собой единство трех составляющих: аналитикосинтетического, концентрического, полисенсорного. Аналитико-синтетический метод предполагает такое построение обучения, когда при формировании и коррекции произносительных навыков работа над целым словом сочетается с отработкой его отдельных элементов. Используется прием разложения слов, представляющих определенные произносительные трудности для ученика, на слоги, фонемы и слияния слогов, фонем в слова (слово → слог (звук) → слово). Исходным и основным материалом, на котором ведется работа, служат целые слова. Труднопроизносимые слова рекомендуется отрабатывать с использованием специального приема – фонетической ритмики, способствующего повышению эффективности коррекционной работы. Основные достоинства аналитико-синтетического метода: 1) осмысленность материала вызывает у детей интерес и эмоциональный подъем, который способствует звучности и естественности речи в целом; 2) исходным материалом выступают целые слова и фразы, что способствует плавности и ритмичности произношения. 3) упражнения в произнесении звуков и слогов в связи с анализом и синтезом слов, а также дополнительные упражнения, направленные на отработку элементов слов, создают предпосылки для достаточно чистого произношения звуков. Концентрический метод (авторы – Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина). Предполагает определенное расположение звукового материала. В основу метода положена закономерность усвоения нормально развивающимся ребенком произносительной стороны речи, которая заключается в том, что недоступные ему для точного фонетического воспроизведения звуки ребенок в течение определенного периода времени произносит приближенно. Из всех звуков русского языка отбираются 17 основных, составляющих «сокращенную систему фонем» (I-й концентр звуков). Они должны быть усвоены ребенком в первую очередь. Звуки II концентра могут временно заменяться соответствующими основными. Концентрический метод полностью реализуется при работе с глухими детьми. Полисенсорный (мультисенсорный) метод предполагает, что для восприятия образца произношения и контроля над собственным воспроизведением используются все анализаторы ученика. Восприятие фонетических элементов речи составляет сенсорную базу произношения и служит необходимым условием для того, чтобы ребенок с нарушением слуха, во-первых, мог получать образцы для подражания и, во-вторых; мог контролировать свое произношение, сличая его с образцом. Тот или иной анализатор может выступать в качестве основного средства восприятия устной речи или выполнять функцию дополнительного средства, лишь облегчающего восприятие. Слуховой анализатор. Слуховые возможности детей с нарушением слуха могут быть различны. Однако, как подчеркивал Ф. Ф. Рау, даже самые незначительные из них позволяют при необходимом усилении речи воспринимать отдельные фонетические элементы. Влияние остатков слуха на качество произношения ребенка выражается в том, что дети, обладающие ими, отличаются более звучным и гибким голосом, более чистым произношением гласных, слитным воспроизведением стечений согласных, а также болей общей плавностью, беглостью и разборчивостью речи. Максимальное использование и развитие остаточной слуховой функции очень важно для формирования произносительной стороны устной речи детей с нарушением слуха. Дифференцированное восприятие фонетических элементов речи позволяет ребенку воспринимать образцы речи учителя-дефектолога и осуществлять контроль за собственным произношением. Опору на остаточный слух ребенка в процессе постановки и коррекции произносительных навыков необходимо осуществлять при работе и с глухими, и со слабослышащими детьми. Однако для слабослышащих детей слуховой анализатор выступает в качестве основного средства восприятия, а для глухих выполняет функцию дополнительного. Опора на зрительный анализатор осуществляется в процессе постановки и коррекции произношения звуков при демонстрации правильной артикуляции, а также при сопоставлении правильной и дефектной артикуляций (ученик воспринимает положение и движения губ, языка, нижней челюсти). В процессе коррекционной работы следует учитывать, что лишь 15 звуков русского языка имеют четкий оральный рисунок. Остальные звуки в процессе зрительного восприятия будут «смешиваться» с основными. Поэтому опора исключительно на зрительный анализатор не является эффективной

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...