Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

42 Организация и методика проведения коррекционных занятий по развитию жестовой речи.




Концепция обучения жестовому языку в современной специальной общеобразовательной школе для детей с нарушением слуха предусматривает в начальном звене практический курс жестового языка на программном материале учебных предметов « Человек и мир » « Русский язык ». Развернутые представления о жестовом языке (особенностях его как знаковой системы) формируются также в старших классах параллельно с расширением практики жестового перевода содержания учебных дисциплин (в целях снятия языковых трудностей при работе с учебными текстами. На коррекционных занятиях по развитию жестовой речи используется, прежде всего, коммуникативная технология. Овладение жестовым языком несколько словесным. Во многом оно совершается естественным путем, в процессе неформального общения с неслышащими сверстниками и – особенно – неслышащими родителями; разрешает более высокую плотность информации в общении; включается непроизвольно в предметно-коммуникативную деятельность; совершается в более поздние (по сравнению с сензитивным периодом) сроки. отношения между участниками образовательного процесса – проблематичны. Занятия по развитию жестовой речи призваны учить жестовому языку в общении, Развивать кругозор ребенка, обеспечивать знакомство с субкультурой носителей жестового языка и приобщение к ней. При реализации коммуникативной технологи на занятиях по развитию жестовой речи важно определиться в построения содержания занятий по развитию жестовой речи.

Личностная ориентированность общения. Занятия (желательно в половинном составе группы) предполагает учет личных особенностей учащихся, их эмоционального опыта, уровня сформированности жестовой речи и знаний об окружающем, умения учиться и самооценки, осознания своего положения коллективе Контекстность (ситуативность) предполагает ролевую организацию учебного процесса обучения жестовой речи. Постижение значений жестов в деятельности обеспечивается прежде всего использованием жизненных ситуаций, интересных детям, в которых значение и смысл жестовых обозначений идентичны, что позволяет повышать мотивацию усвоения. . Коммуникативная (речевая) направленность. В первую очередь у детей формируются умения говорить средствами жестового языка, декодировать жестовые высказывания окружающих, принимать их как руководство к действиям (ориентир в деятельности). Функциональность. В предлагаемых детям видах деятельности востребуются не отдельные жесты, а речевые единицы, и учащийся усваивает смысл речевых действий: попросить, спросить, приказать, сообщить, выразить сомнение, удивление, подтвердить мысль и т. п. Новизна принцип обеспечивается не только новым информационным смыслом занятий, но и разнообразием приемов работы, обеспечивающих эффект и произвольного, и непроизвольного запоминания. Особое значение имеет усвоение ролей в диалоге (разновидностях типа: запрос ответ, сообщение вопрос, поздравление –благодарность, просьба - извинение и т. п. ). Технология визуализации компетентности неслышащих школьников. Целью технологии визуализации является формирование полилингвального сознания неслышащих школьников в процессе изучения закономерностей жестового языка при условии использования сравнительного подхода к лингвистической компетенции (в области жестового и русского языка). Основным методом в технологии визуализации являются упражнения. Только активная речевая практика позволяет овладеть неслышащему сначала практически тонкостями морфологии и грамматики жестового языка (на коррекционных занятиях по развитию жестовой речи), а затем перейти к целенаправленному лингвистическому словесно-жестовому анализу (на уроках жестового языка).

43. Организация и методика проведения корр. зан. по «СБО» учащихся с НС СБО (1-5кл). Направления: компетенция здоровьесбережения; семейно-бытовая компетенция (дети овладевают умениями конструирования, моделирования, шитья,   организации деятельности, знакомятся с простейшими инструментами, распространенными материалами, учатся выполнять задания по словесной инструкции, знакомятся с техникой безопасности и культурой труда. ; коммуникативная компетенция(приоритетная)способность дифференцированно воспринимать слухозрительно и на слух речь собеседника.; социокультурная компетенция; гражданско-правовая компетенция (знания о РБ). развитие способности осущ общение в процессе реализации разлсоц ролей: сын, внук, ученик, покупатель, пассажир, клиент парикмахера, читатель, больной и т. д. При проведении сюжетно-ролевых и дидактических игр развиваются умения обращаться за мед. помощью. Широко используется письменная форма: написание писем, открыток, записок, заметок, описание событий, составление рассказов, ведение дневников, SMS, задания на умение извлекать информацию        из текстов различного характера. Комплексная работа над тремя компонентами: социопрагматическим (способность организовывать речевое взаимодействие в соответствии с комм. задачей и учетом ситуации общения); информативным (умение полно раскрывать тему общения); лингвистическим (язык. прав. высказывания).

44. Содержание и организация работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению на музыкально-ритмических занятиях. На таких занятиях формируются умения: -правильного диафрагмального типа дыхания (в положении лежа, сидя, стоя, в движении) с координацией носового и ротового вдоха и выдоха (беззвучные дыхательные упражнения); -фонационного дыхания (произнесение на выдохе изолированных звуков) с постепенным усложнением (произнесение звука с остановкой), в сочетании с движениями рук;   -речевого дыхания, произнесение речевого материала с использованием длительного экономного выдоха (ряд слогов, слогосочетания, слова со сменой ритма и темпа, словосочетания и предложения), сопровождая разными по характеру движениями: плавными и медленными, отрывистыми и резкими; -различение на слух и воспроизведение в собственном произношении (с движением и без движения, сопряженно с педагогическим работником, отраженно и самостоятельно): силы голоса (громко-тихо, громко-тише-тихо-шепотом, шепотом-тихо-громчегромко); - темпа речи (медленно-быстро, медленно-быстрее-быстро, быстро-медленнеемедленно); -высоты голоса (низкий, средний, высокий); -различение на слух и воспроизведение в собственном произношении (с движением и без движения, сопряженно с педагогическим работником, отраженно и самостоятельно) интонации (жалобной, гневной, удивленной, радостной и так далее); - -воспроизведение по подражанию педагогическому работнику и самостоятельно (с движениями и без них) изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и фразах звуков -артикуляционная дифференциация звуков: -слитное произнесение различного типа сочетаний согласных (в одном слове и на стыке слов); -произнесение на одном выдохе фраз с постепенным увеличением количества слогов в пределах от 5 до 12 («Я слушал интересную песню»); -произнесение слов, словосочетаний, фраз в нормальном темпе, с соответствующей интонацией, голосом нормальной высоты, силы, тембра, выделяя ударения в словах и логическое ударение во фразе, соблюдая орфоэпические нормы (с движениями и без движений); изменение логического ударения на материале одной и той же фразы; -декламация фрагментов стихотворений (слов из игр, прибауток и так далее) в разном темпе (умеренном, быстром, медленном, замедляя, ускоряя), с разной силой звучания голоса (громко, тихо, негромко, постепенно усиливая, ослабляя динамику звучания); - определение на слух логического ударения, пауз, темпа, динамических оттенков речи; -выразительное и эмоциональное чтение стихотворений и небольших фрагментов прозы после предварительного настроя в процессе беседы о прослушанной музыке; -подбор известных обучающимся стихотворений, фрагментов из прозы, близких по настроению прослушанной музыке. Т. о. содержание и организация работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению на музыкально-ритмических занятиях является составной частью всей коррекционной работы в школе для слабослышащих детей. Каждое музыкально-ритмическое занятие вносит определённый вклад в развитие речи.  

 

 

45. Самая важная и основная задача школ для детей с н/с – научить их говорить. Только благодаря словесной речи они могут чувствовать себя равноправными членами общества. В спец. школах для решения этой задачи используются различные формы речи: устная, письменная и дактильная. Дактилология (ручная азбука) является особой формой речи детей с н/с. Это речь при помощи жестовых обозначений. Во многом она напоминает письменную речь, как в русском язык, в ней тоже 33 знака. Наряду с дактильной речью в современных шк-х используют также жестовую речь. Она применяется как вспомогательное средство, главным образом при проведении внеклассных мероприятий. Жестовый язык позволяет: выразить свои чувства и понять чувства другого; передать информацию, когда другие способы невозможны; понять искренность и подлинность действий и высказываний человека. С ней изучается различные тексты: песен, стихотворений. При различных конфликтах, жестами гораздо проще и быстрее разрешить возникшую ситуацию. Ребенок эмоционально спокойнее перенесет это, используя жестовую речь. Жестовый язык играет важную роль при объяснении нового материала: значения слов, смысла высказываний, содержания текстов. Кроме этого, жестовый язык позволяет организовать заинтересованное обсуждение различных событий, отношений между людьми, информация о которых содержится в текстах по чтению, является предметом описания, беседы на внеклассных занятиях и т. д. Словесный материал (слова, словосочетания, высказывания) в этом случае естественно воспринимается и усваивается детьми как «один из вариантов картины отражения окружающего мира». Использовался жестовый язык дети справляются с заданием лучше, могут представить и описать предшествующие и последующие события, выразить в словесной речи свое отношение, могут показать достаточно высокий уровень развития связной речи.

 

 

46. Спецификапроведениязанятийпоразвитиюжестовойречи. Испецифика, иосновнаязадачазанятийпоразвитиюжестовойречи организацияразностороннегоинформационнонасыщенногообщенияучащихсядругсдругомиспедагогом, ликвидациядефицитасредствобщения, ситуации«молчания», активизацияречемыслительнойдеятельности, пропедевтикаовладениясловеснымречевымматериаломвдальнейшем. Обучениежестовойречидетейсослуховойдепривациейстроитсясучетомзакономерностейразвитияязыкавнорме, особенностейовладенияжестовойречьюглухимидетьмииспецификисловесно-жестовогодвуязычия. Сиспользованиемкоммуникативно-деятельностногоподходаназанятиисоздаетсяособаяатмосфера, стимулирующаяречевыеконтакты. Школьникидолжныпочувствоватьособенностьэтихзанятий: онимогутговоритьсвободноираскованнонадоступномимязыкебезвсякихограниченийибудутпонятывзрослым, педагогом. Внач. школедетиовладеваютжестовойречьюилисовершенствуютеенаосновеподражания. Их двестадии: 1) жестиспользуетсявзрослыми(родит-ми, учителями, старшекласми)иребенокэтовидит, улавливаетсмыслегоупотребления, 2)поподражаниюиспользуетегосам. Затемначинаютиспользоватьихвсамостоятельнойречи. Посодержаниюзанятиянапоминаютуроки«Человекимир». Определяяструктурупредстоящегозанятия, педагогунужнобытьготовымкгибкойееперестройкевпроцессепроведения. Надобытьготовымкречевым«сюрпризам», которыминасыщенывоспоминаниядетейиучитель это беретнавооружение, чтобыумелоуправлятьпроцессомобучения. Задачаучителябыстропереориентироваться, опираясьнавыявленныеудетейпредставления, определитьновуюзонуближайшегоразвития, сделав материалзанимательным, внесянаходуизменения, добавить, усложнитьилиобобщитьинф-ю. Учителюважнопридерживатьсяопределеннойсистемыпоощренияучащихся: несравниватьихмеждусобой! Оценкакаждогодолжнабытьиндивидуальна, подчеркиваяуспехи, достижениявовладенииречьюребенкаотносительноегособственныхрезультатовнапрошломзанятии(неделе, месяце)Коднойизособенностейорганизациизанятийследуетотнестиучетфактораналичияилиотсутствияслухауродителейучащихся. Впервоевремядетивпоискахтогоилииногословаостанавливаются, оченьсмущаются, теряются -желательнопомочь, подсказать, нонивкоемслучаенезаострятьвниманиенанезнанииилинечеткомпроизношениинужногослова. Когдадетиповторноиспользуюткакой-либоречевойматериалсошибками, необходимоисправлятьнеточности, осуществлятьбеглуюкоррекциюречи. Когдаребенок, вдохновляясь, начинаетчто-либорассказывать, допускаяошибки впроизношении, фиксироватьнаэтомвнимание, останавливатьегонельзянивкоемслучае(ученикзамкнётся, итогдавызватьегонадоверительноеобщениебудетсложно). Вернутьсякнедочетам-послеокончаниябеседы, виндивидуальномпорядке. Поддерживатьинтересксамостоятельномупоискуэквивалентовсловижестов. Постепенноониосознают, чтоокружающиепредметыимеютисловесное, ижестовоеобозначение, появляетсяжеланиеузнатьаналогизвестномужесту(слову). Детимогутинтересоватьсясловеснымиобозначениямитехжестов, которымионипользуютсячащевразговоресосверстникамииливиделиувзрослыхносителейжестовогоязыка. Инициативавпоискенедостающихзвеньевдвустороннейцепочки«жест–смысл–слово» обязательно поощряется. Накоррекционных занятиях-через жестовую речь познают окружающий мир, накапливаютзапаспредставлений, осознаютсвязиивзаимоотношениямеждупредметамиизатеммогутиспользовать, усваиваясловеснуюречь. Удетейнакапливаетсяопытправильноговоспроизведенияжестов, формируютсянавыкиихзрительноговосприятия. Сформированныежестовыепонятияобогащаютсловесные, становятсябазойдляихболеепрочногозапоминанияииспользования. Дляоптимизацииэтогопроцессацелесообразносовместноетематическоепланированиепрограммногоматериалаучителями, ведущимиурокибазовогокомпонента, иучителямижестовойречи. Занятияпоразвитиюжестовойречивыступаютвтакомсотрудничествепропедевтическими, опережающимипредметы(«Человекимир», «Русскийязык», «Чтение», «МаяРадзiмаБеларусь»идр. ), накоторыхшкольникиоперируютсловеснойинформацией. Безспециальныхобразовательныхуслугсостороныучителянеслышащийребенокневсостоянииосвоитьзакономерностипрямогоиобратногословесно-жестовогоперевода. Поэтомудляформированиянавыковосознанногопереводатребуетсяспециальнаяподготовканазанятияхпоразвитиюжестовойречи, гдесоздаютсяопределенныеобучающиеусловия. Вдальнейшемнаурокахжестовогоязыкапроцессинтеграциижестовойисловеснойречистановитсяобластьюособоговниманияучителя, центромурока, егограмматическойтемой. Обучающиесяцеленаправленносравниваютвысказываниянажестовомязыкесаналогичнымивсловесном, устанавливаютотличиеегозаконовотзаконовсловесногоязыка, чтоведѐ ткуменьшениюошибокнаписьмеивустнойречи. Поэтомувсреднемистаршемзвенеучитель, организующийзанятияпоразвитиюжестовойречи, всодержаниесовместногопланированиявключаетвзаимодействиесучителемжестовогоязыка(вдополнениекучителямпредметникам). Методическиеусловияорганизациизанятийнапервоначальномэтапе. Первыевстречисдетьмирекомендуетсяпроводитьвнепринужденной, неурочнойобстановке: неусаживаяихзапарты. Рекомендуетсявыйти, например, нашкольныйдвор, или, оставшисьвклассе, расставитьвсестульяпокругуисестьвместесмалышами. Таквсебудутвидетьдругдруга, аотсутствиепартиучительскогостола–сглаживатьпсихологическийбарьер«учитель–ученик». Целесообразно организовать беседу на несложную тему «Знакомство», кот. поможетпедагогувыяснитьуровеньихарактервладенияжестовойречьюучащимися. Сначалаучебногогодапервуюнеделюпребываниямалышейвшколепосвятитьизучениюихкоммуникативнойподготовкивиндивидуальномпорядке. Приэтомможноиспользоватьречевыеупражнения, знакомыеимсдетскогосада: ‘Назовикартинки’(сизображениемфруктов, животных, игрушек), ‘Расскажи, чтослучилось’(припредъявлениисюжетногоряда). Предметноесодержаниенаглядностибольшогозначениянеимеет, особоевниманиеуделяетсяхарактеружестовыхобозначенийивысказываний. Параллельносрассматриваниемкартинокцелесообразновводитьребенкавбеседу: ‘Какиефруктытылюбишь? Естьлиутебядеревня, гдеживутэтиживотные? Кодатывиделзеленыелисточки? Методическиеположения: 1. Занятияпожестовойречисодержательноопережаютпрохождениематериалапопредмету«Человекимир»ипоотношениюкнемувыступаюткакпропедевтические. 2. Успехзанятийзависитотчеткостивпостановкезадачивыбореформорганизацииивидовработсучетомкоммуникативно-деятельностногоподхода. 3. Понять, подхватитьдажемаленькийнамекнамысльвлюбойпопыткекоммуникацииглухогоребенка–вэтомдолжнопроявлятьсямастерствоучителя. 4. Главнымотличиемзанятийпожестовойречиявляется: а)естественность, непринужденностьобщения–«материнскаяшкола», перемещениедетейвпространствевсоответствиисзамысломреализациисюжета; б)использованиеестественновозникающихситуацийисозданиеихнамеренно–включениеизбыточнойинформациидлярасширениякругозорадетей; в)предпочтениенеформальнымопросам, анаправленномуобщениюдетей, сообщениямдругдругуопережитом, виденномвкино, нателеэкране–«вытаскивание»образовизглубинпамятиребенка; г)особаяатмосферадоверительности: «яинтересенвсем», «мнеинтереснывсе»ивкоммуникации«учитель-ученик», и«ученик-ученик»; д)выраженныйэмоционально-интеллектуальныйфон     занятий, подчеркнутаяценностькаждойсамостоятельноймысли; е)особоевнимание–формированиюречевыхуменийкакосновыречевойдеятельности; ж)систематическое         формирование, обогащение, приданиевыразительностижестовойречи–именнотойформекоммуникации, скоторойглухомуидтипожизни.

№48. Методика организации и проведения уроков математики для учащихся с нарушением слуха. Дети с нарушением слуха имеются особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и замедленным развитием познавательной сферы. Выделенные особенности психического развития детей оказывают негативное влияние на усвоение ими математических знаний и навыков. Выделяют следующие проблемы, возникающие у глухих и слабослышащих детей: затруднения при проведении логических операций, анализе зависимостей между различными величинами, выделении отдельных переменных, сопоставлении полученных результатов с исходными, формулировании выводов; недостаточное развитие речи, приводящее к трудностям понимания словесного выражения условия задачи; затруднения в определении пространственных отношений между объектами с помощью словесных средств; несформированность пространственных образов; затруднения при выборе способа решения, установления отношений порядка между величинами. Методика проведения учебных занятий по математике с детьми с нарушением слуха должна иметь следующие особенности, позволяющие снизить нагрузки на ребенка: представление информации с использованием наглядности и активизации мыслительной деятельности (постановка различного рода вопросов). Не менее важным, считаю комплексное использование устной, дактильной и жестовой речи, представление материала малыми дозами, немногословность, четкость изложения, отсутствие лишних слов, многократное повторение. С учетом сказанного, выделяю следующие пути повышения уровня математической подготовки детей с нарушением слуха, сочетающие в себе принципы, как общего, так и специального образования: упорядоченное сочетание использования достаточного уровня наглядности и различных форм речи (устной, письменной, жестовой); развитие активной математической речи и логического мышления уч-ся; формирование навыков учебной деятельности.

50. Методика организации и проведения уроков русского языка для учащихся с НС Добукварный и букварный период, послебуквварный, развитие речи. Обучение грамоте, чтению, работа над грамматикой, словом, предложением, связной речью. Формирование диалогической и монологической речи, развитие навыков чтения и письма, совершенствованию и развитию навыков устной и письменной речи Со стороны сильных учеников оказывается помощь слабым (сначала они действуют по подражанию, потом самост. ). При обучении детей разговорной речи, вт. ч. дактильной (они провядят анализ и синтез слова по буквам) требуется общения полными предложениями. Обязательной формой организации учебного процесса в школе слабослышащих являются индивид занятия. Они предусматриваются учебным планом и программой по русскому языку д. На них работа над произношением и развитием слухового восприятия. При планировании обязательно устанавливается связь индивидуальных занятий по развитию слух восприятия и обучению произношению с учебным материалом уроков. У слабослышащих нередко наблюдается нарушения грамматики и синтаксиса, пропуск и смешение зв, неправильное согласование слов («В лесу слышались пение птиц»), неправильное употребление падежных окончаний («Он лежал в палатку»), пропуск предлогов («Все лицо морщинках»), употребление лишних предлогов («Друзья ушли в куда-то далеко») и другие ошибки аграмматизмы при употреблении сложных предложений, долгое время не овладевают фразовой речью, их речь состоит из не связанных между собою слов. Неоднократно сочетаются варианты восприятия информации: слухо-зрительно, на слух, по чтению с губ. Образец-педагог.

49 Методика организации и проведения уроков чтения для учащихся с нарушением слуха. На ступени начальной школы чтение объединяет в себе цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Формирование навыка чтения ведет их в мир знаний и представлений об окружающем мире. Уроки чтения имеют и коррекционную направленность, так как процесс обучения строится в соответствии с принципами коммуникативной системы. На уроках максимально стимулируется овладение детьми словесной речью, всеми ее сторонами – произносительной, лексической, грамматической, семантической в условиях использования и развития остаточного слуха. Работа над навыком чтения включает: Работа над технической стороной речи ( правильность, беглость), работа над смысловой стороной навыка чтения ( сознательность, выразительность). Работа над ТСНЧ состоит: Чтение слогов и слов(до чтения всего текста) звукобуковенный анализ новых слов словосочетаний с сопутствующим уточнением(если на это необходимо) их значений; дифференциация сходных слогов и слов; чтение слогов и слов по подобию; ч тение слогов и слов с «подготовкой» и т. д Тренировочные упражнения: Чтение текста по цепочке; чтение текста по абзацам; чтение по эстафете; выборочное чтение с опорой на иллюстрацию. Игровые упражнения: «Слог потерялся»; «Буква потерялась», «Кто самый внимательный? » Упражнения для выработки беглости чтения: Звуковой анализ слов приОбязательном использовании ЗУА; аналитико-синтетический анализ звукобуквенногосостава слова (упражнения с разрезной азбукой); неоднократное чтение новыхили трудных для произнесения слов и словосочетаний, предваряющее работу с текс-том, а также в ходе чтения; разные виды чтения: тихое, громкое, про себя, выборочное.

Работа над ССНЧ: В современной методике, по мнению О. В. Сосновской, утвердилась точка зрения, что сознательность чтения (в классах слабослышащих); предполагает: осмысление значения каждой языковой единицы текста; понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, окрашенности; т. е. позиции автора и своего собственного отношения к чтение предложений с выделением пауз, словесного и прочитанному; осознание себя как читателя.

Приемы обучения выразительному чтению: чтение по ролям; коллективное чтение; упражнение в чтении с разными установками (например: читать громко, тихо, медленно, быстро); чтение фраз с выделением отдельных слов на основеподражания учителю; Работа над выразительностью представляет собойсоединение нескольких направлений ТЕХИНИЧЕСКОГО – включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата; - СМЫСЛОВОГО – реализующего всю систему работы по осмыслению идеи произведения; ТРЕНИРОВОЧНОГО – имеющего целью упражнять детей в выразительном прочтении произведения после анализа. Интонационного.

Типология уроков чтения по Никитиной М. И. 1. Вводный урок к теме. 2. Урок первоначального анализа знакомства с текстом. 3. Урок(и) по анализу содержания. 4. Обобщающий урок по теме. 5 Урок внеклассного чтения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...