Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закрепление навыка словообразования




Послушай слова. Возьми картинку девочки из Приложения 1, назови ее Лара. Пред­ставь, что она выполняет все названные действия. Четко, выделяя голосом звуки Л — Р, повтори каждое незаконченное действие 2-3 раза. Затем назови новое законченное действие. Составь о Ларе 4-5 предложений и четко их проговори.


Например: Лара раскрывала-раскрывала коробку и наконец... раскрыла.

Раскрывала, развешивала, расклеивала, рассматривала, разрисовывала, рас­ставляла, расправляла, размешивала, расчесывала, разглаживала, расстегива­ла, развязывала.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ)Р (РЬ) в коротких рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

У Нюры юла красива, да мала.

Мила — краса, голубые глаза.

Клава села в палатку, Клава съела баранку.

Рисовал художник ламу и картину вставил в раму.

Дедушку зовут Лука, у него болит рука.

Фрол рад, что поет в лад.

В руках игла — это не игра!

У нашей Луши в руках две груши.

Малы комары, да злы до поры.

Мыло серо, а моет бело.

Мара мала, лак пролила.

Среди белых голубей один серый воробей.

Кира мыла мылом Иру.

Лесорубы на столы положили топоры.

Ловкий крот влез на плот.

Ловко я беру пилу и пилой дрова пилю.

Говорила сорока сороке: «Я как рыба молчу на уроке».

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ) в стихотворных текстах. Развитие интонационной выразительности речи

Послушай истории в стихах. Проговори их с выражением и перескажи своими сло­вами. Объясни, что же в них забавного.


Огорченная сорока Возвращалася с урока, Весь урок болтала с сойкой И домой вернулась с двойкой.

На лужайке сидел рыболов, Терпеливо копал червяков, Увидал рыболова скворец И сказал: «Настоящий отец! Ищет корм даже лучше, чем я, Сразу видно — большая семья!»


Хочет в сад попасть улитка, Да мешает ей калитка. Я открыть калитку рад, Пусть ползет улитка в сад. Целый час держал калитку — Тихо ползает улитка.

Старый пес среди двора Караулил куль добра, Воры куль добра не брали, Воры сторожа украли.


Что ты, ветер, натворил?                              Рассердился, набежал,

Что ты в небе смастерил?                           Облака перемешал.

Из курчавых облаков                                     Где картины? Где река?

Сделал рыб, коров, слонов.                         В небе просто облака!

Ветер, видно, не услышал,

Ветер из терпенья вышел,                           Солнце по небу гуляло,

Солнце в озеро упало, Прошептало: «Спать пора!» И исчезло до утра.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ) в загадках

Послушай и отгадай загадки. Не торопясь, выделяя голосом звуки Л — Р, повтори каждую из них. Загадай родным и знакомым понравившиеся загадки.

Окна светлые кругом,                                   К нам во двор забрался крот,

Едет мимо желтый дом,                               Вырыл яму у ворот,

Носит обувь из резины                                Тонна в рот земли войдет,

И питается бензином.                                   Если крот раскроет рот.

(Автобус.)                                                           (Экскаватор.)

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,                               Желтый одуванчик

А из них лишь три сороки                           По двору прошел,

Приготовили уроки.                                     Желтый одуванчик

Сколько лодырей сорок                              Зернышки нашел.
Прилетело на урок?                                     (Цыпленок.)

(Четыре.)

В полотняной стране,

Приближаться к дому стала,                      По реке-простыне

С неба солнышко украла.                           Корабль плывет

(Ночь.)                       То вбок, то вперед.

(Утюг.)

Долговязый Тимошка Скользит по белой дорожке,

Его темные следы —                                    Как на стежке, на дорожке,

Твои лучшие труды.                                      Вижу алые сережки.

(Ручка.)                                                     (Земляника.)

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) — Р (РЬ) в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, со­храняя четкость и громкость произношения.


Король — орел, орел — король.

Клара у Вали играла на рояле.

Орел на горе, перо на орле.

Карась, в лаз не лазь!

Проворонила ворона вороненка.

На гармони громко заиграл Еремка.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Прорубь прорубили — рыбки наловили.

Ворона цыплят воровала, а Варвара караулила.

Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.

К полудню Лара с Полей пол поля пропололи.

Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула.

Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос, мне тарелку Валерка на подносе принес.

Сорока-белобока садится на забор, сорока-белобока заводит разговор.

За поселком, у проселка в поле пела перепелка, перепел прилетел, перепелку перепел.

Краб крабу сделал грабли, подал грабли крабу краб: «Сено, краб, граблями грабь!»

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.

Ушел Прокоп — кипел укроп, пришел Прокоп — кипит укроп.

Я во двор вела вола, за рога вола вела, в хлев вела вола, а вол в огород меня завел!

Свинья тупорыла полдвора рылом перерыла, до норы не дорыла.

Вертлявый ветер вырывал ворота, как вертушки, ворчливый ворон воровал вчерашние ватрушки.

Уточка вострохвостка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

Наловил Валерий полведра форели, угостил форелью Дарью и Лукерью.


СОДЕРЖАНИЕ

От автора............................................................................................................................. 3

1. Формирование звука ЛЬ............................................................................................. 7

2. Различение звуков ЛЬЙ на. слух и в произношении................................... 25

3. Формирование базового звука С............................................................................ 32

4. Формирование производного звука СЬ............................................................. 54

5. Различение звуков ССЬ на слух.................................................................... 64

6. Формирование первично производного звука 3.............................................. 66

7. Формирование вторично производного звука ЗЬ............................................ 77

8. Различение звуков С — 3 на слух.......................................................................... 82

9. Различение звуков 3 — ЗЬ на слух......................................................................... 84

 

10. Формирование производного звука Ц............................................................... 86

11. Различение звуков СЦ на слух и в произношении.................................. 97

12. Формирование базового звука III...................................................................... 101

13. Различение звуков С — Ш на слух и в произношении.................................. 124

14. Формирование производного звука Ж.............................................................. 133

15. Различение звуков III — Ж на слух................................................................... 143

16. Различение звуков 3 — Ж на слух и в произношении................................ 145

17. Формирование производного звука Щ............................................................. 150

18. Различение звуков СЬЩ на слух и в произношении............................... 157

19. Формирование вторично производного звука Ч.......................................... 161

20. Различение звуков ЧЩ на слух и в произношении................................ 170

21. Формирование базового звука Л........................................................................ 174

22. Формирование базового звука Р........................................................................ 201

23. Формирование производного звука РЬ.......................................................... 228

24. Различение звуков РРЬ на слух................................................................. 237

25. Различение звуков Л (ЛЬ)Р (РЬ) на слух и в произношении................. 239

Приложения «Картинное лото»


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...