Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.3. Идея всеединства в русской философии. Философия В.С. Соловьева




Идеи всеединства в русской философии. Всеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип внутренней формы совершенного единства множества, согласно которому все элементы такого множества тождественны между собою и тождественны целому, но в то же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство, а образуют особый полифонический строй. Всеединство - категория особого рода, не допускающая исчерпывающего дискуссионного выражения, а имеющая скорей характер интуитивно - символического указания на некий специфический способ или строй бытия, который никогда не удается раскрыть до конца в понятиях. Истоки подобного статуса всеединства кроются в том, что его философское продумывание с необходимостью выходит в сферу коренных проблем онтологии, связанных с апориями единого, бытия и иного.

Русские «системы всеединства» далеко не единообразны и вовсе не составляют одной узкой школы. Но они самым тесным образом связаны с предшествующей метафизикой всеединства на Западе и, как правило, для каждой из них несложно увидеть, к какому конкретно учению - или иному корню - восходит принятое в ней понимание всеединства. Русская метафизика всеединства включает в себя философские учения, где концепция всеединства опирается:

· на мифологему Софии Премудрости Божией: Вл. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, Е. Н. Трубецкой;

· учение Н. Кузанского: С. Л. Франк, Л. П. Карсавин;

· монадологию Лейбница: Н. О. Лосский, отчасти Л. П. Карсавин;

· идеи античного символизма: П. А. Флоренский (позднее учение), А. Ф. Лосев.

С первых же шагов философского становления русской философской мысли, всеединство - его девиз, его формула Высшего Начала. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 –1900) считается крупнейшим философом России XIX века. Важнейшие работы: «Философские начала цельного знания» (1887), «Духовные основы жизни» (1882 –1884), «Теоретическая философия» (1897 –1899), «Оправдание добра» (1899). Он создал философскую систему, охватывающую все области философского знания при единстве подхода, логической последовательности и взаимосвязи основных идей. В. С. Соловьев в произведении « Мифологический процесс в древнем язычестве» (1873) пишет о том, что языческие боги «лишь разнообразные выражения всеединого - to pan». А вскоре, всеединство для него уже главное орудие построения всеохватной философской системы, универсальный, конструктивный принцип.

а) Учение о всеединстве. Общая формулировка «Всё существует во всем». Всё существует во всём не буквально, а лишь как тенденция, как закон. Всеединство – это гармония и согласованность всех частей Вселенной. Но в мире существенное место занимает элемент дисгармонии и рассогласованности. Абсолютное всеединство – это идеал, к которому мир лишь стремится. Абсолютное всеединство – это Бог, а мир – всеединство в состоянии становления. Мир содержит божественный элемент (всеединство) в потенции, как идею. Но без этого элемента мир не может существовать, ибо в этом случае он бы рассыпался на изолированные и враждебные друг другу части.

Абсолютное всеединство есть абсолютная «нераздельная цельность бытия». Это такое соединение отдельных элементов мира, которое не уничтожает самостоятельность элементов. В своем идеальном выражении это Бог, соединяющий мир в единое целое посредством любви. Любовь есть то, без чего соединение отдельных частей не может быть гармоничным и согласованным. Наличие в тварном мире хаоса есть следствие грехопадения. Мировой процесс представляет собой возвращение к первоначальному всеединству. По Соловьеву, положительное всеединство это такое, которое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех.

Моделью положительного всеединства служит для него живой организм, для которого правилом является такое соединение частей, когда каждая часть «заинтересована» во всех других и в целом. Например, болезнь отдельного органа неизбежно отрицательно сказывается на всём организме. Здоровье одной части идет на пользу всему организму.

В своем эмпирическом выражении жизнь есть борьба за выживание. Но наряду с конкурентной борьбой в жизни существенен момент солидарности и взаимопомощи. В сочетании борьбы и солидарности Соловьев видит особую сложность мироздания, с трудом усваиваемую человеческим умом. В этом сочетании находит своё выражение «последняя тайна» жизни, особый замысел Божий или премудрость Божья – София.

б) Учение о Софии. София – не только понятие, но и образ красоты, хрупкости, порождающего начала и в то же время – двойственности, переменчивости и безразличия. Мысля Софию как философское понятие, Соловьёв одновременно представляет её совершенно наглядно – в виде прекрасной женщины. В понятии Софии заключено множество смыслов. Это понятие выполняет разные функции:

1) Соловьёв сознательно стремится избежать односторонне-рационалистического характера своей философии, а придает ей поэтический характер.

2) София играет роль «соединительного моста» между рациональным содержанием философии и её поэтически-возвышенной стороной.

3) София призвана показать, что мир одушевлен.

4) София индивидуализирует понятие Души мира.

5) София – символ и наглядный образ любви.

6) София объединяет человечество, всех людей.

7) София – это «тело Христово».

в) Учение о человеке. Человек есть особый посредник между Богом и земным миром. Человек призван завершить эволюцию природы. На пути к положительному всеединству стоит много преград. Главная преграда заключена в самом человеке, в котором действует две противоположные силы: стремление к эгоистическому самоутверждению, порождающее зло и страдание; духовное стремление к единению с другими людьми, обществом и природой – сила божественная, способная преодолеть зло и страдание.

Согласно Соловьеву, человек есть существо нравственное, в основе нравственности лежат три свойства человека: чувство стыда, жалость и чувство благоговения. Чувство стыда свидетельствует, что человек отделяет себя от своей животной природы. На чувстве стыда основывается совесть. Совесть есть проявление стыда в отчетливой и обобщенной форме. Чувство жалости – человек ощущает чужое страдание. Чувство благоговения есть чувство преклонения перед высшим. Оно имеет сложную структуру, так как состоит из любви, из полного подчинения чему-то высшему и таинственному.

Особую роль играет понятие любви. Любовь – космическая, сверхприродная сила, действующая в природе, обществе, человеке. Это сила взаимного притяжения. Любовь выполняет многообразные функции: а) через любовь человек открывает и познает безусловное достоинство личности своей и чужой; б) сила любви открывает идеальный образ любимого и образ идеального человека вообще; в) половая любовь соединяет материально и духовно существа мужского и женского пола; г) любовь не только сфера частной жизни, она значима для жизни общественной.

г) «Русская идея». По Соловьеву, «русская идея» – это историческая миссия России. Эта миссия связана с задачей усиления роли христианства и христианских ценностей в противовес варварству и обскурантизму. Россия должна стать инициатором и главной опорой духовного объединения христианских стран. Необходимо мощь Российской империи направить на окончательное осуществление социальной троицы, где каждое из трех главных органических единств – церковь, государство и общество, будут находиться в «безусловной внутренней связи» с двумя другими. Три лица социальной троицы должны быть «безусловно солидарны между собой», поскольку являются органами единого организма. Соловьев сознательно исходил из необходимости преодоления противоположности между западничеством и славянофильством.

Идею всеединства развивал Сергей Николаевич Трубецкой (1862 ‑ 1905) Его концепция Абсолютного (Всеединого) Сознания - формируется как сочетание, скрещивание концепции Абсолютного как всеединства с неокантианским подходом, утверждающим примат гносеологических установок и категорий над онтологическими. Абсолютное Сознание у С. Н. Трубецкого - собрание всех истин, относящихся ко всему сущему в мире, а также к Абсолютному как таковому. Истина же трактуется им гносеологически - как определение содержания знания, познающего предмет, истинное суждение о предмете. Наконец, концепции всеединства и софийного первообраза отчасти конкретизируются и раскрываются у Трубецкого с помощью идеи преображения, одной из коренных идей русского религиозного сознания. Замысел Божий о вещи - не отвлеченное понятие, но сама эта вещь по преображении своей эмпирической природы; и он является не чуждым чувственному облику вещи, но преображено чувственным, духовно-чувственным. Поэтому «чувственное не исключено из Абсолютного Сознания, а наоборот, в нем положено и насквозь пронизано мыслью. Оно не есть ни только мысль, ни только чувственность, но абсолютный синтез того и другого».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...