5.5. Философия «русского космизма». Философские идеи русских врачей-естествоиспытателей.
Особое место в развитии русской философии занимает учение космизма. Русский космизм является философским направлением, ставящим в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств. Он связан с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Космизм - это совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие в центр своих исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к мистико-интуитивному познанию внеземных пространств. Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, но также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Значительный интерес представляет нравственный, социально философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации. Основоположник русского космизма — Николай Федорович Федоров, научные представители — Владимир Иванович Вернадский, Константин Эдуардович ЦиолковскийиАлександр Леонидович Чижевский. Основная идея русского космизма состоит в том, что человечество, человеческий разум — не случайный продукт эволюции Вселенной, что между человеком и космосом существует фундаментальная связь, что человеческий фактор со временем превратится в космический. Космизм – это идея активной эволюции, т. е. необходимости нового сознательного мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство.
Николай Федорович Федоров (1829 –1903) – родоначальник русского космизма. В основе его концепции лежит поиск глубинных причин зла и разработки средств его преодоления. Главное зло для человека он усматривал в смерти, порабощенности человека слепой силой природы. Поэтому человек пытается решить прежде всего проблему самосохранения, что неизбежно порождает эгоизм, безнравственность общественного строя. Федоров выдвигает идею регуляции природы силами науки и техники. Человечество должно объединиться для борьбы со слепыми силами природы. Регуляция природы мыслилась им как принципиально новая ступень эволюции, как сознательный этап развития мира и космоса. Он пишет: «Потому-то и нет в природе целесообразности, что её должен внести сам человек, и в этом заключается высшая целесообразность». В его проекте – и овладение природой, и переустройство человеческого организма, и управление космическими процессами, и «воскрешение отцов», т. е. возвращение людям жизни, отнятой у них людьми или природой в процессе войн, голода, природных стихий и т. д. По Федорову, долг воскрешения есть не только высшая нравственность, но и само христианство, превращение его догматов в заповеди. Он считал христианскую идею личного спасения неверной и настаивал на соборном, всеобщем спасении, победе над смертью. В дальнейшем учение Федорова развивалось в двух направлениях: религиозно-философском и естественнонаучном.
Религиозно-философское направление русского космизма. Тема космизма рассмотрена В. С. Соловьёвым в трактате «Чтения о Богочеловечестве». Можно выделить несколько бесспорных идей космизма В. С. Соловьёва: · Идея всеединства, вечного органически целостного истинно сущего мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это хаос). · Тайна сопричастности человека космосу в его (человека) божественной природе (человек являясь посредником между Богом и материальным бытием, проводником единящего действия на стихийную множественность, человек - устроитель и организатор вселенной. · В космосе главенствуют нравственно-религиозные смыслы (целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых моментов его эволюции и бытия. · Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое мировосприятие («восприятие мира в элементе софийности»), тем самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического созерцания. Павел Александрович Флоренский (1882—1937) — религиозный философ, ученый-энциклопедист является одним из тех, кого по праву относят к традиции «русского космизма». Он считал, что существует «идеальное родство» мира и человека, их «пронизанность друг другом», взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде «образом и подобием Вселенной» и несущий в себе всё, что есть в мире. Несмотря на то, что космический подход к человеку лишает его полноты личностного бытия, П. А. Флоренский сумел найти выход из этой трудной ситуации. И мир, и человек одинаково сложны и внутренне бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. «Мир есть раскрытие Человека, проекция его». В этом заключается космически-антропологический дуализм (или двуединство). Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: «В ней действительность одухотворяется, освящается, обоживается». «Обожение» является конечным результатом спасения всего мира через спасение человека, которое происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет конфликт человека и мира, это и есть «космическая сторона христианства».
Космология у Флоренского развертывается в систему философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства, Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну природного бытия. Флоренский очень верно вскрывает основную предпосылку современной науки о природе, а тем самым и существо космологии: для современной науки действительно существенно восприятие неисчерпаемой мощи природы, ее бесспорной творческой силы, динамизма присущих ей «начал». Для Флоренского природа — не феномен, не система «явлений», а подлинное реальное бытие с бесконечной мощью сил, действующих в ней же, а не извне. Лишь в христианстве, как особо подчеркивал Флоренский, природа является не мнимым, не феноменальным бытием, не «тенью» какого-то иного бытия, а живой реальностью. У П. А. Флоренского картина бытия - статична: динамические процессы, эволюция, история определяющего значения не имеют. Как считает Флоренский, вся история мира - это мрак, одна лишь «ночь, один страшный сон, растягивающийся в века». Таким образом, философия Флоренского - это космизм без эволюционизма («преображение мира» не выходит за рамки отдельных церковных очагов и не проникает в мировую жизнь и социальную деятельность человека). Для Флоренского природа — не феномен, не система «явлений», а подлинное реальное бытие с бесконечной мощью сил, действующих в ней же, а не извне. Лишь в христианстве, как особо подчеркивал Флоренский, природа является не мнимым, не феноменальным бытием, не «тенью» какого-то иного бытия, а живой реальностью. Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944) был философом-богословом. В молодости испытал влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг. Духовный кризис, обративший его к религии, не позволил ему ограничиться «чистой философией». Углубив темы космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской философии. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков развивает учение о Софии-Премудрости Божией — как предвечно сущей в божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София имеет двойственный характер – одновременно небесный, божественный, и тварно-человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего.
Иван Александрович Ильин (1882—1954) — философ, теоретик религии и культуры, политический мыслитель. Первоначально приобрел известность как исследователь и последователь философии Г. Гегеля. Затем разработал собственную оригинальную онтологическую и теоретико-познавательную концепцию. Ильин рассматривал познание в контексте культуры, считая, что основной порок современной ему культуры и современного человека обусловлен противопоставлением ума и сердца, разума и чувства. Разработанные Ильиным проблемы социальной философии охватывают такие темы, как национализм и партийность, соотношение республики и монархии и др. Естественнонаучное направление русского космизма. Владимир Иванович Вернадский (1863 –1945 ) – выдающийся естествоиспытатель и мыслитель-гуманист. Основные работы: «Научная мысль как планетарное явление», «Химическое строение биосферы Земли и ее окружения». По Вернадскому, биосфера – это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся по своим внутренним законам. Главным фактором, формирующим биосферу, выступает живое вещество, осуществляющее многообразные геохимические и планетарно-космические функции. Живое вещество вечно, изначально присутствует в Космосе и повсеместно в нём распространено. Вернадский указывает на существование трёх различных пластов реальности: 1) космических просторов; 2) атомных явлений; 3) жизни человека, природных явлений ноосферы и нашей планеты, взятых как целое. Эти три пласта отличны друг от друга по свойствам пространства-времени. Они проникают друг в друга, но и отграничиваются друг от друга. Ноосфера – область планеты, охваченная разумной деятельностью человека. Основные предпосылки возникновения стадии ноосферы таковы: 1) распространение человека – одного биологического вида, обладающего разумом, – по всей поверхности планеты, победа этого вида в борьбе с другими биологическими видами; 2) развитие средств связи и обмена, интегрирующих людей в единое целое; 3) открытие новых источников энергии (атомная, солнечная и др. ), придающих деятельности человека масштаб геологических преобразований; 4) массовая демократизация государственного устройства; 5) взрыв научного творчества в ХХ в. Своеобразным венцом развития ноосферы должно стать освобождение человечества от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли, – условие отрыва будущего человечества от одного планетного тела и перехода его эволюции в космос.
Отдавая приоритет науке, Вернадский подчеркивал, что она неотделима от философии. По его мнению, научное познание расширяется путем не только логических приемов мышления, его источником служат также вненаучные формы, философия и религия. Конец ХIХ в. и начало ХХ в. в России ознаменовался появлением целого ряда выдающихся врачей, как теоретиков, так и практиков, пытавшихся в своей профессиональной деятельности использовать и развивать философские материалистические идеи. Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) - учёный-естествоиспытатель, физиолог, педагог и просветитель. Член-корреспондент (1869), почётный член (1904) Санкт-Петербургской академии наук. Создатель первой российской физиологической научной школы и естественно-научного материалистического направления в психологии. В отличие от ряда стихийных материалистов-естествоиспытателей был сознательным поборником материалистической философии. Большое значение для теории познания материализма имело его открытие отражательной рефлекторной природы высшей нервной деятельности животных и человека. Научная деятельность Сеченова охватывала широкий круг физиологических и психологических проблем: физиология дыхания, обмен веществ, газообмен, нервно-мышечная физиология. Сеченов активно изучал физиологию мышечной деятельности и мышечного утомления, проводил исследования газообмена у человека в разных условиях, на основе которых оцениваются энергетические траты организма, исследовал механизм спинномозговых рефлексов, центры, задерживающие рефлексы, иннервацию сердца, гальванические явления в спинном и продолговатом мозгу лягушки, вопрос о почечном кровообращении, некоторые вопросы пищеварения, флуоресценцию глазных сред и многое другое. Сеченов обогатил науку целым рядом весьма важных физиологических открытий и внёс большой вклад в изучение центральной нервной системы, где ему принадлежат фундаментальные открытия, составляющие основу всех форм мозговой деятельности. После выхода на пенсию Сеченов продолжал экспериментальную работу и написание статей, опубликовал «Очерк рабочих движений» (1901), «Элементы мысли» (1878, 1903) и свою последнюю лабораторную работу — «К вопросу о влиянии чувственных раздражений на мышечную работу человека». И. М. Сеченов выдвинул первую в отечественной науке программу построения психологии как самостоятельной науки на основе объективного метода («Кому и как разрабатывать психологию? », 1873 год), в отличие от представлений о психологии как науке о явлениях сознания, данных субъекту в его внутреннем наблюдении (интроспекции). Наиболее адекватным в изучении психической деятельности Сеченов считал генетический подход, то есть анализ развития психики в процессе жизни человека. В своих исследованиях Сеченов отстаивал положение о том, что принципы научного познания, сложившиеся в естествознании, такие как принцип детерминизма, экспериментальный метод и др., применимы и к душевным явлениям, но с учётом их специфики по сравнению с нервными процессами. Иван Петрович Павлов (1849 – 1936 ) – великий русский учёный, который, начав изучать процессы пищеварения, внёс решающий вклад в изучение высшей нервной деятельности – в частности, изучил условные и безусловные рефлексы. И. П. Павлов фактически является первопроходцем бихевиоризма – психологического направления, получившего распространение в США. Павлов верил в силу науки и боролся против агностицизма, идеализма и метафизического подхода к изучению мира и человека. Известен учёный и своей общественно-политической активностью. В своих статьях, посланиях он выступал против произвола властей, насилия, несправедливости. Достаточно известно его «Письмо к молодёжи», написанное в 1935 году. В нём он описывал, как нужно правильно подходить к науке, чтобы достичь её вершин. И. П. Павлов писал, что начинать нужно с малого, познавая вначале самые азы науки и не гнушаясь даже самой «чёрной» работой в научном процессе. И каких бы успехов в научной деятельности ты бы не достиг, каждый раз напоминай себе, что ты ещё ничего толком не знаешь. И. П. Павлов был первым, кто открыто назвал советский государственный режим фашизмом. И это он написал не где-нибудь, а в своём письме правительству от 1934 года. Во многих своих письмах он критиковал советскую власть и отмечал, что не признаёт её. Один из главных пороков советской власти, по его словам, заключался в том, что при ней государство неимоверно возвеличено, а человек не имеет никакой ценности. Илья Ильич Мечников (1845 – 1916 ) - русский и французский биолог, Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908), один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, теории фагоцителлы, основатель научной геронтологии. Для него был характерен стихийно материалистический метод рассмотрения объекта изучения, стремление изучать явления органической природы в их связи и взаимообусловленности. Конечной целью борьбы с преждевременной старостью Мечников считал ортобиоз — достижение «полного и счастливого цикла жизни, заканчивающегося спокойной естественной смертью». На основании учения Мечникова об ортобиозе в современной науке сложилось междисциплинарное направление «ортобиотика».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|