Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.3. Позитивистские концепции научного знания. Основные этапы эволюции позитивизма.




В 30 –40–х гг. XIX в. возникает и широко распространяется философия французского мыслителя Огюста Конта (1798 –1857), которая получила название позитивизма.

Конт считал необходимым выработать такое философское знание, которое было бы ни материалистическим, ни идеалистическим. В этих целях предстояло построить систему «положительного” знания, которое должно быть бесспорным и точным, опирающимся исключительно на факты.

Позитивизм выступил с требованием «чистого опыта», т. е. исследования явлений без философии и какого-либо оценочного знания. Он выступил под флагом борьбы со схоластикой, за единство философии и науки. Конт формулирует три закона: 1) закон «трех стадий»; 2) закон постоянного подчинения воображения наблюдению; 3) энциклопедический закон, выражающийся в классификации наук.

Конт полагал, что в обществе действует закон двойственной эволюции: интеллектуальной и технической. Он писал, что человечество проходит три стадии своего интеллектуального развития: теологическую, метафизическую и позитивную. Оно также проходит и три стадии своего технического развития: традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное. Первое определяется теологией, второе – метафизикой, а третье – наукой.

По Конту, наблюдение – это универсальный метод приобретения знаний. Развитие же науки он понимает как накопление полученных знаний и, прежде всего, законов. Знания предстают как описательные знания и противопоставляются тенденции объяснения. Познание у него не идёт дальше эмпирического.

Основные идеи Конта продолжил английский философ Джон Стюарт Милль (1806 –1873).

Он был сторонником эмпиризма, отрицал возможность дедуктивного знания, рассматривал логику как «ветвь» психологии. Он утверждал, что любой вывод – это вывод «от частного к частному». Считал индукцию основным методом позитивизма, в которой выделял четыре метода: метод согласия, метод различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений.

Взгляды Милля оказали большое влияние на английского философа Герберта Спенсера (1820 –1903).

Спенсер соглашается с тем, что философия есть такое знание, которое «переходит границы обычного знания», хотя философии досталась та же область, которой занимается и наука – природа, человек, мир. По Спенсеру, философия – это научное знание, а не сумма наук. Специфика этого знания в отличие от знания положительных наук состоит в том, что это знание на уровне обобщения законов конкретных наук, оно дает представление о наиболее общих принципах бытия и познания.

Конт, Милль, Спенсер предложили классификацию наук, которая показывает, что познание мира науками осуществляется с разной степенью абстрактности. Позитивизм предлагает анализировать конкретные и всеобщие характеристики познавательной деятельности. Позитивизм содействовал развитию философии науки, которая подчеркивает, что философия вовсе не обладает исключительным правом на истину и её надо рассматривать на равных основаниях с наукой. Методология позитивизма оказала сильное влияние на развитие не только естественнонаучных, но и социальных исследований. «Кредо объективизма», которое сводилось к ряду требований при изучении общественных явлений: 1) пользоваться, прежде всего, теми же методами, что и естествоиспытатели (количественные методы); 2) изучать в первую очередь факты, а не их причины; 3) избегать какого-либо ценностного подхода при анализе исследуемого материала.

Вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм – возникает в конце ХIХ – начале ХХ века. Основными его представителями были немецкий физик Э. Мах, швейцарский философ Р. Авенариус, французский математик, физик и философ Ж. Пуанкаре, английский математик и философ К. Пирсон. Этот позитивизм претендовал на «третью линию» в философии, заявляя, что является философией не материализма или идеализма, а Философией реализма. Он утверждал, что любое научное знание – физическое, астрономическое, биологическое и т. п. – есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.

Эмпириокритицизм (махизм) развивается на основе новейших открытий физической науки: теории относительности, квантовой механики, геометрии Лобачевского-Римана и т. д. В философии махизма доминируют субъективно-идеалистические идеи. В силу этого позитивистская методология оказывается не в состоянии выполнить научные методологические функции и содействует методологическому кризису, который сопровождал революцию в физике.

Третья историческая форма позитивизма неопозитивизм возникает в 20-е годы XX в. Идейным и организационным ядром явился Венский философский кружок, в который входили М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Л. Витгенштейн и др. Венский кружок пропагандирует философию неопозитивизма как логического позитивизма. В дальнейшем логический позитивизм развивается как аналитическая философия, которая, в свою очередь, разрабатывается в двух направлениях – логического анализа философии с применением аппарата современной математической логики и лингвистической философии. Последняя отвергает логическую формализацию как основной метод исследования и занимающуюся исследованием типов выражений обыденного языка, в том числе, когда она употребляется для разработки философских понятий. Большую роль в развитии первого направления сыграл английский философ, логик, математик, социолог Бертран Рассел, в развитии второго – Людвиг Витгенштейн, который концентрирует своё внимание на языке. Мысль выражается в языке, а значит, именно язык есть граница мышления. Философия понимается либо как наука (Рассел), либо как путь к науке, деятельность по прояснению мыслей (Витгенштейн).

Основные идеи логического позитивизма (неопозитивизма):

1) Отрицание метафизики как учения о первых принципах философии. Позитивизм претендует на звание науки. Каждая область действительности изучается определённой наукой, для метафизики не остаётся поля приложения.

2) Аналитические и синтетические предложения. Аналитическое – это такое предложение, истинность которого определяется его собственным содержанием («В квадрате все углы прямые» – по определению). Синтетическое – это такое предложение, истинность которого устанавливается эмпирическим путём («На столе лежит книга» – по определению стол не являемся чем-то таким, на чём обязательно лежит книга). Неопозитивисты считали, что все предложения науки являются либо аналитическими, либо синтетическими. Первые – априорны и логически необходимы, вторые – эмпиричны и логически не необходимы. В соответствий с этим науки можно разделить на экспериментальные (физика, химия, социология и т. д. ) и неэкспериментальные (логика, математика). Предложения философии не аналитичны и не синтетичны. Они бессмысленны. Например:

«Материя первична, сознание вторично». Из понятия материи нельзя вывести сознание, нельзя проверить экспериментально (неопозитивизм абсолютизирует разделенность аналитических и синтетических предложений).

3) Верифицируемость (проверяемость). Научная достоверность синтетических предложений подтверждается в эксперименте. Неопозитивисты использовали представление об элементарном предложении, которое проверяется фактами непосредственно. Сложное синтетическое предложение (часто это текст) должно быть сведено к элементарным предложениям, а последние сопоставляются с фактами. Пример: Необходимо удостовериться в истинности утверждения: «Все студенты этой группы ростом выше 160 см. ». Предложение будет сведено к элементарным предложениям, типа «Рост студента выше 160 см».

Как обнаружили сами неопозитивисты, процедура верифицируемости не всегда достигает цели. Сам принцип верифицируемости не может быть проверен. Невозможно доказать, что любое признающееся истинным синтетическое предложение может быть проверено. Принцип верификации нельзя отнести и к аналитическим предложениям, ибо в отличие от них он соотносится с экспериментом. Наука представляла бы собой весьма строгое сооружение, если бы можно было всё проверить очевидным и однозначным образом (теоретические законы, гипотезы): вроде бы все люди смертны, но как это проверить?

Физикализм. Это убеждение в том, что в эмпирических науках все предложения, в конечном счете, должны сводиться к предложениям физики. Потому что, во-первых, все экспериментальные науки имеют один базис – физику, во-вторых, данные физики всем доступны. В этом проявилась попытка возрождения механического принципа сводимости и создания единого, унифицированного языка и перевод на него всей системы существующего знания.

Эмотивизм в этике. Неопозитивисты считали моральные предложения не поддающимися верификации, и, следовательно, не истинными и не ложными. Значение их состоит в выражении эмоций. Мораль – это чувство, а не познание; она не может быть обоснована научным образом. В то же время они не отрицают, что можно изучать моральные, политические, эстетические установки, желания, чувства конкретных людей, социальных групп.

Особую роль в эволюции неопозитивизма сыграла лингвистическая философия Людвига Витгенштейна (1889 –1951).

В поздний период своего творчества он существенно пересматривает свои воззрения. В «Философских исследованиях» (1953), опубликованных после его смерти, он весьма критически относится к «традиционному» пониманию языка.

Считается, что слову соответствует тот объект, на который оно указывает. Из слов строятся предложения, а их совокупность образует язык. Витгенштейн считает, что постулирование соответствия между словом и его значением не является очевидным. Значение слов определяется их употреблением. «Что есть рука человека? Что есть электрон? » ‑ на такого рода вопросы последуют самые различные ответы, но раз так, то нет слов, которые бы обозначали что-то устойчивое, известное.

Люди пользуются словами, при этом они убеждают друг друга в своей правоте, доверяют или не доверяют друг другу. Словами пользуются в соответствии с некоторыми правилами, которые нельзя свести к правилам грамматики или даже логики. Речь надо вести еще и о правилах жизни. Язык – это форма жизни, жизнь реализуется в языке. И язык – это форма игровой деятельности, язык есть деятельность, форма жизненной игры. Правила игры не заданы изначально, они формируются в сообществе. Значение слов конструируется в процессе жизни, в языковой игре. Философская деятельность выступает как анализ жизни в форме языка. Философия должна прояснять способы употребления слов, возвращая им ясность, изымая из языка различного рода бессмыслицы. Подлинным предметом философского анализа является естественный язык, который превосходит по своему содержанию «совершенный» язык логики и математики.

Во второй половине XX века формируется постпозитивизм. Английский философ Карл Поппер считает неудачи концепции верификации неслучайными.

Рано или поздно на смену старой теории придет новая. Он выдвигает принцип фальсификации. Всякая теория ненадёжна, подвергнута ошибкам. Окончательно подтвердить теорию нельзя, зато её можно опровергнуть. Научной теорией признаётся лишь та, которая поддается сопоставлению с опытными данными и в любой момент может оказаться фальсифицированной.

Английский философ Имре Лакатос выдвинул методологию научно-исследовательских программ.

Американский философ Томас Кун обратил внимание на то, что определяющее значение в развитии научного знания принадлежит не нормам логики, методологии, а парадигме, т. е. совокупности убеждений, ценностей, технических средств, принятых научным сообществом.

По мере развития постпозитивизма нарастают следующие тенденции: 1) Постепенно происходит отказ от ориентации только на логику, и философы обращаются к истории науки. 2) Постепенно происходит отказ от жесткого противопоставления фактов и теории. Выясняется, что понимание фактов невозможно без теории, т. е. они теоретически нагружены. 3) Существенно ослабевает антифилософская направленность позитивизма. 4) Происходит отказ от кумулятивизма в понимании развития знания. Накопление знания происходит не постепенно, а в результате революционных преобразований. 5) От преимущественного анализа искусственных языков переходят к анализу естественного языка. 6) От атомарных представлений переходят к целостным воззрениям. 7) Естественнонаучная установка постепенно размывается. 8) От анализа внутри научных отношений всё чаще переходят к обсуждению связей науки и философии с внешними социальными институтами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...