Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К верующим сынам православной церкви российской 1 глава




Архивы Кремля

Политбюро и Церковь

Гг.

Дело №12. “Антирелигиозная работа”

 

 


Дело №23. «Об изъятии церковных ценностей и колоколов».
Дело №24. «О судебных процессах по делу питерских, московских и других священников и польских ксендзов в Белоруссии»
Дело №25. «О судебном процессе по делу Патриарха Тихона (Белавина)»

АПРФ, ф. 3, оп. 60, д. 25

Дело №12. “Антирелигиозная работа”


Список документов:

 

 


Воззвание группы представителей петроградского, саратовского и московского “прогрессивного духовенства” к верующим Российской Православной Церкви (первоначальная редакция)
Ходатайство группы представителей петроградского, саратовского и московского “прогрессивного духовенства” во ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу по делу московского духовенства и верующих (первоначальная редакция)
Почто-телеграмма Л. Д. Троцкого членам Политбюро ЦК РКП(б) о воззвании группы “прогрессивного духовенства” и задачах прессы
Записка В. И. Ленина в Политбюро ЦК РКП(б) о почто-телеграмме № 357 Л. Д. Троцкого
Записка И. В. Сталина членам Политбюро ЦК РКП(б) об утверждении почто-телеграммы № 357 Л. Д. Троцкого от 14 мая 1922 г. “как директивы ЦК газетам”
“Сводка № 1 6-го отделения СОГПУ за время с 3/VIII по 8/VIII с/г. о ходе работ Всероссийского съезда духовенства “Живая церковь””
“Сводка № 2 VI-ro отделения СОГПУ о ходе работ Всероссийского съезда духовенства группы “Живая Церковь”, за время с 9-го по 11 Августа с. г.”
Записка члена Комиссии по антирелигиозной пропаганде Агитпропотдела ЦК РКП(б) И. И. Скворцова-Степанова начальнику Агитпропотдела ЦК РКП(б) А.С. Бубнову о результатах своей поездки в Брянскую губернию
Постановление Оргбюро ЦК РКП(б) “о комиссии по антирелигиозной пропаганде” (Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б)).
“Протокол № 18 заседания Комиссии по ценностям” о составе и функциях Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б)
Почто-телеграмма Л. Д. Троцкого в Секретариат ЦК РКП(б) о срочном утверждении Политбюро ЦК РКП(б) протокола № 18 “Комиссии по церковным ценностям” о составе и функциях Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б)
Записка В. М. Молотова Л. Д. Троцкому по поводу его почто-телеграммы о порядке утверждения Политбюро ЦК РКП(б) состава и функций Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б)
Телефонограмма Л. Б. Каменева в ЦК РКП(б) о введении М. И. Калинина в состав Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б)
Протокол № 1 организационного заседания Комиссии по проведению отделения церкви от государства (Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б))
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о составе “комиссии по антирелигиозной пропаганде” (Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б)).
“Протокол № “1” заседания Комиссии по проведению отделения церкви от государства” (Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б))
Тезисы члена Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) И. И. Скворцова-Степанова о задачах антирелигиозной пропаганды
Доклад начальника VI отделения Секретного отдела ГПУ Е. А. Тучкова Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) “о тихоновщине”
“Протокол № 2 заседания Комиссии по проведению отделения церкви от государства” (Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б))
Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе 4 ноября 1922 г.
Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе 28 ноября 1922 г.
Записка заведующего Агитпропотделом ЦК РКП(б) А. С. Бубнова в Политбюро о пополнении состава Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) и проект решения Политбюро об этом
Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе 12 декабря 1922 г.
Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе 1 января 1923 г.
Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе 17 января 1923 г.
Постановление Оргбюро ЦК РКП(б) о пополнении состава Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б). Из протокола заседания Оргбюро № 89, п. 41
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о пополнении состава Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б). Из протокола заседания Политбюро № 45, п. 9
Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе 16 февраля 1923 г.
Записка председателя Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Е. М. Ярославского в Политбюро ЦК РКП(б) о постановке в повестку дня заседания Политбюро вопроса об обновленческом Соборе
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) об отсрочке обсуждения вопроса об обновленческом Соборе.
Памятная записка начальника VI отделения Секретного отдела ГПУ Е. А. Тучкова председателю Антирелигиозной комиссии ЦК РКП (б) Е. М. Ярославскому о директиве обновленческому Собору о порядке управления церковью
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) с директивой обновленческому Собору о сохранении Высшего Церковного Управления.
Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе 22 марта 1923 г.
Постановление Оргбюро ЦК РКП(б) о пополнении состава Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б). Из протокола заседания Оргбюро № 2, п. 1
Постановление Политбюро ЦК РКП (б) о пополнении состава Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б). Из протокола заседания Политбюро № 3
Постановление Оргбюро ЦК РКП(б) о замене в составе Антирелигиозной комиссии ЦК РКП (б). Из протокола заседания Оргбюро № 11, п. 21
Постановление Оргбюро ЦК РКП(б) о пополнении состава Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б). Из протокола заседания Оргбюро № 12, п. 27
Заявление патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР
Записка председателя Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Е. М. Ярославского при направлении в Политбюро ЦК РКП(б) заявления патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР
Предложенный председателем Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Е. М. Ярославским проект директивы Политбюро ЦК РКП(б) Верховному Суду в связи с заявлением патриарха Тихона
Записка Л. Б. Каменева и И.В. Сталина наркому юстиции Д. И. Курскому о недопустимости “запрещения обучения религии при групповом характерен
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о замене в составе Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б). Из протокола заседания Политбюро № 14, п. 32
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о пополнении состава Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б). Из протокола заседания Политбюро № 14, п. 33
Постановление Пленума ЦК РКП (б) об антирелигиозной пропаганде. Из протокола заседания Пленума № 3, п. 4 от 4 июля 1923 г.
Письмо помощника заведующего V отделом НКЮ В. А. Шумова наркому иностранных дел Г. В. Чичерину по поводу протестов Ватикана против преследований христиан в СССР
Письмо заместителя наркома юстиции Н. В. Крыленко наркому иностранных дел Г. В. Чичерину по поводу протестов Ватикана против преследований христиан в СССР
Постановление Политбюро ЦК РКП (б) о деле патриарха Тихона и о католической церкви.
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о составлении “циркуляра по антирелигиозной пропаганде”.
Докладная записка старост и прихожан Москвы, Минска и Харькова в СНК СССР о незаконном закрытии синагог в различных городах СССР
Записка Л. Б. Каменева В. М. Молотову о проекте циркулярного письма ЦК РКП(б) по антирелигиозной пропаганде
“Протокол № 31 заседания Комиссии по проведению отделения церкви от государства” (Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б))
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) об утверждении резолюции по вопросам антирелигиозной агитации и пропаганды.
Проект циркулярного письма ЦК РКП(б) о перегибах в антирелигиозной агитации и практике, предложенный Антирелигиозной комиссией ЦК РКП(б)
Записка члена Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) П. Г. Смидовича И. В. Сталину о проекте циркулярного письма ЦК РКП(б)
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о принятии циркулярного письма ЦК РКП(б).
Циркулярное письмо ЦК РКП(б) № 30 “об отношении к религиозным организациям”
Служебная записка секретаря ЦК КП(б)У Д. 3. Лебедя в Секретариат ЦК РКП(б) с отказом открыть хоральную синагогу в г. Харькове
“Краткий информационный отчет Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б)” Пленуму ЦК РКП(б) о проделанной работе
Проект постановления Политбюро ЦК РКП(б) о разработке инструкции о регистрации религиозных обществ, предложенный Антирелигиозной комиссией ЦК РКП (б)
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о “вопросах антирелигиозной комиссии”.
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о разработке инструкции о регистрации религиозных обществ и о мусульманских духовных школах.
Записка заместителя председателя Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Н. Н. Попова И. В. Сталину о незамедлительном утверждении Политбюро ЦК РКП(б) инструкции о регистрации религиозных обществ
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о “проекте инструкции о регистрации религиозных обществ”.
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о “проекте инструкции о регистрации религиозных обществ”.
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) об утверждении инструкции о регистрации православных религиозных обществ.
Письмо группы коммунистов г. У смани Воронежской губернии во ВЦИК о перегибах в церковной политике местных властей
Сводка начальника VI отделения Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова “эксцессов на почве закрытия церквей и действий комсомольцев”
Письмо М. И. Калинина в ЦК РКП(б) И. В. Сталину о невыполнении на местах циркулярного письма ЦК РКП (б) об отношении к религиозным организациям
Записка председателя Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Е. М. Ярославского Л. Б. Каменеву о своем заместителе
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о заместителе председателя Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б).
Постановление Оргбюро ЦК РКП(б) о пополнении состава Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б).
Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о пополнении состава Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б).
Постановление Пленума ЦК РКП(б) о перегибах в церковной политике местных властей Грузии.
Постановление Оргбюро ЦК РКП(б) о пополнении состава Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б).
Постановление Политбюро ЦК РКП (б) о пополнении состава Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б).
Справка о составе Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б), подготовленная в связи с обсуждением этого вопроса на Политбюро ЦК РКП(б)
Письмо председателя Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Е. М. Ярославского и наркома иностранных дел СССР Г. В. Чичерина в Политбюро ЦК РКП(б) с просьбой принять положение о католическом вероучении в СССР
Проект статута католического вероучения в СССР, предложенный Антирелигиозной комиссией ЦК РКП(б)
Проект основных положений о католическом вероучении в СССР, предложенный Антирелигиозной комиссией ЦК РКП(б)

 

 

В начале дела находятся документы 1918-1921 гг. об отношении к духовенству и главе Русской церкви, о местных запретах на совершение религиозных обрядов, о выполнении антирелигиозных пунктов программы партии, об организации автокефальной церкви на Украине и о сектантах (с л. 1 по л. 10).

 

№ 12-1 * [ 1 ]

Воззвание группы представителей петроградского, саратовского и московского “прогрессивного духовенства” к верующим Российской Православной Церкви (первоначальная редакция)
10 мая 1922 г.

К ВЕРУЮЩИМ СЫНАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ РОССИЙСКОЙ

В течение пяти лет тяжелой геройской борьбы рабоче-крестьянского правительства со всеми врагами русского трудящегося народа православная наша церковь по вине правящей своей иерархии, была безучастна к страданиям и жертвам своих детей на полях сражений, в эпидемиях, и в муках голода, отстаивавших свое будущее и свою свободу.

Высшие церковные управители верно держали сторону классовых врагов трудящегося народа и своей властью, своим должностным авторитетом удерживали подчиненных им младших собратий от сочувствия и поддержки боровшемуся народу.

В нынешнюю тяжкую годину голода, истреблявшего миллионы граждан, российские духовные прислужники мирового капитализма устами своих собратий выразили за границей свою затаенную мечту вернуть власть в России помещикам и капиталистам под видом восстановления царского престола из дома Романовых. Внутри же России через воззвание патриарха Тихона попытались затруднить помощь умирающим от голода за счет храмовых ценностей. Они пытались поднять народное восстание и цепями голода задушить ненавистную им советскую власть.

Но широкие массы народные и большинство рядового духовенства не пошло наих призыв; они осуждены народной совестью и смерть умирающих от голода [ 1 ] да падет на тех из них, кто захотел использовать народное бедствие для своих политических целей.

Мы, нижеподписавшиеся священнослужители православной церкви, решительно осуждаем тех своих иерархов и тех пастырей, которые виновны в организации противодействия государственной власти в оказании помощи голодающим и в других начинаниях, направленных на благо трудящихся.

Мы считаем необходимым немедленный созыв поместного собора для суда над виновниками церковного разрыва, решения вопроса об управлении церковью и об установлении нормальных отношений между ней и советской Россией.

Мы призываем всех верующих православной церкви, священного и мирского чина поддержать наш голос обращением к государственной власти о скорейшем созыве поместного собора для устроения церкви и умиротворения жизни народной.

10/V.22.
Делегаты от прогрессивного духовенства
петроградской иепархии:
священник Владимир Красницкий
протоиерей Александр Введенский
священник Евгений Белков (Толшемский)
псаломщик церкви свят[ой] прав[едной] м[ученицы] Елизаветы Стефан Стадник
Протоиерей Николай Д... [ 2 ]
саратовский протоиерей Сергий Дедовский
московской иепархии иеромонах С..... [ 3 ] (Тарасов)
московский священник Сергий Калинковски [ 4 ]

Настоящее обращение было предложено к подписи епископу Антонину. Епископ заявил, что он согласен с принципами обращения, но не с формой (не церковная), почему и не подписал. Это свидетельствуют:

прот[оиерей] А. Введенский
свящ[енник] В. Красницкий
свящ[енник] С. Калинковски [ 5 ]

— Л. 13. Заверенная секретарем Л. Д. Троцкого М. С. Глазманом машинописная копия того времени, сделанная для членов Политбюро. На тексте документа записи об ознакомлении, автографы:
“Читал И. Сталин 12/V-22”;
“Л. Каменев”;
“М. Томский”;
“А. И. Рыков”;
“В. Молотов”;|
“Читал Г. Зиновьев”.
В дате перед формулами подписей год проставлен рукой М. С. Глазмана.

№ 12-2 *

Ходатайство группы представителей петроградского, саратовского и московского “прогрессивного духовенства” во ВЦИК о помиловании приговоренных к расстрелу по делу московского духовенства и верующих (первоначальная редакция)
10 мая 1922 г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ВЦИК
Нижеподписавшихся священнослужителей православной церкви.

Усерднейшая просьба

I) Среди общей массы православного духовенства, находящегося в зависимости от экономически господствующих классов, народилась за пять лет революции небольшая группа священнослужителей, нашедших в себе силу и смелость подать свой голос о справедливости борьбы советской России с ее классовыми врагами.

Выступая ныне на открытое служение народу русскому в деле умиротворения враждующих и объединения всех честных граждан для возрождения родины, мы, нижеподписавшиеся, обращаемся с горячей просьбой о помиловании всех осужденных на высшую меру наказания по делу московских священников.

Пусть дело милосердия ознаменует начало нового периода церкви русской, пусть наша просьба за осужденных справедливо будет началом нашего доброго влияния на русскую жизнь.

БРАТЬЯ-ТОВАРИЩИ.
УСЛЫШЬТЕ НАШ ГОЛОС. ДАЙТЕ ЛЮДЯМ ЖИЗНЬ

10/V 22 г.
Московский священник Сергей Калинковский [ 6 ]
Протоиерей Николай Д.......... [ 7 ]
Саратовский протоиерей Сергий Дедовский
Делегаты от прогрессивного духовенства Петроградской иепархии:
Священник Владимир Красницкий
Петроградской иепархии протоиерей Александр Введенский
священник Евгений Белков (Толшемский)
псаломщик Стефа[н] Стадник
Московской иепархии иеромонах (не разборчиво) [ 8 ]

Настоящее обращение предъявлено было епископу Антонину. Он согласен с существом его, но не с формой (не церковная), о чем свидетельствуют:

протоиерей Ал[ександр] Введенский
священник В. Красницкий
священник Сергей Калинковски [ 9 ]

Л.3-об.Заверенная секретарем Л. Д. Троцкого М. С. Глазманом машинописная копия того времени, сделанная для членов Политбюро. Записи об ознакомлении на л. 13 (№ 12-1) относятся и к этому документу.

№ 12-3

Почто-телеграмма Л. Д. Троцкого членам Политбюро ЦК РКП(б) о воззвании группы “прогрессивного духовенства” и задачах прессы
14 мая 1922 г.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

П[очто]-т[елеграмма] № 357
Всем членам Политбюро ЦК, копия редакции “Правды”,
копия редакции “Известий”

По поводу воззвания лойяльной группы духовенства, во главе с епископом Антонином, в “Правде” напечатана небольшая заметка, в “Известиях” нет ничего. Опасаюсь, что пресса не обратит должного внимания на этот документ, который будет иметь, однако, огромные последствия, в смысле полного раскола между демократической сменовеховской частью церкви и ее монархически контр-революционными элементами. Сейчас мы, разумеется, полностью и целиком заинтересованы в том, чтобы поддержать сменовеховскую церковную группу против монархической, ни на йоту, разумеется, не отступая от нашего государственного принципа об отделении церкви от государства, а, тем более, от нашего философски-материалистического отношения к религии. Сейчас, однако, главная политическая задача состоит в том, чтобы сменовеховское духовенство не оказалось терроризированным старой церковной иерархией. Отделение церкви от государства, нами раз навсегда проведенное, вовсе не означает безразличия государства к тому, что творится в церкви, как в материально-общественной организации, а не как в общине верующих. Верхи церкви имеют в своем распоряжении самые разнообразные громы для устрашения лойяльных элементов. Политика черного церковного терроризма сохраняла всю свою силу до последних дней. Оппозиционные лойяльные и прогрессивные элементы духовенства, исходя отчасти из ложно и чисто формально понятого принципа отделения церкви от государства, отчасти наблюдая переходившую всякие пределы терпимость государства по отношению к контр-революционным верхам церкви, не рассчитывали, что государство окажет им поддержку как гражданам, как представителям группы верующих, против происков и мер материальной репрессии со стороны церковных верхов.

Одна из задач печати в этом вопросе в настоящее время состоит именно в том, чтобы поднять дух лойяльного духовенства, внушить ему уверенность в том, что в пределах его бесспорных прав государство его в обиду не даст, хотя, разумеется, государство отнюдь не покушается на регулирование чисто религиозных споров и отношений.

Во всяком случае необходимо:

1. уделить воззванию Антонина и др. видное место, как симптому, имеющему историческое значение.

2. давать в прессе вообще как можно более информации о движении в церкви, всемерно оглашая, подчеркивая и комментируя сменовеховские голоса.

3. не скрывая нашего материалистического отношения к религии, не выдвигать его, однако, в ближайшее время, то-есть в оценке нынешней борьбы, на первый план, дабы не толкать обе стороны к сближению, а наоборот, дать возможность борьбе развернуться в самой яркой и решительной форме.

4. критику сменовеховского [ 10 ] духовенства и примыкающих к нему мирян вести не с материалистически-атеистической точки зрения, а с условной церковно-демократической точки зрения: вы слишком запуганы князьями, вы не делаете всех выводов из засилья монархистов церкви, вы не оцениваете всей вины официальной церкви перед народом и революцией, и пр. и пр.

5. однако, уже и сейчас необходимы историко-материалистические статьи о православной церкви, с выяснением основных особенностей ее развития, как сословно-классовой организации (почему в православной церкви не было буржуазной реформации, переплет начинающейся буржуазной реформации в церкви и пролетарской революции в государстве, и пр. и пр.)

6. Главполитпросвету всемерно готовиться к тому, чтобы все вопросы, не только церкви, но и религии, поставить ребром, в самой популярной общедоступной форме — в листовках и устных речах — в самом близком будущем, когда внутренняя борьба церкви привлечет к этому вопросу внимание широчайших народных масс и разрыхлит почву для семян атеизма и материализма.

14/V 22
Л. Троцкий

Р. S. Еще раз повторяю, что редакции “Правды” и “Известий” не отдают себе достаточного отчета в огромной исторической важности того, что происходит в церкви и вокруг нее. Только путем величайших нажимов удается получить статью по этому вопросу. Затем все входит в колею. Мельчайшая генуэзская дребедень занимает целые страницы, в то время, как глубочайшей духовной революции в русском народе (или, вернее, подготовке этой глубочайшей революции) отводятся задворки газет.

Л. Троцкий

— Л. 16, 17. Машинописный подлинник, первая подпись — факсимиле, вторая — машинописью. На л. 16 под адресом рассылки рукой секретаря Л. Д. Троцкого М. С. Глазмана помета: “т. Сталину”. Здесь же в правом верхнем углу штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “20 мая 1922 г.” и входящим номером.

— РЦХИДНИ, ф. 2, оп. 1, д. 27072, л. 1, 2. Другой экземпляр той же машинописной закладки. На л. 1 под адресом рассылки рукописная помета: “т. Ленину”. Здесь же сверху рукой В. И. Ленина чернильная помета: “См. с.2: Стеклову и Бухарину. Вернуть”. В постскриптуме В. И. Лениным подчеркнуты карандашом слова: “Мельчайшая генуэзская дребедень занимает целые страницы” и на левом поле поставлен знак: “X”. Внизу повторен этот же знак и карандашом рукой В. И. Ленина сделана помета: “Верно! 1000 раз верно! Долой дребедень! 15/V. Ленин”. Под ней чернильная помета Н. И. Бухарина: “Нам было уже послано. Н. Бухарин”. На л. 1 штамп “Архив т. Ленина” с датой “17.V.22”. Здесь же рукописная помета: “Вх[одящий] 445/Л. 16.V.22”.

— Опубликовано по экземпляру РЦХИДНИ: Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 196-197.

№ 12-4 [ 2 ]

Записка В. И. Ленина в Политбюро ЦК РКП(б) о почто-телеграмме № 357 Л. Д. Троцкого от 14 мая 1922 г.
[Около 15-16 мая 1922 г.]

Я думаю, этого не надо принимать от имени ПБюро, ибо тогда надо вникать в детали, чего мы не можем. Я получил это и переслал с добавкой от себя (в духе: верно!!) т. Стеклову и Бухарину. Этого довольно, по моему. Троцкий нажал, мы не оспариваем, частью даже прямо поддерживаем.

Этого довольно.

ЛЕНИН

— Л. 14. Заверенная машинописная копия позднейшего времени. Вверху машинописью воспроизведена помета И. В. Сталина: “Поставить на обсуждение в Щолит]Бюро. Сталин”. Внизу машинописная помета: “Подлинник находится в материалах Ленина”. Далее приписано от руки: “(передано в ИМЭЛ)”. Датирована по помете В. И. Ленина на документе № 12-3 (экземпляр РЦХИДНИ) и записке И. В. Сталина (№ 12-5).

 

№ 12-5 [ 2 ]

Записка И. В. Сталина членам Политбюро ЦК РКП(б) об утверждении почто-телеграммы № 357 Л. Д. Троцкого от 14 мая 1922 г. “как директивы ЦК газетам”
16 мая 1922 г.

всем членам Пол[ит]Бюро

Предлагаю принять все шесть пунктов предложения т. Троцкого, как директиву ЦК газетам.

И. Сталин

— Л. 15. Рукописный подлинник на бланке секретаря ЦК РКП(б) И. В. Сталина, автограф. Внизу записи об ознакомлении, автографы:
“Газетам послать не только шесть параграфов, но всю заметку. Л. Каменев”;
“Каменеву: Газетам и так послана. См. заголовку. И. Сталин”;
“За — Г. Зиновьев”;
“М. Томский”;
“А. И. Рыков”.
Число, месяц и последняя цифра года даты в бланке рукой И. В. Сталина.

№ 12-6 * [ 3 ]

“Сводка № 1 6-го отделения СОГПУ за время с 3/VIII по 8/VIII с/г. о ходе работ Всероссийского съезда духовенства “Живая церковь””
9 августа 1922 г.

Сов[ершенно] Секретно

отпечатано и разослано в 6 экз[емплярах] т.т.: ДЗЕРЖИНСКОМУ, ТРОЦКОМУ, СТАЛИНУ, УНШЛИХТУ ЯГОДА и САМСОНОВУ.

Работа съезда открылась частным совещанием попов и мирян 3/VIII с/г. Первое заседание было посвящено выяснению принципиальных вопросов, которые надлежало решить съезду.

Ввиду неподготовленности ЦК “Живой Церкви” постановлено было избрать предсъездную комиссию в состав коей вошли протоиереи: ЦВЕТКОВ — Смоленск, СТРАХОВ — Тверь, НОВИКОВ — Смоленск, СОЛОВЬЕВ — Москва, и д[р]угие. Комиссия разработала повестку дня. Повестка распадается на три основных вопроса: 1) подлежащее безусловному и немедленному рассмотрению съе[з]дом, 2) желательно решить съездом но не обязательно и 3) подготовительные к Всероссийскому Собору. Все вопросы числом 14 делятся на три отдела по признакам их однородности 1) юридическо-кононический [ 11 ], 2) финансово-экономический и 3) внутреннего управления.

Наиболее важные вопросы были внесены в первый отдел как-то: 1) правовое положение церкви в РСФСР вообще и имущественное право в частности, 2) борьба с контр-революцией (монашеское засилие, белый епископат, контр-рев[олюция] в приходах) и 3) брачное право, во 2-ую группу вошли [ 12 ]: 1) социально-экономическое обеспечение, 2) о единой церковной кассе и наконец к третьей группе относятся вопросы: 1) утверждение устава “Живой Церкви”, 2) разработка плана церковного управления и 3) создание кадр пастырей.

Съезд открылся 6-го Августа. Первое заседание носило декларативной характер, избран был Президиум во главе с КРАСНИЦКИМ, принято единогласно письмо-декларация во ВЦИК, выражающая благодарность за разрешение на открытие съезда.

8-го числа состоялось второе собрание съезда были поставлены на повестку дня следующие вопросы: 1) Доклад о монашестве (докладчик КЕДРОВ), 2) об ученом монашестве (докладчик АДАМОВ) и 3) борьба с контр-революцией (докладчик КОЛОКОЛОВ). По первому вопросу после непродолжительных прений единогласно была принята резолюция о закрытии городских монастырей и превращение провинциальных монастырей в трудовые коммуны. По второму вопросу принята резолюция о предоставлении права монахам свободного сложения с себя монашеского сана и перехода [ 13 ] в белое духовенство, при чем прием в белое духовенство может производится по усмотрению Епархиальных Управлений.

По 3 вопросу было произнес[ен]о много речей и все они носили ярко враждебный характер к высшим иерархам и мирянам, которые в настоящее время засели в приходских Советах и ведут реакционную церковную политику. Была вынесена резолюция с требованием на Соборе суда над Тихоном и лишения его сана. Этот вопрос окончательно решен не был, перенесен на 10 Августа. Принимались резолюции почти единогласно, голосовавших 99 человек, воздержалось лишь трое и то по последнему вопросу о суде над Тихоном.

В настоящее время производится анкета всех участников съезда, результаты коей выясняется не позднее 11-го Августа. Настроение съезда однородное, идут все за КРАСНИЦКИМ.

На съезде участвуют в качестве гостей с правом совещательного голоса четыре епископа, в том числе АНТОНИН и Нижегородский ЕВДОКИМ, кои избраны почетными председателями съезда. На съезде также участвуют представитель Константинопольского патриарха архимандрит ЯКОВ, представитель старообрядчества и толстовец — ТРЕГУБОВ.

Скверное впечатление на участников съезда произвело появление на одном из заседаний в пьяном виде нескольких членов ЦК “Живая Церковь” священника КАРПОВА, дьякона ПЕТРОВА, СОКОЛОВА и др. КРАСНИЦКОМУ участниками съезда такое поведение членов ЦК постановлено на вид.

3-е заседание съезда откроется 10-го Августа с/г.

НАЧАЛЬНИК 6-го ОТДЕЛЕНИЯ СОГПУ: Е. Тучков
“9” Августа 1922 года.

— Л. 19-об. Машинописный подлинник, подпись и число в дате — автограф.

№ 12-7 * [ 3 ]

“Сводка № 2 VI-ro отделения СОГПУ о ходе работ Всероссийского съезда духовенства группы “Живая Церковь”, за время с 9-го по 11 [ 14 ] Августа с. г.”
12 августа 1922 г.

отпечатано и разослано в 6-ти экз[емплярах]. т.т.: ДЗЕРЖИНСКОМУ, ТРОЦКОМУ, СТАЛИНУ, УНШЛИХТУ, ЯГОДА и САМСОНОВУ.

В предыдущей сводке № 1 о ходе работ съезда с 3-го по 8-ое Августа, было отмечено, что настроение съезда однородное, идут все за КРАСНИЦКИМ. За отчетный период наблюдается, что образовались три небольших течения. Первое состоящее из московских делегатов, которое считает поведение группы КРАСНИЦКОГО слишком левым и стремится к умеренности. Это течение более подходит к политике АНТОНИНА. Второе течение состоящее преимущественно из делегатов-миссионеров, стоит на точке зрения ненарушимости кокнонов [ 15 ] и есть третье течение, левее группы КРАСНИЦКОГО, которое стоит за недопущение к управлению епископов и требует бесцеремонного к ним отношения. Ввиду того, что эти три течения выявились лишь в последнее время в связи с вопросами о монашестве и о форме церковного управления, то точно указать лиц возглавляющих эти течения — пока не представляется возможности, т. к. таковые еще хорошо не выявились. В дальнейшем несомненно эти течения выявятся более ярче и определеннее.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...