Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К верующим сынам православной церкви российской 8 глава




Между тем некоторые из наших местных организаций систематически нарушают эти ясные и определенные директивы партийной программы и партийного съезда.

Иркутский Губисполком одним расчерком пера прекратил с 26. VI с. г. существование всех баптистских обществ по всей губернии и закрыл их молитвенные дома по “политическим соображениям”. Орловский губисполком закрыл по всей губернии церкви и молитвенные помещения за неисполнение административных распоряжений, за нерегистрацию, несмотря даже на то, что срок регистрации был отсрочен [ 163 ]. На Ключинском стекольном заводе Тверской губернии и на фабрике “Коммунистический авангард” (б. Собинка) Владимирской губерний голосованием на общих собраниях вынесены решения о закрытии церквей, молитвенных помещений и эти решения послужили [ 164 ] основанием для местной власти к закрытию церквей, причем в последних случаях дело дошло до вооруженного столкновения верующих рабочих с коммунистами и комсомольцами. Мценский уисполком (Орловской губернии) объявил в грубой форме представителям церковных советов об обложении каждой церкви от 100 до 500 рубл. золотом, как штраф за нерегистрацию, причем на просьбу о предъявлении основания взыскания последовала угроза арестом, а вслед за этим [ 165 ] и арест. По всему Закавказью, особенно в Грузии, закрываются десятки церквей совершенно незаконно, с нарушением директив партии, вызывая среди населения брожение, недовольство. В Минске (Белоруссия), в Харькове (Украина), Полтаве (Украина), Кременчуге (Украина), Лоеве (Речицкий уезд, Гомельской губ.), Бирзуле (Одесская губ. Украина), Симферополе (Крым) и во многих других городах юга и юго-запада СССР были местной властью закрыты еврейские молитвенные дома. И т. д., и т. д.

Эти и подобные им многочисленные примеры с достаточной яркостью свидетельствуют о том, как неосторожно, не серьезно, легкомысленно относятся некоторые местные организации Партии и местные органы власти к такому важному вопросу, как вопрос о свободе религиозных убеждений. Эти организации и органы власти, видимо, не понимают, что своими грубыми, безтактными действиями против верующих, представляющих громадное большинство населения, они наносят неисчислимый вред советской власти, грозят сорвать достижения партии в области разложения церкви и рискуют сыграть на руку контрреволюции.

Исходя из сказанного, ЦК постановляет:

1. воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений и синагог по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое закрытие имело место — отменить немедля;

2. воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. путем голосования на собраниях с участием неверующих или посторонних той группе верующих, которая заключила договор на помещение или здание;

3. воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и пр. за невзнос налогов, поскольку такая ликвидация допущена не в строгом соответствии с инструкцией НКЮ 1918 г. п. 11 [ 53 ];

4. воспретить аресты “религиозного характера”, поскольку они не связаны с явно контр-революционными деяниями “служителей церкви” и верующих;

5. при сдаче помещений религиозным обществам и определении ставок строжайше соблюдать постановление ВЦИК-а от 29/1II-23 г. [ 166 ];

6. разъяснить членам партии, что наш успех в деле разложения церкви и искоренения религиозных предрассудков зависит не от гонений на верующих — гонения только укрепляют религиозные предрассудки, — а от тактичного отношения к верующим при терпеливой и вдумчивой критике религиозных предрассудков, при серьезном историческом освещении [ 167 ] идеи бога, культа и религии и пр. [ 168 ];

7. ответственность за проведение в жизнь данной директивы возложить на секретарей губкомов, обкомов, облбюро, национальных ЦК и крайкомов лично.

ЦК вместе с тем предостерегает, что такое отношение к церкви и верующим не должно, однако, ни в какой мере ослабить бдительность наших организаций в смысле тщательного наблюдения за тем, чтобы церковь и религиозные общества не обратили религию в орудие контр-революции.

Секретарь ЦК И. Сталин. 16/VIII 23 г.

— Л. 117-119. Машинописный экземпляр того времени. На л. 117 в левом верхнем углу рукописная помета: “(С набора)”. Формула секретности, гриф “Экз[емпляр] №”, номер письма, дата после формулы подписи вписаны чернилами от руки. Этими же чернилами в документе вычеркнуты в начале “ПРОЕКТ”. а в конце — “ВЕРНО: КУРЫНДИНА”.

— Л. 120-об. Типографский лист того времени, сделанный для рассылки на места. Рукописная правка текста экземпляра л. 117-119 учтена. В грифе “Экз[емпляр] №” проставлено штампом число “31”. Число номера письма “30” также сделано штампом. Приложен к документу № 12-55.

— Л. 114-116. Заверенная машинописная копия позднейшего времени. Рукописная правка текста экземпляра л. 117-119 учтена и передана машинописью. В грифе “ЭК3[ЕМПЛЯР] №” машинописное число “23” зачеркнуто от руки. Вверху л. 114 рукописная помета о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол № 25, п. 16 от 16 августа 1923 г. (№ 12-55).

— АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 356, л. 30-32. Черновой протокол заседания Политбюро. Машинописный подлинник первоначального документа; подпись, дата, формула секретности, гриф “Экземпляр] №”, номер письма “30” отсутствуют. Рукописная правка текста полностью учтена в экземпляре л, 117— 119 и передана машинописью. На л. 30 в левом верхнем углу рукой помощника секретаря ЦК РКП(б) А. М. Назаретяна помета: “Сегодня: 1. Перепечатать. 2. Раздать чл[енам] ПБ и собрать голоса. А. Н[азаретян]. 14/VIII”. В этой помете весь текст, кроме первого слова и даты, зачеркнут (или подчеркнут?) карандашом. Этим же карандашом справа другие пометы А. М. Назаретяна: 1) “К делу ПБ. А. Н[азаретян]”; 2) “Проект”.

— Там же, л. 27-29. Другой экземпляр той же машинописной закладки, что и л. 117-119. Рукописная правка текста повторена. Номер письма не проставлен. В конце документа отсутствует “ВЕРНО: КУРЫНДИНА”. Формула подписи рукописная, фамилия вписана карандашом рукой помощника секретаря ЦК. РКП(б) А. М. Назаретяна,

 

№ 12-57 *

Служебная записка секретаря ЦК КП(б)У Д. 3. Лебедя в Секретариат ЦК РКП(б) с отказом открыть хоральную синагогу в г. Харькове
11 сентября 1923 г.

В Секр[етариат] Ц.K. Р.К.П.

В Харькове месяца два назад закрыта хоральная синагога по постановлению еврейских рабочих. Сейчас еврейская буржуазия поднимает вопрос о возвращении. Ц.К. К.П.Б.У. проверил настроение среди рабочих и остается при прежнем решении о чем сообщает Ц. К. Р. К. П. на случай если решение будет опротестовано.

Д. Лебедь 11/IX.

— Л. 123. Рукописный подлинник на бланке служебной записки секретаря ЦК КП(б)У, автограф. В левом верхнем углу рукописная помета: “для сведения”.

 

№ 12-58

“Краткий информационный отчет Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б)” Пленуму ЦК РКП(б) о проделанной работе
[Между 15 и 25 сентября 1923 г.]

Сов[ершенно] секретно.

Членам и кандидатам ЦК. ЦКК [ 169 ]
КРАТКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ антирелигиозной комиссии ЦК РКПб.)
с 1 мая по 15-е сентября 1923 года.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...