Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К верующим сынам православной церкви российской 7 глава




Мы несколько подробнее остановились на этой Витебской эпопее, так как Витебские синагоги были первыми жертвами в походе против синагог, который с особой силой начался в первые месяцы 1923 года. С этого времени закрытие синагог стало эпидемическим и массовым. Кроме упомянутых Витебских синагог, которые по сие время не возвращены верующим, в текущем году были закрыты следующие синагоги:

1. Хоральная синагога в г. Минске, бывшая центральным, главным и самым вместительным храмом г. Минска. В субботние и праздничные дни синагога эта вмещала тысячи верующих, которые ныне с закрытием храма лишены возможности отправления культа. Еще до этого, а именно в сентябре 1922 года была закрыта так наз[ываемая] синагога Кабакова (Петропавловская 28) и до сего времени она ни для других целей не использована.

2. Главная Хоральная синагога г. Харькова, точно также самая большая и вместительная синагога в городе. Синагога эта — равно как и Минская — были построены на добровольные пожертвования многих тысяч верующих и по договору от 12 июля 1922 года была передана группе верующих. Отобранная синагога уже несколько месяцев стоит закрытой и ни для каких иных целей не использована.

3. 5 апреля 1923 года была закрыта Большая Хоральная синагога в г. Полтаве.

4. 10 апреля 1923 года была закрыта синагога “Кнесес Исроэль” в Кременчуге.

5. 15 июня 1923 года была закрыта единственная синагога в местечке Лоеве, Речицкого уезда Гомельской губ. Кроме этой синагоги в местечке остаются лишь два молитвенных дома, не могущих вместить и малой части верующих, проживающих в Лоеве.

6. В начале мая 1923 года была закрыта синагога в г. Бирзуле Одесской губ., Балтского округа. Синагога эта начата постройкой в 1914 году и каждый еврей отчислял каждую неделю из своего заработка посильную лепту на постройку синагоги. Лишь путем героического напряжения своих средств Бирзульские евреи, уже во время войны, еле довели постройку до конца.

7. В апреле 1923 года закрыта в Симферополе главная Хоральная синагога и два молитвенных дома. Вместительность трех небольших молитвенных домов, оставшихся незакрытыми, так ничтожна, что для Симферопольских евреев отправление культа стало невозможным. Синагоги уже в продолжении трех месяцев закрыты и ни для каких целей не использованы.

8. 15 апреля 1923 года в г. Гомеле были изъяты из обладания верующих синагоги: Большая Каменная, Любавичская и Старосельская. Большая Каменная синагога построена более 150 лет тому назад и представляет собою художественную ценность и предмет особого почитания верующих. Кроме этих грех синагог закрыты еще пять молитвенных домов.

9. В апреле месяце 1923 года закрыта единственная синагога в м[естечке] Ветке Гомельской губ. и уезда.

10. 21 мая 1923 года закрыт в г. Новозыбкове 2-ой Молитвенный дом.

Кроме поименованных городов нам известно о закрытии синагог в Смоленске, Киеве, Конотопе, Одессе, Таганроге, Бобруйске, Речице, Орле, Евпатории, Алуште, Керчи, Климоце и Семеновке. Несомненно, что число закрытых синагог не ограничивается перечисленными. Несомненно также, что это массовое закрытие синагог является сознательным, планомерным и руководимым из какого то центра походом на еврейскую религию, так как вряд ли можно полагать, что вдруг и именно весною 1923 года возникла особенно острая нужда в образовании рабочих клубов, и это всеобщее движение в пользу рабочих клубов могло повсюду быть удовлетворено лишь за счет еврейских синагог и молитвенных домов.

В некоторых местах отобрание синагог сопровождалось издевательством над свещенными предметами, находившимися в синагогах. В Бирзуле свещенные свитки (“Торы”) были ар[е]стованы и за них местный Совет потребовал выкуп в размере суммы, которая необходима для приспособления здания синагоги под клуб. В Симферополе свитки “Торы” были брошены на дроги[,] свезены в какой то подвал и до сего времени не возвращены верующим.

III. Всякому знакомому с еврейским бытом хорошо известно, что приверженцами и почитателями синагоги являются главным образом огромные массы так наз[ываемого] “мелкого люда”. Ремесленник и его подмастерье, рабочий, приказчик, мелкий торговец — вот откуда рекрутируются постоянные посетители и прихожане синагог. Эти еврейские народные массы, живущие в материальной нужде и выносившие в недалеком прошлом на своих плечах весь гнет бесправия, крепко держатся своей древней религии и синагога была и остается поныне не только домом молитвы, но и местом, где он обретает забвение от тяжелых лишений жизни. Поэтому закрытие синагог является тяжелым ударом не столько для высших социальных слоев еврейского народа, а для огромного множества трудящихся масс. Нельзя при этом не указать, что именно среди этих еврейских масс советская власть всегда была особенно популярной, Эти массы, более чем все прочие слои населения, испытали на себе ужасы контр-революционных нашествий. Банды Петлюры, Григорьева, Тютюнника и др. шли под лозунгом “бей жидов и коммунистов”. Еврейское население многочисленных городов и местечек южной и центральной России при приближении этих банд спасались за стены своих синагог и мы можем привести много случаев, когда в этих синагогах сотни евреев с их женами и детьми встречали мученическую смерть, воссылая небу моления о скорейшем прибытии отрядов Красной Армии.

Совершенно естественно, что еврейские трудящиеся массы, в огромном большинстве религиозно настроенные, видят в Советской власти свою единственную Защитницу, спасавшую их неоднократно от физического уничтожения. Эти чувства, испытанные кровью и железом, являются лучшей гарантией, что те социальные слои еврейского народа, среди которых жива еврейская религия и в стенах еврейских синагог, никогда не появятся и по существу не могут появиться течения и чувства дружественные контр-революции. Поэтому, если добивающиеся закрытия синагог незначительные группы граждан говорят, что синагоги являются контр-революционными гнездами, то они распространяют заведомую клевету.

К сказанному надлежит прибавить, что и историческая роль еврейской религии была в политическом отношении существенно отлична от других исповеданий. Еврейское духовенство никогда не составляло обособленной, самостоятельной организации и никогда не стремилось конкурировать с государством (или даже стать над государством) в стремлении к светской власти. Еврейская религия исключительно занималась вопросами культа и делами благотворения и помощи и всегда была чужда каких бы то ни было политических стремлений. Поэтому считать еврейские религиозные общества, группирующиеся вокруг синагог, вредными с политической точки зрения организациями, — значит совершенно не знать той роли, которую еврейская религия играла в прошлом и играет в современном еврейском быту. По существу у руководителей внутренней политики СССР вряд ли и возникали сомнения в безусловной лояльности еврейской религии и ее пастырей по отношению к Советской власти. Гонения на еврейскую синагогу исходят главным образом от так наз[ываемых] Евсекций и местных еврейских комсомольских групп, крайне незначительных по числу и весьма юных по возрасту их участников. Эти группы юношей, находясь в резком антагонизме со своими отцами и работая в бытовых условиях маленьких городов и местечек, фактически руководят на местах религиозной политикой, давая полную волю своим полудетским порывам и своему чувству раздражения и мстительности. А между тем, как это неоднократно высказывала серьезная советская пресса, именно в области религиозной борьбы требуется особливая осторожность, деликатность и такт. Что же касается области прямых действий, то руководители советской политики и Коммунистической Партии, в полном соответствии с конституции Советской Республики и ее законодательством, осуждали всякие акты и действия, в которых заключались элементы притеснений и гонений против религии (См. речь тов. Зиновьева в расширенном пленуме Коминтерна в июне 1923 года). Не подлежит никакому сомнению, что борьба с религией как таковой, может вестись только мерами духовного воздействия, помощью соответствующей пропаганды. Мы не только никогда не возражали против духовных мер борьбы, а напротив считали допущение антирелигиозной пропаганды одним из необходимых проявлений истинной свободы совести. Поддержание религии вообще и какой либо одной господствующей религии силою светского государственного меча, верующие евреи считают и продолжают считать кощунством. Но по той же причине и борьба с религией мерами механического воздействия, мерами внешнего милицейского давления, выражающегося в закрытии синагог и фактическом недопущении отправления культа, — является нарушением естественного и неотъемлемого права каждого человека веровать согласно велениям его свободной совести. Такое насильственное вмешательство в сферу религиозных верований не только никогда не приводит к желанной цели, а напротив приводило, как показывает тысячелетний опыт истории евреев, столь богатой кровавыми гонениями на их религию к результатам диаметрально противоположным...

Поэтому, действия местных советов, которые в последние месяцы вступили на путь борьбы с религией путем массового закрытия синагог и фактического упразднения отправления культа являются действиями не только формально незаконными, но и с политической точки зрения несомненно вредными, идущими в разрез с общими принципами религиозной политики Советской власти и дискредитирующими Советскую власть в глазах широких масс преданного ей трудящегося населения.

IV. Все вышеизложенные соображения дают нам основание полагать, что Советская власть, начертавшая на своем знамени свободу совести, отнесется к нашему обращению с должным вниманием и благожелательностью. В Московскую Еврейскую Общину, как занимающую центральное место, поступает из провинциальных городов множество обращений с просьбой защитить синагоги от произвольных гонений со стороны местных властей.

Мы представители Московской Еврейской Общины, а равно и Еврейских Общин Минска и Харькова решили поднять голос в защиту еврейской веры. Мы должны открыто и честно заявить, что совесть миллионов верующих смущена, ибо в религиозных общинах Советской Федерации воскресли призраки давно минувших времен, когда цари и императоры, папы и епископы воздвигали гонения на нашу древнюю веру.

Еврейский народ первый приветствовал Российскую Революцию как эру национального освобождения и религиозной терпимости. Советская власть была первой властью, которая не только начертала на своем знамени национальное равноправие и религиозную терпимость, но фактически провела эти начала в жизнь. И если местные власти извратили и попрали эти великие начала, то обязанность центральной власти принять самые решительные и немедленные меры, чтобы восстановить попранную религиозную свободу и защитить принципы, провозглашенные конституцией Советской Федерации. Мы поэтому просим:

1. Разъяснить всем Губернским и Уездным Исполкомам, что закрытие синагог противоречит действующим законам и посягает на провозглашенную конституцией свободу совести.

2. Войти в Президиум ЦИК СССР с представлением об отмене всех постановлений местных Исполкомов, коими до сего времени закрыты многочисленные синагоги и в частности указанные выше и о немедленном открытии их и возвращении верующим.

<А. Св...(?)> <М. С. 3...(?)> <Д. Шор(?)> <М. Левит... (?)>

— Л. 100-104. Машинописный подлинник, подписи — автографы. В левом верхнем углу л. 100 карандашная резолюция Л. Б. Каменева: “Прочтите и доложите, где закрыты. Л. К[аменев]”. Тем же карандашом Л. Б. Каменев отчеркнул на левом поле в разделе II пункты 1—10, построчно подчеркнул в следующем абзаце фразы с названиями населенных пунктов, где были закрыты синагоги, и с заявлением о планомерности таких закрытий. Датирован по № 12-50 (последняя дата в тексте документа 15 июня 1923 г.).

№ 12-50

Записка Л. Б. Каменева В. М. Молотову о проекте циркулярного письма ЦК РКП(б) по антирелигиозной пропаганде
[20 июля 1923 г.]

Тов. МОЛОТОВУ.

В рассылаемом циркуляре о закрытии церквей, молельных домов, синагог и т. п. [ 41 ] необходимо указать на целесообразность открытия уже закрытых синагог.

Л. Каменев.

— Л. 99. Машинописный подлинник, подпись — автограф. В левом верхнем углу рукописный исходящий номер с датой “20/VII”. Внизу рукописная помета: “Поступил из П[од]/отд[ела] учета док[ументации] ЦК в сентябре 1928 г.”. Датирован по дате исходящего номера.

№ 12-51*

“Протокол № 31 заседания Комиссии по проведению отделения церкви от государства” (Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б))
21 июля 1923 г.

Coвершенно секретно
ХРАНИТЬ КОНСПИРАТИВНО.

ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. МЕНЖИНСКИЙ, ЧИЧЕРИН, ИОРДАНСКИЙ, ТУЧКОВ.

Порядок дня:
1. О католиках.

Слушали
1. О католиках.

Постановили
1. а) Запросить тов. КАМЕНЕВА находит ли он своевременным ликвидацию Папской миссии помощи голодающим в России, если нет, то необходимо сократить время и пересмотреть районы деятельности [ 42 ].

б) Продлить срок регистрации религиозных общин на два месяца. Означенное постановление срочно провести через НКЮ [ 43 ].

в) Срочно составить для католического культа отдельную инструкцию о регистрации религиозных общин, принять за основу основную инструкцию объявленную в “Известиях” ВЦИК [ 44 ].

г) Параграф 6 основной инструкции заменить примерно следующей формулой: “верующие могут избирать служителей культа, согласно своих вероисповедных правил и Советская власть в это не вмешивается. Советская власть осуществляет лишь право отвода или последующего устранения служителей культа, скомпрометированных уголовными преступлениями или опасных в политическом отношении[”].

д) Признать необходимым, чтобы католиками был установлен определенный срок катехизации для подготовки к кон[ф]ирмации детей до 14-го летнего возраста.

е) Поручить тов. ТУЧКОВУ срочно выяснить, где и какие духовные учебные заведения католиков имеются в России.

Пп. ЗА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ (МЕНЖИНСКИЙ)
СЕКРЕТАРЬ КОМИССИИ (ТУЧКОВ)

— Л. 105. Незаверенная машинописная копия, сделанная 22 июля 1923 г.

— РЦХИДНИ, ф. 89, оп. 4, д. 115, л. 36. Машинописный экземпляр, сделанный 23 июля 1922 г.; подписи и формула “под[линный] под[писали] За” — автограф Е. А. Тучкова. Его же рукой отчеркнут п. 16) и слева помета: “Выписать т. Крыленко”. Его же рукой в левом верхнем углу помета: “К делу. 23/VII. Е. Тучков”.

— Там же, л. 63. Другой экземпляр той же машинописной закладки. Вверху рукописная помета: “тов. Ярославскому”. В подпункте г) слово “вероисповеданий” исправлено от руки на левом поле на “вероисповедных правил”.

— Там же, ф. 17, оп. 112, д. 565а, л. 22. Другой экземпляр той же машинописной закладки; подписи и формула “Подлинный] под[писали]” — автограф Е. А. Тучкова. В левом верхнем углу красными чернилами помета Е. А. Тучкова: “К делу. Подлинник послан т. Иорданскому. Е. Тучков”. В подпункте г) красными чернилами его же рукой слово “вероисповеданий” исправлено на левом поле на “вероисповедных правил”.

№ 12-52 [ 45 ]

Постановление Политбюро ЦК РКП(б) об утверждении резолюции по вопросам антирелигиозной агитации и пропаганды. Из протокола заседания Политбюро № 19, п. 35
от 27 июля 1923 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО

СЛУШАЛИ:
35. Утверждение резолюции по вопросам анти-религиозной агитации и пропоганды. (пост[ановление] ОБ № 20 п. 12 от 13/VII-23 г.) [ 46 ]

ПОСТАНОВИЛИ:
35. а) Резолюцию утвердить;
б) Принять к сведению сообщение т. Сталина, причем допустить возвращение храмов верующим, в случае возбуждения соответствующих ходатайств значительной частью приходов.

СЕКРЕТАРЬ ЦК СТАЛИН

— Л. 106. Незаверенная машинописная копия выписки того времени на бланке ЦК РКП(б) первой половины 1920-х гг.; подпись машинописью.

— АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 350, л. 77. Черновой протокол заседания Политбюро. Подлинник на бланке постановлений Политбюро, колонка “Слушали” на машинке, колонка “Постановили” от руки черными чернилами. Дата заседания Политбюро “от 27 июля 1923 г.” переправлена от руки из первоначального “26 июля” (то же на л. 1 “Порядок дня”). Справа внизу запись о рассылке: “Выписка т.т. Бубнову, Ярославскому, Оргбюро”. Здесь же рукописная помета карандашом, отсылающая к постановлению Политбюро, протокол № 25, п. 12 от 16 августа 1923 г. (№ 12-55). Справа штамп Секретного архива ЦК ВКП(б) с инвентарным номером. Списка присутствовавших в деле нет.

— РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 112, д. 463, л. 91. Машинописная выписка того времени на бланке ЦК. РКП(б) первой половины 1920-х гг.; подпись — факсимиле. Круглая печать: “РОССИЙСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКОВ”, в центре вензелем “ЦК”. В адресе рассылки подчеркнуто Оргбюро.

 

№ 12-53

Проект циркулярного письма ЦК РКП(б) о перегибах в антирелигиозной агитации и практике, предложенный Антирелигиозной комиссией ЦК РКП(б)
[Не позднее 30 июля 1923 г.]

Проект
Циркулярное письмо [
151 ] ЦКРКП № [ 152 ] об отношении к существующим религиозным организациям.

Много раз в инструкциях и постановлениях, как по партийной, так и по советской линии предписывалось товарищам особо внимательное, вдумчивое и осторожное отношение к делам, связанным с отправлением культа. Несмотря на это практика показывает, что ни в одной области работы не проявляется такого разнобоя, произвола, легкомыслия и недомыслия, как именно в этой области. Политический вред такого отношения бьет в глаза.

Особенно отличаются в этом отношении Владимирская, Орловская, Гомельская губ. и многие места в Сибири, на Украине и на Кавказе.

1) Необходимо поставить работу так, чтобы верующие всех культов чувствовали, что их культ, как бы численно он слаб не был, пользуется одинаковыми правами в сравнении с другими культами, как того требует декрет об отделении церкви от государства. На самом деле некоторые секты в разных местах действительно оказываются в значительно худшем положении, чем такие организации, как православная и магометанская церкви. Это болезненно ощущается ими, особенно если до революции эти секты были на положении гонимых или нелегальных. В то время как организации, пользующиеся специально-приспособленными для культа зданиями, получают их в безплатное пользование, сектанты лишаются своих молитвенных помещений, хотя бы построенных на их средства специально для богослужения, или вынуждаются уплачивать за наем помещений но самым высшим ставкам, как за торговые или промышленные помещения. Религиозные общества, отнесенные к числу обществ, не преследующих цели извлечения прибыли (см. декрет ВЦИК и СНК от 3/VIII-22 г.) при найме помещений не должны уплачивать по ставкам более высоким, чем ставки для помещений, служащих для жилья [ 47 ]. Выселение их из занимаемых ими [ 153 ] для богослужения помещений, собственных или арендуемых, должно подчиняться тем же правилам, как и закрытие церквей и др. зданий, приспособленных специально для богослужения (см. Пос[тановление] ВЦИК от 29/III-23 г.) [ 48 ]. С этой же точки зрения совершенно недопустимым является закрытие местною властью с целью использования помещения церкви или молитвенного дома тогда, когда другого помещения для данного культа в этой местности не имеется (напр[имер] закрытие синагог в Лоеве или в Ветке Гомельской губ., закрытие единоверческой церкви в Орле и много др. случаев, особенно в жизни баптистов и др. сектантов). Эти случаи, несомненно, являются нарушением п. 2 декрета об отделении церкви от государства [ 49 ].

2) По существующим законоположениям здания для отправления всех культов могут закрываться или: а) если не окажется граждан, желающих взять эти здания на установленных НКЮстом условиях, или: б) по протокольному постановлению президиума ГИК-а причем в этом постановлении закрытие должно быть подробно мотивировано настоятельной государственной надобностью.

Между тем, до сих пор часто закрываются такие здания постановлением отделов управления и без всякой мотивировки. Членам религиозного общества не предъявляются постановления президиума ГИК-а, чем их лишают возможности обжаловать постановление ГИК [ 154 ] во ВЦИК. На запросы ВЦИК ответы оттягиваются и за истекающее время специальное устройство для богослужения ликвидируется. Закрытые помещения передаются под клубы (большею частью для комсомола), или приспособляются для жилых и иных целей, когда рядом имеются нежилые дома, ремонт которых часто стоит дешевле, чем переустройство закрытой церкви. Часто после закрытия церкви постановлением советских органов здание остается неиспользованным неопределенно долгое время. Все это приводит к убеждению не только заинтересованных верующих граждан, но и объективных свидетелей, что органы советской власти на местах, путем закрытия богослужебных зданий и помещений, ведут борьбу с религией. Все действия эти на самом деле затрудняют правильно поставленную анти-религиозную работу и ведут только к укреплению религиозных предрассудков. Эти действия подрывают престиж советской власти и укрепляют позиции врагов ее. Закрытие богослужебных зданий и помещений в порядке постановлений президиума ГИК-а должно быть сведено к самому малому количеству случаев и в каждом случае должно быть мотивировано первостепенною государственною надобностью с опубликованием постановления в местных газетах. В случае обжалования во ВЦИК, здание не закрывается до резолюции ВЦИК.

Ни по какой иной линии богослужебные здания и помещения ликвидированы быть не могут. Не могут они ликвидироваться за невзнос налогов. За невзнос налогов может быть расторгнут договор с данною группою верующих, но должно быть предложено немедленно через троекратную публикацию в газетах и объявление на дверях здания (инструкция НКЮста 1918г. п. 11) заключение договора с другою группою верующих [ 50 ]. Не может быть ликвидировано молитвенное здание по политическим соображениям: за политические преступления могут быть привлечены отдельные граждане из группы верующих и вся группа, что может повести к расторжению договора, но здание в порядке, указанном выше, предлагается по договору другой группе верующих.

Между тем, например, Иркутский ГИК с 26/VI с. г. по политическим соображениям прекратил одним росчерком пера существование всех баптистских обществ по всей губернии и закрыл все их молитвенные помещения.

Не могут быть закрыты церкви и молитвенные помещения за неисполнение административных распоряжений, например, за нерегистрацию. Это имело место во многих местах (например, Орел), несмотря на то, что срок регистрации отсрочен до 27 /IX с. г. Не может быть ликвидировано молитвенное помещение или здание голосованием на собрании, на котором участвуют граждане неверующие или посторонние той группе верующих, которая заключила договор на помещение или здание. Такое голосование не может служить основанием к постановлению местной власти о закрытии церкви или молитвенного дома. Не может сотня неверующих или граждан другого культа закрыть церковь, взятую по договору группою верующих и тем лишить их возможности отправлять богослужение. Так это было на Ключинском стекольном заводе Тверской губ., так это было на фабрике “Коммунистический авангард” (б. Собинка) Владимирской губ. и уезда, где дело дошло до столкновения верующих рабочих с коммунистами и комсомольцами, так это было во многих случаях [ 155 ] по железным дорогам и в др. местах (даже в Москве [ 156 ]).

В каждой губернии и области Президиум ГИК обязан пересмотреть до I/X с. г., в согласии с вышеизложенным, основания для произведеннаго [ 157 ] ранее каждаго случая [ 158 ] закрытия молитвенных зданий и помещений и° все постановления обих закрытии [ 159 ]. Все неиспользованные до сего времени здания и помещения должны быть обязательно вновь открыты.

3) В силу декрета об отделении церкви от государства НКЮ неоднократно разъяснял, что взимание арендной платы со зданий, специально приспособленных для богослужебных целей или с находящейся под ними земли не может иметь места. Между тем власти на местах упорно обходят это положение, назначая особые произвольно высокие ставки налогов для богослужебных зданий и для земли под ними (налог на строения, на землю и страховые ставки).

Надо раз навсегда понять и запомнить, что при отделении церкви от государства никакие специальные доходы для государства от отправлении культа получаться не могут.

При распределении местных налогов на строения и землю в городах не могут назначаться особые ставки на церковные здания и землю под ними (как это сделал Ярославский ГИК и многие другие). В волостях, где до сих пор нет налогов со строений и усадебных мест, нет места для налогового обложения церковных зданий и земли под ними и это обложение должно быть отменено (в некоторых губерниях это обложение доходило до 1 руб. золотом за кв[адратную] сажень).

Для государства религиозные общества это — частные общества, не преследующие целей материальной прибыли, и используемые ими здания и земли могут облагаться налогами в порядке, установленном для частных жилых помещений и для земли под частными жилыми усадьбами смежными с ними. Извлечению специальных доходов от отправления культа, в какой бы форме это ни происходит [ 160 ], должен быть положен конец. Мценский УИК (Орловской губ.) дошел до того, что объявил в самой грубой форме через заведующего отделом управления собранным представителям церковных советов об обложении каждой церкви от 100 до 500 руб. золотом, как штраф за нерегистрацию. (Срок ее 27/IX с. г.!). На просьбу предъявить какой либо документ в основание взыскания последовала угроза арестом и арест. За невзнос налогов на молитвенные здания не может быть возложена ответственность лично на членов группы верующих или на их имущество.

Где требуется особые внимание, вдумчивость, осторожность, в этой области товарищи на местах способны доходить до цинизма. Нельзя переоценить политический вред от [ 161 ] указанных выше нарушений. Товарищи, допускающие их, должны быть сняты с ответственной работы.

Содержание этой инструкции должно быть принято к сведению и строгому исполнению. Нарушение ее повлечет за собою ответственность в судебном и партийном порядке.

— Л. 108—112. Машинописный подлинник. На л. 112 под текстом документа записи: 1) “П. Смидович. 30/VlI-23г.”; 2) “О личной ответственности секретарей губкомон”. На л. 108-109 в конце второго абзаца слева от подчеркнутого текста “при найме... не имеется” помета теми же чернилами на левом поле: “Строго соблюдать”. На л. 110 на левом поле напротив предложений “Не могут быть закрыты церкви...” и “Не может быть ликвидировано молитвенное помещение...” карандашные пометы: “1)” и "2)”; часть текста этих предложений подчеркнута этим же карандашом. На л. 111 на левом поле напротив абзаца “Надо раз навсегда... не могут” карандашная помета: “NB”. Датирован по дате первой записи.

 

№ 12-54

Записка члена Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) П. Г. Смидовича И. В. Сталину о проекте циркулярного письма ЦК РКП(б)
30 июля 1923 г.

т. Сталину — лично.

К передаваемому проэкту инструкции [ 51 ] указываю:

1. что все примеры и факты относятся к последнему времени и

2. что проэкт согласован в общем с анти-религиозной комиссией ЦК, а в специальных частях с V отделением НКЮ (замзав) и с налоговым отделом НКФ (Левин).

30/VII П. Смидович.

Л. 107. Рукописный подлинник, автограф.

 

№ 12-55

Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о принятии циркулярного письма ЦК РКП(б). Из протокола заседания Политбюро № 25, п. 12
от 16 августа 1923 г.

Слушали:
12. Циркуляр о закрытии церквей [ 52 ], (см. приложение.) (т. Сталин).

Постановили:
12. Принять.

— Л. 113. Машинописная копия выписки того времени, сделанная для делопроизводства ЦК РКП(б). Перед текстом выписки напечатано: “Справка”.

— АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 356, л. 25. Черновой протокол заседания Политбюро. Подлинник на бланке постановлений Политбюро, колонка “Слушали” на машинке, колонка “Постановили” от руки черными чернилами. В графе бланка “Материалы” запись: “Циркулярное письмо к парторганизациям”. Справа внизу запись о рассылке: “Отпечатать типогр[афским] пор[ядком] (ГПУ) и разослать в строго секретном порядке всем организациям”. Справа штамп Секретного архива ЦК ВКП(б) с инвентарным номером. Списка присутствовавших в деле нет.

 

№ 12-56 *

Циркулярное письмо ЦК РКП(б) № 30 “об отношении к религиозным организациям”
16 августа 1923 г.

Строго — Секретно

Экз[емпляр] №
ВСЕМ ГУБКОМАМ, ОБКОМАМ, КРАЕВЫМ К[ОМИТЕ]ТАМ, НАЦ[ИОНАЛЬНЫМ] ЦК и БЮРО ЦК. ЦИРКУЛЯРНОЕ ПИСЬМО ЦК РКП № 30 (Об отношении к религиозным организациям).

ЦК предлагает всем организациям партии обратить самое серьезное внимание на ряд серьезных нарушений, допущенных некоторыми организациями в области антирелигиозной пропаганды и, вообще, в области отношений к верующим и к их культам.

Партийная программа говорит: “необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма”. Резолюция ХII-го [ 162 ] Партсъезда по вопросам антирелигиозной агитации и пропаганды подтверждает, что “нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры и культа, взамен серьезного анализа и объяснения — не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков”.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...