Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К верующим сынам православной церкви российской 3 глава




Тов. ТУЧКОВУ сделать содоклад по материалам ГПУ. Поручить ГПУ систематически собирать материал о политической стороне различных сект.

5. Тов. ФЛЕРОВСКИЙ доложил, что эта газета уже не нуждается больше в субсидии, а так как это было одним из больших аргументов за ея закрытие, то теперь можно этот вопрос пересмотреть. Представить издание газеты тов. ГАЛКИНУ на две недели предложив ему во первых заполнять ее статьями и заметками, предварительно согласованным[и] с т. ТУЧКОВЫМ, и во вторых через две недели сделать Комиссии обстоятельный доклад о необходимости продолжать ее издание и направлении.

6. а) Следующее заседание Комиссии назначить в кабинете тов. ЕНУКИДЗЕ в 20 час. 8/XI.
б) Епископа Сергия оставить в прежнем положении опального.
в) По заявлению тов. СМИДОВИЧА о ПЕЛЬЦЕ — предложить переговорить тов. СМИДОВИЧУ с тов. ТУЧКОВЫМ.
г) По записке тов. БУБНОВА, оглашенной тов. ФЛЕРОВСКИМ: 1) Поручается т.т. КРАСИКОВУ, СМИДОВИЧУ, СКВОРЦОВУ, ФЛЕРОВСКОМУ написать ряд статей по вопросам разложения церкви и распределить органы печати, в которых разместить эти статьи. В частности поручить тов. СКВОРЦОВУ развить принятые сегодня тезисы в “Правде”, тов. ФЛЕРОВСКОМУ осветить церковный раскол в “Известиях”. Поручить агит.-проп. еще раз настоятельно предложить редакциям посылать статьи по церковным делам на предварительный просмотр тов. ФЛЕРОВСКОМУ. Последний бесспорные статьи пропускает сам, а спорные обсуждает с т.т. КРАСИКОВЫМ и СКВОРЦОВЫМ.

П.П. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: Красиков
СЕКРЕТАРЬ: Дерибас

— Л. 34—35. Машинописная копия, заверенная 1 ноября 1922 г. Е. А. Тучковым. Подписи и формула “П[одлинный] П[одписали]” — автограф Е. А. Тучкова.

— РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 112, д. 443а, л. 3-4. Другой экземпляр той же машинописной закладки; подписи — автографы. В левом верхнем углу л. 3 рукой Е. А. Тучкова помета: “т. Красикову. По подписании прошу вернуть обратно. 1/XI.22. Е. Тучков”. Та же рукописная правка текста за исключением подпунктов е) и ж) пункта 3. Вместо первоначального “еп[ископа] КРАСИКОВА” от руки исправлено “т. КРАСИКОВА”. Вместо первоначального “поставить хорошо” от руки исправлено “поставить активно”.

— Там же, ф. 5, оп. 2, д. 55, л. 41-42. Машинописная копия того времени, заверенная машинописной подписью заместителя секретаря Политбюро М. Н. Бураковой, сделанная для В. И. Ленина. Рукописная правка текста экземпляра АПРФ учтена и передана машинописью. Обе подписи машинописные.

№ 12-20 *

Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе
4 ноября 1922 г.

С[овершенно] Секретно.

В ПОЛИТБЮРО ЦК РКП.

Доклад Комиссии по проведению Отделения церкви от государства о проделанной ею работе.

В течение отчетнаго периода, т. е. после 19/Х Комиссия имела два заседания. Первое заседание было посвящено вопросам: конструированию комиссии, информация о деятельности Высшаго Церковнаго Управления и церковным движениям вообще, а также обсуждалось дальнейшее существование газеты “Наука и Религия”.

Было постановлено, чтобы к следующему заседанию были даны точные сведения о Тихоновщине и сделан доклад о газете “Наука и Религия”.

На втором заседании по заслушании доклада от Г. П. У. из коего было видно, что деятельность ВЦУ в связи с образовавшимися в нем группами значительно ослабла и потеряла влияние на места, чем воспользовались тихоновско-черносотенные элементы и начинают объединяться и ликвидируют обновленцев. Было постановлено взять твердую ставку на группу “Живая церковь”, как наиболее активную, блокируя ее с левой группой, развернуть шире работу по очистке от Тихоновскаго и вообще черносотеннаго элемента в приходских советах в Центре и на местах, провести через ВЦУ повсеместное публичное признание Советской власти епархиальными советами и отдельными епископами и попами, а также и приходскими советами, а чтобы не встретить препятствий со стороны прокуратуры в проведении этой работы ГПУ, предложить последней оказывать содействие ГПУ в административной борьбе с Тихоновщиной. Также было постановлено, чтобы находящийся в Москве на покое епископов водворить через суд в отдаленные монастыри, так каких в Москве собралось до 20-ти человек.

На этом же заседании было решено упразднить специальную Комиссию по Сектам и все права по работе передать Комиссии по Отделению Церкви от Государства. Были также заслушаны и приняты тезисы по антирелигиозной пропоганде тов. СКВОРЦОВА и ряд других вопросов, имеющих второстепенное значение. (См. протокол от 31/X).—

Часть намеченных Комиссией мероприятий к настоящему времени уже выполнена. На только что состоявшемся пленуме ВЦУ — последний постановил объединение всеми тремя группами повести решительную борьбу с Тихоновщиной и в один день назначил к высылке и устранению до 60-ти [ 31 ] человек Тихоновских епископов из разных мест. ВЦУ [ 32 ] выработало инструкцию местам по борьбе с Тихоновскими черносотенными элементами в приходских советах и разсылается распоряжение местам о проведении публичнаго признания Советской власти попами и епископами и т. д. Тов. СТЕПАНОВЫМ представлена статья для помещения в “Правде” о церковной политике.

Ближайшие задачи Комиссии см. протокол от 31/Х.

Пред[седатель] Комиссии: П. Красиков
Секретарь: Е. Тучков
“4” Ноября 1922 г.

— Л. 32-об. Машинописный подлинник, подписи — автографы. На л. 32 штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “10/XI-22 г.” и входящим номером. Здесь же рукописная резолюция А. С. Бубнова: “6/XI-22. Направить в Политбюро. А. Бубнов”. На л, 32об, после даты рукой П. А. Красикова приписано: “Приложение: 2 протокола] засед[ания] комиссии, 1 доклад о Тихоновщине и тезисы т. Скворцова”.

— РЦХИДНИ, ф. 5, оп. 2, д. 55, л. 39. Машинописная копия того времени, заверенная машинописной подписью заместителя секретаря Политбюро М. Н. Бураковой, сделанная для В. И. Ленина. Рукописная правка текста экземпляра АПРФ учтена и передана машинописью. Текст отредактирован по правилам новой орфографии. В третьем абзаце текста ошибочно напечатано: “тихвинско-черносотенные”, “от Тихвинского”, “с Тихвиновщиной”. Последняя формула подписи: “Заместитель] Секретаря Е. Тучков”. Штамп “Архив т. Ленина” с рукописной датой “25/XI”.

— Там же, ф. 17, оп. 112, д. 443а, л. 8-об. Незаверенная машинописная копия того времени. Вверху л. 8 рукописная помета: “К протоколу] № 12 от 31.X. 1922 г.” (№ 12-19). Число дня в дате отсутствует. Вместо фамилий в формулах подписей напечатано: “(подпись)”.

— Опубликовано по экземпляру РЦХИДНИ: Исторический архив. 1993. № 2. С. 77.

 

№ 12-21

Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе
28 ноября 1922 г.

В ПОЛИТБЮРО ЦЕКА РКП. ДОКЛАД О РАБОТЕ АНТИ-РЕЛИГИОЗНОЙ КОМИССИИ при ЦЕКА за период времени с 12 по 27/XI-22 г.

Работа комиссии и созданных ею вспомогательных органов за отчетный период выразилась в следующем.

I. В СФЕРЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ АНТИ-РЕЛИГИОЗНОЙ АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ.

Постановлено закрыть газету “Наука и Религия”, освещавшую вопросы раскола церкви, субсидировавшуюся за последнее время партией, но неносившую определенной физиономии. Вместо “Науки и Религии” решено выпускать при издательстве “Красная Новь” анти-религиозную газету первое время раз в неделю. Газета должна носить популярный характер, предназначаясь для широкой рабоче-крестьянской аудитории. Задачи газеты: освещение с точки зрения последовательного марксизма и коммунизма происходящих внутри церкви событий, церковной политики Советской Власти и Компартии, сектантского движения, а также борьба с религиозными предрассудками всех видов и разновидностей (включая сюда помимо православной веры и сектанстства все т.н. иноверные и инославные вероисповедания) под углом научного материалистического мировоззрения.

Ответственным редактором газеты намечен тов. Флеровский. К ближайшему сотрудничеству в ней постановлено привлечь т.т. Галкина и Жакова (зав[едующий] Проп[агандистским] Отд[елом] МК). Вся техническая часть издания может считаться налаженной. Первый номер выйдет на следующей неделе.

При газете решено издавать месячное приложение в виде иллюстрированного журнала научно-пропагандистского характера. Техническая организация издания поручена тов. Флеровскому.

Тов. Красикову поручено к ближайшему заседанию комиссии подготовить издательский план брошюрно-книжной литературы анти-религиозного содержания, могущий быть в ближайшее время реализованным через издательство “Красная Новь”.

II. В ОБЛАСТИ КОНКРЕТНОЙ БОРЬБЫ С ЦЕРКОВНОЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ В ЛИЦЕ “ТИХОНОВЩИНЫ”.

Специально созданной подкомиссией в составе т.т. Красикова, Менжинского и Попова рассмотрены дела епископов, попов и мирян, уличенных в активной “тихоновщине”. Часть их постановлено подвергнуть административной ссылке на срок от двух до трех лет. В качестве мест ссылки намечены в первую очередь Зырянская Область (имеющая пункты удаленные на полторы тысячи верст от ж. д. — абсолютно пустынные и глухие) и Хива, по своим географическим и этнографическим свойствам, признанная чрезвычайно благоприятным местом ссылки для реакционного духовенства. Другую часть находящихся под стражей епископов и попов, бывших ближайшими сотрудниками Тихона по Синоду и старому ВЦУ, решено предать суду вместе с бывшим патриархом. Ведение их дела в срочном порядке поручено следователю ГПУ тов. Агранову. В помощь тов. Агранову у МК (по соглашению с ним) затребован через секретариат ЦК т. Лунин — бывший прокурором по большому Московскому процессу церковников, слушавшемуся в мае и давшему первоначальные материалы для привлечения к суду патриарха Тихона [ 12 ].

Принимаются меры к получению от представителей “Живой Церкви” и ВЦУ конкретных материалов, устанавливающих контрреволюционную работу определенных лиц из состава тихоновского духовенства и реакционного мирянства на предмет применения к ним судебных и административных кар.

3. В ОБЛАСТИ РАЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

Принятыми мерами удалось приостановить разгоревшуюся “междуусобную” борьбу обновленческих групп в целях создания хотя бы временно их общего фронта против “тихоновщины”, начавшей было заметно усиливаться в последнее время. Результатом явилось усиление репрессий со стороны ВЦУ по адресу “тихоновцев” (устранение нескольких десятков епископов) и принятие ряда постановлений, ярко демонстрирующих лойяльность ВЦУ по отношению к Советской Власти: в частности признание 7-го ноября церковным праздником (имеются сведения о торжественном праздновании этого дня, например в Тамбове, где в соборном богослужении по случаю 5-ти летия Октябрьской Революции участвовало 4 епископа, 20 священников и до 2.000 мирян). В принципе решен ВЦУ и в недалеком будущем будет проведен в жизнь переход к новому стилю с соответствующей передвижкой всех церковных праздников. Смысл означенных мер прежде всего сводится к ДАЛЬНЕЙШЕМУ УГЛУБЛЕНИЮ РАСКОЛА ЦЕРКВИ. За последнее время можно отметить беспрекословное исполнение со стороны ВЦУ всех директив надлежащих органов и усиление влияния на его работу.

Подготовка к собору со стороны ВЦУ за последнее время оживилась. Происходит вырабока различных тезисов. Есть все основания ожидать на соборе ожесточенных догматических споров между тремя группами, входящими во ВЦУ (“Возрождение”, “Живой Церкви” и “Древлеапостоль[с]кой Церкви”). Недавно за пред[е]лами ВЦУ народилась новая группа “Трудовой Церкви” под лозунгом “Долой буржуев из храмов”. Эта группа намерена требовать своего присутствия на соборе.

Намечаются определенные симптомы раскола среди мирян. В Москве уже создалась компактная группа мирян “живоцерковцев”, которая на днях выпустит свое воззвание с лозунгом изгнания из приходских советов реакционных элементов (в группу входят представители интеллигенции и мелкой нэповской буржуазии; рабочих нет). Аналогичные директивы по соответствующей линии даны на места.

Работа по разложению церкви требует средств, которые должны быть отпущены в распоряжение комиссии.

4. В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С СЕКТАНТСТВОМ.

Изучение нынешнего положения сектантства дало возможность комиссии установить наличность в советской федерации в настоящее время сект двух категорий: первое) [ 33 ] определенно лойяльных по отношению к советской власти и непредставляющих для нее никакой опасности: молокане, духоборы, штундисты и т. д.; второе) склонных к буржуазной реставрации или анархо-мещанству и располагающих крупными связями в контрреволюционных заграничных кругах. К числу последних принадлежат толстовцы (в особенности правое крыло, возглавляемое Чертковым и Булгаковым), баптисты, евангелисты, союз христианских молодых людей и т. д.

Для баптистов и евангелистов, совершенно лойяльных по отношению к царскому милитаризму в прошлом, характерно нежелание служить в Красной Армии.

В целях борьбы с контрреволюцией, прикрывающейся флагом сектантства, комиссия постановила: 1. Уточнить статьи закона, регулирующие отбывание сектантами воинской повинности, чтобы освобождение могло применяться впредь только к сектам, не отбывавшим воинской повинности до революции;

2. При сокращении Красной Армии и ее вспомогательного персонала считать необходимым очищение Армии прежде всего от элементов, нежелающих принимать торжественного обещания о защите Республики с оружием в руках. Руководящий персонал правого крыла толстовцев и “христианских молодых людей” (в количестве 7 человек) постановлено выслать заграницу немедленно. О баптистах и евангелистах ГПУ поручено собрать материал, устанавливающий их контр-революционную деятельность.

5. В ОБЛАСТИ ПРАВОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЛЕГЧАЮЩИХ ПАРТИИ БОРЬБУ С РЕЛИГИЕЙ И МИСТИКОЙ ВСЕХ ВИДОВ.

Комиссия выработала правила (утвержденные Политбюро) о ввозе в страну религиозной литературы, стремящиеся свести этот ввоз к минимому, рассмотрела проект положения о порядке регистрации религиозных обществ, ставящий целый ряд препон организации таких обществ во всероссийском масштабе (проект для детализации передан в специальную подкомиссию в составе т.т. Менжинского, Красикова и Равич). Находится в стадии рассмотрения ряд вопросов касающихся нашей церковной политики и связанных с отношениями к некоторым иностранным государствам.

На последнем заседании комиссии заслушано сообщение тов. Красикова о решении МСНК — ликвидировать пятый отдел Наркомюста (по отделению церкви от государства). Комиссия самым решительным образом высказалась против такой ликвидации, крайне усложняющей и затрудняющей ее работу и постановила обжаловать постановление МСНК как по советской, так и по партийной линии.

28/XI-22 г
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ — Н. Н.ПОПОВ.

— Л. 41—44. Машинописный экземпляр того времени, сделанный для делопроизводства ЦК РКП(б); подпись машинописью. На л. 41 штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “12/ХП-22” и входящим номером.

— РЦХИДНИ, ф. 5, оп. 2, д. 55, л. 158-161. Другой экземпляр той же машинописной закладки, сделанный для В. И. Ленина.

— Опубликовано по экземпляру РЦХИДНИ: Исторический архив. 1993. № 2. С. 83-85.

 

№ 12-22

Записка заведующего Агитпропотделом ЦК РКП(б) А. С. Бубнова в Политбюро о пополнении состава Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) и проект решения Политбюро об этом
29 ноября 1922 г.

“29” Ноября 1922 [года] [ 34 ]
ПОЛИТБЮРО ЦК РКП

Прошу на сегоднешнем заседании Политбюро поставить вопрос о введении в Комиссию по антирелигиозной агитации и пропаганде представителя МК РКП.

ЗАВ[ЕДУЮЩИЙ] АГИТПРОПОТДЕЛОМ ЦК РКП
А. Бубнов
“ ” Ноября 1922 года

ПРОЭКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТБЮРО О ПОПОЛНЕНИИ АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ КОМИССИИ.

Ввести в Комиссию на правах полноправного члена представителя МК РКП тов. СОРИНА. (По соглашению с тов. ЗЕЛЕНСКИМ).

А. Бубнов

— Л. 45. Машинописный подлинник, подписи — автографы. Число в дате проставлено рукой А. С. Бубнова.

 

№ 12-23

Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе
12 декабря 1922 г.

В политбюро Ц.К. Р.К.П.
председателя “анти-религиозной” комиссии Н.Н. [ 35 ] Попова
Доклад.

За отчетные две недели можно отметить следующие факты

Работа комиссии.

1. В области антирелигиозной пропаганды и агитации.

Разсмотрен и утвержден план намеченной к выпуску через издательство “Красная Новь” книжной и брошюрной литературы. Среди этой литературы имеются брошюры Лафарга, “Христианство и социализм” Бебеля и другие произведения марксистов классиков. Кроме того имеется в виду перевод с немецкого языка и выпуск в виде серии брошюр старого двухтомного немецкого социал-демократического издания “Kulturbilder” [ 36 ]. По соглашению комиссии и Агитпропа ЦК с издательством “Красная Новь” предполагается в ближайшее время командировка в Берлин ответственного товарища с целью закупки имеющейся на иностранном рынке анти-религиозной литературы, годной для перевода. Ощущается острый недостаток в литературе освещающей с марксистской точки зрения историю российской церкви и взаимоотношений между церковью и государством. При полном отсутствии литературных сил могущих теперь же взяться за заполнение этого пробела, комиссия не видит другого выхода из положения кроме обращения к институту красной профессуры, которому предполагается заказать ряд монографий [ 37 ] по истории византийской и русской церкви.

Первый номер газеты, о котором говорилось в [ 38 ] прошлом докладе не выпущен еще вследствие болезни т. Флеровского, назначенного редактором, хотя весь технический аппарат уже готов.

От издания журнала комиссия решила отказаться, ибо в недалеком будущем к изданию популярного анти-религиозного журнала приступает М.К.

2. В области борьбы с Тихоновской контр-революцией.

После того как снята “головка” старой церкви в лице епископата (см. предыдущие отчеты) церковная контр-революция имеет еще две точки опоры: реакционная часть белого духовенства, не желающая принимать церковной реформы и довольно многочисленная на местах, гражданская церковная бюрократия в лице членов приходских советов, среди которых, изъятие церковных ценностей и связанные с ним процессы, обнаружили громадное количество бывших офицеров, крупных чиновников и помещиков-дворян. На местах замечается, что враждебное реформе духовенство, опираясь на возглавляемые реакционными элементами приходы становится на путь провозглашения полной самостоятельности отдельных церковных общин. Под флагом этой самостоятельности скрывается тенденция отмежеваться от В.Ц.У. в ожидании возстановления законной [ 39 ] церковной власти.

Комиссия держится твердого убеждения, что выбить церковную контр-революцию из ее последних убежищ необходимо, не стесняясь никакими средствами и не останавливаясь перед самыми безпощадными репрессиями. Поэтому комиссия поручила Г. П. У принять срочные меры к самому точному учету всех реакционных элементов, засевших в приходских советах и всех активных представителей духовенства, продолжающих в контакте с ними тихоновскую политику. Кроме того как уже упомяна-лось в предыдущем отчете на места даны директивы по части раскола мирян...

В ближайшее время перед разгаром соборной агитации, благодаря принимаемым сейчас мерам, удастся изъять значительную группу активных поборников контр-революции из церкви.

Следствие по Тихоновскому делу подвигается вперед. На днях бывший патриарх был подвергнут допросу [ 13 ]. Судя по поведению Тихона на допросе, непримиримого и мужественного поведения его на суде ожидать не приходится. Предстоят дальнейшие допросы.

3. В области разложения церкви.

Комиссия обратила внимание на существование в провинции многочисленных обновленческих органов, выходящих на наши средства и проявляющих тенденцию вместо борьбы с церковной контр-революцией заниматься мистикой и углублением религиозного учения. Для борьбы с этим вредным уклоном намечается закрытие большинства органов (для [ 40 ] этого достаточно лишить их субсидий), оставшиеся (в крупных областных центрах церковного движения) предполагается взять под строгую цензуру с целью регулировать их направление в соответствии с “церковной политикой” [ 41 ].

Что касается до центра, то здесь решено поддержать журнал В.Ц.У. на время соборной агитации. За последнее время этот журнал не выходил в силу отсутствия средств... Само собой разумеется журнал будет выходить под самым строжайшим контролем.

В распоряжение комиссии доставлены тезисы к предстоящему собору, составленные известным петербургским протоиереем Введенским. Тезисы формулируют основные задачи намеченной церковной реформы.

Согласно тезису II, Собор должен возстановить ценность христианства в сознании современного человечества через правильное устройство внешней и внутренней жизни русской православной церкви, которая должна в результате явиться образцом для других христианских церквей.

Одну из главных причин нынешнего кризиса церкви автор тезисов видит в церковной контр-революции.

“Церковная контр-революция явилась следствием векового (с IV-ro века) порабощения церкви государством, которое, внешне поддерживая церковь, фактически душило ее, приспособляя на служение себе, а не Христу. Это сожительство для многих верующих стало не только привычным но и естественным. Поэтому необходима упорная работа для разрушения вековой привычки прислуживаться государству. К государству церковь относится по незыблемому приципу “кесарево кесареви, божье богови”.

Не смешивая задач церкви и государства, а потому не вмешиваясь в советское строительство, церковь, с высоты надмирно-евангельской, не отказывает себе в праве религиозно-нравственного суждения о задачах советской власти. В них церковь видит осуществление мирскими [ 42 ] методами правды первохристианства[”].

Далее тезисы пространно говорят о реформе богослужения в смысле его упрощения и приближения к пониманию масс, о демократизации клира (посвящение в епископы женатых священников) и пересмотре всех канонов в соответствии с духом времени.

В Москве и особенно [ 43 ] в Петербурге деятельность В.Ц.У. и объединенных в нем обновленческих групп на каждом шагу продолжает натыкаться на ожесточенное противодействие сплоченных контр-революционных сил, продолжающих держать в своих руках большинство приходов. Гораздо успешнее дела обновленцев в провинции и в особенности на окраинах (Сибирь [ 44 ], Юго-Восток).

4. В области борьбы с враждебным советской власти сектантством.

Были приведены в исполнение мероприятия, намеченные в предыдущем отчете (изъятие ряда руководителей правого крыла толстовцев и союза христианских молодых людей). Собирание материалов о баптистах и евангелистах продолжается.

5. В области правовых отношений между властью и церковью. Комиссия имела суждение о систематическом отказе представителей католического духовенства заключать с органами власти от имени групп верующих договоры о передаче им костелов. Решено дать указание Наркомюсту ни в коем случае костелы без подписания договоров ксендзам не отдавать и держать закрытыми. Но от сдачи их другим религиозным общинам или использования в гражданском порядке пока воздержаться до окончания происходящих переговоров между Наркоминоделом и Ватеканом.

С тов[арищеским] пр[иветом] Н. [ 45 ] Попов.

— Л. 48-50. (А). Рукописный подлинник, автограф.

— Л. 46-47. (Б). Незаверенная машинописная копия того времени, сделанная для Политбюро. Вверху л. 46 машинописный гриф “С. секретно”. На л. 46 рукой помощника секретаря Политбюро Е.М. Шерлиной помета: “Разослано чл[енам] Политбюро для сведения 20/ХП-22 г. за № 9440/с. Е. Ш[ерлина]”. Здесь же штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “4/1” и входящим номером. Дата в конце документа от руки “12/XII-22 г.”.

— РЦХИДНИ, ф. 5, оп. 2, д. 55, л. 228-229. Машинописная копия того времени, заверенная машинописной подписью заместителя секретаря Политбюро М. Н. Бураковой, сделанная для В. И. Ленина.

— Опубликовано по экземпляру РЦХИДНИ: Исторический архив. 1993. № 2. С. 86-88.

 

№ 12-24

Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе
1 января 1923 г.

В ПОЛИТБЮРО ЦК РКП
Председателя анти-религиозной Комиссии Н. Н. Попова.
ДОКЛАД.

За отчетный период можно отметить следующие наиболее важные факты в работе комиссии.

В ОБЛАСТИ АНТИ-РЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ и АГИТАЦИИ.

Начала выходить газета “Безбожник”. О подготовительной работе к выпуску этой газеты сообщалось в предыдущих отчетах. Некоторые разногласия вызвал вопрос о ее названии между комиссией с одной стороны и намеченным редактором газеты тов. Флеровским с другой. Тов. Флеровский отстаивал название [ 46 ] “Безбожник”, комиссия высказывалась против него. Секретариатом ЦК вопрос разрешен в пользу тов. Флеровского.

Пока вышло два номера “Безбожника”. Тираж его 15.000. От первого нумера к 29 декабря в складе оставалось 150 экземпляров. Некоторые затруднения связаны с редакцией, так как назначенный редактором тов. Флеровский заболел и находится в полутора месячном отпуске.

Затем следует отметить выпуск в срочном порядке к т.н. комсомольскому рождеству брошюры тов. Ярославского “Как родятся боги”. Брошюру эту удалось раздать части делегатов 10-го Съезда Советов. В последнем заседании комиссией заслушан доклад тов. Степанова, возвратившегося из лекторской командировки на Украину. Тов. Степановым прочитан ряд лекций антирелигиозного содержания в Киеве, Екатеринославе и Харькове. Лекции прошли при переполненной аудитории и с большим успехом.

В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ЦЕРКОВНОЙ КОНТР-РЕВОЛЮЦИЕЙ.

По поручению комиссии особой подкомиссией в составе т.т. Красикова, Менжинского и Попова рассмотрен ряд дел о представителях духовенства и мирянства уличенных в активной борьбе с церковно-обновленческим движением под тихоновскими лозунгами и дано соответствующее заключение о них на предмет ссылки или заключения в тюрьму.

Вторично дана директива ГПУ о срочном учете (для принятия надлежащих мер) наиболее активных участников приходских советов, проводящих тихоновскую политику и могущих иметь влияние на соборные выборы от мирян. Дан двухнедельный срок для проведения учета.

На местах в духе известного распоряжения патриарха Тихона, изданного еще два года назад на случай репрессий советской власти против главы церкви отдельные приходы продолжают объявлять себя с одной стороны аполитичными, с другой стороны автокефальными (т. е. управляющимися совершенно самостоятельно, не признавая существующей церковной власти в лице В.Ц.У.) [ 14 ]. Само собой разумеется аполитичность и автокефалия служат для прикрытия тихоновщины. В этом духе ГПУ дано разъяснения на места. В.Ц.У., интересы которого в сильнейшей мере задеваются автокефалией с[о] своей стороны разъяснило, что автокефалия является новой формой церковной контр-революции. Независимо от этого от органов В.Ц.У. поступает масса оффициальных заявлений с жалобами на контрреволюционную деятельность отдельных лиц из духовенства и мирян, проводящих политику “автокефалии”. На основании таких заявлений указанные в них лица заключаются под стражу и об них заводятся дела.

Однако есть места, где советская власть не только не оказывает поддержки обновленцам против “автокефалистов”, но дает себя обмануть демократической фразеологией последних (полная самостоятельность отдельных приходов и т. д.) и чуть ли не покровительствует автокефалии. Такое явление, как это не странно, имеет место в Петербурге, где под видом автокефалии тихоновщина расцвела самым пышным цветом а обновленцы находятся в полном загоне. Эти вопиющие ненормальности происходят вследствии того, что церковная политика “в Питере ведется не ГПУ” под контролем и руководством парторганизации, а отделом управления Петросовета.

Для детального выяснения положения на месте и принятия соответствующих мер в Питер выезжает секретарь комиссии и зав[едующий] 6 отд[елением] СОГПУ тов. Тучков [ 15 ].

Следствие по делу Тихона продолжается и протекает пока благоприятно.

В связи со Съездом Советов комиссией было устроено специальное совещание некоторых секретарей и завагитпропов Губкомов и Обкомов [ 16 ]. На совещании присутствовало до сорока человек. Были представлены все окраины и наиболее важные центральные губернии. К совещанию [ 47 ] было подготовлено два доклада о ходе работы по расколу церкви и подготовке [ 48 ] собора, а также об очередных задачах церковной политики по партийной линии. Тезисы обоих докладов были предварительно просмотрены и утверждены Пленумом комиссии. Первый доклад информационного характера делал тов. Самсонов, второй инструктивного характера — тов. Попов. Основное положение второго доклада сводилось к тому, что необходимо в ближайшее время довести до конца разрушение тихоновской церковной организации и что до выполнения этой задачи преждевременно выдвигать вперед борьбу с обновленческими течениями. Если нам до сих пор удалось [ 49 ] разгромить епископат, расколоть белое духовенство, использовавши при этом его кастовую ненависть к епископам и монахам, то к разрушению и разложению основной церковной организации приходских советов до сих пор еще не приступлено. В докладе указано на необходимость начать уже теперь политическую подготовку тихоновского процесса и вообще усилить кампанию против церковной контр-революции, особо подчеркивая роль монашества и епископата а также той черносотенно-кадетской интеллигенции и бюрократии, которая нашла себе место в приходских советах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...