Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К верующим сынам православной церкви российской 4 глава




В ОБЛАСТИ РАЗЛОЖЕНИЯ ЦЕРКВИ

На последнем Съезде своих уполномоченных В.Ц.У., исполняя порученные директивы постановила праздновать новый год по новому стилю. На этом же съезде происходило рассмотрение тезисов различных групп о предстоящей церковной реформе. Тезисы представлены “Древле— Апостольской” церковью и “Живой Церковью”. Древле-Апостольские тезисы говорят о возрождении первобытного христианского коммунизма, отмене обрядов и таинств, радикальном пересмотре канонов, невзымании денег за церковные требы. Эта группа по самой своей ликвидаторской программе не могущая пользоваться симпатиями широких слоев духовенства, нужная нам только для критики слева непоследовательности и половинчатости “Живой Церкви”, малоавторитетная по своему составу за последнее время усилилась присоединением к ней наиболее крупного деятеля обновленческого движения протоиерея Введенского, который не поладил с Красницким в “Живой Церкви” и не удовлетворился слишком умеренной программой антониновского “Возрождения” — а быть может и тем, что место лидера там уже было занято. Характерным для этой группы является требование лишения избирательных прав в приходских советах лиц, не пользующихся таковыми правами по советской конституции.

Напротив тезисы “Живой Церкви” весьма скупы по части реформаторства, если не считать вопросов о лишении привеллегий монахов, закрытий монастырей и о допущении в епископы представителей белого духовенства. Тезисы стоят за сохранение [ 50 ] централизованной и иерархической церковной организации со стоящим над ней [ 51 ] управляющим административным органом В.Ц.У. Не подлежит сомнению, что за последнее время “Живой Церкви” удалось усилить свое влияние на белое духовенство и создать среди него настроение, при котором каждый священник мечтает видеть себя в недалеком будущем епископом.

Антониновская группа “Возрождение” своих тезисов пока не представила. Есть основание предполагать, что эта группа не желает открывать карт, так как не знает какой тактики она будет придерживаться на соборе. Возможно что создавшееся там положение толкнет эту группу в объятия тихоновцев.

Во время совещания уполномоченных В.Ц.У. обострились отношения между отдельными входящими в его состав группами. “Живоцерковцы” как наиболее сильная организация попытались обеспечить себе прочное большинство [ 52 ] в Президиуме на счет других групп. На этой почве возникла склока, ликвидированная вмешательством ГПУ.

За пределами В.Ц.У. развивает свою деятельность недавно образовавшаяся Свободная Трудовая Церковь. Под знаменем ее объединилась довольно разношерстная кампания: анархиста-биокосмиста Святогора [ 53 ], некоего Жилкина, пытавшегося в 1918-м году образовать христианско-социалистическую партию, опального епископа Путяты, лишенного епископского сана за систематическое нарушение 7-ой заповеди, бывшего председателя Калужского союза совработников, посвятившего себя в епископы и присвоившего себе имя Ионикия и т. п.

Группа “Свободной Трудовой Церкви” провозглашает лозунг “вон буржуев из церкви” и решительно отвергает не только таинства и обряды, но также догматы и каноны. Она считает что старое христианство себя совершенно изжило, что роль религии должна взять на себя наука (тем более что скоро научными методами можно будет даже осуществлять личное бессмертие) а церкви должны быть превращены в метереологические станции. Выступление “Свободной Трудовой Церкви” на страницах печати вызвало отклик во всех эмигрантских газетах. Руководители получили массу бранных и приветственных писем. 31-го декабря должно было состояться первое публичное выступление “Свободной Трудовой Церкви”. Отдано распоряжение через отдел управления Московского Совета о предоставлении ей пустующего храма.

Комиссия обсуждала вопрос об участившихся в Москве диспутах, на которых наши товарищи выступают вместе с обновленческими попами. Увлечение такими диспутами дошло до того, что свердловский университет решил устроить у себя доклад тов. Сарабьянова, на котором в качестве оффициальных оппонентов должны были выступить (в стенах университета) Введенский и еще три попа. Комиссия признала такие диспуты (при наличности двух полноправных сторон с объявлениями на афишах) принципиально недопустимыми и отвлекающими обновленческих попов от их прямой задачи — борьбы с тихоновщиной. Уже назначенный в свердловском университете диспут по распоряжению комиссии через Агитпроп ЦК был отменен, несмотря на самые горячие протесты учредителей.

За последнее время учащаются запросы с мест относительно того, какую политику следует вести по отношению к магометанской религиозной организации, внутри которой начинает развиваться движение аналогичное живоцерковскому. Комиссия решила подвергнуть вопрос специальному изучению и заслушать на одном из своих ближайших заседаний доклад сведующего лица.

В ОБЛАСТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И ГОСУДАРСТВОМ.

Комиссия рассматривала поступившие через ЦК из ВЦИК'а прошения верующих католиков об открытии костелов, закрытых по распоряжению советской власти. Комиссия категорически высказалась против открытия костелов до исполнения католиками требований конституции; комиссия имела суждение по поводу ходатайства германского правительства о разрешении провоза религиозной литературы для менонитов. Комиссия нашла это ходатайство совершенно незаконным вмешательством в русские дела, ибо менониты являются гражданами РСФСР (точнее УССР) и никакого пункта в Раппальском договоре, уполномачивающего германское правительство удовлетворять религиозные нужды той или другой категории граждан России не имется.

1-го января 1923 г.
Н. Попов

— Л. 51-53 Машинописный подлинник, подпись — автограф. На л. 51 рукой помощника секретаря ЦК РКП(б) А. М. Назаретяна помета: “Разослать для сведения чл[енам] ПБ. А. Н[азаретян]”. Справа от нее рукописная помета о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол № 32, п. 4 от 19 октября 1922 г. (№ 12-15), Здесь же штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “6/11-23.” и входящим номером.

 

№ 12-25

Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе
17 января 1923 г.

В ПОЛИТБЮРО ЦК РКП
Председателя “Анти-религиозной” Комиссии Н. Н. ПОПОВА.
ДОКЛАД.

В области анти-религиозной агитации и пропаганды прежде всего приходится отметить проведение Комсомольского Рождества, в подготовке которого приняло деятельное участие большинство членов комиссии, не вмешиваясь, однако, в область непосредственного политического и практического руководства, осуществлявшегося в пределах Москвы Московским Комитетом партии. Имеющиеся в распоряжении комиссии данные позволяют считать по городу Москве праздник в общем и целом удавшимся, несмотря на целый ряд мелких и ненужных нетактичностей. У нас нет достаточного количества материалов о проведении праздника в провинции, но очевидно там таких нетактичностей было еще больше (в виде примера сошлемся на имевшие место в целом ряде городов остановки процессий перед церквами во время совершения там богослужения с шумными демонстрациями антирелигиозных чувств). Сведений об “эксцессах” враждебного по отношению к советской власти характера пока еще не поступало, но очень возможно только потому, что полным и достоверным материалом мы [ 54 ] располагаем только относительно Москвы и небольшого количества крупных центров. Как на яркий пример “перебарщивания” можем сослаться на циркуляр Украинского ПУР-а об обязательном праздновании Комсомольского Рождества в казармах с участием всех красноармейцев. Такой циркуляр был тем более неуместен, что религиозные предрассудки на Украине при едва трехлетней продолжительности советской власти гораздо свежей и сильней, чем в России. Считаем нужным кстати заметить, что в красноармейских частях анти-религиозная пропаганда требует сейчас особо умелого и тактичного подхода, ибо из неоднократных оффициальных заявлений ПУР-а видно, что у красноармейцев молодых возрастов, приходящих из деревни, религиозность еще очень сильна.

Во всяком случае проведение будущих комсомольских праздников должно потребовать выработки в центре совершенно ясных и точных инструктивных указаний, исключающих всякие головотяпства и неослабного наблюдения за их проведением. Только при этих условиях анти-религиозные праздники смогут стать действительным орудием разрушения религиозных предрассудков... [ 55 ] Следует отметить непрерывно происходящее расширение издательской деятельности “Красной Нови” в области выпуска анти-религиозной литературы. За последние недели вышли брошюры и книги В. Брауна “Христианство и Коммунизм”, Ярославского “Как родятся боги”, Древса “Миф о Христе”, Дунаевского “Миф о Христе”, Даснюка “О чорте и Боге”, Фрумкиной “Долой раввинов”, Чемиса “Л. Фейербах и его время”, переводится ряд изданий с немецкого языка (“Еретическая библия”, “Культурбильдер” [ 56 ], Бебель “Христианство и социализм” и т. д.). На заседании редакционной коллегии “Красной Нови” неделю назад принято решение немедленно приступить к подготовке целой серии брошюр о происхождении мира и человека, с наглядным опровержением религиозных взглядов на этот счет.

В области борьбы с церковной контр-революцией можно отметить целый ряд важных фактов, добытых следствием над патриархом Тихоном и позволяющих сказать с уверенностью, что позиция обвинения по этому процессу будет безпроигрышной. Тихон и его правая рука Никандр [ 57 ] [ 17 ] уже признали себя виновными в том, что выпустили воззвание к верующим по поводу изъятия ценностей в надежде на то, что народные волнения заставят советскую власть отказаться от изъятия и что употребление церковных ценностей на нужды голодающих не противоречит никаким канонам. На вопрос Тихону, на каком же основании он квалифицировал изъятие ценностей, как святотатство и угрожал мирянам и священникам отлучением от церкви в случае исполнения требований властей о выдаче ценностей, Тихон мог только ответить, что советская власть вела с ним переговоры по поводу изъятия и очевидно намеревалась действовать с патриаршей санкции, а потом внезапно прервала переговоры и начала действовать самостоятельно. На дальнейший вопрос: является ли обращение за санкцией к патриарху для власти обязательным по канонам, Тихон должен был ответить отрицательно. Еще более интересным представляется показание Тихона о том, что осенью 1919-го года с ним вели оффициальные переговоры представители тактического центра, национального центра и союза возрождения о будущих взаимоотношениях церкви и государства после свержения советской власти. Указанные Тихоном как [ 58 ] участники депутации Котляревский, Леонтьев, Шаховской не только подтвердили показания патриарха но и кое что добавили. В частности Леонтьев сказал, что в конце беседы Тихон дал депутации патриаршее благословение на свержение советской власти.

Далее Тихон признал существование с его ведома в Москве в начале 1918-го [ 59 ] года военной организации приходских советов, предназначавшейся якобы для охраны патриарха. Но имеющиеся в следственных актах по делу ЦК ПСР данные устанавливают, что организация приходских советов находилась в контакте с эсеровскими дружинами, организацией домовой охраны, группами белогвардейского офицерства под общим руководством члена бюро фракции Учред[ительного] Собр[ания] и председателя Московского Губернского Комитета П.С.Р. доктора Павлова и преследовала гораздо более широкие цели, чем охрана личной безопасности патриарха.

В настоящее время следствие приступает к изследованию связи Тихона с белогвардейскими церковными организациями заграницей, принимающими и по сейчас активное участие в монархическом движении.

В области разложения церкви за отчетный период не приходится отметить ничего существенного. Во В.Ц.У. благодаря рождественским праздникам замерла всякая жизнь. В Петербург выехал секретарь комиссии тов. Тучков для выпрямления линии той политики в церковных делах петербургских советских верхов, которую мы характеризовали в предыдущем отчете. Тов. Тучкову между прочим дано задание детальнейшим образом знакомиться на месте с делом епископа (римско-католического) Цепляка [ 60 ]. Дело это Политбюро без ведома антирелигиозной комиссии по непосредственному докладу П.К. решило поставить к слушанию. Между тем по имеющимся в комиссии сведениям частью полученным из ГПУ, частью из Польбюро ЦК дело это очень плохо подготовлено. Такое же впечатление получается у тов. Красикова от ознакомления с обвинительным заключением.

Сейчас по заданиям комиссии группой т.т. мусульман работающих в Наркомнаце и в п/отделе национальных меньшинств при ЦК производится группировка и систематизация сведений о положении мусульманской церкви и об имеющихся внутри ее течениях для постановки специального доклада на одном из ближайших заседаний комиссии.

С коммунистическим приветом — Н. Н. Попов.
17/1-23 г.

— Л. 54—55. Машинописный подлинник, подпись — автограф. На л. 54 штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “6/II-23” и входящим номером.

 

№ 12-26

Постановление Оргбюро ЦК РКП(б) о пополнении состава Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б). Из протокола заседания Оргбюро № 89, п. 41
от 18 января 1923 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО

Слушали:
41. О пополнении комиссии по антирелигиозной пропаганде. (т. Бубнов).

Постановили:
Просить Политбюро ввести члена ЦК РКП т. Ярославского в комиссию по антирелигиозной пропаганде, назначив его Председателем комиссии.

Тов. Попова Н. Н. назначить Зам[естителем] Председателя комиссии.

Секретарь Цека: В. Куйбышев

— Л. 57. Машинописная выписка на бланке ЦК РКП(б), сделанная 20 января 1923 г.; подпись — факсимиле. Круглая печать: “РОССИЙСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКОВ”, в центре вензелем “ЦК”. Выше текста выписки напечатан адрес рассылки: “Политбюро”. Штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол № 45, п. 9 от 25 января 1923 г. (№ 12-27). Штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “27/I—23 г.” и входящим номером.

— РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 112, д. 405, л. 207. Другой экземпляр той же машинописной закладки (отпуск); подпись отсутствует. Карандашная помета: “<М. Буракова(?)>”. Внизу штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Оргбюро, протокол № 89, п. 41 от 18 января 1923 г.

 

№ 12-27

Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о пополнении состава Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б). Из протокола заседания Политбюро № 45, п. 9
от 25 января 1923 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО.

СЛУШАЛИ:
9. О пополнении комиссии по анти-религиозной пропаганде (постановление] Оргбюро № 89 п. 41 от 18/1-23 г.)

ПОСТАНОВИЛИ:
9. Утвердить решение Оргбюро от 18/1-23 г. о назначении тов. Ярославского председателем комиссии по анти-религиозной пропаганде и тов. Н. Н. Попова заместителем председателя комиссии.

Секретарь Цека

— Л. 56. Машинописная выписка на бланке ЦК РКП(б), сделанная 25 января 1923 г. Выше текста выписки напечатан адрес рассылки: “т.т. БУБНОВУ, ЯРОСЛАВСКОМУ, Н. Н. ПОПОВУ, и ОРГБЮРО”.

— АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 314, л. 16. Черновой протокол заседания Политбюро. Рукописный подлинник на бланке постановлений Политбюро. Справа внизу запись о рассылке: “Выписка т.т. Бубнову, Ярославскому, Н. Н. Попову и Оргбюро”. Л. 2: “Присутствовали: члены Политбюро т.т. Каменев, Калинин (кандидат), Троцкий, Томский, Молотов (кандидат), Сталин, Бухарин (кандидат), Рыков. Члены ЦК Смирнов, Раковский, Сокольников. Член ЦКК Сольц”.

 

№ 12-28

Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе
16 февраля 1923 г.

В политбюро ЦК РКП

Доклад о работе антирелигиозной комиссии при Ц.К. за период с 30.I по 15.II.23.

I. В сфере непосредственной антирелигиозной пропаганды и агитации.

1. Газета “Безбожник” превращена в еженедельник того же названия. Вышло 8 №№ [ 61 ]. Журнал улучшается с каждым №. Интерес к нему растет. Тираж увеличивается, хотя и медленно. Выяснилось, что многие губкомы не знали о существовании журнала. Специальное обращениие к обкомам, губкомам и укомам разослано вместе с пробным № [“]Безбожника[”] с предложением поставить систематически подписку и распространение. Редактором назначен Ем. Ярославский. В журнале помещается ряд научно-популярных статей и в настоящее время ведется кампания в связи с предстоящими процессами Тихона и Цепляка.

2. Сделана попытка объединения под одной общей редакцией [ 62 ] “Безбожника”, издаваемого ЦК, с сатирическим журналом того же названия, издаваемого М.К. М.К. признал (без всякой мотивировки) такое объединение нецелесообразным, что лишает возможности использовать этот орган для планомерного проведения каких бы то ни было антирелигиозных кампаний.

3. Издательством] “Красная Новь” выпущена и подготовляется к печати [ 63 ] целая серия книг и брошюр. Некоторые, как напр[имер] “Как родятся боги” разошлись сейчас же после выхода. Переводится несколько книг с нем[ецкого], итальянского. Среди них такая капитальная работа, как “Культурбильдер Видер ди Фаффенгершафт”, издается выпусками, переводится [ 64 ] книга Эйльдермана — [“] Первобытный коммунизм и первобытная религия [ 65 ], вышли из печати Древе “Миф о Христе”, Даенсона “О боге и черте”, “Долой раввинов” Фрумкиной и др.

4. В связи с учетом опыта проведенного по всей стране “Комсомольского рождества”, а также настроением организовать такие же антирелигиозные [ 66 ] выступления на пасху, Комиссия постановила: составить циркулярное письмо ЦК о комсомольской пасхе, предложив организациям провести антирелигиозную кампанию наиболее серьезно: не устраивать карнавала, особое внимание обратить на пропагандистскую работу, на литературу, на постановку соответствующих пьес, кино, докладов, лекций и т. д. Членам ЦК РКСМ объяснить политические мотивы. Эти мотивы; подготовка съезда ВЦУ; глухое раздражение в крестьянских массах; недостаточная предварительная подготовка масс; антисемитические настроения [ 67 ]; возможный неурожай, к[ото]рый мог бы быть использован, как результат безбожия и т. д.

II. В области конкретной борьбы с церковной контрреволюцией в лице тихоновщины.

Спешно заканчивается следствие по делу Тихона. Процесс [ 68 ] заканчивается: к 25 марта. Обвинение предъявляется по 4 п. п.

1. борьба с декретом об отд[елении[ ц[еркви] от государства],

2. борьба со вскрыт[ием] мощей,

3. против[одействие] И[зъя-ию] Ц[ерковных] Ц[енностей];

4. систематическая контрреволюция. Число обвиняемых и свидетелей ограничивается до минимума в целях быстрого окончания процесса.

III. В области разложения православной церкви. [ 69 ]

1. Разрешена рассылка положения ВЦУ о созыве собора, удалив из этого положения ряд пунктов о признании избираемыми на соборе [ 70 ] социальной революции и объединения трудящихся и приглашении на собор пребывающих на покое архиереев.

2. Намеченных питерским ГПУ пять наиболее реакционных церковников, руководителей автокефального движения выслать.

IV. В области борьбы с другими церковными организациями.

1. Постановлено дело Цепляка слушать в верховном суде в Москве перед процессом Тихона; материалы для обвинения вполне достаточны, только центр тяжести обвинения [ 71 ] должен быть перенесен на чисто контр-революц[ионную] деятельность Цепляка. В результате постановки дела Цепляка уполномоченный папы являлся к т. Красикову и вел переговоры относительно возможности мероприятий и уступок [ 72 ] со стороны папы в смысле изменения состава ксендзов [ 73 ], которые установили бы более нормальные взаимоотношения с советской властью и не вмешивались в политику.

2. Комиссия считала более правильным в целях антирел[игиозной] и полит[ической] пропаганды [ 74 ] мощи Боболя не возвращать.

V. В области борьбы с сектантсткими рел[игиозными] группами.

1. Постановлено создать брошюры, направленные против [ 75 ] сектантских групп, особенно враждебных советскому государству (баптистов, евангелистов, толстовцев).

2. Устав Вегетарианского Общества, как ведущего антимилитаристскую агитацию, не утверждать.

3. К ближайшему засед[анию] подготовить доклад т. Тучкова о влиянии сектантов на Красную Армию.

VI. В области правовых мероприятий, облегчающих партии борьбу с религией и мистикой всех видов.

1. Признавая в общем правильным декрет о неприменении труда несовершеннолетних при отправлении богослужения, отложить проведение его до созыва церковного собора.

2. Также временно, до особого распоряжения (до выполнения главной работы по разложению церк[овной] организации) отложить ликвидацию] епарх[иальных] управлений.

Пред[седатель] Комиссии —
Емельян Ярославский. 16.II.23. Москва.

Л. 61-63. Рукописный подлинник, автограф.

— Л. 58-60. Машинописная копия того времени, заверенная машинописной подписью заместителя секретаря Политбюро М. Н. Бураковой, сделанная для делопроизводства ЦК РКП(б). На л. 58 в левом верхнем углу карандашная помета: “Арх[ив] п[олит]б[юро]”.

№ 12-29

Записка председателя Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Е. М. Ярославского в Политбюро ЦК РКП(б) о постановке в повестку дня заседания Политбюро вопроса об обновленческом Соборе
28 февраля 1923 г.

В политбюро ЦК РКП.

Прошу поставить в порядке дня заседания 1 марта вопрос о предстоящем [ 76 ] церковном Соборе. Докладчиком или я или заместитель т. Н. Н. Попов.

Член ЦК Емельян Ярославский

Л. 67. Рукописный подлинник на бланке ЦК РКП(б), автограф. Число, месяц и последняя цифра года в бланке проставлены рукой Е. М. Ярославского. В левом верхнем углу рукописная помета: “ПБ”.

№ 12-30

Постановление Политбюро ЦК РКП(б) об отсрочке обсуждения вопроса об обновленческом Соборе. Из протокола заседания Политбюро № 52, п. 32
от 1 марта 1923 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО.

СЛУШАЛИ:
32.— О Церковном Соборе.

ПОСТАНОВИЛИ:
32.— Отложить до следующего заседания. (т. Ярославский).

Секретарь Цека

— Л. 65. Машинописная выписка на бланке ЦК РКП(б), сделанная 1 марта 1923 г. Выше текста выписки напечатан адрес рассылки: “Товарищу ЯРОСЛАВСКОМУ”.

— АПРФ, ф. 3, оп. I, д. 321, л. 46. Черновой протокол заседания Политбюро. Рукописный подлинник на бланке постановлений Политбюро. Справа внизу запись о рассылке: “Выписка т. Ярославскому”. Л. 3: “Присутствовали: чл[ены] ПБ Каменев, Сталин, Томский, Рыков. Кандидаты т.т. Молотов, Калинин. Члены ЦК т.т. Сокольников, Рудзутак, И. Н. Смирнов, Радек”.

№ 12-31

Памятная записка начальника VI отделения Секретного отдела ГПУ Е. А. Тучкова председателю Антирелигиозной комиссии ЦК РКП (б) Е. М. Ярославскому о директиве обновленческому Собору о порядке управления церковью
1 марта 1923 г.

Сов[ершенно] Секретно

Товарищу ЯРОСЛАВСКОМУ.
ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА
ПО ПОВОДУ УСТАНОВЛЕНИЯ СОБОРОМ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕРКОВЬЮ.

1. На заседании комиссии от 27 Февраля постановлено, чтобы собор провел полностью декрет об отделении церкви от государства (1918 г.) и тем самым ликвидировал бы Высшее церковное управление и его все местные органы (губернские, уездные епархиальные управления и т.д.)[ 18 ]. Таким образом, лишил бы права служителей культа административнаго подчинения последним, т.е. представил бы право свободнаго выбора попа каждой общине (церкви) — самостоятельно.

2. Члены ВЦУ на это идут крайне неохотно, им желательно, чтобы ВЦУ существовало и после собора. — Патриархат же они совершенно не желают.

3. При обсуждении вопроса о церковном управлении — необходимо принять во внимание следующее: а) Миряне к обновленческому движению относятся отрицательно и обновленцы попы у них авторитетом совершенно не пользуются, с упразднением же ВЦУ у противников обновления всякий страх отпадет и поэтому им представится возможность сплотиться и усилить свою деятельность (под противниками обновления надо понимать Тихоновцев).

С другой стороны для проведения декрета собором данный момент является весьма удобным, ибо попы-заправилы находятся пока в наших руках. —

С упразднением ВЦУ и его местных органов останутся обновленческие группы и в центре их бюро [ 77 ], которые должны продолжать свою деятельность и после собора. Группы эти будут также, как и теперь наряду с идейной стороной вести борьбу с тихоновщиной.

“1I” Марта 1923 года.
Е. Тучков

— Л. 66. Машинописный подлинник, подпись и число даты — автограф. Вверху рукописные пометы: 1) “разослать членам пб”: 2) “исп[олнено] 3/III-23 г. за № 10594/с”. Здесь же штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол № 54, п. 11 от 8 марта 1923 г. (No 12-32). Штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “13/Ш-23 г.” и входящим номером.

 

№ 12-32

Постановление Политбюро ЦК РКП(б) с директивой обновленческому Собору о сохранении Высшего Церковного Управления. Из протокола заседания Политбюро № 54, п. 11
от 8 марта 1923 г.

СТРОГО СЕКРЕТНО

11.— О церковном соборе. (т.т. Красиков, Попов).

а) Признать необходимым дальнейшее существование ВЦУ.

б) Предложить комиссии принять меры к тому, чтобы при принятии собором декрета об отделении церкви от государства в достаточно эластичной форме были сохранены права В.Ц.У.

СЕКРЕТАРЬ ЦК

Л. 64. Машинописная копия выписки позднейшего времени на бланке ЦК ВКП(б) — РКП(б) 1930-х гг.

— АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 323, л. 13. Черновой протокол заседания Политбюро. Рукописный подлинник на бланке постановлений Политбюро. Справа внизу запись о рассылке: “Выписка т.т. Красикову, Ярославскому, Попову” (последняя фамилия дописана красным карандашом). В графе “Материалы” бланка указан документ № 12-31, но самого этого документа в деле нет. Л. 1: “Присутствовали: члены Политбюро т.т. Зиновьев, Сталин, Троцкий, Томский, Молотов (кандидат). Члены ЦК т.т. Сокольников, Андреев”.

№ 12-33

Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе
22 марта 1923 г.

В политбюро Ц.К. Р.К.П.
Зам[естителя] пред[седателя] антирелигиозной комиссии Н. Н. Попова
Доклад (за 1-22 марта)

Вобласти антирелигиозной пропаганды и агитации.

Работа издательского сектора “Красной Нови” в области издательства антирелигиозной литературы пока по преимуществу переводной за отчетный период [ 78 ] шла [ 79 ] усиленным темпом. До настоящего времени 20 брошюр и книг вышло из печати, 6 находится в печати, 3 готовятся. Предпринимаются попытки к созданию литературы по истории церкви в России. Первым шагом в этом отношении будет издание брошюры Струмилина “Бог и свобода”. Надлежит отметить только что выпущенную брошюру т. И. Степанова “Задачи и методы антирелигиозной пропаганды”, подводящую итоги работе в этой области. Выпущена брошюра И. Брехничева к предстоящему процессу Тихона. К комсомольской пасхе выходит специальный сборник и книга т. Ярославского “Как родятся, живут и умирают боги и богини”.

Комиссией продолжала издаваться еженедельная газета “Безбожник” (не смешивать с журналом того же наименования М.К.), тираж которой растет (с 10-ти до 20-ти тысяч). Комиссия продолжает держаться мнения, что главным методом антирелигиозного просвещения масс должна быть углубленная пропаганда, что с религиозными предразсудкам и масс приходится серьезно считаться и осторожно к ним подходить. Стоя на этой точке зрения, не так давно развитой в специальном циркуляре Ц.К. от 22-го февраля 1922 г. Комиссия не смогла пройти мимо такого издания как журнал “Безбожник” орган М.К. На первой странице последнего номера этого журнала можно встретить лозунг: “Долой эту сволочь религию”. Наряду с заметками издевательского характера по адресу темных религиозных элементов (богомольных старух и т. д.) могущими быть, использованными в демагогических целях, в журнале дело доходит до открытых советов употреблять иконы на дрова. Комиссия считала и считает, что издавать для коммунистов и, вообще порвавших с религией людей такой журнал совершенно нет надобности. Что касается до людей колеблющихся или же религиозных то среди них он способен только усилить фанатизм. Кроме того головотяпские методы агитации поскольку они доходят до провинции, толкают местных партийных товарищей к эксцессам, от которых они раньше удерживались. За последнее время мы имели целую волну таких эксцессов выразившихся в массовом закрытии церквей, незаконном расторжении договоров, произвольном обложении лиц духовного звания. То же самое можно отметить и по отношению к сектантам. Комиссия оказалась вынужденной по линии целого ряда ведомств принять меры по предотвращению эксцессов, вызывающих озлобление широких масс верующих особенно в деревне. Исходя из тех же самых соображений, комиссия провела через Оргбюро Ц.К. постановление о запрещении уличных карнавалов на пасху [ 80 ]. Вопрос о направлении московского журнала “Безбожник” также около месяца уже поставлен на обсуждение Оргбюро но по разным причинам несколько раз снимался с повестки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...