К верующим сынам православной церкви российской 2 глава
Характерно отметить, что в кулуарах съезда некоторыми видными участниками, в том числе и КРАСНИЦКИМ, в беседе “по душам”, ведутся разговоры, что все резолюции — это шелуха напоказ для власти, а на деле мы вольны. Некоторые считают поведение КРАСНИЦКОГО двойственным и удивляются его непонятной игре. За отчетный период, т.-е. с 9-го по 11-го августа было лишь одно заседание съезда по вопросам: 1. о правах мирян и 2. о белом епископате. По первому вопросу была принята резолюция, что полноправным мирянином следует считать того, кто находится в живом авхористическом [ 16 ] общении со своим пастырем, сохраняет канонические послушания и проводит в жизнь принципы живой церкви. По второму вопросу принята резолюция такова: просить В.Ц.У. немедленно, не дожидаясь предстоящего собора — открыть дорогу к епископскому сану, тем представителям белого духовенства, которые состоят в брачном сожитии со своими супругами. Съезд продлится еще дней пять-шесть. НАЧАЛЬНИК VI-ro ОТДЕЛЕНИЯ СОГПУ: Е. Тучков — Л. 21. Машинописный подлинник, подпись и число в дате — автограф.
№ 12-8 * Записка члена Комиссии по антирелигиозной пропаганде Агитпропотдела ЦК РКП(б) И. И. Скворцова-Степанова начальнику Агитпропотдела ЦК РКП(б) А.С. Бубнову о результатах своей поездки в Брянскую губернию В АГИТПРОП П.К.Р.К.П. Дорогие товарищи. Пишу в вагоне на ходу поезда. В Брянске и губернии (Брянск, Бежица (Брянский Завод), Дятьково, Людиново, Песочная) прочитал 2 лекции в Партшколе и 6 публичных лекций. Темы: “О загробной жизни” (2 лекции) и о “Живой Церкви” (6 лекций). Последняя тема вызвала громадный наплыв публики, — таких слоев, которые вообще не ходят на собрания. Скажу прямо: успех громадный: местные товарищи в восторге, вызвана большая тяга в Р.К.П. Губерния взбудоражена до низов.
Необходимо немедленно развернуть такую агитацию во всероссийском масштабе. Таков общий вывод и мой и всех товарищей. Зевать не следует. В начале будущей недели буду у Вас, тогда договоримся, что надо делать. Неправильно, что мы до сих пор только “содействуем” “Живой Церкви”. Необходимо революционно использовать это движение. Еще раз: зевать нельзя. Результаты в Брянской губернии редкостные. С коммунистическим приветом — СКВОРЦОВ-СТЕПАНОВ — Л. 23. Незаверенная машинописная копия того времени. В левом верхнем углу рукописные пометы: 1) “т. Сталину”; 2) “РКП”. В правом верхнем углу штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “17/IX-22” и входящим номером. Ниже штамп Секретного архива ЦК ВКП(б) с инвентарным номером.
№ 12-9 [ 4 ] Постановление Оргбюро ЦК РКП(б) “о комиссии по антирелигиозной пропаганде” (Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б)). Из протокола заседания Оргбюро № 62, п. 15 ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОТОКОЛУ ЗАСЕДАНИЯ ПОЛИТБЮРО ЦК РКП от 19.Х.22 г. № 32, п. 4. Слушали: Постановили: а) Существующую при Агитпропе комиссию по антирелигиозной пропаганде в составе т.т. Скворцова-Степанова, Красикова расширить, включив в нее т. Менжинского от ГПУ и т. Смидовича — председателя комиссии по сектантским делам. б) Означенной комиссии дать полномочия, как по ведению дел церковной политики (связь с церковными группами, с ВЦУ и т. д.) по руководству его в центре и на местах, так и выработку директив по печатной и устной пропаганде и агитации. в) Комиссии установить тесную и постоянную связь с ГПУ, церковным отделом НКЮста и Агитпропом ЦК. Эта связь обеспечивается и персональным составом комиссии.
г) С начала работы этой комиссии работу других комиссий по церковным делам — считать законченной. — Л. 25. Заверенная машинописная копия выписки позднейшего времени. — АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 301, л. 16, 17. Черновой протокол заседания Политбюро. Машинописная копия выписки на бланке ЦК РКП(б), сделанная 16 октября 1922 г. Выше текста выписки напечатан адрес рассылки: “Членам Политбюро тт. Калинину, Каменеву, Ленину, Молотову, Сталину, Томскому, Троцкому и тов. Бубнову”. Перед пунктом а) стоит цифра “I”. После пункта г) набрано: “2. Опросить по выше принятому постанов[лению] мнение членов Политбюро”. В конце документа формула подписи: “Секретарь ЦК”. — РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 112, д. 378, л. 60-об. Машинописный оттиск выписки, сделанной 16 октября 1922 г. (первый лист этой машинописной закладки был на бланке ЦК РКП(б)). Вверху рукописная помета: “Агитпроп”. Штамп о принадлежности документа к делопроизводству заседания Оргбюро, протокол № 62, п. 15 от 13 октября 1922 г. № 12-10 “Протокол № 18 заседания Комиссии по ценностям” о составе и функциях Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) С. секретно Присутствовали: т.т. Троцкий, Красиков, Смидович, Галкин, Флеровский, Тучков, Скворцов-Степанов. Постановили: 1. Из заявления тов. Флеровского, поддержанного другими членами Комиссии и вполне отвечающего двум постановлениям Оргбюро, явствует, что в постановлении Оргбюро от 13/Х пропущено упоминание о т. Попове, как члене Комиссии по антирелигиозной пропоганде. Таким образом, фактический состав комиссии таков: Скворцов, Красиков, Попов, Менжинский, Смидович. Задачи Комиссии определяются постановлениями Оргбюро от 6/IX (протокол № 52) [ 5 ] и Секретариата ЦК от 27/IX (протокол № 58) [ 6 ]. 2. Существующие сейчас подкомиссии (при ГПУ по церковным делам, при Политбюро — по сектантским делам, при ГПУ по созыву Собора и пр.) должны быть обследованы указанной выше Комиссией с точки зрения их состава и работы и в зависимости от обстоятельств — либо ликвидированы, либо превращены в подкомиссии основной Комиссии. (Предложение принято единогласно) 3. Настоящее совещание предлагает созданной Комиссии конструироваться в кратчайший срок и иметь постоянный адрес, телефон и пр. Первое заседание Комиссии состоится сегодня в 8 час. вечера в кабинете т. Калинина. Ответственность за созыв на т. Красикове.
4. Совещание просит Политбюро в срочном порядке утвердить указанную выше Комиссию. Подлинный подписал: Председатель Л. Троцкий. — Л. 29. Машинописная копия того времени, сделанная для делопроизводства ЦК РКП(б) и заверенная делопроизводителем канцелярии председателя Реввоенсовета. Формула секретности от руки. В правом верхнем углу штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “20/Х-22 г.” и входящим номером.
№ 12-11 Почто-телеграмма Л. Д. Троцкого в Секретариат ЦК РКП(б) о срочном утверждении Политбюро ЦК РКП(б) протокола № 18 “Комиссии по церковным ценностям” о составе и функциях Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) В[есьма] срочно. П[очто]-т[елеграмма] № 203/р Препровождая при сем один экземпляр протокола совещания Комиссии по церковным ценностям, прошу провести в срочном порядке по телефону, сегодня же, во избежание дальнейших проволочек в работе, утверждение указанной в протоколе комиссии, ее состава и функций (и то и другое является только сводкой постановлений Оргбюро от 6/IX, 27 /IX и 13/Х с/г.)[ 7 ] Л. Троцкий — Л. 28. Машинописный подлинник, подпись — факсимиле. В правом верхнем углу штамп Бюро Секретариата ЦК РКП(б) с рукописными датой “20/Х-22 г.” и входящим номером.
№ 12-12 Записка В. М. Молотова Л. Д. Троцкому по поводу его почто-телеграммы о порядке утверждения Политбюро ЦК РКП(б) состава и функций Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Тов. ТРОЦКОМУ. Вопрос, предлагаемый Вами для проголосования сегодня, перенесен в Политбюро по предложению тов. Ленина от 16/Х для выяснения состава комиссии. Ввиду чего Секретариат решил не производить голосования по телефону, а включить вопрос в повестку Политбюро на четверг 19/Х [ 8 ]. Одновременно Секретариат ЦК сообщает Вам, что в постановлении Секретариата от 13/Х действительно вкралась ошибка: тов. Попов включен в Комиссию по церковным делам постановлением Секретариата от 6/IX [ 17 ] и это решение не было отменено [ 9 ].
Секретарь Цека: (Молотов). — Л. 27. Машинописный оттиск, подпись — автограф (первый лист этой машинописной закладки был на бланке ЦК РКП(б)).
№ 12-13 Телефонограмма Л. Б. Каменева в ЦК РКП(б) о введении М. И. Калинина в состав Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Весьма срочно. 17/Х 12 ч. 20 мин. Ознакомившись с постановлением секретариата по вопросу о составе комиссии по церковным делам, предлагаю дополнить состав данной комиссии обязательно, введя тов. Калинина Мих[аила] Ив[ановича]. Прошу сообщить мне немедленно будет ли принято мое предложение или нет. чл[ен] Политбюро Л. Каменев. — Л. 26. Рукописный писарский подлинник на бланке ЦК РКП(б), автограф помощника заведующего приемной Бюро Секретариата ЦК РКП(б) Е. В. Легран.
№ 12-14 [ 10 ] Протокол № 1 организационного заседания Комиссии по проведению отделения церкви от государства (Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б)) Строго Секретно ПРОТОКОЛ № 1. Присутствуют т.т. КРАСИКОВ, МЕНЖИНСКИЙ, ПОПОВ, Зам[естителем] ФЛЕРОВСКИЙ, СКВОРЦОВ и СМИДОВИЧ. В силу постановления Орг. Бюро Цека Комиссия в составе т.т. КРАСИКОВА, МЕНЖИНСКОГО, ПОПОВА, Зам[естителем] ФЛЕРОВСКОГО, СКВОРЦОВА и СМИДОВИЧА. Собралось 17/Х-22 года и присвоила себе название: Комиссия по проведению отделения Церкви от Государства (КОМОТЦЕР-ГОР.) Врем[енным] [ 18 ] Председателем избран тов. КРАСИКОВ. ПОСТАНОВИЛИ: (Единогласно) [ 19 ] 1. Обратиться в Полит. Бюро Ц. К. с просьбой: 1. Утвердить Комиссию в качестве единственной руководящей в делах Церковной политики и анти-религиозной агитации и пропоганды и 2. Обратиться в Учраспред Секретариата ЦЕКА РКП об откомандировании тов. ГАЛКИНА в распоряжение Комиссии для исполнения обязанностей Секретаря Комиссии. 3. Заседания Комисси[и] происходят по понедельникам в 8 часов вечера в кабинете тов. КАЛИНИНА здание ВЦИК Кремль. 2. Ввести в Комиссию в качестве Председателя ея тов. ТРОЦКОГО. — Л. 30. Машинописная копия того времени, сделанная для Политбюро ЦК РКП(б), заверенная 18 октября 1922 г. П. А. Красиковым. В левом верхнем углу его же рукою написан адрес рассылки: “В Политбюро”. Формула секретности карандашом.
№ 12-15 * Постановление Политбюро ЦК РКП(б) о составе “комиссии по антирелигиозной пропаганде” (Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б)). Из протокола заседания Политбюро № 32, п. 4 Сов(ершенно) Секретно. СЛУШАЛИ: ПОСТАНОВИЛИ:
Секретарь Цека — Л. 24. Машинописная выписка на бланке ЦК РКП(б), сделанная 19 октября 1922 г. Выше текста выписки напечатан адрес рассылки: “Т.т. БУБНОВУ, СКВОРЦОВУ, КРАСИКОВУ, МЕНЬЖИНСКОМУ, СМИДОВИЧУ, ПОПОВУ, КУРСКОМУ”. — АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 301, л. 15. Черновой протокол заседания Политбюро. Рукописный подлинник на бланке постановлений Политбюро. Справа внизу запись о рассылке: “Выписка т.т. Бубнову, Скворцову, Красикову, Менжинскому, Смидовичу, Попову, Курскому”. В графе “Материалы” бланка указан документ № 12— 11 (в свою очередь сопровождающий документ № 12-14), но самих этих документов в деле нет. Л. 2: “Присутствовали: Ленин, Каменев, Сталин, Троцкий, Молотов, Томский”, “Радек, Сольц, Зиновьев, Калинин”, “пришел Сокольников”. — РЦХИДНИ, ф. 5, оп. 2, д. 55, л. 38. Машинописная копия выписки того времени, заверенная машинописной подписью заместителя секретаря Политбюро М. Н. Бураковой, сделанная для В. И. Ленина. Формулы секретности и подписи отсутствуют. Штамп “Архив т. Ленина” с рукописной датой “25/XI”. — Там же, ф. 17, оп. 112, д. 378, л. 61. Машинописная копия выписки того времени, заверенная помощником секретаря Политбюро Е. С. Лепешинской. Формула секретности и подписи отсутствуют.
№ 12-16 * “Протокол № “1” заседания Комиссии по проведению отделения церкви от государства” (Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б)) Сов[ершенно] Секретно. ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. КРАСИКОВ, СКВОРЦОВ, ФЛЕРОВСКИЙ, МЕНЖИНСКИЙ, ТУЧКОВ, ДЕРИБАС. Слушали: 1. Об общих церковных работн. 2. О Тихоновщине [ 20 ]. 3. Текущие [ 21 ] Постановили: 1. Подтвердить директиву относительно деятельности Г. П. У. по вопросу о ликвидации Тихоновских сторонников, воздействия на ВЦУ в смысле активной борьбы всех 3-х групп (Возрождения, Живой церкви и левой). 2. Поручить тов. ТУЧКОВУ сделать доклад. 3. Ознакомить всех членов Ком[иссии] до след[ующего] заседания со всеми выписками номера газеты и с ее направлением и на след[ующем] заседании иметь суждение. 4. Выразить руков. тезисов для [ 22 ] прессы по церковному вопросу. Поручить т. Скворцову [ 23 ]. Заседание назначить на 31/X в Кабинете КАЛИНИНА. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ: П. Красиков — Л, 33. Машинописный подлинник; первая подпись автограф, вторая отсутствует. — РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 112, д. 443а, л. 2. Другой экземпляр той же машинописной закладки; первая подпись — автограф, вторая — автограф Е. А. Тучкова. Та же рукописная правка текста за исключением пунктов 1 и 3) левой колонки и пункта 4) правой колонки. Вместо первоначального “работн.” от руки исправлено “работах”. Вместо “3) Текущие” вписано “3) Текущие дела:”. В пункте 4) от руки исправлено начало: "Выработать руков. тезисы для партийной прессы...” Ко второй формуле подписи рукой Е. А. Тучкова приписано: “За”. — Там же, ф. 5, оп. 2, д. 55, л. 40. Машинописная копия того времени, заверенная машинописной подписью заместителя секретаря Политбюро М. Н. Бураковой, сделанная для В. И. Ленина. Рукописная правка текста экземпляра АПРФ учтена и передана машинописью. Вместо “3) Текущие” напечатано “3. Текущие дела”.
№ 12-17 * Тезисы члена Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) И. И. Скворцова-Степанова о задачах антирелигиозной пропаганды ТЕЗИСЫ Тов. СКВОРЦОВА ПО АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЕ. 1. Успехи в борьбе на внутреннем и на внешнем фронтах, явная безнадежность всяких интервенций, возстаний и заговоров показали, что Советская власть — прочное правительство, которое может быть названо “всенародным правительством” с безконечно большим правом, чем какое бы то ни было из мыслимых российских правительств. 2. Элементарная заповедь самосохранения повеливает церкви разорвать прямую и открытую связь с помещиками и капиталистами и с их государственным строем. Отсюда — “смена политических вех”, начиная более дальновидною частью духовенства. 3. В условиях НЭП-а и при оживлении монархической работы за границей у более консервативных элементов духовенства, теснее связанных с... [ 24 ] эксплоататорскими классами, просыпается надежда на постепенную реставрацию стараго экономическаго строя через капиталистическое перерождение пролетарской диктатуры. Отсюда стремление избежать резкаго и прямого разрыва с прежним строем и на время укрыться от всякой политической определенности под флагом “аполитизма”. 4. С новыми успехами Советской власти в международных отношениях и в деле социалистическаго строительства духовенство в своих собственных интересах будет вынуждено отбросить эту тактику и вновь выступить с заявлениями о своем положительном отношении к рабоче-крестьянской власти. 5. Учитывая, что в рабоче-крестьянском строе с решительным политическим преобладанием на стороне пролетариата некоторая окраска под социализм безусловно необходима для того, чтобы дали сохранить свое влияние на массы, наиболее дальновидная часть духовенства первоначально сделала значительные шаги в этом направлении. 6. Однако, опыт показал, что это средство неспособно возвратить к церкви фактически отпавшие от нея массы пролетариата и замедлить все ускоряющиеся их отпадения и что с другой стороны практическая деятельность Советской Власти, расширающая влияние РКП на крестьянство, в деревне тоже не оставляет места безцветному, расплывчатому и бездейственному христианскому социализму. Вследствие этого христианский социализм, сначала заметно проявившийся в церковно-обновленческих течениях, стал выветриваться и линять. 7. Духовенство в целом лишь медленно освобождается от иллюзий порожденных прошлой историей и приходит к убеждению, что Советская власть — первое в мире правительство, которое принципиально отвергает всякую государственную церковь и всякую совместную деятельность с какой бы то ни было церковью. Надежды на то, что какая нибудь группа духовенства получит прив[и]ллигерованное положение, первоначально вызвало бы лихорадочные сдвиги среди духовенства. Когда оказалось, что это тщетная надежда, горячность обновленческих групп охладела. Все духовенство в его подавляющем большинстве внутренне осталося ст[о]ронником такого политического строя, который пользуясь церковью и религией, как одной из своих опор оказывает церкви и религии всякое покровительство, между прочим и материальное. 8. Необходимо объективно отнестись к той склоке, которая началась в церкви, и прежде всего сознать, что не одна из групп не имеет никаких оснований заявлять о своем моральном превосходстве над остальными, все они одинаково вели себя при самодержавии и все они в равной мере как тогда, как и теперь интересовались доходами и вопросом об их сохранении и увеличении. Это — главный, определеющий мотив для подавляющаго большинства духовенства, делает ли оно ставку на крупнособственнические классы или на пролетариат и крестьянство. 9. Все более углубляющиеся идеологические расхождения Между различными группами духовенства не дают основания для предпочтения какой либо одной из них. — С коммунистической точки зрения все эти группы если только они не являются прямо и активно контр-революционными, одинаково, так как все они [ 25 ] одинаково только разными способами старающиеся возможно больше сохранить от средневекового миросозерцания и все они в равной мере хотят упрочить существование жреческой профессии. 10. Иде[о]логические расхождения вызываются стремлением приспособиться к миросозерцанию различных общественных слоев в разной степени затронутых современным развитием и сделав минимальные уступки, замедлить ускоряющееся отпадение паствы от всякой церкви и от всякой религии. — Идя по этому пути, некоторые группы стремятся возстановить свое прежнее влияние на городскую мелкую буржуазию, другие приспособляются к средней интеллигенции, третьи хотят замедлить отпадение деревенской молодежи и т. д. — Некоторые группы обновляемой церкви приблизятся к сектантам в надежде возвратить их к реформированному православию. В результате православие дифференцируется [ 26 ] со временем распадается, быть может, на особые церкви из которых каждая постарается связаться с внутренними переживаниями своей особой паствы теснее и глубже чем было связано прежнее недифференцированное [ 27 ] православие. 11. Одинаково критически относясь ко всем религиозным течениям РКП должно раскрывать одинаковую их шаткость и несостоятельность и противопоставлять всем хитросплетениям и поворотам научное истолкование всех религиозных воззрений и историческую критику всех религиозных миров. 12. Борьбу и склоку, разгорающуюся внутри церкви, РКП должна использовать не для того, чтобы удалить ту или иную из группировок, став на ее сторону, а для того, чтобы 1) лишить контр-революцию возможности получать пушечное мясо для себя при помощи церкви и духовенства и 2) чтобы отрывать массы от всякой религии и з[а]менять ее положительным научным пониманием природы и общества. — Л. 38-40. Машинописная копия того времени, заверенная подписью Е. А. Тучкова. Датируется по упоминаниям о тезисах в документах № 12-16 и 12-19. — РЦХИДНИ, ф. 17, оп. 112, д. 443а, л. 5-7. Машинописная копия того времени, заверенная подписью Е. А. Тучкова. Вверху л. 5 рукописные пометы: 1) “т. Менжинскому. Е. Туч[ков]”; 2) “К пр[отоколу] № 2 от 31.Х.1922 г. п. 4” (№ 12-19). В пункте 2 слово “начиная” исправлено от руки на “начатая”. В пункте 3 вместо многоточия впечатано “прежними”. — Там же, ф. 5, оп. 2, д. 55, л. 44-45. Заверенная машинописной подписью М.Н. Бураковой машинописная копия того времени, сделанная для В. И. Ленина с машинописной копии, заверенной Е. А. Тучковым. Текст отредактирован по правилам новой орфографии. В п. 7 слово “привеллигерованное” исправлено красными чернилами на “привилегерованное”. В п. 12 после слов “использовать не” добавлено “только”.
№ 12-18 * Доклад начальника VI отделения Секретного отдела ГПУ Е. А. Тучкова Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) “о тихоновщине” СОВ[ЕРШЕННО] СЕКРЕТНО. ДОКЛАД О ТИХОНОВШИНЕ Пять месяцев тому назад, в основу нашей работы по борьбе с духовенством была поставлена задача “бор[ь]ба с Тихоновским, реакционным духовенством” и конечно в первую очередь с высшими иерархами как-то: митрополитами, архиепископами, епископами и т. д. Для осуществления этой задачи была образована группа так называемая “ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ” состоящая преимущественно из белых попов, что дало нам возможным поссорить попов с епископами, примерно как солдат с генерал[а]ми, ибо между белым и черным духовенством существовала вражда еще задолго до этаго времени, так как последнее имело большое преимущество в церкви и ограждало себя канонами от конкуренции белых попов на высшие иерархические посты. Это обстоятельство нами было учтено и с этаго было приступлено к осуществлению означенной задачи. Наряду с множеством статей, воззваний, речей и пр. в коих клеймилось Тихоновское и монашеско-архиерейская политика и сам Тихон, попы взяв в свои руки верховную церковную власть, приступили к реальному осуществлению этой задачи, т.е. удалению от управления епархиями тихоновских архиереев и замены их лояльными по отношению к Соввласти. В первую очередь заменялись архиереи особо реакционнаго толка. Эта задача в течении пяти месяцев более чем наполовину выполнена, так например: к настоящему времени в имеющихся в 68 епархий уволено на покой тихоновских архиереев около 100 человек, назначено в епархию правящими архиереями вновь посвященных живоцерковниками вдовых и холостых попов 11 человек, плюс к ним неправящими 4 человека, назначено и переведено старых служивших при Тихоне архиереев относящихся лояльно к Соввласти и церковному обновлению — 10 человек и таких-же оставлено правящими в епархиях около 20 человек, находится совершенно без епископов 9 епархий, и наконец, ярых тихоновцев остается незамененными 5 человек. Таким образом если даже из этих “лояльных” половинную часть отнести к тихоновцам, то получается, что половина тихоновских архиереев заменена обновленцами и полуобновленцами. Окончательно разгромить Тихоновских и полутихоновский епископат и лишить его управления церковью возможно было бы только в том случае, если-бы вопреки канонам посвящать женатых попов в епископы и выбрать из них епископов с любыми взглядами, то в этом случае несомненно был бы епископат явно настроен против Тихона и его политики. По моему мнению не-дурно было бы изгнать тихоновцев и из приходских советов начав эту работу примерно также, т.е. натравляя одну часть верующих на другую. Осуществить же это возможно путем образования мирянских групп “ревнителей обновленческаго движения”. Для примера приведу пробу проделанную КРАСНИЦКИМ в Храме Христа Спасителя 28 октября, где после его речи и приглашения, записалось в группу обновления 12 человек мирян, указав в списке свои подробные адреса. Правда эта цифра маленькая, но как проба довольно показательная, т. к. даже в этом храме миряне записались в обновленцы. По выполнении этой задачи, т.е. когда будет сломлена и дискридитирована тихоновщина, которая до сего времени имеет еще первенствующее значение отсюда логический вывод, что наступает период паралича единства церкви, что несомненно должно произойти на соборе, т.е. раскол на несколько церковных групп, которые будут стремиться осуществить и проводить в жизнь каждая свою реформу. НАЧАЛЬНИК 6-ГО ОТДЕЛЕНИЯ СЕКРЕТНАГО ОТДЕЛА ГПУ: — Л. 36—37. Машинописный подлинник, подпись и число в дате — автограф. — РЦХИДНИ, ф. 5, оп. 2, д. 55, л. 43. Машинописная копия того времени, заверенная машинописной подписью заместителя секретаря Политбюро М. Н. Бураковой, сделанная для В. И. Ленина. Текст отредактирован по правилам новой Орфографии. В последнем абзаце напечатано: “дискредитирована”. — Опубликовано по экземпляру РЦХИДНИ: Исторический Архив. 1993. № 2. С. 81-82.
№ 12-19 * “Протокол № 2 заседания Комиссии по проведению отделения церкви от государства” (Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б)) Coв[ершенно] Секретно. ПРИСУТСТВУЮТ: т.т. КРАСИКОВ, СМИДОВИЧ, Слушали: 1. О секретаре Комиссии. 2. О Комиссии по сектам. 3. Доклад о положении дела борьбы с тихоновщиной и информация о работе ВЦУ (тов. ТУЧКОВ) 4. Тезисы (при сем приложены) по антирелигиозной пропаганде. (тов. СКВОРЦОВ). 5. О газете “Наука и религия”. 6. Текущие дела. Постановили: 1. Повторить ходатайство Комиссии перед Оргбюро о назначении Секретарем Комиссии тов. ГАЛКИНА или кого либо другого. 2. Просить Политбюро передать все права и обязанности по работе среди сект настоящей Комиссии и тем самым упразднить сектантскую Комиссию. 3. Доклад о положении дела борьбы с тихоновщиной и информация о работе ВЦУ сделана тов. ТУЧКОВЫМ (доклад письменный приложен) показали, что организация новых групп, ослабившая “Живую Церковь” тогда, когда еще тихоновских приверженцев епископов осталось правящими около 65 чел[овек] оказалось мероприятием преждевременным, что тихоновцы, пользуясь неразберихой стали после первого испуга [ 28 ] приходить в себя и организовываться (правда не под открытым тихоновским флагом), а в иных местах и действовать выгоняя обновленцев из епархиальных управлений и не подчиняются ВЦУ и много других положений неудовлетворительности этой работы. а) Взять более твердую ставку на группу “Живой Церкви” коалируя с нею левую группу. 4. Тезисы принять, размножить дать каждому члену Комиссии и в четверг, в 15 1/2 час. в приемной тов. КАЛИНИНА собраться всем членам Комиссии у коих окажутся те или иные поправки. Поправки эти внести и в окончательной редакции тезисы передать в Агит.-проп. Через тов. КРАСИКОВА предложить т. БОНЧ-БРУЕВИЧУ сделать на следующем заседании Комиссии часовой доклад о современном состоянии всех сект существующих в РСФСР, дав кроме того письменно характеризующую всесекты [ 30 ] докладную записку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|