Тема: организация производства готовых лекарственных средств
Стр 1 из 35Следующая ⇒ Министерства здравоохранения Российской Федерации Фармацевтический факультет Кафедра фармацевтической технологии
Методические рекомендации Для самоподготовки и лабораторных занятий По фармацевтической технологии Для студентов 4 и 5 курсов фармацевтического факультета Часть 2 Издание третье, переработанное и дополненное
Курск - 2015
Методические рекомендации для самоподготовки и лабораторных занятий по фармацевтической технологии для студентов 4 и 5 курсов фармацевтического факультета. Часть 2. / Под ред. Т.А. Панкрушевой. - Курск: КГМУ, 2015 – 220 с.
Авторы: зав. кафедрой фармацевтической технологии, доктор фармацевтических наук, профессор Т.А. Панкрушева, доктор фармацевтических наук, доцент Т.В. Орлова, доктор фармацевтических наук, профессор Л.С. Новикова, кандидат фармацевтических наук, доцент И.Н. Маравина кандидат фармацевтических наук, старший преподаватель О.О. Курилова
ББК 52.82я7
© Коллектив авторов, КГМУ, 2015 © ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России, 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Учебно-методические рекомендации составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС 3) высшего профессионального образования по направлению подготовки 060301.65 Фармация, в соответствии с учебным планом подготовки по специальности "Фармация", рабочей учебной программой по фармацевтической технологии. Цель изучения фармацевтической технологии - формирование системных знаний, умений, навыков по разработке и изготовлению лекарственных препаратов в различных лекарственных формах. Задачи фармацевтической технологии как профильной учебной дисциплины заключаются в обучении: - теоретическим основам получения различных лекарственных форм, включая современную биофармацевтическую концепцию; - основным тенденциям развития фармацевтической технологии, новым направлениям в создании современных лекарственных форм и терапевтических систем;
- организации процесса изготовления лекарственных средств в условиях аптек и промышленных предприятий в соответствии с утвержденными нормативными документами; - изготовлению лекарственных препаратов высокого качества с учетом санитарно-микробиологических требований, совместимости ингредиентов, стабильности и рациональной упаковки; - методам оценки качества сырья, полупродуктов и готовых лекарственных средств; - выбору оптимальных вспомогательных веществ, рационального способа получения лекарственного препарата, технологии и аппаратуры; - работе с научной литературой, анализу полученной информации, участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации. Фармацевтическая технология относится к профессиональному циклу дисциплин.Основные знания, необходимые для ее изучения, формируются при изучении дисциплин: - латинский язык; - физика; - математика; - микробиология; - общая и неорганическая химия; - органическая химия; - биологическая химия; - физическая и коллоидная химия; - основы экологии и охраны природы; - общая гигиена; - медицинское и фармацевтическое товароведение; - фармацевтическая химия; - фармакогнозия; - фармакология; - управление и экономика фармации. Фармацевтическая технология является предшествующей для изучения дисциплин: - фармацевтическая химия; - токсикологическая химия; - основы экологии и охраны природы; - медицинское и фармацевтическое товароведение; - фармакология; - управление и экономика фармации; - биотехнология.
В результате освоения фармацевтической технологии студент должен: Знать: - основы медицинской деонтологии и психологии взаимоотношений врача и провизора, провизора и потребителя лекарственных средств и других фармацевтических товаров, при оказании первой медицинской помощи и уходе за больными и пострадавшими в чрезвычайных ситуациях; - основы управления трудовым коллективом; - организацию работы среднего фармацевтического и вспомогательного персонала фармацевтических предприятий;
- нормативную документацию, регламентирующую производство и качество лекарственных препаратов в аптеках; - структуру нормативных документов, регламентирующих качество лекарственных средств, особенности структуры фармакопейной статьи и фармакопейной статьи предприятия; - виды взаимодействия лекарственных средств и виды лекарственной несовместимости; - основные требования к лекарственным формам и показатели их качества; - номенклатуру современных вспомогательных веществ, их свойства, назначение; - принципы и способы получения лекарственных форм, способов доставки; - теоретические основы биофармации, фармацевтические факторы, оказывающие влияние на терапевтический эффект при промышленном производстве лекарственных форм; - устройство и принципы работы современного лабораторного и производственного оборудования; - основные сведения о применении в медицинской практике лекарственных средств растительного и животного происхождения; - основные пути и формы использования лекарственного растительного сырья в фармацевтической практике; - факторы, влияющие на качество лекарственных средств на всех этапах обращения; определение главных факторов в зависимости от свойств лекарственных веществ (окислительно-восстановительных, способности к гидролизу, полимеризации); возможность предотвращения влияния внешних факторов на доброкачественность лекарственных средств; - общие методы оценки качества лекарственных средств, возможность использования каждого метода в зависимости от способа получения лекарственных средств, исходного сырья, структуры лекарственных веществ, физико-химических процессов, которые могут происходить во время хранения и обращения лекарственных средств; - особенности анализа отдельных лекарственных форм; понятия распадаемости, растворения, прочности, особенности анализа мягких лекарственных форм; - требования к маркировке, упаковке и хранению лекарственных препаратов; - основные тенденции развития фармацевтической технологии, новые направления в создании современных лекарственных форм и терапевтических систем. Уметь: - соблюдать этические и деонтологические принципы взаимоотношений в профессиональной деятельности с коллегами, медицинскими работниками и населением; - управлять персоналом фармацевтического предприятия, осуществлять эффективную кадровую политику с использованием мотивационных установок; - пользоваться действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими фармацевтическую деятельность;
- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности; - дозировать по массе твердые, вязкие и жидкие лекарственные вещества с помощью весов; - дозировать жидкие препараты с помощью средств дозирования по объему; - выбирать оптимальный вариант технологии и изготавливать лекарственные формы; - выбирать упаковочный материал и осуществлять маркировку в зависимости от вида лекарственной формы, пути введения и физико-химических свойств лекарственных и вспомогательных веществ; - оценивать качество лекарственных препаратов по технологическим показателям: на стадиях изготовления, готового продукта и при отпуске; - оценивать технические характеристики фармацевтического оборудования и машин; - проводить подбор вспомогательных веществ при разработке лекарственных форм с учетом влияния биофармацевтических факторов. Владеть: - принципами фармацевтической этики и деонтологии; - методами управления персоналом фармацевтического предприятия, обеспечивать соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и трудового законодательства; - техникой создания необходимого санитарного состояния фармацевтических предприятий; - навыками дозирования лекарственных веществ по массе и объему; - навыками упаковки и маркировки лекарственных препаратов; - приемами изготовления всех видов лекарственных форм в лабораторно-промышленных условиях; - навыками составления технологической прописи при производстве лекарственных препаратов; - навыками постадийного контроля качества при производстве лекарственных препаратов; - навыками интерпретации результатов анализа лекарственных средств для оценки их качества; - нормативной, справочной и научной литературой для решения профессиональных задач.
Процесс изучения фармацевтической технологии направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1. Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. ОК-5. Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности. ОК-7. Способность и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции. ОК-8. Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией. ПК-1. Способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний. ПК-3. В области производственной деятельности: способность и готовность принимать участие в организации производственной деятельности фармацевтических предприятий и организаций по изготовлению и производству лекарственных средств. ПК-4. Способность и готовность к производству лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий и организаций, включая выбор технологического процесса, необходимого технологического оборудования, с соблюдением требований международных стандартов. ПК-21. Способность и готовность к обеспечению деятельности фармацевтических предприятий и организаций по охране труда и технике безопасности. ПК-28. Способность и готовность к разработке, испытанию и регистрации лекарственных средств, оптимизации существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов. ПК-30. Способность и готовность организовывать, обеспечивать и проводить контроль качества лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий и организаций. ПК-31. Способность и готовность определять перечень оборудования и реактивов для организации контроля качества лекарственных средств в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи и иными нормативными правовыми документами, организовывать своевременную метрологическую поверку оборудования. ПК-35. Способность и готовность проводить анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи. ПК-36. Способность и готовность интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств. ПК-37. Способность и готовность проводить определение физико-химических характеристик отдельных лекарственных форм, в том числе таблеток, мазей, растворов для инъекций. ПК-45. Способность и готовность оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости лекарственных средств и других фармацевтических товаров. ПК-47. Способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. ПК-48. Способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения). ПК-49. Способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации. Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ГОТОВЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ Производство готовых лекарственных препаратов сосредоточено на химико-фармацевтических предприятиях различных форм собственности и связано с применением машин, аппаратов, механизацией и автоматизацией технологического процесса. Поэтому будущему специалисту необходимо знание общих принципов организации производства и нормативной документации, которая регламентирует выпуск стандартизированной продукции, отвечающей современным требованиям фармацевтического рынка.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ После изучения темы студент должен ЗНАТЬ: - принципы организации промышленного производства готовых лекарственных средств; - определение общих технологических понятий и терминов; - разделы технологического регламента и их значение; - определение и составляющие технико-экономического баланса. УМЕТЬ: - разрабатывать отдельные разделы промышленного регламента; - составлять технико-экономический (материальный) баланс на выпускаемую продукцию для процесса в целом и по отдельным стадиям; - рассчитывать выход, трату, расходный коэффициент и расходные нормы.
КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: ОК-1, ОК-5, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-21, ПК-28, ПК-30, ПК-31, ПК-35, ПК-36, ПК-37, ПК-45, ПК-47, ПК-48
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ 1. Готовые лекарственные средства, их роль в лекарственном обеспечении населения. 2. Организация промышленного производства лекарственных препаратов на фармацевтических предприятиях. 3. Технологический процесс и его компоненты. Механизация и автоматизация технологического процесса. Производственный поток. 4. Общие понятия о машинах и аппаратах. Приёмно-передаточные механизмы. 5. Промышленный регламент как основной технологический документ. 6. Технико-экономический (материальный) баланс как показатель рентабельности предприятия. Энергетический баланс. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Какие условия и предпосылки необходимы для промышленного производства готовых лекарственных средств? 2. Какие виды предприятий осуществляют выпуск готовых лекарственных средств? 3. Приведите примеры готовых лекарственных средств, выпускаемых различными предприятиями. 4. В чём заключается цеховой принцип организации производства? 5. Каково предназначение основных цехов на фармацевтическом предприятии? Приведите примеры основных цехов и участков. 6. Какие вспомогательные цеха могут быть организованы на фармацевтических предприятиях? 7. Каковы основные функции отдела контроля качества (ОКК)? 8. Каковы задачи отдела новых технологий? 9. Дайте определение понятию “технологический процесс” и перечислите его виды. 10. Дайте определение понятиям: технологическая стадия, операция, технологическая пропись, сырье, готовый продукт, полуфабрикат, отходы производства (побочный продукт, отбросы), технологический брак, материальные потери, серия, номер серии, регистрационное досье. 11. Что представляет собой механизация и автоматизация производства? Как осуществлялось их развитие? 12. Дайте определение понятию комплексный автоматизированный участок. Приведите пример. 13. Дайте определение понятию «машина» и перечислите её основные части. 14. Перечислите виды передаточных механизмов машины. 15. Какие нормативные документы регламентируют производство и качество готовых лекарственных средств? 16. Что такое стандарт GMP? В каком году Россия присоединилась к международным требованиям, предъявляемым к производству лекарственных средств? 17. Что регламентирует стандарт GMP? 18. Дайте определение понятию «валидация»? 19. Что является основными элементами валидации? 20. Как проводится валидация и кем она осуществляется? 21. Что представляет собой технологический регламент? 22. Назовите основные виды и назначение регламентов. 23. Перечислите основные разделы промышленного регламента. 24. Что такое технико-экономический (материальный) баланс? Назовите способы его выражения. 25. Дайте определение понятиям: технологический выход, трата, расходный коэффициент, расходные нормы. Как они рассчитываются? 26. Что такое энергетический баланс?
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: 1.Фармацевтическая технология: руководство к лабораторным занятиям: учеб.-метод. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по специальности 060108.65 "Фармация" дисциплины «Фармацевтическая технология» /В.А. Быков, Н.Б. Демина, С.А. Скатков, М. Н. Анурова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.-С.85-86.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Государственная Фармакопея Российской Федерации 12-е изд., Часть 1. М. – 2008. - 704 с. 2. Государственная Фармакопея СССР/ МЗ СССР. - 11-е изд., доп. - М.: Медицина. Вып. 1: Общие методы анализа. - 1987. – 336 с. Вып. 2: Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье. - 1990. – 397 с. 3. Промышленная технология лекарств: в 2-х т.: учеб. для студентов высш. учеб. заведений/ В.И. Чуешов, А.И. Зайцев, С.Т. Шебанова и др.; Под ред. В.И. Чуешова.– Харьков: Изд-во НФАУ; МТК-Книга. Т., 2 - 2002. – С.5-28. 4. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства: пособие для врачей/ М.Д. Машковский. - 16-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М.: Новая Волна, 2012. - 1216 с. 5. Регистр лекарственных средств России (РЛС). Энциклопедия лекарств: ежегод. сб./гл. ред. Г.Л. Вышковский.- М.: РЛС-2008. Вып. 16 (2008).- 2007. -1456 с. 6. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. М.: АстраФармСервис, 2012. – 1664 с. 7. Фармакопея США: USP 29: Национальный формуляр: NF 24: в 2-х томах: [пер. с англ.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т. 1. – 1720 с., Т. 2. – 1800 с.
ЭЛЕКТРОННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: 1. Электронная библиотека фармацевтического вуза «Консультант студента» www.pharma.studmedlib.ru
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ 1. Ответить на вопросы преподавателя. 2. Записать в дневнике основные разделы регламента. 3. Изучить на учебном стенде типы передаточных механизмов и зарисовать их в дневнике. 4. По заданию преподавателя решить задачи (№№ 1–14) и: - составить уравнение технико-экономического баланса, - рассчитать технологический выход, трату и расходный коэффициент, - рассчитать расходные нормы на сырьё и составить технологическую пропись. 1. Составить уравнение технико-экономического баланса, найти выход, трату и расходный коэффициент, если количество исходных материалов 60 кг, количество готового продукта 59,6 кг. 2. Составить уравнение технико-экономического баланса, найти выход, трату и расходный коэффициент, если количество исходных материалов 20 кг, количество готового продукта 19,6 кг, побочного продукта 0,2 кг. 3. Составить уравнение технико-экономического баланса, найти выход, трату и расходный коэффициент, если количество исходных материалов 100 кг, готового продукта получено 80 кг, побочного продукта 5 кг, отбросов 12 кг. 4. Составить уравнение технико-экономического баланса, найти выход, трату и расходный коэффициент для операций просеивания при производстве порошков, если масса порошка до просеивания составила 80 кг, после просеивания 79,8 кг. 5. Составить уравнение технико-экономического баланса, найти выход, трату и расходный коэффициент для процесса получения таблеток, если количество исходных веществ было взято 200 кг, таблеток получено 196 кг. 6. Составить уравнение технико-экономического баланса, найти выход, трату и расходный коэффициент, если количество исходных материалов 150 кг, готового продукта 138 кг, побочного продукта 9 кг. 7. Составить уравнение технико-экономического баланса, найти выход, трату и расходный коэффициент, если количество исходных материалов 50 кг, получено: готового продукта 40 кг, побочного продукта 5 кг, отбросов 3 кг. 8. Составить уравнение технико-экономического баланса, найти выход, трату и расходный коэффициент, если количество исходных материалов 30 кг, готового продукта получено 22 кг, побочного продукта 3 кг, отбросов 1 кг. 9. Составить уравнение технико-экономического баланса, найти выход, трату и расходный коэффициент, если количество исходных материалов 90 кг, готового продукта получено 86 кг, отходов 2кг. 10. Составить уравнение технико-экономического баланса, найти выход, трату и расходный коэффициент, если количество исходных материалов 70 кг, количество готового продукта 69,7 кг, побочного продукта 0,1 кг. 11. Составить уравнение технико-экономического баланса, найти выход, трату и расходный коэффициент, если количество исходных материалов 110 кг, готового продукта получено 98 кг, побочного продукта 6 кг, отбросов 5 кг. 12. Составить уравнение технико-экономического баланса, найти выход, трату и расходный коэффициент для операций просеивания при производстве порошков, если масса порошка до просеивания составила 40 кг, после просеивания 39,98 кг. 13. Составить уравнение технико-экономического баланса, найти выход, трату и расходный коэффициент для процесса получения таблеток, если количество исходных веществ было взято 160 кг, таблеток получено 156 кг. 14. Составить уравнение технико-экономического баланса, найти выход, трату и расходный коэффициент, если количество исходных материалов 140 кг, готового продукта 128 кг, побочного продукта 11 кг.
Тема: ПРОИЗВОДСТВО СБОРОВ МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ Возросший интерес к использованию в медицинской практике лекарственного растительного сырья способствует расширению номенклатуры и увеличению объёма промышленного производства одной из старейших лекарственных форм – сборов. В связи, с чем будущему провизору необходимо знать теоретические основы и технологическую схему их производства.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ После изучения темы студент должен ЗНАТЬ: - характеристику сборов как лекарственной формы и технологическую схему их производства; - устройство и принцип работы измельчающих машин для лекарственного растительного сырья; - конструкцию и принцип работы смесителей; УМЕТЬ: - составлять технологическую пропись для производства сборов; - составлять технико-экономический баланс.
КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: ОК-1, ОК-5, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-21, ПК-28, ПК-30, ПК-31, ПК-35, ПК-36, ПК-37, ПК-45, ПК-47, ПК-48, ПК-49
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ 1. Сборы. Определение. Характеристика. Классификация. Требования Государственной фармакопеи. Современный ассортимент. 2. Технологическая схема производства сборов. Введение в состав сборов солей и эфирных масел. 3. Совершенствование сборов. Брикетированные сборы. Быстрорастворимые чаи. 4. Измельчение растительных материалов. Используемая аппаратура. 5. Процессы смешивания в фармацевтическом производстве. Устройство и принцип работы смесителей.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Дайте определение сборам как лекарственной форме. 2. Каковы достоинства и недостатки сборов? 3. Как классифицируют сборы по фармакологическому действию и по применению? (Приведите примеры) 4. Каковы требования Государственной фармакопеи к сборам? 5. Какова технологическая схема производства сборов? 6. Какова степень измельчения лекарственного растительного сырья в зависимости от назначения сбора? 7. Укажите особенности введения в сборы солей и эфирных масел. 8. Что такое брикетированные сборы? Укажите их достоинства, особенности технологии и показатели качества. 9. Каков состав сборов: противоастматического, «Бруснивер», «Элекасол»? 10. Что представляют собой быстрорастворимые чаи? Какова технология их получения? 11. Каково устройство и принцип работы машин для измельчения лекарственного растительного сырья: траво- и корнерезок, валковой дробилки? 12. Укажите классификации смесителей: по конструктивному признаку, характеру процесса смешивания, способу воздействия на смесь, характеру протекающего процесса. 13. Каково устройство и принцип работы смесителей с вращающимся корпусом, с вращающимися лопастями, с псевдоожижением сыпучего матерала и центробежного действия?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Составьте рабочие (технологические) прописи для изготовления требуемого количества сборов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: 1.Фармацевтическая технология: руководство к лабораторным занятиям: учеб.-метод. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по специальности 060108.65 "Фармация" дисциплины «Фармацевтическая технология» /В.А. Быков, Н.Б. Демина, С.А. Скатков, М. Н. Анурова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- С.77-85,91,95-96.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Государственная Фармакопея Российской Федерации 12-е изд., Часть 1. М. – 2008. - 704 с. 2. Государственная Фармакопея СССР/ МЗ СССР. - 11-е изд., доп. - М.: Медицина. Вып. 1: Общие методы анализа. - 1987. – 336 с. Вып. 2: Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье. - 1990. – 397 с. 3.Промышленная технология лекарств: в 2-х т.: учеб. для студентов высш. учеб. заведений/ В.И. Чуешов, А.И. Зайцев, С.Т. Шебанова и др.; Под ред. В.И. Чуешова.– Харьков: Изд-во НФАУ; МТК-Книга. Т., 2 - 2002. – С.5-28. 4. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства: Пособие для врачей/ М.Д. Машковский. - 16-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М.: Новая Волна, 2012. - 1216 с. 5. Регистр лекарственных средств России (РЛС). Энциклопедия лекарств: ежегод. сб./гл. ред. Г.Л. Вышковский.- М.: РЛС-2008. Вып. 16 (2008).- 2007. -1456 с. 6. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. М.: АстраФармСервис, 2012. – 1664 с. 7. Фармакопея США: USP 29: Национальный формуляр: NF 24: в 2-х томах: [пер. с англ.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т. 1. – 1720 с., Т. 2. – 1800 с.
ЭЛЕКТРОННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: 1. Электронная библиотека фармацевтического вуза «Консультант студента» www.pharma.studmedlib.ru
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НА ЗАНЯТИИ 1. Выполнить тестовые задания и ответить на вопросы преподавателя. 2. Приготовить сбор по заданию преподавателя. 3. Составить технико-экономический баланс на производство сбора. Рассчитать выход, трату и расходный коэффициент.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|