§3. 60-е - 80-е годы ХХ века: открытие факультета психологии и его роль в развитии психологической науки
С сентября 1966 г. в Университете начал функционировать факультет психологии. Его структура включала дневное и вечернее отделения, 3 кафедры (общей и прикладной психологии, психофизиологии и нейропсихологии, педагогики и педагогической психологии) и научные лаборатории: психофизиологии ощущений, инженерной психологии, нейропсихологии, генетической психологии, программированного (управляемого) обучения. В создании факультета и в последующем в его работе принимали участие известные ученые: А. Р. Лурия, Е. Н. Соколов, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Б. В. Зейгарник, Н. Ф. Талызина; ученые более молодого поколения – выпускники психологического отделения философского факультета Университета Ю. Б. Гиппенрейтер, Н. Н. Данилова, В. П. Зинченко, О. В. Овчинникова, О. К. Тихомиров, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, М. Б. Михалевская, С. Д. Смирнов, В. А. Иванников, А. Н. Ждан, В. Я. Романов, Л. В. Бороздина, Б. С. Братусь, В. В. Николаева, Н. К. Корсакова и др. Много сил и энергии для организации и развития факультета отдала Ю. В. Котелова, бывшая первым заместителем декана в 1966-73 гг. Она была создателем и первым руководителем практикума по экспериментальной психологии, организатором группы по психологии труда и научно-практических исследований по психологии в области промышленности. Создание факультета позволило углубить и расширить специализацию в подготовке студентов с учетом потребностей страны в специалистах - психологах в области медицинской психологии, инженерной психологии, детской и педагогической психологии, организовать подготовку по социальной психологии. Развернулась работа по созданию учебных пособий – руководства для практикума по психологии, хрестоматий по разделам основного психологического курса – общей психологии, а также по другим психологическим дисциплинам. В 1966 г. для проведения исследований в области зоопсихологии и чтения курса по зоопсихологии и этологии в 1966г. был приглашен сотрудник биофака, ученик Н. Н. Ладыгиной-Котс, одной из основательниц школы эволюционной психологии в Московском университете, К. Э. Фабри. Фабри организовал на факультете психологии лабораторию зоопсихологии. В преподавании и конкретных исследованиях Фабри и его сотрудников (Н. Н. Мешкова, Е. Ю. Федорович) были сделаны шаги по «реализации деятельностного подхода»[190, с49]. Значительный вклад в эту область психологической науки внесла С. Л. Новоселова [109. 110]. Основываясь на деятельностном подходе, на идеях научной школы выдающегося исследователя сравнительной психологии, приматологии и антропогенеза Н. Н. Ладыгиной-Котс, она, начиная с 70-х гг. читала на психологическом факультете спецкурс «Генетически ранние формы мышления», а в 80-е - 90-е гг. вела занятия по основному курсу «Зоопсихологии и сравнительной психологии», читала спецкурс «Психология развития игровой деятельности», который включал также материал по филогенезу и антропогенезу. В ее трудах получили разработку фундаментальные проблемы развития психики. Экспериментально-теоретический анализ огромного материала, полученного в исследованиях генетически ранних форм мышления в филогенезе животных, в антропогенезе и раннем онтогенезе человека показал решающую роль опыта собственной деятельности в становлении форм мышления. Этим был подтвержден центральный тезис деятельностного подхода в его применении к области генеза психики.
Научно-исследовательская работа развивалась в тесной связи с педагогическим процессом: тематика курсовых, дипломных работ, диссертационных исследований составляла органичную часть планов научных работ факультета. В связи с появлением и развитием новых научных направлений появилась необходимость в создании новых структурных подразделений. В соответствии с Приказом МВ и ССО СССР №204 от 1 апреля 1970 г. на факультете была организована проблемная научно-исследовательская лаборатория экспериментальной и прикладной психологии [130]. Ее руководителем был назначен О. К. Тихомиров (он оставался в этой должности до 1974 г., после него лабораторией заведовала Л. С. Цветкова). Был разработан обширный план работы, который включал восемь тем. Они составили несколько блоков проблем. Первый блок охватывал экспериментальные исследования инженерно-психологических проблем, связанных с анализом деятельности оператора в системах автоматического управления, с психологией труда операторов, управляющих движущимися объектами, с разработкой психологических вопросов изучения мышления человека в процессе его взаимодействия с вычислительной машиной при решении задач оперативного планирования и прогнозирования и т. п. проблемы. Второй блок составляли исследования трудовой деятельности рабочих средней квалификации. В третьем разрабатывались психолого-методические принципы подготовки операторов АСУ. В состав лаборатории входила группа нейропсихологии и восстановительного обучения ( руководитель Л. С. Цветкова) [209. 210]. В разработке обозначенных тем участвовали сотрудники разных кафедр факультета – общей психологии, психологии труда и инженерной психологии, нейро- и патопсихологии, педагогики и педагогической психологии, а также сотрудники других учреждений – Института теоретической кибернетики Гр. ССР, НИИ автоматики транспорта, ВНИИТЭ, Московского производственного объединения «Электрозавод им. В. В. Куйбышева», МИФИ. К работе привлекались студенты и аспиранты. Таким образом работа лаборатории носила междисциплинарный характер, была масштабной по объему и задачам, а также по количеству участников (около 30 человек). О некоторых ее практических эффектах писала газета «Московская правда» (7 декабря 1975 г. ). Здесь сообщалось о результатах работы группы, которой руководила Ю. В. Котелова. Ее объектом была психологическая организация процесса формирования производственных навыков специальности намотчиц. Использование созданного психологами пособия («учебной карты») позволило сократить срок обучения с 39 до 9 дней. Результаты работы были отмечены двумя бронзовыми и одной серебряной медалью Выставки достижений народного хозяйства СССР.
В процессе исследований, осуществляемых в лаборатории, в качестве центральных встали вопросы преобразования деятельности человека в условиях АСУ, рационального проектирования умственного труда человека, освобождаемого от рутинной работы с помощью средств автоматизации. В связи с проблемой распределения функций между человеком и ЭВМ потребовалось выделение в деятельности человека формализованных и неформализованных компонентов. Были сформулированы представления о принципиальных отличиях мыслительной, в особенности творческой деятельности человека от операций, осуществляемых ЭВМ. Эти результаты особенно важны и понятны в контексте теоретических дискуссий в отечественной психологии 70-х годов о предмете психологии и о сущности психического, о возможности машины мыслить и т. п. Они способствовали разрешению проблем специфичности психического, творчества, разума, познания, указывали на неалгоритмическую природу творчества в отличие от механистических представлений о нем как реализации алгоритма. Позже в экспериментально-психологических исследованиях мышления, которыми руководил О. К. Тихомиров, были выявлены невербализованные операциональные смыслы как бессознательные компоненты мыслительной деятельности, что также указывало на отличительные особенности ее регуляции. В связи с интенсивным развитием факультета и в целях дальнейшего улучшения качества подготовки психологов приказом по Министерству высшего и среднего специального образования [см. 132] кафедры факультета были преобразованы в следующие шесть кафедр: общей психологии (зав. проф. А. Н. Леонтьев, с 1979-1989 проф. А. А. Бодалев, с 1989-1999 –зав. проф. О. К. Тихомиров, в 1999-2000 и. о. зав. проф. В. Ф. Петренко, с 2001 г. –зав. проф. Б. С. Братусь), психологии труда и инженерной психологии (зав. проф. В. П. Зинченко, с1983-2002 – зав. проф. Е. А. Климов, с декабря 2002 – зав. проф. Ю. К. Стрелков ), психофизиологии (зав. проф. Е. Н. Соколов, с 1999 г. - зав. проф. А. М. Черноризов), нейропсихологии и патопсихологии (зав. проф. А. Р. Лурия, с 1980-2001 - зав. проф. Ю. Ф. Поляков, с 2001 зав. проф. А. Ш. Тхостов ), детской психологии (зав. проф. П. Я. Гальперин, с 1983-89 зав. проф. С. Н. Карпова, с 1989 –проф. А. И. Подольский), педагогики и педагогической психологии (зав. проф. Н. Ф. Талызина, с 1996 – 2004 - зав. проф. И. И. Ильясов).
В последующие годы развитие факультета продолжалось, создавались новые структурные подразделения. В 1972 г. по инициативе А. Н. Леонтьева и при поддержке ректора И. Г. Петровского была учреждена кафедра социальной психологии [131]. Еще в 1971 г. Леонтьев привлек на кафедру общей психологии Г. М. Андрееву (ранее она была заведующей кафедрой методики конкретных социологических исследований на философском факультете). В 1972 г. ею была создана кафедра социальной психологии, которой Г. М. Андреева заведовала до 1989 г. (с 1989 г. заведующий проф. А. И. Донцов). В 1974 г. по инициативе А. Н. Леонтьева, а также Ю. Б. Гиппенрейтер и А. Д. Логвиненко и под их руководством была организована Проблемная лаборатория восприятия. В лаборатории проводились фундаментальные экспериментальные исследования восприятия и организации движений в контексте общей задачи – описания процессов порождения предметного образа построения перцептивных образов. В русле этих исследованиях происходило дальнейшее развитие теории деятельности. Особенностью развития психологии на факультете в период его становления и развития под руководством А. Н. Леонтьева, было утверждение в преподавании и научных исследованиях единых творческих установок, основанных на теории деятельности. На факультете успешно развивались крупные научные школы А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, Е. Н. Соколова, П. Я. Гальперина Их достижения нашли отражение в фундаментальных трудах сотрудников. Некоторые из них отмечены высшей наградой Университета – премией им. М. В. Ломоносова. Премии были удостоены: в 1967 г. А. Р. Лурия за труды по нейропсихологии, опубликованные в 1956-66 гг.; в 1976 г. А. Н. Леонтьев за книгу «Деятельность. Сознание. Личность» [81]; в 1978 г. Б. В. Зейгарник за цикл работ, посвященных проблеме нарушения и реабилитации психических функций при различных психических заболеваниях, опубликованных в 1962-76гг. В 1976 г. на собрании коллектива по случаю 10-летия образования факультета [см. 170) А. Н. Леонтьев привел в своем докладе следующие данные. В период, когда в Университете возобновилась подготовка психологов – сначала в рамках отделения психологии философского факультета (1943-1966), а затем факультетом было подготовлено более 1000 специалистов. На различных предприятиях и НИИ, в вузах они вели большую научно-исследовательскую, педагогическую и прикладную работу. Большое число выпускников факультета психологии работают на факультете и в ведущих научно-исследовательских психологических центрах. Так в Институте психологии (с 1966 г. Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР), имеющем к 1976 г. штат около 300 человек, около половины составляли выпускники факультета. Вспоминая в связи с 80-летним юбилеем Института психологии, который отмечался в 1994 г., расстановку сил в отечественной психологической науке в разные годы ее развития, старейший сотрудник Института Н. С. Лейтес справедливо заметил, что если с конца 40-х и до начала 60-х гг. Институт был центром психологической науки, то с оформлением факультета «…центр активной научной жизни психологов стал все больше перемещаться в ту сторону»[143, с. 44 ].
В докладе Леонтьев охарактеризовал основные направления научных работ на факультете. Он отметил, что их тематика охватывала широкий диапазон исследований - от изучения психофизиологических механизмов, реализующих психические процессы, вплоть до их нейронного уровня (кафедра психофизиологии, руководитель профессор Е. Н. Соколов) - и до анализа собственно методологических проблем и теоретических вопросов (кафедра общей психологии). Анализируя направление работ, развивающихся на кафедре нейро- и патопсихологии, возглавляемую профессором А. Р. Лурия, он особо подчеркнул, что нейропсихология как новая отрасль психологической науки была создана на факультете и идейно восходит к школе Л. С. Выготского. При этом он выделил в качестве специфической черты нейропсихологических исследований их неразрывную связь с практической работой в клинике в целях диагностики локальных мозговых поражений и восстановления нарушенных вследствие этого высших психических функций. Он отметил, что психологи факультета обследуют до 500 больных в год. В работах по патопсихологии, которыми руководит Б. В. Зейгарник, изучаются различные аномалии личности и познавательной сферы, разрабатываются пути восстановительной, психокоррекционной и психопрофилактической работы. На кафедре психологии труда и инженерной психологии (заведующий В. П. Зинченко) разрабатываются теоретические вопросы (микроструктурный анализ познавательной и исполнительной деятельности человека), а также прикладные исследования, которые ведутся в сотрудничестве со специалистами различных учреждений как нашей страны, так и с зарубежными институтами и в связи с промышленными предприятиями. Особо были отмечены исследования кафедры возрастной психологии (заведующий П. Я. Гальперин). П. Я. Гальперин, начиная с 50-х гг., разрабатывает оригинальную общепсихологическую теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий [33 с. 425-429]. Теория нашла широкое применение в практике обучения, в частности она получила внедрение в учебном процессе по овладению боевой техникой во многих подразделениях войск (газета «Правда» от 11 апреля 1976г. ). На основе этой теории на кафедре педагогики и педагогической психологии под руководством Н. Ф. Талызиной развернулись исследования, в ходе которых складывалась деятельностная теория учения [180, 181]. . Исследования по социальной психологии под руководством Г. М. Андревой охватывали широкий круг фундаментальных проблем теории и методологии социальной психологии [см. 2, 3, 4, 182]. Их разработка осуществлялась на основе принципа деятельности, идей культурно-исторической школы Л. С. Выготского, А. Р. Лурия. Существенное развитие получили практикоориентированные исследования проблем управления промышленным предприятием, службы семьи, школьной психологии, деятельности средств массовой информации. Оценивая направления работ в области общей психологии, Леонтьев выделил два цикла исследований: 1)психологический анализ деятельности, а также экспериментальные исследования восприятия [30]; 2) работы по изучению динамических сил деятельности – смысловой сферы личности, установок, целеобразования, мотивации, эмоционально-волевых процессов и т. п. Как подчеркивал А. Н. Леонтьев, при всем разнообразии направлений исследований, ведущихся на факультете, все они образуют связную систему, т. к. цементируются общим – деятельностным – подходом. Свою наиболее завершенную форму этот подход получил в последней монографии Алексея Николаевича – известной книге «Деятельность. Сознание. Личность». (1975). Посмертные издания трудов Леонтьева включают, кроме прежних публикаций автора, работы, не публиковавшиеся при жизни и в целом наиболее полно воссоздают содержание, а также процесс становления и развития его творчества [82, 83, 84, 85]. ]Большой труд А. Н. Леонтьева как организатора науки и выдающегося ученого был отмечен высокими наградами Родины: кроме медалей, он был награжден орденом В. И. Ленина (1951), орденами «Знак почета» (1967), орденом «Трудового Красного Знамени» (1978). По итогам Всероссийского национального конкурса «Профессиональные итоги столетия», который проводился в 1999-2000 г. по инициативе «Психологической газеты» лауреатом в номинации «Коллективный вклад в психологическое образование» стал факультет психологии МГУ. Эта награда по праву принадлежит А. Н.. Леонтьеву, создателю факультета. Большая часть жизни А. Н Леонтьева прошла в советскую эпоху. Несомненно время оказало влияние на его деятельность как ученого и администратора, на его позицию как гражданина. Это были объективные условия, в которых он жил и работал. Нередко они создавали для него ограничительные рамки. Но в своих действиях администратора и ученого он никогда не был простым исполнителем приказов «сверху». Он сознательно следовал марксизму, который составляет методологическое ядро всех его конкретных психологических исследований и решений фундаментальных проблем психологической науки. Опираясь на марксистскую методологию, он создал новую систему психологического знания, которая способна практически служить человеку во всех сферах его жизни: оказывать ему помощь в процессах труда, учения, решения личностных проблем. Созданная А. Н. Леонтьевым теория стала важной частью итогов мировой психологической науки ХХ века. Годы деятельности Алексея Николаевича Леонтьева в университете с полным правом можно назвать эпохой Леонтьева. В организации учебной работы основное внимание уделялось кадрам преподавателей. Основные курсы вели ведущие профессора. Главный курс – «Общая психология» - читали А. Н. Леонтьев [см. 84], А. Р. Лурия [см. 98], П. Я. Гальперин (на философском факультете) [см. 34]. В начале 70-х гг. А. Н. Леонтьев передал этот курс Ю. Б. Гиппенрейтер и О. К. Тихомирову. Заметным вкладом в учебный процесс стали созданные ими учебные пособия [36, 188]. Начиная с 70-х гг. преподаватели факультета начинают издавать хрестоматии по всем разделам общей психологии [см. 65, 146, 147, 148, 200, 201, 202, 203, 205, 207, 208] и по другим учебным курсам [см. 106, 172, 204, 206]. Многие из них выдержали несколько изданий. Практически по всем общепсихологическим курсам учеными факультета созданы учебники и учебные пособия [2, 36, 48, 49, 51, 53, 54 57, 60, 75, 116 117. 149, 198, 199]. Сложилась система подготовки специалистов-психологов. Учебный план включал пять циклов общеобразовательных дисциплин – социально-экономические, биологические, математические, педагогические дисциплины иностранные языки. Они занимали первые два года обучения. Психологическая подготовка состояла из двух частей: общепсихологические дисциплины (общая психология, методы экспериментальных исследований и практикум по психологии, история психологии, методологические проблемы психологии, семестровые курсы по возрастной, педагогической, социальной, психологии труда, нейро-и патопсихологии – в основном занимали первые три года) и дисциплины по специализации, включающие систему спецкурсов и спецпрактикумов. Начиная со 2 курса, студент выполнял курсовые работы, Дипломная работа и производственная и педагогическая практика на последнем, 5-м курсе, завершали подготовку к научно-исследовательской и педагогической деятельности. Высок был авторитет университетской психологии. С деятельностью Леонтьева связано изменение статуса психологической науки. В 1968 г. ВАК выделил психологические науки в самостоятельную группу из общего состава педагогических и включил психологию в перечень отраслей науки, по которым присуждаются ученые степени. С 1977 г. факультет имеет свой журнал – «Вестник МГУ. Серия 14. Психология». На счету факультета много крупномасштабных дел. Проведение на его базе в августе 1966г. ХVIII Международного психологического конгресса явилось результатом активной международной деятельности факультета. Начиная с 1953 г. психологи факультета принимали деятельное участие во всех международных конгрессах, симпозиумах, выезжали с лекциями и научными докладами в другие страны и принимали у себя зарубежных ученых. Ученые-психологи МГУ состоят во многих международных организациях. Неоценимый вклад в развитие международных связей факультета внес А. Р. Лурия. Он развернул кипучую деятельность по связи с иностранными издательствами и по изданию трудов сотрудников факультета за рубежом. После смерти А. Н. Леонтьева (21 января 1979) деканом факультете был назначен профессор А. А. Бодалев, представитель Ленинградской психологической школ, выпускник отделения психологии философского факультета Ленинградского университета. На формирование его личности и деятельности наибольшее влияние оказали В. Н. Мясищев и Б. Г. Ананьев. Его установкой было не мешать продолжению дела Леонтьева. Он способствовал воплощению результатов научных исследований сотрудников и учеников А. Н. Леонтьева в монографии и докторские диссертации. В конце 80-х докторские диссертации защитили В. К. Вилюнас, В. А. Иванников, В. Ф. Петренко, С. Д. Смирнов и др. Как руководитель, в своей деятельности Бодалев считал важным обеспечить в работе факультета правильное соотношение трех ее сторон: теоретической, экспериментально-эмпирической и прикладной. Он организовал при факультете Центр психологической помощи семье. Исходя из понимания предмета исследования психологии, включающего в себя широкий круг проблем - от познания до личности, он поставил перед коллективом факультета задачу не сводить этот предмет к познанию, но развивать исследования в области общения, личности, традиционно разрабатываемые на факультете недостаточно интенсивно. Именно в 80-е годы важнейшей темой становится психология личности в различных контекстах: в связи с проблемами диагностики, восприятия человека человеком (В. В. Столин, А. А. Бодалев), с изучением структур и динамики смысловых образований личности (Б. С. Братусь [20], А. Г. Асмолов [8], Л. В. Бороздина [18], Е. Е. Насиновская [104], и др. ), с анализом личности в структуре внутрисемейных отношений (А. А. Бодалев, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. ). Разрабатывались социально-психологические проблемы исследования личности [ 2]. В область исследований включается проблема общения (А. А. Бодалев [17], Г. М. Андреева [114, 115], Л. В. Матвеева, А. У. Хараш, Н. Н. Богомолова, А. А. Леонтьев [77], социально-психологического тренинга [124]). На кафедре социальной психологии основной темой исследований становится проблема социального восприятия [1, 103 ]. В 80-е гг. продолжаются научные исследования в области теории деятельности, ее категориального аппарата; изучаются отдельные виды деятельности: трудовая (Е. А. Климов [71] и др. сотрудники), учебная (Н. Ф. Талызина [180, 181] И. И. Ильясов [63], З. А. Решетова [151, 152 ], Н. Г. Салмина[164 ]), совместная деятельность [115]. С позиций теории деятельности продолжается теоретическое и экспериментальное изучение познавательных процессов (Б. М. Величковский [27, 28 ], А. Д. Логвиненко, О. К. Тихомиров [188], В. В. Петухов [125], С. Д. Смирнов [171] и др. ), сознания (Е. Ю. Артемьева [7], В. Ф. Петренко [122], А. Г. Шмелев [230 и др. ]. Интенсивно разрабатывались вопросы изучения психической деятельности животных в онто- и филогенезе, в том числе и их прикладные аспекты (К. Э. Фабри, Н. Н. Мешкова) Глава 4 Современное состояние психологии в Московском университете
В 90-е годы XX в. в контексте новых социальных условий, в которых оказалась страна, на факультете начался трудный процесс критического переосмысления прошлого опыта его развития. Он происходил вместе с возрастанием требований, которые общество стало предъявлять к психологии. В сложное время перестройки люди возлагали надежды на психологическую помощь, что повлекло за собой повышение социального статуса психологии. Невиданно широкий размах получает психологическое образование: расширяется сеть психологических образовательных учреждений, В университетах (в том числе на факультете психологии МГУ) и педагогических институтах появляются такие новые формы психологической подготовки как специальные факультеты, создаются системы подготовки специалистов с высшим образованием и др. В психологическом сообществе меняется взгляд на соотношение академической университетской и практической психологии. По всем этим вопросам среди психологов не утихают бурные дискуссии. При этом продолжается обычная повседневная жизнь во всех ее формах - учебной, научной, организационной. В результате к началу нового века сложился тот современный облик факультета психологии, достаточно подробной характеристике которого посвящена третья часть данной монографии. Здесь будут лишь обозначены некоторые главные тенденции в развитии университетской психологии в период с конца 80-х годов до настоящего времени, а также структурные изменения и некоторые результаты деятельности факультета. В 1986 г. деканом факультета назначается профессор Е. А. Климов, выпускник Казанского университета, ученик профессора В. С. Мерлина, создателя казанской научной школы психологии индивидуальности. Климов - крупный специалист в области психологии труда и ее истории. Как декан Климов способствовал сохранению ранее сложившихся научных направлений, поощрял творческую инициативу сотрудников, поддерживал их научные поиски, особенно в новых для факультета областях психологической науки Анализируя состояние дел на факультете, Климов оценил как важную его особенность большое разнообразие объектов исследований (что впрочем не следует воспринимать как что-то совсем новое для факультета, скорее это продолжение традиций, сложившихся ранее). Этими объектами являются нейронные механизмы психических процессов (Г. Г. Аракелов [6], Е. Н. Соколов [171 ] и другие сотрудники кафедры психофизиологии), самосознание личности (В. В. Столин [179 ]), самооценка (Л. В. Бороздина [19]), механизмы волевой регуляции действия человека (В. А. Иванников [59 ]), структура и механизмы творческой деятельности (И. П. Калошина [67]), личность ( Д. А. Леонтьев [88], функциональные состояния Н. Н. Данилова [47], А. Б. Леонова [76]) психологические пути восстановления высших психических функций и методы восстановительного обучения больных с нарушениями речи (афазия) и интеллектуальной деятельности, возникающих при локальных поражениях мозга (Л. С. Цветкова [211]), психология профессионального обучения (З. А. Решетова [149]). Широкий круг теоретических и прикладных проблем разрабатывается на кафедре социальной психологии: психология социального познания [3], психология малых групп и коллективов (А. И. Донцов [42], Е. М. Дубовская [177]) этнопсихология (Т. Г. Стефаненко [178 ]), деловое общение (Ю. М. Жуков), психология организаций ( Т. Ю. Базаров [11]) психология СМИ (Н. Н. Богомолова [16]). Важные направления исследований составляют нейролингвистический анализ порождения речи в норме и патологии (Т. В. Ахутина [10]), изучение изменений личности и психосоматических феноменов в норме и патологии у больных хроническими соматическими заболеваниями (В. В. Николаева [107]), условия и психологические механизмы становления познавательных процессов и их функционирование в реальной (трудовой, игровой, учебной) деятельности (А. И. Подольский [127]), теоретические и экспериментальные исследования внимания [153]. Исследование субъективных способов презентации мира в сознании субъекта (Е. Ю. Артемьева [7]) и категориальной структуры сознания (В. Ф. Петренко [122] дали начало новой области психологии – психосемантики. Исследования в этой области, к сожалению, прерванные преждевременной смертью (1987) Е. Ю. Артемьевой, получили плодотворной развитие в работах В. Ф. Петренко и его сотрудников [123]. На методологическом, теоретическом и конкретно-эмпирическом уровнях в них рассматриваются проблемы содержания индивидуального и общественного сознания. Выявлены его категориальная структура, социальные представления, стереотипы и установки у различных групп населения – социальных, профессиональных, этнических сообществ людей. Работы В. Ф. Петренко, имеющие также большое практическое значение, отмечены академической премией имени С. Л. Рубинштейна за 1999 год. В фундаментальных исследованиях этого периода происходило развитие психологической теории и прежде всего культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и теории деятельности А. Н. Леонтьева, основные положения которых продолжали оставаться базой всех научных поисков. В то же время трактовка основных положений и понятийного аппарата не оставались неизменными, начался процесс сотрудничества с другими, в том числе с зарубежными теориями. Е. А. Климов попытался выявить и другие новые тенденции в развитии фундаментального знания. Среди них он называл интерес к историческому генетическому подходу в психологических исследованиях, который наблюдается не только в возрастной и педагогической психологии, где такой подход является традиционным в силу самого их предмета, но и в других областях – в клинической, социальной, общей психологии, в психологии труда. Возрос интерес к проблеме субъекта при изучении всех уровней и форм психики, в том числе в исследованиях познавательных процессов, учебной, трудовой деятельности и в других областях. Так в работах Е. А. Климова предметом исследования стало изучение формирования и функционирования человека как субъекта труда. Их результаты отражены в монографиях [69, 70 и др. ] За цикл работ по проблемам психологии профессиональной деятельности Е. А. Климов удостоен академической премии имени С. Л. Рубинштейна за 2002 год. В связи с усложнением социальной жизни во второй половине ХХ в., возрастающими требованиями, которые она предъявляет каждому человеку, актуальной становится тема психологии социального познания[2]. Разработка проблем межличностного восприятия (и социальной перцепции в целом), атрибутивных процессов не ограничивается исследовательскими задачами, естественно возникающими в процессе логики развития науки. Изучение социально-познавательных процессов приобретает также огромную практическую значимость. Социально-психологические проблемы, порожденные социальными преобразованиями на рубеже ХХ-ХХ1 вв., стали предметом коллективного труда сотрудников кафедры социальной психологии [см. 177]. В трудные для страны и отечественной науки 90-е годы Е. А. Климов при поддержке Ректора В. А. Садовничего старался сохранить факультет во всей его уникальности, создать спокойные условия для работы, для продолжения сложившихся традиций, развития научных школ, совершенствования учебного процесса. В целях углубления содержания образования на факультете был организован филиал кафедры на базе НИИ психологии АН СССР. Сотрудники академического института участвуют в чтении основных и специальных курсов, руководят студенческими курсовыми и дипломными работами. Большое внимание уделялось формированию у студентов профессиональных умений. На достижение этих целей было направлено развитие системы спецпрактикумов, включение в учебный процесс учебных задач, дискуссий, игровых и других активных форм преподавания. Возглавляя Научно-методический Совет Учебно-Методического Объединения университетов Российской Федерации по психологии (1988-2000) Климов организовал разработку государственного образовательного стандарта подготовки специалистов-психологов, издание программ дисциплин учебного плана, по которым введено обучение психологов более чем в 200 вузах России. Одним из условий развития факультета Е. А. Климов считал необходимость установления связей с другими факультетами. Именно с эффектом взаимодействия психологов с физиками, математиками он связывал получившие на факультете развитие идеи компьютеризации, ( в области психодиагностики, в практикуме и др. ) В 1989 г. на факультете открылась кафедра психологии и инженерии знаний (профессор Б. М. Величковский). Ее деятельность развернулась на стыке современной психологии и Computer Science, в интеграции с зарубежными исследовательскими центрами. Несмотря на то, что кафедра прекратила свое существование в 1993 г, начатая ею работа по компьютеризации психологических исследований и организации компьютерного обучения продолжается в существующих структурах факультета, в том числе в исследованиях прикладного характера. В 1991 г. в структуру факультета включена кафедра педагогики, психологии и методики в высшей школе, ранее (1978) организованная на факультете повышения квалификации МГУ. Заведующим этой кафедрой назначен профессор С. Д. Смирнов. В 1998 г. открыта кафедра психологии личности (заведующий профессор А. Г. Асмолов).
Расширение областей исследований, проводившихся на факультете, создавало объективные основы для организации новых структурных подразделений. По инициативе Е. А. Климова были организованы новые, а частично созданы за счет преобразования действовавших ранее следующие подразделения: Центр по переподготовке работников сферы образования (1989, декан профессор Н. Ф. Талызина), лаборатория психологии общения и психосемантики (1990, профессор В. Ф. Петренко), лаборатория по изучению личности в экстремальной стрессовой жизненной ситуации (1990, кандидат психологических наук М. Ш. Магомед-Эминов), лаборатория нейропсихологии (1992, профессор Т. В. Ахутина), лаборатория психологии труда (1992, профессор А. Б. Леонова), лаборатория психологии профессий и конфликта (1992, профессор Е. А. Климов). Созданные структуры позволили организационно оформить сложившиеся ранее направления в области научных исследований и подготовки профессиональных психологов, создать более благоприятные условия для развития наиболее актуальных областей психологической науки. В 2000 г. деканом факультета психологии избран и в 2005 г. переизбран на новый срок профессор А. И. Донцов. Он продолжил работу по совершенствованию и развитию структуры факультета В 2003 г. были организованы две новые кафедры: методологии психологии (зав. - докт психол. наук Ю. П. Зинченко) и психогенетики ( зав. – докт. психол. наук М. С. Егорова). В 2004 г. кафедры педагогики и методики преподавания в высшей школе и педагогики и педагогической психологии преобразованы в новую кафедру психологии образования и педагогики (зав. – профессор С. Д. Смирнов). В этом же году создана кафедра экстремальной психологии и психологической помощи (зав. – доцент М. Ш. Магомед-Эминов); лаборатория по изучению личности в экстремальной стрессовой жизненной ситуации преобразована в научно- учебный центр психологической помощи. С 2006 г. обязанности декана исполняет профессор Юрий Петрович Зинченко. К настоящему времени коллектив факультета психологии ведет научно-исследовательскую работу по десяти приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований: - методология, теория и история психологии; - разработка методического аппарата современной психологии, в том числе на базе информационных технологий; -общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития и обучения детей, подростков и молодежи в изменяющемся мире; -психическое здоровье: норма, отклонение, диагностика, коррекция; -психология формирования, функционирования и развития человека как профессионала; -психология социальных групп и организаций; -психология когнитивных процессов: общепсихологический, психофизиологический, нейро-психологический и социально-психологический аспекты; -человек в экстремальных условиях: диагностика, коррекция, психологическая помощь; -психология формирования установок толерантного сознания; -культурно-историческая психология личности и сознания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|