Выдающиеся ученые-психологи и научные школы
Выдающиеся ученые-психологи и научные школы Московского университета
Глава первая
Г. И. Челпанов и его школа. В. В. Умрихин.
Георгию Ивановичу Челпанову (1862-1936) в истории русской философии и психологии принадлежит почетное место. На заре выделения психологии в самостоятельную науку он выступил в роли великого учителя для многих отечественных психологов, транслировал им самые современные на период начала ХХ века нормативы психологического исследования и создал первый в России Психологический институт, ставший «храмом психологической науки» [8], [10], [25]. Индивидуальная судьба и профессиональный путь Г. И. Челпанова были неотрывно связаны с полной драматизма историей России, с логикой развития отечественной психологии ХХ века, которая, в свою очередь, в это время была неотделима от перипетий в движении мировой психологической мысли. Все это побуждает пристальнее присмотреться к фигуре замечательного русского психолога Г. И. Челпанова, к его блистательному и трагическому пути в отечественной психологии. Историки психологии неоднократно уже высказывали свои интерпретации и оценки творчества Челпанова ([2], [3], [7], [9], [11], [12], [16], [20], [39], [40] и др. ). Инвариантой такого историко-психологического анализа почти у всех авторов выступает двойственная оценка его роли в отечественной психологии. С одной стороны, подчеркивается тот бесспорный вклад, который внес ученый в подготовку новых поколений психологов-исследователей и в организацию психологической пауки, основание им первого к России Психологического института. С другой стороны, весьма критически оцениваются его научные взгляды и идейные ориентации, скудность содержания исследовательской программы. Подобная двойственность очень напоминает оценку исторической роли «отца экспериментальной психологии» В. Вундта. И не только потому, что В. Вундт был учителем Г. И. Челпанова, непрестанно пропагандировавшего и развивавшего его идеи, а скорее по их сходной исторической роли в развитии психологии, которая на рубеже веков еще не делилась непроницаемым барьером на российскую и западную. Отечественная психология, будучи органичной частью мировой, разделяла все ее проблемы и следовала в русле общей логики развития вплоть до начала 20-х гг., когда вспыхнула «борьба за перестройку психологии на основе марксизма» со всеми вытекающими отсюда последствиями.
К числу наиболее общих тенденций развития мировой психологии относится начавшийся в последней четверти XIX в. процесс выделения психологии в самостоятельную дисциплину. Событием, подтолкнувшим этот процесс, послужило открытие В. Вундтом в 1879 г. первой экспериментально-психологической лаборатории при Лейпцигском университете. Но за историческим событием стояли закономерности развития психологической науки и как системы знаний (предметно-логический аспект), и как особого социального организма (аспект научно-социальный) [39]. Реконструируя зарождение психологической программы И. М. Сеченова, М. Г. Ярошевский ввел научную метафору «филогенез науки и онтогенез творчества ученого», раскрывающую зависимость индивидуального научного творчества от логики развития науки: интеллектуальный онтогенез ученого в кратких и преобразованных формах воспроизводит филогенез науки. И «если перед нами не единичный случай, а закон, то его можно было бы — по аналогии с биогенетическим — назвать идеогенетическим» [38, с. 126]. Нам еще предстоит познакомиться с «идеогенетическими» предпосылками творчества Г. И. Челпанова, однако представляется важным внести в указанную метафору одно дополнение. Наука - не только «чистое» знание, развивающееся по имманентным логическим законам, но и особый «социальный организм», научное сообщество, имеющее свою социальную историю, свои собственные (хотя и тесно связанные с предметно-логическими) закономерности развития. И они также могут преломляться (в преобразованном виде) в индивидуальной судьбе ученого, порождая особые феномены научного творчества. Назовем их по аналогии с указанными выше «социогенетическими».
Закономерности «идеогенеза» психологии к концу XIX в. обусловили выделение ее в самостоятельную область знаний. Но знания должны разрабатываться сообществом профессионалов-исследователей, которого в то время еще не существовало. Поэтому вундтовская лаборатория выполняла двоякую функцию. С одной стороны, она стала «рабочей площадкой» для разработки первой программы психологии как самостоятельной науки, отвечая на объективные потребности логики развития науки, ее «идеогенеза». С другой — выступила в роли крупной международной научной школы, обусловившей формирование первого сообщества психологов. Тем самым обеспечивалась самостоятельность психологической науки как социального института, выражающая объективные тенденции ее «социогенеза». Единство (а не отсроченное повторение развития) мировой и отечественной психологии демонстрирует тот факт, что первая экспериментально-психологическая лаборатория в России (открытая в 1885 г. В. М. Бехтеревым при Казанском университете) появилась спустя всего 6 лет после вундтовской. Открывающиеся вслед за ней лаборатории во многих городах России (Киев, Харьков, Дерпт (Тарту), Москва) первоначально находили себе место при психоневрологических клиниках. С момента основания в 1896 г. Н. Н. Ланге экспериментальной лаборатории при Новороссийском (Одесса) университете начинается период формирования сети собственно психологических исследовательских центров. Однако вскоре возникла потребность в более широкой институциональной и организационной базе для их продуктивного развития. Созданный В. М. Бехтеревым в Петербурге Психоневрологический институт - первый в мире центр по комплексному изучению человека. Он отвечал этой потребности как в плане «идеогенеза» (исследовательское учреждение), так и «социогенеза» (учебное заведение). Однако в силу своей специфики (психология занимала лишь одно из мест в ряду многообразных наук о человеке, а само психологическое знание редуцировалось Бехтеревым к рефлексологическим схемам) указанная потребность не могла найти полного воплощения.
В то же время объективные «идео- и социогенетические» закономерности развития отечественной психологии, властно требовавшие новых способов ее организации, наиболее остро они были восприняты Г. И. Челпановым. Обращаясь к его научному творчеству, мы увидим неразрывную связь его «идеогенетических» и «социогенетических» детерминант.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|