Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 4. Требования к уровню подготовки выпускников




Приложение 4

Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся

Приказом Министерства образования Российской Федерации № 29/2065-П от 10 апреля 2002 г. утверждены два варианта базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных уч­реждений VIII вида. Для детей с легкой степенью умственной отста­лости (дебильность) базисный план (1-й вариант) разработан в соот­ветствии с проектом стандарта специального образования на шести­дневную рабочую неделю, его региональный вариант рассчитан на пятидневную рабочую неделю. Кроме того, предлагается базисный план общего образования детей с умеренной степенью умственной от­сталости (имбецильность). Дети с умеренной степенью умственной отсталости могут обучаться в отдельных классах, профилированных школах, получать специальную помощь в реабилитационных центрах. Состав этих детей, так же как детей с легкой степенью дефекта, сложен и неоднороден по разнообразию, выраженности и сочетанию наруше­ний. У некоторых из них имеют место различные виды локальной це­ребральной патологии. Обычно это грубые речевые, вплоть до отсут­ствия речи (безречевые дети), или сенсорные нарушения. Обучение детей с умеренной степенью умственной отсталости должно быть мак­симально индивидуализировано, направлено на привитие необхо­димых для жизни навыков поведения и общения с окружающими, бытовых и трудовых навыков, коррекцию грубых нарушений психо­физического развития. Отдельные учащиеся могут овладеть элемен­тарными навыками чтения, письма и счета.

Безречевые дети, несмотря на трудности контакта, понимают речь взрослого, овладевают навыками социального поведения, некоторы­ми трудовыми умениями. Данные планы созданы на основе специаль­но проведенных экспериментальных исследований и традиций отече­ственной олигофренопедагогики, прошли широкую апробацию в кор­рекционных школах VIII вида регионов Российской Федерации.

Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся как государственный нормативный документ является составной частью государственного стандарта в области общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. На его основе разрабатываются конкретные учебные планы, которые служат исход­ным документом для финансирования школы.


 


Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся устанавливает нормы и требования к структуре, содержанию и уров­ню их образования как единому целому.

Федеральный компонент базисного плана (инвариантная часть) оп­ределяет максимальную учебную нагрузку учащихся, минимальный объем содержания, позволяющий умственно отсталым школьникам получить адекватное их возможностям общее образование; содержа­ние трудового обучения, направленного на овладение умственно от­сталыми школьниками начальной профессиональной подготовкой; требования к уровню готовности выпускников к самостоятельной жизни и труду в обществе при современных экономических условиях.

Национально-региональный компонент (вариативная часть) опре­деляет нормативы, относящиеся к компетенции региона. Он включает в себя содержание образования по родному языку, по предметам естественно-географического цикла, по истории родного края. Осо­бенно важным является разработка содержания трудового и профес­сионального обучения по тем видам труда, которые учитывают по­требности региона в рабочих кадрах и возможности школы в подго­товке этих кадров.

Региональные программы по труду составляются на основе базис­ных, разработанных на федеральном уровне.

Устанавливается распределение часов на образовательные облас­ти, которые включают общеобразовательные курсы, трудовую и кор-рекционную подготовку и индивидуальные и групповые коррекцион-ные занятия, обязательные занятия по выбору и факультативы.

Вариативная часть базисного плана составляет школьный компо­нент.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Ученики с легкой степенью умственной отсталости по окончании IX класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для само­стоятельной жизни, и получить профессиональную подготовку по тем видам труда, по которым они могут быть трудоустроены и социально адаптированы.

Они должны уметь ориентироваться в окружающей действитель­ности, соблюдать общепринятые формы поведения и общения:

П владеть навыками устной и разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;


 


376


Приложение 4


Приложение 4



□ уметь достаточно грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, оформлять деловые бумаги;

□ знать основополагающие статьи Конституции Российской Фе­
дерации, определяющие права и обязанности гражданина,
основные законы трудового и уголовного права;

□ читать и понимать несложные художественные произведения
классиков отечественной литературы, выдержки из газет и
журналов о современной общественно-политической жизни
страны;

П владеть элементами устных вычислений, основными арифмети­ческими действиями, решением несложных задач измеритель­ного и вычислительного характера.

Профессиональная подготовка определяется выпускным экзаме­ном, который состоит из выполнения контрольной работы и устных ответов на вопросы в пределах требований программы по соответст­вующим видам труда.

Выпускники должны знать: П устройство орудий труда;

□ свойства материалов;

□ основные технологические операции.
Выпускники должны уметь самостоятельно:

□ ориентироваться в задании;

□ планировать ход изготовления изделия;
D качественно выполнять работу;

□ контролировать результаты работы и давать отчет о ходе ее вы­
полнения.

Выпускники могут в качестве основы для ориентировки в заданиях использовать:

□ предметные образцы;

□ рисунки;
П чертежи;

п их сочетания.

К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, освоившие в пол­ном объеме программу профессионально-трудового обучения. Вопрос о допуске к экзаменам учеников, не освоивших по каким-либо причи­нам программу, решается педагогическим советом школы.

Отдельные выпускники, отлично усвоившие учебную программу профессиональной подготовки по той или другой специальности и по­казавшие высокие результаты на производственной практике, наряду с выпускными экзаменами могут сдавать квалификационный экзамен на соответствующем предприятии, который принимает комиссия


 


предприятия в соответствии с существующим положением о присвое­нии тарифных разрядов на производстве или учебном учреждении, имеющем государственную лицензию на право осуществления на­чальной профессиональной подготовки.

Учащиеся с умеренной степенью умственной отсталости должны владеть необходимыми для жизни навыками социального поведения и общения с окружающими, навыками самообслуживания. Некоторые ученики овладевают первоначальными навыками чтения, письма, счета, несложными видами ремесленного труда. Все учащиеся с уме­ренной степенью умственной отсталости являются инвалидами детст­ва и получают государственную поддержку в виде пенсионного обес­печения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...