Приложение 4. Требования к уровню подготовки выпускников
Приложение 4 Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся Приказом Министерства образования Российской Федерации № 29/2065-П от 10 апреля 2002 г. утверждены два варианта базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Для детей с легкой степенью умственной отсталости (дебильность) базисный план (1-й вариант) разработан в соответствии с проектом стандарта специального образования на шестидневную рабочую неделю, его региональный вариант рассчитан на пятидневную рабочую неделю. Кроме того, предлагается базисный план общего образования детей с умеренной степенью умственной отсталости (имбецильность). Дети с умеренной степенью умственной отсталости могут обучаться в отдельных классах, профилированных школах, получать специальную помощь в реабилитационных центрах. Состав этих детей, так же как детей с легкой степенью дефекта, сложен и неоднороден по разнообразию, выраженности и сочетанию нарушений. У некоторых из них имеют место различные виды локальной церебральной патологии. Обычно это грубые речевые, вплоть до отсутствия речи (безречевые дети), или сенсорные нарушения. Обучение детей с умеренной степенью умственной отсталости должно быть максимально индивидуализировано, направлено на привитие необходимых для жизни навыков поведения и общения с окружающими, бытовых и трудовых навыков, коррекцию грубых нарушений психофизического развития. Отдельные учащиеся могут овладеть элементарными навыками чтения, письма и счета. Безречевые дети, несмотря на трудности контакта, понимают речь взрослого, овладевают навыками социального поведения, некоторыми трудовыми умениями. Данные планы созданы на основе специально проведенных экспериментальных исследований и традиций отечественной олигофренопедагогики, прошли широкую апробацию в коррекционных школах VIII вида регионов Российской Федерации.
Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся как государственный нормативный документ является составной частью государственного стандарта в области общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. На его основе разрабатываются конкретные учебные планы, которые служат исходным документом для финансирования школы.
Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся устанавливает нормы и требования к структуре, содержанию и уровню их образования как единому целому. Федеральный компонент базисного плана (инвариантная часть) определяет максимальную учебную нагрузку учащихся, минимальный объем содержания, позволяющий умственно отсталым школьникам получить адекватное их возможностям общее образование; содержание трудового обучения, направленного на овладение умственно отсталыми школьниками начальной профессиональной подготовкой; требования к уровню готовности выпускников к самостоятельной жизни и труду в обществе при современных экономических условиях. Национально-региональный компонент (вариативная часть) определяет нормативы, относящиеся к компетенции региона. Он включает в себя содержание образования по родному языку, по предметам естественно-географического цикла, по истории родного края. Особенно важным является разработка содержания трудового и профессионального обучения по тем видам труда, которые учитывают потребности региона в рабочих кадрах и возможности школы в подготовке этих кадров. Региональные программы по труду составляются на основе базисных, разработанных на федеральном уровне.
Устанавливается распределение часов на образовательные области, которые включают общеобразовательные курсы, трудовую и кор-рекционную подготовку и индивидуальные и групповые коррекцион-ные занятия, обязательные занятия по выбору и факультативы. Вариативная часть базисного плана составляет школьный компонент. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Ученики с легкой степенью умственной отсталости по окончании IX класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни, и получить профессиональную подготовку по тем видам труда, по которым они могут быть трудоустроены и социально адаптированы. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые формы поведения и общения: П владеть навыками устной и разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;
376 Приложение 4 Приложение 4 □ уметь достаточно грамотно излагать свои мысли в устной и □ знать основополагающие статьи Конституции Российской Фе □ читать и понимать несложные художественные произведения П владеть элементами устных вычислений, основными арифметическими действиями, решением несложных задач измерительного и вычислительного характера. Профессиональная подготовка определяется выпускным экзаменом, который состоит из выполнения контрольной работы и устных ответов на вопросы в пределах требований программы по соответствующим видам труда. Выпускники должны знать: П устройство орудий труда; □ свойства материалов; □ основные технологические операции. □ ориентироваться в задании; □ планировать ход изготовления изделия; □ контролировать результаты работы и давать отчет о ходе ее вы
Выпускники могут в качестве основы для ориентировки в заданиях использовать: □ предметные образцы; □ рисунки; п их сочетания. К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, освоившие в полном объеме программу профессионально-трудового обучения. Вопрос о допуске к экзаменам учеников, не освоивших по каким-либо причинам программу, решается педагогическим советом школы. Отдельные выпускники, отлично усвоившие учебную программу профессиональной подготовки по той или другой специальности и показавшие высокие результаты на производственной практике, наряду с выпускными экзаменами могут сдавать квалификационный экзамен на соответствующем предприятии, который принимает комиссия
предприятия в соответствии с существующим положением о присвоении тарифных разрядов на производстве или учебном учреждении, имеющем государственную лицензию на право осуществления начальной профессиональной подготовки. Учащиеся с умеренной степенью умственной отсталости должны владеть необходимыми для жизни навыками социального поведения и общения с окружающими, навыками самообслуживания. Некоторые ученики овладевают первоначальными навыками чтения, письма, счета, несложными видами ремесленного труда. Все учащиеся с умеренной степенью умственной отсталости являются инвалидами детства и получают государственную поддержку в виде пенсионного обеспечения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|