Б. Установление обязательных требований к деятельности участников рынка ценных бумаг. 11 страница
Однако это решение при всей его верности представляет не более чем попытку решения вопроса техническим, если можно так выразиться, способом. Оно не решает реальных проблем. То, что эти проблемы совершенно реальны, показывает и практика регистраторской и депозитарной деятельности, в которой применяются так называемые дораскрытия, когда получивший за пределами семидневного срока информацию депозитарий в дополнение к ранее направленному списку направляет и еще дополнения к нему. Ведь та же ситуация с выкупом акций и иных ценных бумаг в случаях, установленных Федеральным законом " Об акционерных обществах", является наиболее простой. Более сложный случай - это списки владельцев ценных бумаг, которые составляются при реорганизации, особенно если она сопровождается непропорциональным распределением ценных бумаг (о чем мы писали в разделе об эмиссии). В этом случае недораскрытие номинальных держателей может иметь весьма плачевные последствия для владельцев ценных бумаг - они просто могут получить не тот пакет ценных бумаг, который им полагался в зависимости от их волеизъявления при голосовании. Интересно здесь отметить, что если общее правило Закона говорит о семи днях, то в отношении отдельных видов учитываемых ценных бумаг сроки еще более сокращенные. К примеру, в соответствии со ст. 14 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" в случаях, если требуется составление списка владельцев инвестиционных паев, депозитарий, которому в реестре владельцев инвестиционных паев открыт счет номинального держателя, обязан представить лицу, осуществляющему ведение указанного реестра, сведения, необходимые для составления списка владельцев инвестиционных паев, не позднее двух рабочих дней с даты получения соответствующего требования. В некоторых случаях закон, напротив, забывает про сроки. Такая ситуация имеет место в ст. 16. 1 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах" для составления реестра владельцев облигаций с ипотечным покрытием для конкурсного управляющего. Здесь норма следующая: " Для составления реестра владельцев облигаций с ипотечным покрытием номинальный держатель облигаций представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет облигациями, на дату составления указанного реестра".
Эта проблема требует своего законодательного решения. По крайней мере, необходимо установить обязанность всех депозитариев в цепочке давать информацию в такой срок, который обеспечивает исполнение обязанностей номинального держателя. Как думается, законодательство не должно описывать в этой области несуществующие вещи и одновременно игнорировать то, что реально в этой области происходит. Отношения между номинальными держателями и регистраторами, равно как и отношения в междепозитарных цепочках, должны быть урегулированы законом. Как один из выходов из этой ситуации следует предложить обязательное заключение договора между регистратором и номинальным держателем. Интересное решение данного вопроса предлагают разработчики одного из проектов Федерального закона " О центральном депозитарии" (вариант, предложенный ФСФР России) < 1>. Они полагают, что таким законом должно быть ограничено число уровней номинальных держателей - не более трех (включая сам центральный депозитарий). Такая трехуровневая система учета прав на ценные бумаги на счетах депо в депозитариях, с их точки зрения, с одной стороны, сохранит возможность оказывать депозитарные услуги для региональных брокеров, даст их клиентам при их посредничестве через крупные депозитарии доступ к торговым площадкам и к внебиржевому рынку, а с другой стороны, создаст условия для упрощения корпоративных действий и обеспечения эффективного государственного надзора. Предложение, возможно, и не лишено здравого смысла, но вариант решения представляется излишне прямолинейным - установить запрет, между тем как указанные проблемы можно решить совершенно иным путем.
-------------------------------- < 1> Текст доступен по адресу: http: // www. fcsm. ru/ document. asp? ob_no= 17547.
Обязательством регистратора перед зарегистрированными лицами является подтверждение их прав путем выдачи выписки с лицевого счета, а также предоставление в случаях, установленных законом, иной информации (к примеру, в соответствии с Законом регистратор обязан доводить до зарегистрированных лиц информацию, предоставляемую эмитентом). Статья 8 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" признает выпиской из системы ведения реестра документ, выдаваемый держателем реестра, с указанием владельца лицевого счета, количества ценных бумаг каждого выпуска, числящихся на этом счете в момент выдачи выписки, фактов их обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к этим бумагам. Выписка из системы ведения реестра должна содержать отметку о всех ограничениях или фактах обременения ценных бумаг, на которые выдается выписка, обязательствами, зафиксированных на дату составления в системе ведения реестра. Владелец ценных бумаг не имеет права требовать включения в выписку из системы ведения реестра не относящейся к нему информации, в том числе информации о других владельцах ценных бумаг и количестве принадлежащих им ценных бумаг. Регистратор обязан по требованию владельца или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг предоставить выписку из системы ведения реестра по его лицевому счету в течение пяти рабочих дней (схожие положения о сроке содержит и ст. 20 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах" в части действий регистратора ипотечных сертификатов участия, выписка со счета при ведении реестра инвестиционных паев дается в трехдневный срок). Регистратор обязан совершать операции в реестре как по поручению владельцев и номинальных держателей, так и на основании поручений эмитента, а также уполномоченных государственных органов в установленные нормативными актами сроки. Большая часть требований к срокам установлена подзаконными нормативными актами, непосредственно законами установлены лишь отдельные сроки совершения операций. К числу таких установленных законом сроков можно отнести:
- пятидневный срок предоставления выписки из системы ведения реестра (ст. 8 Федерального закона " О рынке ценных бумаг", ст. 20 Федерального закона " Об ипотечных ценных бумагах" ); - трехдневный срок для внесения записи в реестр акционеров общества по требованию акционера, номинального держателя акций или в предусмотренных законом случаях по требованию иных лиц (ст. 45 Федерального закона " Об акционерных обществах" ). Все остальные сроки указаны в подзаконных актах. Причем по одним и тем же типам (видам) операций они могут различаться. Нам представляется правильным с учетом сложившейся практики деятельности регистраторов указать основные сроки проведения операций в системе ведения реестра непосредственно в законе, установив при этом максимальные сроки и предоставив регистраторам право сокращать указанные сроки. Законодательство предусматривает случаи смены регистратора. Этот вопрос является весьма болезненным в практической деятельности, хотя бы той причине, что регулируется законом он весьма скверно, к тому же в силу нескольких законов, которые регулируют такую деятельность, регулируется весьма различно. Общие правила передачи системы ведения реестра установлены ст. 8 Федерального закона " О рынке ценных бумаг". В соответствии с ее положениями в обязанности держателя реестра в том числе входит строгое соблюдение порядка передачи системы ведения реестра при расторжении договора с эмитентом. Статьей предусмотрено, что в случае прекращения действия договора по поддержанию системы ведения реестра между эмитентом и регистратором последний передает другому держателю реестра, указанному эмитентом, информацию, полученную от эмитента, все данные и документы, составляющие систему ведения реестра, а также реестр, составленный на дату прекращения действия договора. Передача производится в день расторжения договора. При замене держателя реестра эмитент дает объявление об этом в средствах массовой информации или уведомляет всех владельцев ценных бумаг письменно за свой счет. Все выписки, выданные держателем реестра после даты прекращения действия договора с эмитентом, недействительны.
Детальный порядок передачи системы ведения реестра устанавливается Положением о порядке передачи информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 24 июня 1997 г. N 21. В соответствии с этим документом процедура передачи реестра осуществляется в срок не более трех рабочих дней и оформляется актом приема-передачи. Причем с момента начала процедуры передачи реестра до момента подписания акта приема-передачи реестра и вступления в силу договора на ведение реестра с новым регистратором регистратор, передающий реестр, и новый регистратор не вправе принимать распоряжения от зарегистрированных лиц на проведение операций в реестре и проводить операции в реестре. Надо отметить, что подобного рода ограничения прав (а иначе эту норму и невозможно квалифицировать) не установлены каким-либо законом, соответственно указанные положения не могут быть применимы на практике, поскольку дискриминируют владельцев ценных бумаг. Интересно отметить и то, что, несмотря на действие данного документа, количество споров между регистраторами и эмитентами по поводу отказа в передаче реестра нисколько не уменьшилось. Наличие данных проблем показывает крайнее несовершенство установленной процедуры. Одним из путей их решения может стать перенесение ее регулирования непосредственно в Закон, с установлением жестких норм ответственности. Однако ответственность - не самая главная гарантия для владельцев бумаг. Вполне возможно, что свою роль должен при передаче реестра играть какой-то независимый субъект, который может при процедуре передачи обеспечивать поддержание системы ведения реестра. Интересен и вот какой момент. Согласно Закону регистратор обязан передать новому регистратору " все данные и документы, составляющие систему ведения реестра", а вот указанный нормативный акт предусматривает, что регистратор, передавший реестр, обязан обеспечить в течение трех лет доступ к имеющимся у него оригиналам документов уполномоченным представителям эмитента или уполномоченным представителям нового регистратора. Логика существования данной нормы нам непонятна.
Сходное регулирование порядка передачи системы ведения реестра установлено и для случаев передачи реестра инвестиционных паев регистратором новому регистратору на основании распоряжения управляющей компании в связи с прекращением договора о ведении реестра с управляющей компанией, а также в связи с аннулированием лицензии регистратора на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг или на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и заключением управляющей компанией договора о ведении реестра с новым регистратором в соответствии с Положением о порядке ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, утвержденным Приказом ФСФР России от 15 апреля 2008 г. N 08-17/пз-н. Некоторая специфика присуща правилам передачи системы ведения реестра при ведении реестра ипотечных сертификатов участия, поскольку в соответствии с Типовыми правилами доверительного управления ипотечным покрытием, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2004 г. N 562, решение о смене регистратора здесь вправе принять общее собрание владельцев ипотечных сертификатов участия. Ведение лицевых счетов эмитента (управляющей компании). Данная услуга предоставляется регистратором в связи с необходимостью открытия эмитенту (управляющей компании) специальных счетов, с которых осуществляется перечисление ценных бумаг при их размещении (выдаче), на которые зачисляются погашаемые ценные бумаги. Так, в частности, Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 2 октября 1997 г. N 27, определено, что эмитенту открывается два вида счетов: - эмиссионный счет эмитента - счет, открываемый эмитенту для зачисления на него ценных бумаг, выпуск которых зарегистрирован в установленном порядке, и их последующего списания при размещении или аннулировании (погашении) ценных бумаг; - лицевой счет эмитента - счет, открываемый эмитенту для зачисления на него ценных бумаг, выкупленных (приобретенных) эмитентом в случаях, предусмотренных Федеральным законом " Об акционерных обществах". Положение о порядке ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, утвержденное Приказом ФСФР России от 15 апреля 2008 г. N 08-17/пз-н, предусматривает открытие следующих счетов управляющей компании - эмитенту инвестиционных паев: лицевого счета " выдаваемые инвестиционные паи" и лицевого счета " дополнительные инвестиционные паи". Положение о порядке ведения реестра владельцев российских депозитарных расписок, утвержденное Приказом ФСФР России от 18 марта 2008 г. N 08-9/пз-н, предусматривает открытие в реестре эмиссионного счета эмитента российских депозитарных расписок для зачисления на него российских депозитарных расписок, выпуск которых зарегистрирован в установленном порядке, и их последующего списания при размещении или погашении российских депозитарных расписок. Правовой режим таких счетов хотя и обладает известной спецификой, однако не сильно отличается от правового режима обычного лицевого счета. Составление списка зарегистрированных лиц. Составление списка является очень важной услугой, которую регистратор оказывает эмитенту (управляющей компании) при осуществлении своих функций. Ее важность мы показали в одном из предыдущих разделов настоящего исследования, когда говорили о так называемых списочных правах, т. е. правах владельцев ценных бумаг, которые осуществляются в отношении тех лиц, которые попали в соответствующий список. В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" эмитент не ограничен в праве требовать от регистратора список владельцев ценных бумаг на указанную им дату. Регистратор обязан подготовить и представить эмитенту указанный список в соответствии с его запросом. Порядок подготовки таких списков устанавливается в основном нормативными актами регулятора. Такие акты устанавливают виды списков, требования к распоряжению эмитента (управляющей компании), а также требования к содержанию списков. К примеру, Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением, установлены такие требования применительно к списку лиц, имеющих право на получение доходов по ценным бумагам. Этим же документом установлены соответствующие требования к списку акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Положение о порядке ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и осуществления депозитарной деятельности в случаях приобретения более 30 процентов акций открытого акционерного общества устанавливает соответствующие требования к списку владельцев ценных бумаг, выкупаемых в порядке, предусмотренном ст. 84. 8 Федерального закона " Об акционерных обществах". Положение о порядке ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов устанавливает требования к распоряжению управляющей компании и спискам: - лиц, имеющих право на получение дохода по инвестиционным паям закрытого паевого инвестиционного фонда, и лиц, имеющих право на участие в общем собрании владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда; - зарегистрированных лиц при передаче реестра; - владельцев инвестиционных паев по требованию органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; - лиц, имеющих право на получение денежной компенсации при прекращении паевого инвестиционного фонда. Положение о порядке ведения реестра владельцев российских депозитарных расписок устанавливает требования к распоряжению депозитария - эмитента российских депозитарных расписок и спискам: - лиц, имеющих право на получение доходов по представляемым ценным бумагам; - лиц, имеющих право на участие в общем собрании владельцев представляемых ценных бумаг. Различные сопутствующие услуги, как то: организация и проведение общего собрания владельцев, услуги консультационного характера и т. п. Наиболее детально эта функция в настоящее время урегулирована в отношениях между регистратором и акционерным обществом. В соответствии со ст. 56 Федерального закона " Об акционерных обществах" в акционерном обществе, держателем реестра акционеров которого является регистратор, ему может быть поручено выполнение функций счетной комиссии < 1>, а вот функции счетной комиссии для акционерного общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 500 всегда выполняет регистратор < 2>. -------------------------------- < 1> Регистратор выполняет все функции счетной комиссии, установленные указанным Законом, а именно: проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров; определяет кворум общего собрания акционеров; разъясняет вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса на общем собрании; разъясняет порядок голосования по вопросам, выносимым на голосование; обеспечивает установленный порядок голосования и права акционеров на участие в голосовании, подсчитывает голоса и подводит итоги голосования; составляет протокол об итогах голосования; передает в архив бюллетени для голосования. < 2> При этом в соответствии с Положением о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 31 мая 2002 г. N 17/пс, в случае, если ведение реестра акционеров общества осуществляется регистратором, функции счетной комиссии общества не могут выполняться иными регистраторами.
Еще одну сопутствующую функцию регистратора - агента - описывает Федеральный закон " Об инвестиционных фондах". В соответствии со ст. 27 этого Закона регистраторы могут оказывать управляющей компании услуги агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев. Регистратор как агент действует от имени и за счет управляющей компании на основании договора поручения или агентского договора, заключенного с управляющей компанией, а также выданной ею доверенности. Функции такого агента описаны в ст. 28 вышеуказанного Закона. Как мы уже отмечали ранее, помимо своих прямых - учетных функций на рынке ценных бумаг, а также оказания сопутствующих услуг в виде участия в организации и проведении общего собрания владельцев ценных бумаг, выполнения функций агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев действующее законодательство предусматривает возможность для регистратора выполнять и еще одну функцию (оказывать услугу): в соответствии со ст. 16 Федерального закона " О несостоятельности (банкротстве)" регистратор вправе вести реестр требований кредиторов. Решение о привлечении регистратора к ведению реестра требований кредиторов принимается собранием кредиторов. До даты проведения первого собрания кредиторов решение о привлечении регистратора к ведению реестра требований кредиторов принимается временным управляющим. Данная деятельность осуществляется на основании договора (с оплатой услуг за счет должника), причем его заключение обусловлено наличием у регистратора договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Как видим, в рамках договора на ведение реестра регистратор (иные лица, профессионально осуществляющие деятельность по ведению реестра) оказывает большой перечень услуг эмитенту (в том числе управляющей компании), а также зарегистрированным лицам. Однако парадокс состоит в том, что число контрагентов регистратора эмитентом (управляющей компанией) не исчерпывается. Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" регистратор имеет право передать часть своих функций по сбору информации, входящей в систему ведения реестра, другим регистраторам. Если исходить из логики данного правила, получается, что регистратор вправе передать другому регистратору только функции (и то не все) по " сбору информации". Под сбором информации надо понимать получение тех документов, которые поступают к регистратору от зарегистрированных лиц, лиц, которые собираются стать зарегистрированными, эмитента и уполномоченных государственных органов (т. е. поручений, иных документов, на основании которых совершаются операции в реестре). Интересно, что ни один закон, ни какой-либо подзаконный акт не описывают, какие функции могут быть переданы, не указывают на вид договора, который регулирует отношения сторон (регистраторов) и его существенные условия (здесь, конечно, просматривается прямая аналогия с междепозитарными отношениями, предусмотренными ст. 7 Федерального закона " О рынке ценных бумаг", однако те хоть как-то урегулированы). Можно предположить, что речь также идет о договоре возмездного оказания услуг, однако, учитывая специфику оказываемых услуг, невнимание законодателя к таким отношениям кажется нам странным. Наиболее интересным моментом является, однако, анализ отношений, возникающих между регистратором и владельцами ценных бумаг. Еще раз отметим: закон таких отношений не видит. С точки зрения закона и судебной практики (прежде всего) отношения обязательственные существуют между эмитентом и владельцами. Однако такая точка зрения вызывает у нас много возражений: а) неясно, как исходя из нее объяснить то, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" регистратор взимает за совершение операций в системе ведения реестра плату. Данная статья говорит об этом достаточно ясно, во-первых, ограничивая право регистратора взимать со сторон по сделке плату, неодинаковую для всех юридических и физических лиц, во-вторых, ограничивая его в части взимания платы со сторон по сделке в виде процента от объема сделки, в-третьих, указывая, что порядок определения максимального размера оплаты услуг держателя реестра по внесению данных в реестр и выдаче выписок из реестра определяется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Получается, что зарегистрированное лицо обязано оплатить расходы по оказанной услуге именно регистратору, а вовсе не эмитенту. Более того, если адепты позиции непризнания правоотношений между регистратором и зарегистрированными лицами ссылаются на ст. 313 ГК, то надо вспомнить, что эта статья говорит о том, что третье лицо исполняет обязательство, но только в части предоставления исполнения, которое должник должен представить, но она вовсе не говорит о том, что оно уполномочивается на то, чтобы принимать еще какое-то исполнение со стороны кредитора (плату), которое является встречным к исполнению самого должника. Причем здесь не только проблема с владельцами ценных бумаг, но и с номинальными держателями. В соответствии со ст. 8 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" этот субъект также в некоторых случаях вправе требовать от регистратора платы за оказанные услуги; так, статья указывает, что такую плату номинальный держатель не вправе требовать, если запрашиваемый регистратором список клиентов номинального держателя " необходим для составления реестра". В остальных случаях номинальный держатель вправе требовать плату, причем Закон еще и называет ее " вознаграждением". Но вознаграждение уплачивается только за предоставленную услугу, значит, и регистратора, и номинального держателя связывают договорные отношения, причем, скорее всего, по возмездному оказанию услуг; б) обратим внимание на то, что согласно упоминавшейся ст. 48 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ответственность за невозможность осуществлять права на бумагу и из бумаги прямо возложена на лицо, ведущее реестр, а не на эмитента - управляющую компанию. Определение главным ответственным лицом регистратора показывает, что Закон прямо указывает на обязательственно-правовую связь регистратора и владельца. Мы полагаем, что принять позицию, согласно которой именно эмитент состоит в правоотношениях с владельцами в части поддержания системы ведения реестра, нельзя. Она противоречит и здравому смыслу, и фактам, да и нормам права. Но самое главное - она создает больше проблем для владельцев ценных бумаг, чем их решает. В целом проведенный анализ договорных отношений в рамках учетной деятельности показывает наличие серьезной концептуальной проблемы такой деятельности, неясность, неопределенность правовых связей между различными субъектами. Итог этого очевиден уже сегодня: страдают имущественные интересы владельцев ценных бумаг.
6. 2. 7. Депозитарная деятельность
В соответствии со ст. 7 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/ или учету и переходу прав на ценные бумаги. Анализ содержания такой деятельности и ее правового режима не будет полным, если мы не рассмотрим эволюцию ее возникновения и регулирования в нашем праве. Депозитарии возникли в качестве хранителей ценных бумаг своих клиентов. С течением времени они не только продолжали отвечать за сохранность ценных бумаг, но стали оказывать услуги по учету владельцев ценных бумаг, фиксации прав на хранимые ими ценные бумаги и по организации перехода прав собственности на хранимые ценные бумаги < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Российский фондовый рынок / Под ред. А. А. Козлова. С. 29, 32; Правовые основы рынка ценных бумаг / Под ред. А. Е. Шерстобитова. М.: МИРПЭ; Деловой экспресс, 1997. С. 148.
Правовое регулирование депозитарной деятельности в Российской Федерации связано с 1992 г., когда вступило в силу Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденное Постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. В этом документе указывалось, что ценные бумаги могут доверяться их владельцами на хранение в специализированные учреждения (депозитарии) на правах общей долевой собственности. При этом какого-то детального регулирования в данном документе такая деятельность не получила. Инструкция о правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами, утвержденная письмом Минфина России от 6 июля 1992 г. N 53, в развитие данного документа устанавливала, что владельцы ценных бумаг могут передавать ценные бумаги на хранение в специализированные хранилища для ценных бумаг - депозитарии, которые могли быть организованы как самостоятельные организации либо могли функционировать в качестве подразделений " кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов". Передача ценных бумаг в депозитарий в соответствии с этим документом осуществлялась на основании договора хранения. Дальнейшее развитие правового регулирования депозитарной деятельности было связано с нормативными актами, регулировавшими приватизацию. Такие акты чаще всего не содержали целостного описания деятельности депозитария, однако устанавливали отдельные специальные нормы. К примеру, Положением о порядке обращения и погашения приватизационных чеков, утвержденным Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. N 216, было установлено, что для хранения, обращения и использования приватизационных чеков в безналичной форме создаются депозитарии, функции которых могут выполнять банки, а также до принятия нормативных актов о депозитариях - организации или предприятия, получившие лицензию от Министерства финансов РФ на деятельность в качестве инвестиционного института в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. N 78. Другой документ - Указ Президента РФ от 24 ноября 1993 г. N 2004 " О расчетах приватизационными чеками в процессе приватизации" - устанавливал, что при проведении в процессе приватизации специализированных чековых аукционов расчеты приватизационными чеками в безналичной форме осуществляются с использованием свидетельств о депонировании приватизационных чеков и чековых счетов, открываемых продавцом в уполномоченных депозитариях, получивших разрешение Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом осуществлять ответственное хранение и депонирование приватизационных чеков. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284, указывала, что для обеспечения выпуска, обращения и хранения акций приватизированных предприятий и приватизационных чеков в безналичной форме (в виде записи на счетах), а также принятия и обработки поручений владельцев приватизационных чеков и акционеров создаются депозитарии, положение о которых утверждается Госкомимуществом России совместно с Комиссией по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ. Этим же документом банкам предоставлялось право принимать приватизационные чеки, ценные бумаги приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов от граждан и юридических лиц на хранение. Единственным документом, который принят в процессе приватизации и устанавливал специальный правовой режим депозитарной деятельности, был Указ Президента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186 " О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий". Однако данный документ нельзя рассматривать как документ, создававший основы для регулирования депозитарной деятельности, поскольку по сути это был документ, регулировавший деятельность депозитариев инвестиционных фондов и специализированных инвестиционных фондов приватизации. Так, фонды согласно этому документу должны были иметь договор с депозитарием. Согласно Основным положениям депозитарного договора, утвержденным данным документом в качестве приложения, его предметом были услуги депозитария по поручению инвестиционного фонда по совершению в пределах, установленных распоряжениями фонда, от его имени и за его счет действий с ценными бумагами, в том числе приватизационными чеками, а также денежными средствами фонда. Депозитарий осуществлял и контролировал операции с ценными бумагами фонда, включая ограничения на обмен, приобретение и продажу ценных бумаг. По сути, перед нами было начало той деятельности, которая в последующем оформится в самостоятельный вид деятельности специализированных депозитариев. Депозитарием инвестиционного фонда в соответствии с прилагаемыми к Указу Положением об инвестиционных фондах и Положением о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, мог быть банк или иное юридическое лицо, не являющееся аффилированным лицом этого инвестиционного фонда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|