Б. Установление обязательных требований к деятельности участников рынка ценных бумаг. 12 страница
Первые серьезные попытки институционализации собственно депозитарной деятельности связаны с 1994 г. На основании Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 было принято Положение о депозитариях, утвержденное распоряжением Госкомимущества России от 20 апреля 1994 г. N 859-р, протоколом Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ от 14 апреля 1994 г. N 2. Несмотря на весьма странный правовой статус такого документа, Положение впервые в систематизированном виде содержало нормы, регулировавшие депозитарную деятельность. В частности, под такой деятельностью понималось предоставление услуг по хранению ценных бумаг и/или учету прав на эти ценные бумаги. О несовершенстве данного документа, как, впрочем, и об отсутствии на тот момент стройной концепции депозитарной деятельности, свидетельствует перечень лиц, которые согласно документу могли заниматься депозитарной деятельностью: инвестиционные институты (кроме инвестиционных консультантов, инвестиционных фондов и чековых инвестиционных фондов), фондовые биржи, специализированные депозитарии, осуществляющие депозитарную деятельность как исключительную, расчетно-депозитарные организации (РДО), осуществляющие как исключительную совместно депозитарную деятельность и деятельность по организации денежных расчетов и клиринга денежных требований и обязательств, возникающих из сделок с ценными бумагами. Важно, что в этом документе произошел отход от концепции депозитарной деятельности как деятельности только по хранению ценных бумаг. Значительную роль в становлении правового регулирования депозитарной деятельности сыграл Банк России. В частности, в 1995 г. им было утверждено Временное положение о депозитарных операциях банков в Российской Федерации (письмо Центрального банка РФ от 10 мая 1995 г. N 167). В соответствии с этим документом депозитарная деятельность определялась как " предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги". Депозитарные операции банков, согласно документу, могли осуществляться на основании лицензии на осуществление банковских операций, выдаваемой Банком России, в случае если данная лицензия включает в себя разрешение на операции с ценными бумагами, в том числе хранение ценных бумаг. Банк также мог зарегистрироваться в Банке России в качестве депозитария и получить соответствующее свидетельство.
Общее определение депозитарной деятельности на уровне правового акта было дано Указом Президента РФ от 4 ноября 1994 г. N 2063 " О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации", где под ней понималась " деятельность по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги". Указом Президента РФ от 3 июля 1995 г. N 662 " О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации" были установлены некоторые правила осуществления такой деятельности, в частности, было установлено, что ценные бумаги, находящиеся на хранении в депозитарных и депозитарно-клиринговых организациях, а также у номинальных держателей, подлежат учету на забалансовых счетах отдельно от собственного имущества этих организаций и не могут быть включены в состав конкурсной массы при их банкротстве; при налогообложении операций с ценными бумагами специализированные депозитарные и депозитарно-клиринговые организации, а также номинальные держатели ценных бумаг не могут рассматриваться как собственники ценных бумаг клиентов или доходов, получаемых от этих ценных бумаг, и соответственно не могут облагаться налогом на операции с ценными бумагами клиентов и налогом на прибыль в части прибыли, образующейся в результате прироста капитала по ценным бумагам клиентов; специализированные депозитарные и депозитарно-клиринговые организации, в том числе являющиеся номинальными держателями ценных бумаг своих клиентов, не вправе совершать с ценными бумагами клиентов сделки, связанные с отчуждением и обременением обязательствами этих ценных бумаг; специализированные депозитарные и депозитарно-клиринговые организации, а также номинальные держатели ценных бумаг не вправе осуществлять контроль за соблюдением их клиентами антимонопольного законодательства Российской Федерации.
В 1996 г. вступил в силу Федеральный закон " О рынке ценных бумаг", который дал то определение депозитарной деятельности (ст. 7), которым рынок оперирует и в настоящее время. В его развитие было принято Положение о депозитарной деятельности в Российской Федерации, утвержденное Постановлением ФКЦБ России от 16 октября 1997 г. N 36, которое и до настоящего времени является основным нормативным актом (причем без каких-либо существенных изменений), регулирующим депозитарную деятельность. После принятия данных нормативных актов развитие правового регулирования депозитарной деятельности пошло по пути создания правовых норм, регулирующих деятельность так называемого центрального депозитария. Первые попытки формализовать такого субъекта (без указания самого термина " центральный депозитарий" ) были сделаны в Указе Президента РФ от 3 июля 1995 г. N 662 " О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации". Данным документом было признано целесообразным создание так называемого Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка как некоммерческой организации, обеспечивающей учет и хранение неконфиденциальной информации о финансовых операциях и сделках на рынке ценных бумаг, а также копий уставных документов и обязательной отчетности эмитентов ценных бумаг. К основным задачам Центрального фонда документ относил: обеспечение сохранности неконфиденциальной информации о праве собственности на ценные бумаги, об объемах и ценах сделок на рынке ценных бумаг, копий уставных документов и обязательной отчетности эмитентов ценных бумаг, предоставление такой информации федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, на платной основе субъектам предпринимательской деятельности всех форм собственности и инвесторам, в том числе для последующего предъявления ее в судебном порядке в качестве доказательства права собственности, а также оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг.
Позднее был принят Указ Президента РФ от 16 сентября 1997 г. N 1034 " Об обеспечении прав инвесторов и акционеров на ценные бумаги в Российской Федерации". Данным документом было предусмотрено создание национальной депозитарной системы, включающей в себя центральный депозитарий (под которым понимались как раз упомянутый выше Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка, а также организации, имеющие лицензии профессиональных участников рынка ценных бумаг на осуществление депозитарной деятельности). Согласно документу национальная депозитарная система должна была выполнять " функции централизованной системы хранения ценных бумаг и учета прав на них" < 1>. -------------------------------- < 1> На центральный депозитарий возлагались следующие основные задачи: сбор, государственная регистрация и хранение информации, поступающей от эмитентов, регистраторов и организаций, входящих в состав национальной депозитарной системы; предоставление документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении в национальной депозитарной системе либо права на которые учитываются в национальной депозитарной системе, по запросам судов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также собственников ценных бумаг. Документы, выдаваемые Центральным депозитарием, не требовали нотариального удостоверения или государственной регистрации для подтверждения прав на ценные бумаги.
Центральный депозитарий был учрежден Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. N 741 " О мерах по созданию национальной депозитарной системы". Отношения депозитариев с центральным депозитарием должны были устанавливаться специальным договором, предметом которого является взаимодействие сторон по вопросам сбора, хранения и государственной регистрации информации о ценных бумагах, которые находятся на хранении либо права на которые учитываются в национальной депозитарной системе, а также по вопросам выдачи документов, подтверждающих права на указанные ценные бумаги. Позднее Государственной программой защиты прав инвесторов на 1998 - 1999 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 785, для центрального депозитария была обозначена еще одна функция - обеспечение эффективных расчетов по сделкам с ценными бумагами. Однако, несмотря на столь значительный набор документов, до настоящего времени национальная депозитарная система не заработала. Депозитарий в системе российских ценных бумаг представляет собой учетный институт. При анализе деятельности по ведению реестра мы уже отмечали основные (концептуальные) проблемы такого разделения, поэтому на них мы останавливаться не будем. В настоящем разделе мы отметим, какие отличия регистратора от депозитария устанавливает действующее правовое регулирование при всех его противоречиях. К числу таких отличий в настоящее время можно отнести следующие положения: - регистратор является главным (первичным) субъектом учетной системы, исключая случаи учета некоторых государственных ценных бумаг (ст. 4 Федерального закона " Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" ). Если субъект осуществляет эмиссию именных эмиссионных бездокументарных ценных бумаг, он обязан обеспечить создание и поддержание системы ведения реестра. Учет же именных бездокументарных ценных бумаг в депозитарии не является обязательным; - по государственным ценным бумагам Российской Федерации учет прав владельцев осуществляется лицом, выполняющим функции главного депозитария на основании соответствующих соглашений или прямых указаний нормативных актов, другие депозитарии на основании междепозитарных и иных соглашений с таким депозитарием выполняют функции по учету прав своих клиентов на основании депозитарных договоров с ними;
- по предъявительским эмиссионным ценным бумагам система ведения реестра ценных бумаг не создается (ст. 2 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" ). Однако решением об их выпуске может быть предусмотрен институт так называемого централизованного хранения ценных бумаг (ст. 16 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" ). При его введении сертификаты хранятся в депозитарии в обязательном порядке; - отношения регистратора с эмитентом устанавливаются на основании договора на ведение реестра. Никаких соглашений с депозитарием здесь не предусматривается. Депозитарий же в системе ведения реестра появляется по соглашению владельца ценных бумаг и депозитария (депозитарного договора). Он регистрируется в системе ведения реестра как номинальный держатель и существует главным образом для того, чтобы кредитору по ценным бумагам в отношении должника по ценным бумагам было легче осуществлять права, закрепленные ценными бумагами (в этом смысле можно сказать, что в случае с эмиссионными именными бездокументарными ценными бумагами депозитарий представляет собой " вторичную учетную систему" ). Владельцы ценных бумаг (главным образом акционеры) могут прибегать к услугам депозитария в нескольких случаях: для снижения транзакционных издержек; в целях осуществления торговли ценными бумагами на организованном рынке ценных бумаг (в этом случае наличие депозитарного договора обязательно); в целях ограничения распространения информации о владении им данными ценными бумагами (с момента открытия счета в депозитарии акционер в системе ведения реестра на соответствующее количество переведенных на счет депо ценных бумаг более не значится, а бумаги записываются в совокупности по всем таким владельцам по счету депозитария как номинального держателя); в силу более дешевых услуг депозитария в сравнении с регистратором; в силу необходимости хранения и учета всех своих ценных бумаг в одном месте. Последнюю мысль можно пояснить следующим образом: если регистратор учитывает ценные бумаги конкретного акционерного общества, то депозитарий вправе учитывать ценные бумаги любых эмитентов, если это соответствует закону, условиям депозитарной деятельности и договору о счете депо (депозитарному договору) с владельцем. Отметим, что этим преимуществом депозитарного учета пользуются и сами акционерные общества, но не в отношении своих акционеров, а в отношении тех акций, владельцами которых (акционерами) они, в свою очередь, являются. Такая практика широко используется крупными холдинговыми компаниями; - по всем ценным бумагам одного эмитента может существовать только один регистратор. Депозитариев же может быть сколько угодно, так как их основная функция в реестре - это номинальное держание ценных бумаг от имени и в интересах клиента. Исключение составляет учет прав на российские депозитарные расписки. В соответствии со ст. 27. 5-3 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" ведение реестра российских депозитарных расписок может осуществляться их эмитентом - депозитарием независимо от числа владельцев российских депозитарных расписок. Таким образом, здесь регистратор может быть привлечен для учета прав, но по общему правилу такой обязанности нет. Несколько более сложная картина с неэмиссионными бездокументарными ценными бумагами - инвестиционными паями паевого инвестиционного фонда и ипотечными сертификатами участия. Как мы уже неоднократно отмечали, поддерживать систему ведения реестра инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда может регистратор, и в этом случае депозитарий также выполняет схожую функцию номинального держания, однако эту же деятельность может осуществлять и специализированный депозитарий. В этом случае другие депозитарии также выполняют для своих клиентов функции номинального держателя. Систему ведения реестра ипотечных сертификатов участия поддерживает регистратор, депозитарии здесь также выполняют функции вторичной учетной системы. Рассмотрим теперь содержание депозитарной деятельности и ее правовой режим. Как уже было отмечено, депозитарной деятельностью признается оказание услуг " по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги". Рассмотрение этой специфической финансовой услуги надо начать с того, что согласно Закону оно всегда осуществляется на основании договора между депозитарием и его клиентом (депонентом), регулирующего их отношения в процессе депозитарной деятельности. Такой договор именуется депозитарным договором (договором о счете депо). Каково место этого договора в системе обязательственного права и каков его предмет? В соответствии со ст. 7 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" депозитарный договор должен содержать в качестве существенного условия однозначное определение предмета договора: " предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги". Между тем совсем другое положение дано в п. 7. 1 Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации (утверждено Постановлением ФКЦБ России N 36). Этим пунктом установлено, что предметом депозитарного договора является предоставление депозитарием клиенту (депоненту) услуг по хранению сертификатов ценных бумаг, учету и удостоверению прав на ценные бумаги путем открытия и ведения депозитарием счета депо клиента (депонента), осуществления операций по этому счету. В этих определениях имеется существенная разница. Наличие в первом определении союза " и/или" предполагает следующие возможные комбинации депозитарной деятельности: 1) предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг; 2) предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и учету и переходу прав на ценные бумаги; 3) предоставление услуг по учету и переходу прав на ценные бумаги. Таким образом, определение предоставляет широкое понимание депозитарной деятельности. Согласно ему любое хранение любых эмиссионных ценных бумаг (исходя из предмета регулирования Закона, указанного в ст. 1) будет являться депозитарной деятельностью. Однако нельзя не отметить и аморфность такого широкого определения предмета депозитарного договора, что приводит к мысли об отсутствии определенности такового вообще. На эту мысль наталкивает следующее. Клиентом (депонентом) депозитария могут являться: 1) юридическое или физическое лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве (владелец ценных бумаг); 2) другой депозитарий, в том числе выступающий в качестве номинального держателя ценных бумаг своих клиентов; 3) залогодержатели ценных бумаг; 4) доверительные управляющие ценными бумагами. И все они (кроме другого депозитария) действуют на основании единого депозитарного договора, что вряд ли целесообразно ввиду разности в функциях, выполняемых ими в гражданском обороте. Совершенно иная логика заложена в Положение о депозитарной деятельности, утвержденное ФКЦБ России. В соответствии с этим документом предметом договора является прежде всего учет ценных бумаг. Хранение же ценных бумаг депозитарной деятельностью не признается. На это прямо указывает п. 2. 2 Положения о депозитарной деятельности. Статьей 7 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" установлено шесть обязательных (существенных) условий депозитарного договора: однозначное определение предмета договора - предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги; порядок передачи клиентом (депонентом) депозитарию информации о распоряжении депонированными в депозитарии ценными бумагами клиента (депонента); срок действия договора; размер и порядок оплаты услуг депозитария; форма и периодичность отчетности депозитария перед клиентом (депонентом); обязанности депозитария. Необходимо отметить, что Положением о депозитарной деятельности (которым на практике руководствуются лицензирующие органы и сами депозитарные организации) число существенных условий депозитарного договора увеличено, а формулировка некоторых условий депозитарного договора существенно изменена. Так, Положением о депозитарной деятельности (п. п. 3. 3 и 7. 3) вместо шести обязательных условий в соответствии с требованиями Федерального закона " О рынке ценных бумаг" установлено восемнадцать существенных условий депозитарного договора. В связи с этим необходимо отметить, что при толковании норм Положения о депозитарной деятельности необходимо исходить из требований ст. 432 ГК, в соответствии с которой существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Следовательно, отсутствие в депозитарном договоре любого из условий, предусмотренных Положением о депозитарной деятельности, не будет являться основанием для признания договора незаключенным, как если бы это произошло в случае отсутствия любого из условий, установленных законом - Федеральным законом " О рынке ценных бумаг". Существует и еще одна деталь. Федеральный закон " О рынке ценных бумаг" требует указания не просто предмета депозитарного договора (ибо беспредметного договора не может быть в силу императивной нормы ст. 432 ГК), но " однозначного определения предмета договора" как " предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги". Получается, что по-иному предмет депозитарного договора в соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона " О рынке ценных бумаг" не может быть сформулирован. Между тем - и на это уже было обращено внимание выше - Положение о депозитарной деятельности требует тоже " однозначного определения предмета договора". Однако определение предмета депозитарного договора, которое дается в п. 7. 1 Положения, не соответствует " однозначному" определению, данному в Законе. Предметом депозитарного договора в соответствии с Положением о депозитарной деятельности является предоставление депозитарием клиенту (депоненту) услуг по хранению сертификатов ценных бумаг, учету и удостоверению прав на ценные бумаги путем открытия и ведения депозитарием счета депо клиента (депонента), осуществления операций по этому счету, а также оказание услуг, содействующих реализации владельцами ценных бумаг прав по принадлежащим им ценным бумагам. В связи с этим следует усомниться в природе тех договоров, на основании которых профессиональные участники рынка ценных бумаг - депозитарии оказывают депозитарные услуги. Формально такие договоры признать депозитарными нельзя. Если отвлечься от того момента, что ведомственный акт здесь противоречит Закону и формально применяться не может, надо посмотреть в суть проблемы. Суть же проблемы весьма проста: по мнению регулятора, главная функция депозитария - это учет ценных бумаг, а вот простое хранение, по мнению регулятора, депозитарной деятельностью не является. Этот спор уходит глубоко корнями во времена становления депозитарной деятельности, которому мы посвятили время выше. Обратим внимание, что все первые нормативные акты, которые регулировали депозитарную деятельность, говорили о ней именно как о деятельности по хранению ценных бумаг. И только с 1994 г. в определениях появилось слово учет, причем в разных актах оно шло либо в паре с понятием " хранение", либо как альтернативная услуга. Дилемма здесь понятна: если в гражданском законодательстве есть отдельный договор хранения, то зачем выделять депозитарный договор как отдельный вид договора? Именно поэтому регулятор и обусловил специфику депозитарной деятельности хранением с обязательными функциями по учету ценных бумаг. И формально гражданское законодательство дает основание для такого понимания. Гражданский кодекс в параграфе, регулирующем специальные виды хранения, регулирует такие институты, как хранение ценностей в банке (ст. 921 ГК) и хранение ценностей в индивидуальном банковском сейфе (ст. 922 ГК). В первом случае отмечено, что банк может принимать на хранение в том числе ценные бумаги, заключение такого договора хранения ценностей в банке удостоверяется выдачей банком поклажедателю именного сохранного документа, предъявление которого является основанием для выдачи хранимых ценностей поклажедателю. Во втором случае предусмотрено, что договором хранения ценностей в банке может быть предусмотрено их хранение с использованием поклажедателем (клиентом) или с предоставлением ему охраняемого банком индивидуального банковского сейфа (ячейки сейфа, изолированного помещения в банке). По такому договору хранения ценностей в индивидуальном банковском сейфе клиенту предоставляется право самому помещать ценности в сейф и изымать их из сейфа, для чего ему должны быть выданы ключ от сейфа, карточка, позволяющая идентифицировать клиента, либо иной знак или документ, удостоверяющие право клиента на доступ к сейфу и его содержимому. Основания для интересных выводов нам дает и законодательство, регулирующее деятельность специализированных депозитариев. Такие организации осуществляют в рамках договора об оказании услуг специализированного депозитария целый комплекс услуг, в том числе и услуги по хранению сертификатов документарных ценных бумаг. В большинстве случаев (см., к примеру, ст. 11 Федерального закона " Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" ) хранение сертификатов просто указывается как функция такой организации, причем без раскрытия того, как такое хранение осуществляется и сопровождается ли оно открытием счета депо. Лишь в одном случае (ст. 13. 2 Федерального закона " Об инвестиционных фондах" ) прямо говорится о договоре хранения документарных ценных бумаг. Нашла такая точка зрения последователей и в специальной литературе. Так, А. Н. Дурнов разделяет собственно депозитарную деятельность банка, которая осуществляется на основании специальной лицензии, заключенного депозитарного договора и сопровождается открытием счета депо, а также деятельность банков по хранению ценностей, которая осуществляется на основании положений ГК, Федерального закона " О банках и банковской деятельности" и договора хранения, без открытия счета депо и учета ценных бумаг. В этом случае, по его мнению, " имеет место только передача сертификатов ценных бумаг на хранение, которое осуществляется в рамках банковской деятельности". Такое хранение, по его мнению, " не подлежит лицензированию, а осуществляется в соответствии с лицензией Банка России" < 1>. -------------------------------- < 1> Дурнов А. Н. Правовое регулирование предпринимательской деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг - депозитариев: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 13.
Мы с такой логикой согласиться не можем. Посмотрим еще раз на предмет депозитарного договора, который указан в Федеральном законе " О рынке ценных бумаг": предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги. Анализ определения показывает, что возможно как минимум несколько ответов на вопрос о предмете депозитарного договора: 1) депозитарный договор - это договор хранения, т. е. договор, по которому одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь (ценную бумагу), переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (ст. 886 ГК); 2) депозитарный договор - это договор, по которому наряду с хранением стороне такого договора оказываются услуги по учету ценных бумаг (т. е. помимо хранения здесь еще имеет место и возмездное оказание услуг; гл. 39 ГК), т. е. такой договор, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги; 3) депозитарный договор - это только договор возмездного оказания специфических учетных услуг, которые не сопровождаются хранением. Отсюда, кстати, возникают и ответы на вопрос о месте такого договора в системе обязательственного права, каковых как минимум четыре: 1) депозитарный договор - самостоятельный вид договора, не предусмотренный ГК (непоименованный договор) (п. 2 ст. 421 ГК); 2) депозитарный договор - это смешанный договор (ст. 421 ГК), т. е. такой договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами; 3) депозитарный договор - это договор хранения; 4) депозитарный договор - это договор возмездного оказания услуг. При таком широком предмете впору говорить едва ли не о беспредметности такого договора вообще. Концептуально такая ситуация представляется абсолютно неприемлемой. Мы согласны с тем, что предмет такого договора должен быть надлежащим образом описан. Предмет договора не может определяться альтернативно. Именно альтернативность предмета существующего депозитарного договора и порождает споры о его содержании и правах и обязанностях депозитария. В сущности тот предмет депозитарного договора, который мы имеем в настоящее время, - это наследие споров начала - середины 90-х годов XX в., когда впервые конструкция " и/или" появилась в определениях < 1>. -------------------------------- < 1> Положение о депозитариях, утвержденное распоряжением Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 20 апреля 1994 г. N 859-р, протоколом Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ от 14 апреля 1994 г. N 2; Временное положение о депозитарных операциях банков в Российской Федерации (письмо Центрального банка РФ от 10 мая 1995 г. N 167); Указ Президента РФ от 4 ноября 1994 г. N 2063 " О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" использовали именно эту конструкцию: " хранение ценных бумаг (сертификатов ценных бумаг) и/или учет прав на эти ценные бумаги".
С точки зрения действующего законодательства любой договор, предметом которого является хранение ценных бумаг, является депозитарным договором. Любой такой договор должен сопровождаться открытием счета депо. В этом смысле положения ст. 921 ГК надо толковать в системе со ст. 7 Федерального закона " О рынке ценных бумаг", а не противопоставлять договор хранения ценностей в банке (ст. 921 ГК) депозитарному. Если говорить о предложениях по совершенствованию законодательства, то здесь необходимо отметить следующее: - предмет депозитарного договора должен быть определен в самом общем виде как предоставление услуг по хранению и учету прав на сертифицированные (документарные) ценные бумаги, а также учету прав, закрепленных бездокументарной (несертифицированной) ценной бумагой. Никаких конструкций " и/или" в определении такого договора быть не может; - нам представляется правильным устранить из ст. 921 ГК положения о том, что предметом регулируемого этой статьей договора могут быть ценные бумаги. Это положение и сейчас-то смотрится странно, учитывая, что ценные бумаги могут быть бездокументарными и " хранить" их просто не представляется возможным: отсутствует предмет - вещь. Если же говорить о деятельности специализированных депозитариев, то, с нашей точки зрения, и здесь любое хранение сертификатов документарных ценных бумаг необходимо рассматривать как элемент депозитарного договора в смешанном договоре об оказании услуг специализированного депозитария.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|