Тормозные режимы двигателя постоянного тока
Независимого возбуждения У двигателя постоянного тока независимого (параллельного) возбуждения возможны следующие тормозные режимы: рекуперативный, противовключением и динамическое торможение. Рекуперативный тормозной режим у двигателя постоянного тока возникает в том случае, когда со стороны рабочей машины приложен момент, действующий в ту же сторону, что и электромагнитный. Под действием этих моментов якорь начинает разгоняться. При частоте вращения ЕДВ = UСЕТИ или При этом знак тока и момента меняется на противоположный (отрицательный). Уравнение характеристик (2.5) и (2.9) в рекуперативном режиме:
Значение коэффициентов после Рис. 2.6. Механическая характеристика двигателя постоянного тока параллельного возбуждения при рекуперативном торможении.
На практике рекуперативный тормозной режим можно использовать в следующих случаях: на стендах послеремонтного испытания ДВС в качестве нагрузки на валу. Двигатель внутреннего сгорания запускают в работу и разгоняют вместе с соединенной с ним на одном валу машиной постоянного тока до частоты вращения в электрифицированных подъемно-транспортных механизмах при спуске груза или движении под уклон. В этом случае включают двигатель для движения вниз (механическая характеристика находится в третьем квадранте). В начале разгона до частоты вращения направления действия моментов двигателя и груза совпадают. Затем знак момента двигателя меняется, так как изменилось направление тока. На частоте вращения моментом груза МC. Рис.2.7. Механическая характеристика двигателя постоянного тока параллельного возбуждения в рекуперативном режиме при опускании груза. Далее спуск идет с постоянной частотой вращения в установках, регулирующих частоту вращения изменением напряжения или потока. Допустим, с помощью управляемого выпрямителя (или генератора) уменьшаем напряжение на якоре с UH до U1 (рис. 2.8). Двигатель переходит из точки 1 с естественной характеристики в точку 2. При снижении угловой скорости от Рис.2.8. Механическая характеристика электропривода вентилятора с двигателем постоянного тока параллельного возбуждения при пониженном напряжении. Таким образом, следует отметить: 1) режим рекуперативного торможения возможен при
условии, когда ЕДВ > UСЕТИ или 2) в режиме рекуперативного торможения электрическая машина преобразует механическую энергию, поступающую с вала от рабочей машины, в электрическую и отдает ее в сеть. Для доказательства рассмотрим уравнения ЭДС данного тормозного режима:
Умножим левую и правую части на I:
Окончательно получим: PСЕТИ = РМЕХ - ΔРЭЛ Я (2.24) В режиме рекуперативного торможения в сеть отдается мощность, равная механической за вычетом потерь в якоре. Рис. 2.9. Механическая характеристика ДПТ НВ в режиме противовключения при реверсе. Режим противовключения на практике осуществляется в двух случаях – при реверсе и тормозном спуске груза. При реверсе – изменении направления вращения в момент переключения напряжения на якоре не изменяются значение и направление вращения, т.е. ω1 = ω3 за счет сил инерции. Под действием напряжения, сменившего знак, в якоре изменяется направление тока и момента двигателя (положительный М1 на отрицательный М3) (рис.2.9). От точки 3 до точки 4 машина работает в режиме противовключения. Выражения механической и электромеханической характеристик:
В режиме тормозного спуска со стороны рабочей машины к валу двигателя прикладывается встречный активный момент такого значения, что двигатель сначала останавливается, а затем начинает вращаться в обратную сторону (против включения). На рис.2.10, изображен МС - график активного момента, создаваемого, например, грузом поднимаемого лебедкой, а 1 – естественная механическая характеристика электродвигателя. Допустим, что подъем идет с частотой вращения ω1. Если в цепь якоря ввести добавочное сопротивление RДОБ, то двигатель перейдет на искусственную механическую характеристику 2. Момент двигателя уменьшится до значения М2. Так как М2 < МС, то скорость подъема будет уменьшаться. По мере снижения частоты вращения двигателя его момент увеличится. Но при ω = 0 (в верхней точке подъема) момент двигателя меньше активного момента МС, поэтому якорь начинает вращаться в обратную строну (против включения), а груз - опускаться. В точке 4 моменты уравновешиваются, т.е. МДВ = МС, и спуск продолжается уже с постоянной частотой вращениия ω4. В точке 4 двигатель работает в тормозном режиме - режиме противовключения.
Рис.2.10. Механическая характеристика ДПТ НВ в режиме противовключения. Режим противовключения имеет следующие особенности: 1) напряжение сети и ЭДС двигателя действуют согласно (суммируются), что приводит к росту тока в якорной цепи. Для ограничения этого тока необходимо включить добавочное сопротивление; 2) механическая мощность с вала и из сети поглощается в якорной цепи. Значения этих мощностей определяют, если умножить левую и правую части уравнения (2.19) в режиме противовключения на IсФ:
Известно, что
Отсюда видно, что чем больше Rдоб, тем меньше значение потерь в якоре двигателя, тем он меньше греется; 3) на всем диапазоне изменения частоты вращения от ω3 до нуля возникают большие тормозные моменты (рис.2.9), поэтому данный вид торможения иногда применяют для быстрой остановки двигателя; 4) любые тормозные моменты можно получать при малой частоте вращения, например, при медленном опускании груза. Режим динамического торможения с независимым возбуждением осуществляется следующим образом: якорь работающего двигателя отключается от сети и замыкается на сопротивление. Рис.2.11. Включение ДПТ НВ при динамическом торможения. Обмотка возбуждения остается включенной в сеть (рис.2.11). Якорь машины постоянного тока вращается за счет сил инерции или активного момента рабочей машины. Вследствие того, что двигатель отключен от сети, уравнения электромеханической и механической характеристик имеют вид:
Анализируя полученные уравнения, можно отметить: характеристики проходят через начало координат (рис.2.12); характеристики находятся в четвертом и втором квадрантах; наклон механических характеристик, как и в двигательном режиме, определяется значениями Особенности режима динамического торможения заключаются в следующем: при остановленном двигателе динамический момент равен нулю; в области малых частот вращения значение тормозного момента мало.
Рис. 2.12. Механические характеристики ДПТ НВ в режиме динамического торможения. Если умножить левую и правую части уравнения электромеханической характеристики на ток, получим: (rя + RДОБ)I2 = сФНI Таким образом, вся подведенная к валу от рабочей машины механическая мощность преобразуется в электрическую и идет в якорную цепь двигателя постоянного тока, где выделяется в виде теплоты
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|