2. Пуату, Аквитания (р. Луара) и Западная Франция
2. Пуату, Аквитания (р. Луара) и Западная Франция Пуату – высота центрального и боковых нефов практически одинакова, т. е. зальный тип церкви. Суровость архитектуры смягчается в церквах Пуату обилием декора. Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье Аквитания – тип храмов - купольные базилики Церковь Сен-Пьер в Ангулеме Вместо башни над средокрестием – купол. В церкви отсутствует членение на нефы. Внутреннее пространство храма перекрыто рядом одинаковых куполов (3), конструкция таких перекрытий напоминает византийскую (купол, паруса, пилоны). Простенки оформлены декоративным мотивом в виде аркады. Такая система не получила широкого распространения, т. к. уничтожала принципы храма базиликального типа, внутреннее пространство которого воспринималось как путь от входа к алтарной части без точек остановки (какими были овернские купола). Церковь Сен-Фрон в Перигё – крестово-купольное сооружение центрического типа (следствие влияния итальянских церквей, построенных по византийскому типу, таких как собор Сан-Марко в Венеции). Церковь имеет 5 куполов и башню, которая присоединена к основному объёму здания, но визуально воспринимается как отдельно стоящее сооружение (влияние итальянской архитектурной традиции). Купола завершены своеобразными фонариками. Церковь Сен-Фрон в Перигё. Продольный разрез
3. Прованс (церк. Сен-Жиль, Сен-Трофим в Арле)
Сен-Трофим в Арле Более чем какая-либо другая область средневековой Франции сохранил связь с античной культурой Прованс, некогда подвергавшийся греческой колонизации, а позднее входивший в состав Римской империи. Храмы Прованса обычно невелики по размерам и очень просты по конструкции, но их декор, в особенности оформление фасадов, нередко вызывает в памяти сооружения классической древности. Здесь строят чаще всего невысокие храмы, однонефные или зальные, оканчивающиеся с восточной стороны абсидой. Скромные здания имеют величественные фасады, напоминающие своей композицией римские триумфальные арки.
Самые грандиозные и величественные храмы романской Франции были воздвигнуты в расположенных на востоке и севере страны Бургундии и Нормандии. Эти области, в первую очередь Бургундия, были родиной конструктивных новшеств, позволивших облегчить тяжесть стен и достигнуть значительной высоты сводов. Здесь возникли некоторые конструктивные и композиционные приемы, впоследствии использованные готическими зодчими. 4. Бургундская школа (церковь в Клюни (взорвана), аббатство в Фонтене, церк. Сен-Лазар в Отэне, церк. Сен-Мадлен в Везеле). Основная особенность – расширенное использование элементов каркаса для повышения свода и расширения внутреннего пространства храма (в Клюни и у цистерцианцев). Самой мощной монастырской конгрегацией Европы становится Клюнийская конгрегация бенедектинских монастырей. А самым мощным монашеским орденом становится цистерцианский. Между ними велась борьба за влияние в Европе. Их «материнские» аббатства находились на территории герцогства Бургундского, поэтому здесь возникли 2 архитектурные школы бургундской романской архитектуры. Через «дочерние» монастыри художественное влияние этих школ распространилось по всей Европе. Церковь в Клюни была самой большой и роскошной по скульптурному и живописному декору церковью Европы, послужила образцом для многих построек не только Бургундии, но и всех европейских стран. Была взорвана по время Великой французской революции.
Бургундия была не только родиной самых великолепных и больших романских храмов Франции. Она создала и совершенно иной тип церкви — очень упрощенной в плане, лишенной всякого декора. Это церкви цистерцианцев, отвергавших и порицавших суетное стремление клюнийцев к грандиозности и роскоши храмов. Отказавшись от украшения зданий, цистерцианцы сосредоточили свое внимание на качестве отески и кладки камня и усовершенствовании конструкции. Аскетическая суровость цистерцианских построек и их конструктивные новшества нашли отражение в сооружениях ряда позднероманских, в особенности немецких архитектурных школ.
Аббатство в Фонтене первоначально выполняло функцию «материнского» аббатства цистерцианского ордена. Здесь применена стрельчатая арка (арка с переломом), которая становится подпружной аркой центрально нефа. Ширина свода эмпор равна половине ширины свода центрально нефа. Церковь Сен-Лазар в Отэне имеет арку с переломом в качестве подпружной арки центрального нефа. Боковые нефы не имеют второго яруса (эмпор) лишь небольшую аркаду в толще стены, которая впоследствии превратится в готический трифорий. Высота центрального нефа значительно превышает высоту боковых нефов за счёт применения стрельчатой арки. Церковь Сен-Мадлен в Везеле. Центральный неф этой церкви перекрыт не полуциркульным, а крестовым сводом на уплощённых арках. В подпружных арках центрального нефа применён камень разного цвета. Боковые стороны крестовых сводов центрального нефа совпадают с боковой стороной крестовых сводов боковых нефов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|