Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Пуату, Аквитания (р. Луара) и Западная Франция




2. Пуату, Аквитания (р. Луара) и Западная Франция

Пуату – высота центрального и боковых нефов практически одинакова, т. е. зальный тип церкви. Суровость архитектуры смягчается в церк­вах Пуату обилием декора.

Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье

Аквитания – тип храмов - купольные базилики

Церковь Сен-Пьер в Ангулеме

Вместо башни над средокрестием – купол. В церкви отсутствует членение на нефы. Внутреннее пространство храма перекрыто рядом одинаковых куполов (3), конструкция таких перекрытий напоминает византийскую (купол, паруса, пилоны). Простенки оформлены декоративным мотивом в виде аркады. Такая система не получила широкого распространения, т. к. уничтожала принципы храма базиликального типа, внутреннее пространство которого воспринималось как путь от входа к алтарной части без точек остановки (какими были овернские купола).

Церковь Сен-Фрон в Перигё – крестово-купольное сооружение центрического типа (следствие влияния итальянских церквей, построенных по византийскому типу, таких как собор Сан-Марко в Венеции). Церковь имеет 5 куполов и башню, которая присоединена к основному объёму здания, но визуально воспринимается как отдельно стоящее сооружение (влияние итальянской архитектурной традиции). Купола завершены своеобразными фонариками.

Церковь Сен-Фрон в Перигё. Продольный разрез

 

3. Прованс (церк. Сен-Жиль, Сен-Трофим в Арле)

Сен-Трофим в Арле

Более чем какая-либо другая область средневеко­вой Франции сохранил связь с античной культурой Прованс, некогда подвергавшийся греческой колони­зации, а позднее входивший в состав Римской импе­рии. Храмы Прованса обычно невелики по размерам и очень просты по конструкции, но их декор, в особенности оформление фасадов, нередко вызывает в памяти сооружения классической древности. Здесь строят чаще всего невысокие храмы, однонефные или зальные, оканчивающиеся с восточной стороны абсидой. Скромные здания имеют величественные фасады, напоминающие своей компо­зицией римские триумфальные арки.

 

Самые грандиозные и величественные храмы ро­манской Франции были воздвигнуты в расположенных на востоке и севере страны Бургундии и Нормандии. Эти области, в первую очередь Бургундия, были роди­ной конструктивных новшеств, позволивших облегчить тяжесть стен и достигнуть значительной высоты сводов.

Здесь возникли некоторые конструктивные и компози­ционные приемы, впоследствии использованные готи­ческими зодчими.

4. Бургундская школа (церковь в Клюни (взорвана), аббатство в Фонтене, церк. Сен-Лазар в Отэне, церк. Сен-Мадлен в Везеле). Основная особенность – расширенное использование элементов каркаса для повышения свода и расширения внутреннего пространства храма (в Клюни и у цистерцианцев).

Самой мощной монастырской конгрегацией Европы становится Клюнийская конгрегация бенедектинских монастырей. А самым мощным монашеским орденом становится цистерцианский. Между ними велась борьба за влияние в Европе. Их «материнские» аббатства находились на территории герцогства Бургундского, поэтому здесь возникли 2 архитектурные школы бургундской романской архитектуры. Через «дочерние» монастыри художественное влияние этих школ распространилось по всей Европе.

Церковь в Клюни была самой большой и роскошной по скульптурному и живописному декору церковью Европы, послужила образцом для мно­гих построек не только Бургундии, но и всех европейских стран. Была взорвана по время Великой французской революции.

Бургундия была не только родиной самых велико­лепных и больших романских храмов Франции. Она создала и совершенно иной тип церкви — очень упро­щенной в плане, лишенной всякого декора. Это церкви цистерцианцев, отвергавших и порицавших суетное стремление клюнийцев к грандиозности и роскоши храмов. Отказавшись от украшения зданий, цистер­цианцы сосредоточили свое внимание на качестве отески и кладки камня и усовершенствовании кон­струкции. Аскетическая суровость цистерцианских построек и их конструктивные новшества нашли отра­жение в сооружениях ряда позднероманских, в осо­бенности немецких архитектурных школ.

Аббатство в Фонтене первоначально выполняло функцию «материнского» аббатства цистерцианского ордена. Здесь применена стрельчатая арка (арка с переломом), которая становится подпружной аркой центрально нефа. Ширина свода эмпор равна половине ширины свода центрально нефа.

Церковь Сен-Лазар в Отэне имеет арку с переломом в качестве подпружной арки центрального нефа. Боковые нефы не имеют второго яруса (эмпор) лишь небольшую аркаду в толще стены, которая впоследствии превратится в готический трифорий. Высота центрального нефа значительно превышает высоту боковых нефов за счёт применения стрельчатой арки.

Церковь Сен-Мадлен в Везеле. Центральный неф этой церкви перекрыт не полуциркульным, а крестовым сводом на уплощённых арках. В подпружных арках центрального нефа применён камень разного цвета. Боковые стороны крестовых сводов центрального нефа совпадают с боковой стороной крестовых сводов боковых нефов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...