Итоговые знания, умения, навыки
После изучения элективного курса «Православные мотивы лирики М. Цветаевой в контексте общей культуры» у учащихся профильной школы должны быть сформированы следующие умения: - грамотно анализировать поэтический текст в целом и отдельных его сторон: смысла и формы, звука и стиха, рифмы, ритмики, строфики; - находить библейские образы и мотивы и определять их идейно-художественное значение в произведениях М. Цветаевой; - анализировать и интерпретировать поэтический текст в контексте духовной лирики. У учащихся должны быть сформированы гуманистическое мировоззрение, терпимость к представителям других этносов и конфессий, любовь и уважение к ценностям отечественной и мировой культуры. Содержание программы Класс (34 часа) Введение (3 часа) Общее представление о православном аспекте культуры, литературы России. Библия: историко-литературный аспект. (1 час) Структура Библии. Евангелия. Десять библейских заповедей. Библейские сюжеты и образы: сотворение мира, изгнание Евы и Адама из рая, Каин и Авель, всемирный потоп, Ноев ковчег, вавилонская башня, история Иосифа и его братьев, притча о блудном сыне, жизнь святого семейства, воскрешение Лазаря, тайная вечеря, разговор Понтия Пилата с Христом, распятие Иисуса, притчи Соломоновы. Раздел 1 (10часов) Христианство и христианское искусство. Тема 1. Возникновение христианства. Социальные противоречия поздней римской империи и проникновение идей нового религиозного мировоззрения – христианства. Христианские идеалы. Символ веры. Библия. Структура и состав. «Ветхий Завет». «Новый Завет». Первые христианские изображения (росписи Римских катакомб). Использование античных образов. Иносказание.
Тема 2. Культура Византии. Духовная литература Византии. Основные каноны византийского искусства. Архитектура. Храм – земная модель небесной церкви. Собор Святой Софии в Константинополе. Два типа храмов (базилика и крестово-купольный храм). Мозаика и фрески собора Святой Софии и Кахрие-Джами в Константинополе. Возникновение иконы. Иконографические типы Богоматери и Иисуса Христа. Тема 3. Культура Древней Руси. Славянское язычество. «Повесть временных лет» о принятии христианства на Руси (глава «Выбор веры»). Православие на Руси. Жанры древнерусской литературы. Тема 4. Архитектура Древней Руси. Типы храмов (многоглавые соборы Киевской Руси, широкое распространение одноглавых крестово-купольных храмов в 12 – 14 вв., пятиглавые соборы Кремля, шатровые храмы 16 в.). Архитектура Владимира, Новгорода, Пскова. Монастыри. Тема 5. Древнерусская живопись. Фрески и иконы, их взаимосвязь с внутренним пространством и освещением храма. Иконографические типы Богоматери, Христа, святых. Христианская символика. Житийная икона. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия. Строение иконостаса. Тема 6. Средневековая культура Западной Европы. Католицизм. Православная и католическая трактовка Догмата о Троице. Религиозная основа западноевропейской художественной культуры средних веков. Ведущее значение культовой архитектуры (романский, готический стили). Место скульптуры в готическом храме. Литература (героический эпос, рыцарский роман, лирика, трубадуров, миннезингеров и вагантов). Раздел 2. Православная тема в лирике М. Цветаевой (20 часов) Тема 1. Исповедальная лирика поэтессы. Отношение к религии. («Есть такая страна – Бог»). Анализ дневников, записей. Юношество. Тема 2. «Бог! – Я живу! - Бог!» Москва – символ христианства. Непоколебимая вера в Бога. Тема 3. «А Бог? Не вступится! Напрасно ждем». Смерть дочери Ирины. Отъезд М.Цветаевой из Советской России.
Тема 4. Тяготы эмиграции, разрушение уважения к религии. «Бог мне – тот, // Будет, кто даст мне//...//Четыре стены». Сломанное религиозное восприятие мира. «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, // И все равно, и все - едино». («Тоска по родине») Тема 5. Библейские образы и сюжеты стихотворений М. Цветаевой. Стихотворение «Куст» - ассоциация с Христом Богом, аллюзия на стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». Толкование образа Неопалимой купины в христианской традиции. Куст в стихотворении «Тоска по родине». Куст и крест в христианской символике. Савл («Крестины»). Цикл стихотворений «Магдалина». Изгнание 7 бесов Иисусом. Образ Богородицы, Богоматери, России Тема 6. Образ Иисуса Христа в творчестве М. Цветаевой. Тема 7. Христианские традиции в лирике («В день Благовещенья…», «…День был субботний Иоанн Богослов…») Тема 8. Тема святости и греха в лирике М.И. Цветаевой Тема 9. Мотивы стихотворений М.И. Цветаевой, проявляющиеся в «Буре» А.Белого. Сравнительный анализ. Заключение (1 час) Тема 1. Образы, сюжеты, детали, свидетельствующие об обращенности лирики М.Цветаевой к православным ценностям вневременного звучания. Примерное тематическое планирование элективного курса
3.2. Конспект урока на тему: «У меня в Москве купола горят…» М. Цветаевой. Москва - символ христианства»
Тип урока: урок изучения нового материала. Цели: 1. Показать своеобразие личности поэтессы, вызвать интерес к ее творчеству, создать установку на чтение произведений и изучение творчества М. И. Цветаевой; познакомить учащихся со стихотворениями о Москве М. Цветаевой; расширить представление учащихся о понятии «цикл лирических произведений»;
2. развивать умения, навыки аналитического прочтения цикла лирических произведений, видеть особенности стихотворений, объединенных в один поэтический цикл; ВЧ и воссоздающего воображения; 3. воспитывать интерес к литературе, к русскому слову. Эпиграфы: Все мoи стихи – к Бoгу если не обрaщены, то вoзвращены. Марина Цветаев а И не знаешь ты, что зарей в Кремле Легче дышится – чем на всей земле! Марина Цветаев а Методы и приемы: 1. Репродуктивный (сообщение учителя); 2. эвристический (беседа), 3. метод творческого чтения: комментированное чтение, рассмотрение иллюстраций Оборудование: портрет поэтессы, презентация с фотографиями Москвы цветаевского времени, проектор, компьютер, музыка План урока 1. Вступительное слово учителя – 5 мин. 2. Повторение ранее изученного материала – 5 мин. 3. Углубление и расширений представлений учащихся о понятии «цикл» (сообщение учащегося) – 10 мин. 4. Аналитическая работа над циклом стихотворений М.И. Цветаевой «Стихи о Москве» – 18 мин. 5. Рефлексия – 5 мин. 6. Домашнее задание – 1 мин. 7. Оценки – 1 мин. Ход урока
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|