Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Итоговые знания, умения, навыки




После изучения элективного курса «Православные мотивы лирики М. Цветаевой в контексте общей культуры» у учащихся профильной школы должны быть сформированы следующие умения:

- грамотно анализировать поэтический текст в целом и отдельных его сторон: смысла и формы, звука и стиха, рифмы, ритмики, строфики;

- находить библейские образы и мотивы и определять их идейно-художественное значение в произведениях М. Цветаевой;

- анализировать и интерпретировать поэтический текст в контексте духовной лирики.

У учащихся должны быть сформированы гуманистическое мировоззрение, терпимость к представителям других этносов и конфессий, любовь и уважение к ценностям отечественной и мировой культуры.

Содержание программы

Класс (34 часа)

Введение (3 часа)

Общее представление о православном аспекте культуры, литературы России. Библия: историко-литературный аспект. (1 час)

Структура Библии. Евангелия. Десять библейских заповедей. Библейские сюжеты и образы: сотворение мира, изгнание Евы и Адама из рая, Каин и Авель, всемирный потоп, Ноев ковчег, вавилонская башня, история Иосифа и его братьев, притча о блудном сыне, жизнь святого семейства, воскрешение Лазаря, тайная вечеря, разговор Понтия Пилата с Христом, распятие Иисуса, притчи Соломоновы.

Раздел 1 (10часов)

Христианство и христианское искусство.

Тема 1. Возникновение христианства. Социальные противоречия поздней римской империи и проникновение идей нового религиозного мировоззрения – христианства. Христианские идеалы. Символ веры. Библия. Структура и состав. «Ветхий Завет». «Новый Завет». Первые христианские изображения (росписи Римских катакомб). Использование античных образов. Иносказание.

Тема 2. Культура Византии. Духовная литература Византии. Основные каноны византийского искусства. Архитектура. Храм – земная модель небесной церкви. Собор Святой Софии в Константинополе. Два типа храмов (базилика и крестово-купольный храм). Мозаика и фрески собора Святой Софии и Кахрие-Джами в Константинополе. Возникновение иконы. Иконографические типы Богоматери и Иисуса Христа.

Тема 3. Культура Древней Руси. Славянское язычество. «Повесть временных лет» о принятии христианства на Руси (глава «Выбор веры»). Православие на Руси. Жанры древнерусской литературы.

Тема 4. Архитектура Древней Руси. Типы храмов (многоглавые соборы Киевской Руси, широкое распространение одноглавых крестово-купольных храмов в 12 – 14 вв., пятиглавые соборы Кремля, шатровые храмы 16 в.). Архитектура Владимира, Новгорода, Пскова. Монастыри.

Тема 5. Древнерусская живопись. Фрески и иконы, их взаимосвязь с внутренним пространством и освещением храма. Иконографические типы Богоматери, Христа, святых. Христианская символика. Житийная икона. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия. Строение иконостаса.

Тема 6. Средневековая культура Западной Европы. Католицизм. Православная и католическая трактовка Догмата о Троице. Религиозная основа западноевропейской художественной культуры средних веков. Ведущее значение культовой архитектуры (романский, готический стили). Место скульптуры в готическом храме. Литература (героический эпос, рыцарский роман, лирика, трубадуров, миннезингеров и вагантов).

Раздел 2. Православная тема в лирике М. Цветаевой (20 часов)

Тема 1. Исповедальная лирика поэтессы. Отношение к религии. («Есть такая страна – Бог»). Анализ дневников, записей. Юношество.

Тема 2. «Бог! – Я живу! - Бог!» Москва – символ христианства. Непоколебимая вера в Бога.

Тема 3. «А Бог? Не вступится! Напрасно ждем». Смерть дочери Ирины. Отъезд М.Цветаевой из Советской России.

Тема 4. Тяготы эмиграции, разрушение уважения к религии. «Бог мне – тот, // Будет, кто даст мне//...//Четыре стены». Сломанное религиозное восприятие мира. «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, // И все равно, и все - едино». («Тоска по родине»)

Тема 5. Библейские образы и сюжеты стихотворений М. Цветаевой.

Стихотворение «Куст» - ассоциация с Христом Богом, аллюзия на стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». Толкование образа Неопалимой купины в христианской традиции. Куст в стихотворении «Тоска по родине». Куст и крест в христианской символике.

Савл («Крестины»).

Цикл стихотворений «Магдалина». Изгнание 7 бесов Иисусом.

Образ Богородицы, Богоматери, России

Тема 6. Образ Иисуса Христа в творчестве М. Цветаевой.

Тема 7. Христианские традиции в лирике («В день Благовещенья…», «…День был субботний Иоанн Богослов…»)

Тема 8. Тема святости и греха в лирике М.И. Цветаевой

Тема 9. Мотивы стихотворений М.И. Цветаевой, проявляющиеся в «Буре» А.Белого. Сравнительный анализ.

Заключение (1 час)

Тема 1. Образы, сюжеты, детали, свидетельствующие об обращенности лирики М.Цветаевой к православным ценностям вневременного звучания.

Примерное тематическое планирование элективного курса

№ п/п Тема занятия Кол-во часов по теме Формы, методы, приемы, используемые на занятии
  Введение 3 ч. Обзорная лекция, создание творческих работ, работа в группах.
Раздел 1. Христианство и христианское искусство (10 ч.)
1. Возникновение христианства. 4 ч Лекция учителя с элементами беседы
2.   Культура Византии. 1 ч Слово учителя, сообщения учащихся.
3.   Культура Древней Руси 2 ч. Лекция. Чтение отрывков из «Повести временных лет» («Выбор веры»).
4.   Архитектура Древней Руси Сравнение храмов Святой Софии в Константинополе и Киеве. Формулирование вывода о сходстве и различиях византийской и древнерусской архитектуры.
5.   Древнерусская живопись. 1ч. Лекция. Просмотр слайдов и репродукций. Определение иконографических типов. Объяснение причин популярности на Руси икон. Защита реферата.
6.   Средневековая культура Западной Европы. 1ч. Лекция о различиях православия и католицизма, о религиозном характере западноевропейской художественной культуры средних веков. Просмотр слайдов и репродукций. Сочинение «Какое впечатление производит готический собор». Защита реферата.
Раздел 2. Православная тема в лирике М. Цветаевой (20 ч.)
1. Исповедальная лирика поэтессы. 2 ч Работа с текстом, беседа, письменный ответ на вопрос
2.   «Бог! – Я живу!- Бог!» Москва – символ христианства. Непоколебимая вера в Бога. Работа с текстом, лекция, беседа, работа в группах
3.   «А Бог? Не вступится! Напрасно ждем». Смерть дочери Ирины. Отъезд М.Цветаевой из Советской России Работа с текстом, лекция, беседа, работа в группах
4.   Тяготы эмиграции, разрушение уважения к религии. «Бог мне – тот, / Будет, кто даст мне/.../ Четыре стены»Сломанное религиозное восприятие мира. «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, / И все равно, и все - едино». («Тоска по родине») Работа с текстом, лекция, беседа, работа в группах
5. Библейские образы и сюжеты стихотворений М. Цветаевой. 6 ч. Работа с текстом, дискуссия, письменный ответ на вопрос, написание проектных, исследовательских работ
6.   Образ Иисуса Христа в творчестве М. Цветаевой. Работа с текстом, лекция, беседа, работа в группах
7.   Христианские традиции в лирике («В день Благовещенья…», «…День был субботний Иоанн Богослов…») Работа с текстом, дискуссия, письменный ответ на вопрос
8.   Тема святости и греха в лирике М.И. Цветаевой Работа с текстом, проблемный семинар
9.   Мотивы стихотворений М.И. Цветаевой, проявляющиеся в «Буре» А.Белого. Сравнительный анализ. Работа с текстом, дискуссия, письменный ответ на вопрос  
    Заключение Образы, сюжеты, детали, свидетельствующие об обращенности лирики М.Цветаевой к православным ценностям вневременного звучания. Лекция

3.2. Конспект урока на тему: «У меня в Москве купола горят…» М. Цветаевой. Москва - символ христианства»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели: 1. Показать своеобразие личности поэтессы, вызвать интерес к ее творчеству, создать установку на чтение произведений и изучение творчества М. И. Цветаевой; познакомить учащихся со стихотворениями о Москве М. Цветаевой; расширить представление учащихся о понятии «цикл лирических произведений»;

2. развивать умения, навыки аналитического прочтения цикла лирических произведений, видеть особенности стихотворений, объединенных в один поэтический цикл; ВЧ и воссоздающего воображения;

3. воспитывать интерес к литературе, к русскому слову.

Эпиграфы:

Все мoи стихи – к Бoгу если не обрaщены,

то вoзвращены.

Марина Цветаев а

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Легче дышится – чем на всей земле!

Марина Цветаев а

Методы и приемы:

1. Репродуктивный (сообщение учителя);

2. эвристический (беседа),

3. метод творческого чтения: комментированное чтение, рассмотрение иллюстраций

Оборудование: портрет поэтессы, презентация с фотографиями Москвы цветаевского времени, проектор, компьютер, музыка

План урока

1. Вступительное слово учителя – 5 мин.

2. Повторение ранее изученного материала – 5 мин.

3. Углубление и расширений представлений учащихся о понятии «цикл» (сообщение учащегося) – 10 мин.

4. Аналитическая работа над циклом стихотворений М.И. Цветаевой «Стихи о Москве» – 18 мин.

5. Рефлексия – 5 мин.

6. Домашнее задание – 1 мин.

7. Оценки – 1 мин.

Ход урока

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...