Словарь-тезаурус по теме исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Анафора- единоначатие, повторение сходных слов в начале строф или близко расположенных фраз.Одна из наиболее частотных фигур в поэтической речи М.Цветаевой. («Благословляю ежедневный труд, Антитеза- резкое противопоставление понятий, мыслей, образов (часто при помощи антонимов); базовая фигура речи в лирике М. Цветаевой. («Жить приучил в самом огне, Сам бросил – в степь заледенелую!» М.Цветаевой. Стихотворение «Попытка ревности» М.Цветаевой построено при помощи антитезы.) Ассонанс -повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков[5] («О тт о г о и плачу мн о г о, Духо́вные стихи́ — русские народные стихотворения-песни на христианские темы и сюжеты. Старинный духовный стих назывался словом (существительным женского рода) пса́льма — по названию псалмов, входивших в состав Псалтири. Более поздние силлабические и силлабо-тонические стихи именовались словом кант или канта (от лат. cantus). [2] Лейтмотив (от нем. - ведущий, руководящий мотив) — преобладающее настроение, главная тема, основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления; конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации (например, лейтмотивы расставания, одиночества, непонятости постоянны и в лирике Цветаевой этих лет: циклы Гамлет (1923, позднее разбит на отдельные стихотворения), Федра (1923), Ариадна (1923). Поиск Бога в любимом - лейтмотив всего творчества М. Цветаевой, всей ее жизни.).[2]
Лирический адресат – герой лирического произведения, к которому устремлены раздумья и чувства автора (структурно это выражено в форме обращения или послания). Именно таким образом вызваны авторские переживания, запечатлённые в произведении. О его взглядах, симпатиях и антипатиях, отношении к окружающему миру мы узнаём по тому, как он оценивает изображаемую личность.[5] Например, адресатами стихотворений М.Цветаевой стали Эфрон («Привычные к степям — глаза,//Привычные к слезам — глаза»), А.Блок («Имя твое - птица в руке»), Б.Пастернаку и др. Лирический герой - наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе "Я" в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении). Л. г. (термин введен Ю. Тыняновым) не тождествен образу автора - создателя произведения. Духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения Л. г. [1] Основная, но не единственная форма выражения авторского сознания в лирике, т.к. поэтическое «я» может выступать и в других видах.[3] Например, в стихотворении М.Цветаевой «Вечер» изображаются мысли и чувства лирической героини. Вечер для нее-пора фантазий и видений. В лирическом образе через крупицу живого чувства (мысли, переживания) поэта выражает себя всё извечное бытие, глубинные социально-политические и духовно-исторические конфликты, напряжённые философские и гражданские искания. Например, удачен и ярок у Марины Цветаевой образ красной рябиновой кисти. Лирический цикл – это группа текстов, объединённых некими циклообразующими элементами и составляющими определенную надтекстовую художественную целостность (художественное единство). При этом отдельные произведения (элементы) цикла могут рассматриваться читателем или исследователем как в их целостности, так и по отдельности. Именно это понимание цикла явилось основой исследований, посвященных литературной циклизации. Цикл как жанровое образование возникает тогда, когда цикличность воспроизводится как особая художественная возможность: каждое произведение, входящее в состав цикла, может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлечённым из него, теряет часть своей эстетической значимости. Одновременно художественный смысл цикла не сводится только к совокупности смыслов отдельных произведений, его составляющих.[5]
Например, в каждом стихотворении цикла М.Цветаевой «Стихи к Блоку» наблюдаются разные лики как я-субъекта, так и адресата, а ситуация «поэт- к поэту» воплощается в разном стилевом ключе. В цикле «Вифлеем» М.Цветаева продолжила тему рождения Младенца, стихотворения в нем объединены общим сюжетом, в основу которого положен широко известный рассказ о рождении Иисуса Христа. Для М.Цветаевой цикл — это не просто собрание одновременно появившихся стихотворений, а большая форма лирики; входящие в него поэтические произведения являют собой неразрывное единство, целостность — при сохранении самоценности каждого из них. Циклы Цветаевой, так же как и циклы Блока, — это своего рода лирический дневник, фиксирующий этапы духовной эволюции поэта Лирический роман - художественное воплощение судьбы одного лирического героя в творчестве определенного поэта.[5] Этот роман складывается из ряда поэтических новелл (отдельных стихотворений). Метод концентризма - используется для анализа стихотворений, дающих ясное представление об отношении поэта к христианству.[2] Синтаксический параллелизм - одинаковое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения. Данный прием активно использует [3] («О, слезы на глазах! Строфика, раздел стиховедения, учение о сочетании стихов. Обычно включает обзор стихотворных размеров, тяготеющих к упорядоченной (строфической) группировке стихов, обзор тенденций, соблюдаемых при сочетании стихов (например, укорочение и ритмическое облегчение стихов к концу полустрофия и строфы, объём, строение и членение строф, их интонационно-синтаксическая законченность), обзор традиционно употребительных строф (4-стишие, 6-стишие, октава, онегинская строфа и пр.), обзор «твёрдых форм» целых стихотворений (рондо, триолет, сонет и пр.)[2]
Риторическое обращение - эмоциональное обращение к людям, непосредственно не участвующим в общении, или к неодушевленным объектам.[5] («О, черная гора, Фо́ника — отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина «фоника» в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. Однако более обычным и более чётким является ограничение понятия «фоника» изучением сочетаний гласных и согласных звуков в звуковых комплексах и их конструктивной функции в организации стихового ряда. В силу этого учение о рифме, как о звуковом повторе, относится к фонике, а ритмообразующая её роль входит в теорию ритма и композиции стиха.[1] Список использованной литературы 1) Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Краткий философский словарь. — М: Слово, АСТ, 2002. — 480 с. 2) «Литературный энциклопедический словарь» под ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. – М., (1987г.) 3) Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. 4) Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. М.: Мысль, 2000. 5) «Словарь литературоведческих терминов» под ред. Л.И.Тимофеева и С.В.Тураева. – М., 1974.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|