Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учитель подводит итог.




Стихотворение, казалось бы, о печальном, о разлуке, но в нем нет ни слез, ни скорби, сила характера героини и сила колокольного звона сливаются воедино, и ничем их не сломить и не заглушить, ничем не заглушить любовь к Богу. Марина остается царицей в своей Москве, и, как положено царям, передает город по наследству дочери.

Ученица читает стихотворение №1 из цикла «Стихи о Москве» («Облака-вокруг») (на экране - виды Москвы 10-х гг. XX века)

Учитель:

Через все стихотворение проходят два любимых образа Марины Цветаевой, уже известных нам из предыдущего стихотворения. Назовите их (Колокольный звон и сорок сороков церквей)

-Марина Цветаева как бы заклинает свою дочь любить Москву. Какой прием она использует для этого? (Повторы)

- А что означает, по мнению Марины Цветаевой, любить Москву? (Это значит прежде всего знать ее, «исходить пешком - молодым шажком!»)

- Вы, наверное, обратили внимание, как близко это стихотворение устному народному творчеству. В чем заключается эта близость? (запись на доске и в тетради)

- «Былинный» стих (обязательно ударный третий слог от конца и от начала, а также ударный последний слог) отсутствие рифмы, фольклорные образы, устаревшие слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (примеры также записываются в тетрадь)

- В чем смысл такой насыщенности стихотворения фольклорными элементами? (оно напоминает колыбельную, пропетую дочери)

- A может быть, былинное сказание о чудном граде, равного которому нет во всей земле? В стихотворении из цикла «Стихи к Блоку» Марина Цветаева так и напишет: «И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Легче дышится - чем на всей земле!»

Кстати, именно из этого стихотворения взяты строчки, ставшие эпиграфом нашего урока. А в них - уже знакомые колокольный звон, золото куполов, цари, царицы...

Ученица читает стихотворение «Из рук моих - нерукотворный град»
(на экране - виды Кремля и его соборов)

Учитель:

- Назовите, о каких святынях московской земли упоминает Марина Цветаева в этом стихотворении? («Пятисоборный круг» - соборы Успенский, Благовещенский, Архангельский, Вознесения Господня и Чуда архангела Михаила, часовня с иконой Богоматери «Нечаянные радости», Спасские ворота Кремля)

- Как вы думаете, с какой целью повторяет Марина Цветаева строчку: «Прими, мой странный, мой прекрасный брат», «Прими, мой древний, вдохновенный друг»?

(Может быть, она понимает, какую жизненную силу и волю даст этому болезненному, хрупкому северянину прикосновение к этим святыням: «И станешь ты, исполнен дивных сил...» Она хочет, чтобы и он разделил ее чувства преклонения перед Москвой, восхищения ею)

-Приведите примеры церковнославянизмов и подумайте, с какой целью они используются Мариной Цветаевой. (Запись на одной половине доски и тетради) (нерукотворный град, возблещут, взгремят, вдохновенный, чужеземный, реющий. Это придает стихотворению высокое звучание, торжественность, приподнятость). Вывод также записывается в тетрадь.

- Со словами какой стилистической окраски сочетаются церковнославянизмы? (запись на второй половине доски и тетради) (это слова разговорные, даже просторечные. Церковка, шапка, голубки, ворота, вытертый пол).

-Какую они играют роль в стихотворении?

Вывод записывается в тетрадь (они подчеркивают теплоту родного города, близость его сердцу каждого человека)

-Определите размер и способ рифмовки этого стихотворения? (здесь пятистопный ямб, парная рифмовка. Подобный размер и рифмовка помогают создать образ величественного города, над которым все также гремят «бессонные колокола» и блещут золотые купола).

Учитель.

Сочетание церковнославянизмов и просторечий невозможно представить в стихотворении, посвященном, например, Петербургу, этому академическому, строгому, правильному городу. Москва же настолько разная, в ней и столичное, и провинциальное, и новомодное, и патриархальное, и современное, и традиционное, что использование по отношению к ней слов столь разной стилистической окраски кажется вполне закономерным. Москва согреет, спасет, даст приют каждому, кто в нем нуждается.

Ученица читает стихотворение №8 из цикла «Стихи о Москве» «Москва! Какой огромный...»

Учитель.

Как современно звучит это написанное в 1916 году стихотворение! Наступил уже XXI век, а бездомные и обездоленные все тянутся и тянутся в Москву. И бесплодны усилия тех, кто пытается остановить и повернуть вспять этот поток людского горя. Это в крови, в генах, в исторической памяти народа: за правдой, за помощью, за надеждой, за исцелением, за счастьем, в конце концов - в Москву! (вспомним чеховских трех сестер) Найдите строчки, в которых Марина Цветаева обещает страждущим спасение и помощь.

«Младенец Пантелеймон
У нас целитель есть»

«Там Иоверское сердце
Червонне горит»).

Комментарии ученика: история иконы Иверской Богоматери

Учитель:

- Покажите, что и в этом стихотворении Марина Цветаева сочетает слова и выражения высо к ого и низкого стилей, («Аллилуйя льется», «червонное Иверское сердце», «странноприимный дом» и всяк, «издалека – далече», «болесть», «дверца», «народ валит»)

- Какова роль подобного сочетания в этом стихотворении? (этим подчеркивается мысль, что Москва примет любого: и просвещенного аристократа, и полуобразованного мужика).

- Согласитесь, что и сама Москва напоминает в этом стихотворении живого человека: она так же многолика и противоречива. Какой изобразительный прием положен в основу этого стихотворения? Докажите текстом.

(Олицетворение. Горит сердце Москвы, поля ее смуглы, своих беспутных детей она зовет к себе, и они целуют ее в грудь).

Москва в поэзии М. Цветаевой предстает как средоточие духовной культуры и истории. Связь поэта и родной земли неразрывна:

У меня в Москве – купола горят,

У меня в Москве – колокола звонят,

И гробницы, в ряд, у меня стоят, –

В них царицы спят и цари.

– Можно ли говорить в данном случае об автономии каждого стихотворения цикла?

(Безусловно, каждое стихотворение представляет собой законченное произведение, однако при выделении его, как и остальных из цикла, утрачивается ряд смыслов, читатель не сможет уловить то развитие темы православной Москвы, которая заложена в цикле. Данной теме созвучна и другая – тема отдельной человеческой судьбы, вписанная в историю Москвы).

– Только ли общей темой и образами связаны произведения?

(Нет. Связующей нитью является и эмоциональный настрой лирической героини. Прежде всего в цикле передается глубокая взволнованность поэта, созерцающего любимый город. Любовь, доходящая до восторга, – таково чувство, пробуждающееся в душе. Стихи звучат торжественно и радостно.

Облака – вокруг,

Купола – вокруг.

Надо всей Москвой –

Сколько хватит рук! –

Возношу тебя, бремя лучшее,

Деревцо мое

Невесомое!

Иногда поэт устремляет свой взгляд в вечность, будто успокаивается, забывая о земной радости, но эти состояния М. Цветаевой переменчивы и встречаются во всех произведениях цикла «Стихи о Москве»).

– Каковы ощущения лирической героини, живущей в Москве?

(Ощущение постоянного присутствия Бога настраивает душу на высокий лад. Возникает желание уйти от обыденной жизни, от будничности. Поэт становится одним из «смиренных странников, во тьме поющих Бога». Москва полностью преобразует личность поэта, проясняет в ней ее духовную природу:

Я – двойника нащупавший двойник –

Сквозь легкое лицо проступит – лик.

О, наконец тебя я удостоюсь,

Благообразия прекрасный пояс!).

– Какой предстает Москва в цикле стихов М.И. Цветаевой?

(Центром этого города является духовность. В этом городе жива народная вера, снова и снова появляются в цикле «сорок сороков церквей».

По церковке – все сорок сороков

И реющих над ними голубков,

И Спасские – с цветами – ворота,

Где шапка православного снята.

И целых сорок сороков церквей

Смеются над гордынею царей!

Семь холмов – как семь колоколов,

На семи колоколах – колокольни.

Всех счетом: сорок сороков, –

Колокольное семихолмие!

Вера создает особую атмосферу в городе. Люди здесь не становятся святыми, они, как и везде, грешные, несчастливые, однако чувствуют, что Бог – рядом, и потому искренно покаяние, чисты слезы:

На каторжные клейма,

На всякую болесть, –

Младенец Пантелеймон

У нас, целитель, есть).

– Почему М.И. Цветаева называет Москву «нерукотворным градом»?

(Москва потому и называется поэтом «нерукотворным градом», что природа ее – духовная. Это не просто город с домами, канавами, деревьями и т. д., а также чувствующее, одухотворенное существо:

Я в грудь тебя целую,

Московская земля...

Москва для Цветаевой – дом и дар, который не получают, а отдают. Москву, как самое ценное достояние, вручает она и дочери, и возлюбленному как залог подлинности чувств:

Из рук моих – нерукотворный град

Прими, мой странный, мой прекрасный брат...

И встанешь ты, исполнен дивных сил...).

– Как связаны образы Москвы и лирической героини в стихах Цветаевой?

(Здесь Москва предстает духовным наследством, единством веры и истории, которое дано человеку на всю жизнь – от рождения до смерти. Чувство кровной связи с родной землей, собственно, и создает личность. Именно поэтому финальное стихотворение цикла – о рождении поэта:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась).

– Действительно, русское, национальное начало пронизывает все творчество М. Цветаевой: «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови, – писала она. – Не быть в России, забыть Россию – может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутри – тот потеряет ее лишь вместе с жизнью».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...