Исторический роман: эволюция и специфика жанра
Стр 1 из 9Следующая ⇒ ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНОВ МЭРИ РЕНО 50-х – 80-х ГГ. ХХ ВЕКА Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.03 – литература народов стран зарубежья (английская)
Научный руководитель – доктор филологических наук профессор Т. А. Шарыпина Нижний Новгород СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. С.3
ГЛАВА I. Исторический роман. Эволюция и специфика жанра …...............................……………………….………………….....С.18 § 1.1. Жанровое своеобразие исторического романа……………...…...C.18 § 1.2. Развитие английского исторического романа в контексте европейской традиции…………… …..……………………………...…………………С.37
ГЛАВА II. Концепция истории в романах М. Рено ……………….С. 78 § 2.1. Идейно-художественное своеобразие романов М. Рено…….…С.78 § 2.2. Специфика воплощения исторической личности в романах М. Рено......................................................................................................С.95 § 2.3. Отражение исторической действительности в романах М. Рено…………………………..………………………………………С.111 ГЛАВА III. Типология исторического романа Мэри Рено …….С. 135 § 3.1. Синтез жанровых форм в дилогии «Тезей»………………….С. 137 § 3.2. Историко-социальные романы М. Рено……………………...С. 157 § 3.3. Воплощение принципов историко-биографического романа в трилогии М. Рено об Александре Македонском ………………………………С.181
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….С.203 БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………..С.207 ВВЕДЕНИЕ Среди наиболее известных и знаковых для английской литературы второй половины ХХ века имён своей оригинальностью, творческой и человеческой, выделяется Мэри Рено (Mary Renault, настоящее имя Эйлин Мэри Чаллэнс (Mary Challans), 1905-1983). На протяжении своего писательского пути она обращалась к различным литературным темам и жанрам: любовному роману, историческому роману, биографической прозе, критике. Её произведения достаточно широко известны в Европе и США.
Жанр исторического романа занимает особое место в творчестве писательницы. В них на материале античной истории отражается авторская позиция по ряду актуальных для ХХ века вопросов. Исторические романы М. Рено оказали влияние, в частности, на литературное творчество Линды Прауд (L. Proud, автор трилогии о Сандро Боттичелли (The Botticelli Trilogy: A Tabernacle for the Sun, 1997; Pallas and the Centaur, 2004; The Rebirth of Venus, 2008)), на кинорежиссера Оливера Стоуна (O. Stone, режиссер фильма «Александр» (Alexander, 2004)). Мэри Рено родилась в Лондоне. Получила гуманитарное образование в Сент-Хью-колледже (Оксфорд), однако после получения степени бакалавра по английскому языку решила сменить сферу деятельности. Она получила профессию медсестры, работала по специальности, а в 1939 году опубликовала дебютный роман «Залог любви» (Purposes of love). В середине 30-х годов она познакомилась с Джулией Мюллард (Julie Mullard), с которой сохраняла романтические отношения всю жизнь. Во время Второй мировой войны М. Рено работала медсестрой, в свободное время написала еще три романа, один из них, «Возвращение в ночь» (Return to Night, 1947), был отмечен премией кинокомпании MGM, и полученные деньги позволили ей полностью сосредоточиться на литературном творчестве. После войны Мэри Рено вместе с Д. Мюллард поселилась в Южной Африке, в Дурбане, путешествовала по Африке, побывала на восточном побережье континента, в Занзибаре и Момбасе. Собирая материал для романов, писательница совершила две поездки в Грецию, и культура этой страны произвели на нее огромное впечатление. Первый этап творческого пути писательницы (1939 – 1953 гг.) связан с любовным романом. Произведения этого периода изображают современный автору мир. За полтора десятилетия были созданы шесть романов: «Залог любви» (Purposes of Love, 1939), «Её ответы так милы» (Kind Are Her Answers, 1940), «Дружелюбные девушки» (The Friendly Young Ladies, 1943), «Возвращение в ночь» (Return to Night, 1947), «Лицо севера» (North Face, 1948), «Колесничий» (The Charioteer, 1953).
После переезда в Африку, Рено принимала участие в политических выступлениях против системы апартеида, в ходе внедрения которого чернокожие жители ЮАР были лишены почти всех гражданских прав. Переезд в Дурбан позволил ей открыто писать о любовных отношениях между людьми одного пола, что принесло ей значительную популярность в соответствующей среде. Писательница не желала оставаться в литературе только в этом качестве, и даже опасалась этого. В середине 1950-х годов она приходит к социальным и политическим темам в творчестве, которые раскрывает на историческом материале. С этого времени ее творчество связано только с исторической прозой. Любовная тематика, однако, остается значимой во всех последующих произведениях. Среди романов английской писательницы Мэри Рено популярность завоевали прежде всего те, которые посвящены событиям античной истории: · роман «Последняя чаша» (The Last of the Wine, 1956 г., в русском переводе известен также как «Последние капли вина»), в котором изображен период Пелопонесской войны и последующего кризиса; · дилогия «Тезей» (Theseus, 1958 – 1962 гг.), включающая в себя романы «Царь должен умереть» (The King Must Die, 1958) и «Бык из моря» (The Bull from the Sea, 1962), где автор предлагает читателю версию жизни легендарного афинского царя Тезея; · роман «Маска Аполлона» (The Mask of Apollo, 1966 г.), обращенный ко времени Платона; · роман «Поющий славу» (The Praise Singer, 1978), где повествование ведется от имени античного поэта Симонида Кеосского; · трилогия «Александр» (Alexander the Great, 1969 – 1981 гг.), посвященная жизни великого полководца и событиям, произошедшим после его смерти, в которую входят романы «Небесное пламя» (Fire from Heaven, 1969 г.), «Персидский мальчик» (The Persian Boy, 1972 г.) и «Погребальные игры» (Funeral Games, 1981 г.). Помимо художественных произведений, М. Рено в 1964 г. пишет научно-популярную книгу для юных читателей «Лев у ворот» (Lion in the Cateway), в которой подробно описывается, как греки одолели превосходящих их по силам персов под предводительством Дария, изменив тем самым ход истории. В 1975 г. Рено создает биографию Александра Македонского (The Nature of Alexander).
Критики и читатели главной особенностью исторических романов Мэри Рено называют стремление увлечь читателя миром Древней Греции. В ее романах яркие, живые картины жизни античного общества основаны на тщательном исследовании исторических свидетельств в сочетании с авторской интуицией. В исторической беллетристике М. Рено достаточно сильны традиции романтизма в характерах персонажей (особенно это касается дилогии «Тезей» и трилогии «Александр»), которые сочетаются с реалистическим подходом к изображению исторического процесса, верной расстановкой социально-политических сил, попытками обнаружить глубинные причины событий. Исторический роман занимает в истории мировой литературы видное место. Форма исторического романа предоставляет писателю широкие возможности для воспроизведения исторического прошлого и выражения собственного мнения по поводу развития путей человеческой цивилизации. Интерес к историческому жанру в искусстве существовал с давних времен, остался он и в наши дни. Доказательством этому могут служить многочисленные фильмы на исторические темы: картины, снятые по мотивам древнего эпоса, экранизации исторических романов. Жанр исторического романа имеет глубокие традиции в английской литературе. Формирование принципов исторической художественной литературы связано с именем английского писателя Вальтера Скотта. Развиваясь со времен Вальтера Скотта, этот жанр претерпел серьезные изменения. Расширился круг тем, охватываемых писателями в историческом романе, изменилась их проблематика, появились новые виды исторического романа. Придерживаясь в общих чертах «модели» вальтер-скоттовского исторического романа, в дальнейшем писатели смещают акценты в произведениях, в результате чего появляются различные варианты исторического художественного повествования. Возникают произведения на стыке исторического и приключенческого, или авантюрного, романа, ярчайшим автором такого типа произведений является А. Дюма. Сосредоточение на историческом событии как таковом (например, в «Повести о двух городах» Ч. Диккенса) вносит свои особенности в романную структуру. Писатель может вовсе не изображать на страницах книги реальных исторических персонажей, а система вымышленных действующих лиц подчинена задаче отражения глубинной сути события, его причин и последствий.
Мысль о том, что ход истории определяется более мощными силами, нежели индивидуум – ещё одно художественное открытие XIX века, выраженное в романе «Война и мир» Л. Толстого. Большое значение влиянию народных масс на ход исторического процесса уделял ещё В. Скотт, но именно в творчестве Толстого формулируется идея, что народ – подлинный творец истории. Размышления Л. Толстого оказали заметное влияние на эстетическое сознание современников и последователей, однако далеко не все авторы разделяют его взгляды на исторический процесс. Уже в XIX веке происходит формирование иной традиции эстетического осмысления прошлого. Суть её состоит в попытке проникновения в эпоху. Ю. Балакин пишет о подобных произведениях: «Реальные исторические персонажи в таких произведениях необязательны, хотя их присутствие не исключается. «Героем» для писателя служит не историческое событие, а «эпоха». Автор такого произведения создает свой самодостаточный мир, достигает убедительности не более или менее точным следованием историческому материалу, а реальностью психологического переживания героев, реальностью (нередко иллюзорной) быта. Такие романы, как правило, обращены в значительно отдаленное прошлое; ограниченность конкретных исторических знаний об этом прошлом резко стимулирует фантазию художника. Великие образцы такого подхода к прошлому принадлежат двум французским писателям — Г. Флоберу («Саламбо») и А. Франсу («Таис»). В ХХ веке заложенная этими авторами традиция необычайно сильно развилась; на основе этой традиции возник жанр «квазиисторического романа», строившегося на легендарном и мифологическом материале, например, «Рождение богов» Д.С. Мережковского и два романа Т. Манна — «Иосиф и его братья» и «Избранник».[1] Внимание к историческому жанру всегда усиливается в переломные моменты. В сложные времена человечество обращается к истории в попытке найти ответы на вопросы, каким путем должна дальше развиваться цивилизация, провести аналогии и сделать определенные выводы. События, произошедшие в ХХ веке, перевернули сознание всего человечества. Художники пытаются заглянуть в прошлое, чтобы понять и оценить настоящее.
Английский исторический роман ХХ века представляет интерес с точки зрения преемственности и новаторства в литературе, тем более что литературное сознание изучаемого периода эволюционировало от эпохи модернизма к постмодерну, что привело к изменению самой поэтики изучаемого жанра. В творчестве ряда английских писателей отражение исторического прошлого неразрывно связано с обращением к мифологическим сюжетам, и анализ таких произведений позволяет обратиться к вопросам трактовки мифологических сюжетов в литературном произведении и авторского мифотворчества. Так, исторические романы таких английских писателей, как Р. Грейвз и М. Рено, представляют значительный интерес с точки зрения трактовки мифологических сюжетов. В их произведениях миф и история переплетаются, интерпретируются автором по-своему и создают особый мир. Мифоцентрические романы Рено «Царь должен умереть» и «Бык из моря»[2] имеют в своей основе теоретические разработки Р. Грейвза в области мифа и во многом продолжают традицию его художественной практики. Степень изученности темы. Творчество М. Рено занимает достойное место в литературном процессе, однако исследовано недостаточно полно. Своеобразие художественного воплощения прошлого в романах М. Рено до сих пор не нашло адекватного отражения в критике. Зарубежные исследователи литературы не раз обращали внимание на творчество М. Рено. В английском и американском литературоведении существуют статьи и монографии, посвященные ее произведениям. Стоит отметить, что авторы этих работ, как правило, с сожалением указывают на то, что романам М. Рено не уделяется должного внимания. В 1963 г. появилась статья английского критика Лэндона Бернса (Landon C. Burns Junior) «Люди – всего лишь люди: романы М. Рено» («Men are Just Men: The Novels of Mary Renault»), посвященная романам М. Рено об афинском герое. Автор статьи отмечает такие важные особенности дилогии, как «актуализация» мифа, объяснение фантастических элементов мифа с логической, реалистической точки зрения, стремление автора отразить психологию Тезея, не разрушая при этом образа мифологического героя, поэтичность художественного стиля Рено. Бернс обращает внимание на то, что в романах автору удается добиться удачного сочетания правдоподобного исторического повествования и мифологической основы сюжета. В 1969 г. выходит в свет книга американского литературного критика П. Вулфа (Peter Wolfe) «Мэри Рено» (Mary Renault. By Peter Wolfe.). В этой работе автор рассматривает творчество писательницы, учитывая влияние социально-политической ситуации второй трети ХХ века на формирование идейного и эстетического своеобразия романов. П. Вулф анализирует как ранние произведения М. Рено, изображающие современный мир, так и её исторические романы, написанные до момента издания этого исследования. Таким образом, в поле зрения автора попадают четыре исторических романа Рено: «Последняя чаша», «Царь должен умереть», «Бык из моря» и «Маска Аполлона». П. Вулф проводит достаточно полный и всесторонний анализ произведений. Он обращает внимание на языковые средства, систему персонажей, особенности сюжета, использование и трансформацию исторических свидетельств и археологических данных в художественном тексте, способы раскрытия внутреннего мира героев. Исследование художественных произведений Рено, проведенное П. Вулфом, представляет большой интерес, т.к. в нем учтены многие аспекты романного творчества писательницы и, что немаловажно, становления её мировоззрения, идейных и эстетических установок. Однако выводы Вулфа относительно проблематики исторических романов М. Рено не всегда верны: его стремление провести параллели между современностью и античным миром, изображенным писательницей, далеко не всегда имеет под собой достаточные основания. Этот факт не умаляет значения работы П. Вулфа, в которой собрано большое количество фактического материала и выявлены существенные особенности произведений писательницы. Спустя три года вышло первое издание книги американского профессора Бернарда Дика «Эллинизм Мэри Рено» (Bernard Dick, The Hellenism of Mary Renault, 1972). В этой работе рассматриваются особенности как ранних ее романов, не связанных с античностью, так и ее исторической прозы. Рено названа одним из самых ярких авторов исторических романов ХХ века, а ее исторические произведения – одним из лучших художественных воплощений античного мира в литературе последних лет. Б. Дик прослеживает влияние древнегреческого наследия на уровне моральных и социально-политических идеалов во всех выпущенных на момент написания исследования романах Рено, от «Обещания любви» до «Небесного пламени». Большое количество ценных замечаний содержит исследование английского литературоведа Нила Макьюэна (Neil McEwan), который посвятил историческим романам М. Рено часть своей монографии «Перспективы современной исторической художественной прозы в Британии» (Perspective in British Historical Fiction Today, 1987). Макьюэн подходит к произведениям писательницы с достаточной долей критики, указывает на слабые стороны её романов: в частности, он пишет, что в ряде случаев стремление писательницы к фактографической точности в изображении событий прошлого негативно сказывается на художественной стороне её произведений.[3] Тем не менее, он отмечает и сильные стороны её исторической прозы: удачные образы, правдивую и убедительную реконструкцию античной эпохи, желание привлечь внимание читателей к истории. Ценность работы Макьюэна заключается и в том, что он проводит сравнение беллетристики Рено с произведениями современных ей английских авторов, таких как У. Голдинг, Э. Бёрджес, Дж. Фаулз, Р. Най, и кратко отмечает традиции предшествующих мастеров жанра, от В. Скотта до Р. Грейвза, т.е. творчество писательницы рассматривается в контексте английской литературной традиции исторической прозы. Британский биограф Дэвид Свитмен (David Sweetman) написал биографию Мэри Рено (Mary Renault: A Biografy, 1993), высоко оцененную критикой. В ней он подробно описывает жизнь писательницы, её отношения с семьей, учебу и работу, повлиявшие на формирование ее творческих принципов. При работе над книгой Д. Свитмен имел доступ к личной переписке Рено, к публикациям о ней в периодической печати, и сам встречался с ней, благодаря чему ему удалось создать детальное жизнеописание, которое, помимо яркого и увлекательного рассказа о судьбе писательницы, содержит историю создания произведений и исследование ее творческой манеры. Книга Свитмена раскрывает такие существенные моменты, как возникновение замысла романов, трансформацию первоначальной идеи в процессе написания, что позволяет глубже проникнуть в суть произведений М. Рено. Последним объемным исследованием, посвященным творчеству М. Рено, в западном литературоведении является книга сотрудницы Кембриджского университета Каролин Зилбург «Маски Мэри Рено: литературная биография» (Carolin Zilboorg, The Masks of Mary Renault: A Literary Biography, 2001). В данной работе обобщаются материалы других исследований, автор опирается также на комментарии самой писательницы по поводу ее произведений. От биографии, написанной Свитменом, книгу Зилбург отличает большее внимание именно к литературному, творческому пути М. Рено, научный подход к исследованию ее романов. Обоих авторов объединяет неподдельный интерес к личности писательницы, искренняя увлеченность ее яркой и необычной судьбой, стремление учесть и проанализировать личные мотивы в художественных произведениях Рено. На английском языке также имеются небольшие комментарии (Линда Прауд (Linda Proud), Ребекка Суэйн (Rebecca Swain)) Эти комментарии отражают, в основном, собственное впечатление автора от книг М. Рено, в них не проводится полноценного анализа художественного своеобразия её произведений, однако они позволяют оценить восприятие романов писательницы и оценку ее творчества зарубежными критиками. Вышеуказанные работы английских и американских критиков, посвященные биографии М. Рено и анализу ее литературного наследия, составляют биографическую основу данного диссертационного исследования. Выводы, сделанные в этих книгах и статьях, учитываются при определении жанрового своеобразия исторической романистики писательницы. В отечественном литературоведении творчество М. Рено изучено недостаточно. Стоит отметить, что в последние годы значительно возрос интерес к этому автору, что выразилось не только в переиздании и новых переводах её исторических произведений, но и в ряде научных работ, посвященных ее романам. Одной из первых работ в отечественной науке стала магистерская диссертация Е.М. Ерушовой «Интерпретация мифа о Тезее в романе Мэри Рено «Тезей», защита которой прошла в 2004 г. на кафедре зарубежной литературы филологического факультета ННГУ. В ней рассмотрены особенности трансформации известного мифологического сюжета в дилогии М. Рено. Особого внимания заслуживает диссертация Артамоновой М.В. «Художественный мифологизм в романах М. Рено о Тезее», 2010 г. Ценность этой работы, в первую очередь, состоит в том, что автор прослеживает эволюцию художественного мифологизма в английской литературе, рассматривает дилогию «Тезей» с учетом традиций мифотворчества, сложившихся в творчестве английских писателей. Исследование опирается на обширную теоретическую базу, на труды зарубежных и отечественных ученых по филологии, культурологии, мифологии и психологии, сочетает различные аналитические методы. Работа М. Артамоновой представляет собой глубокое и разностороннее исследование романов «Царь должен умереть» и «Бык из моря». На русском языке о произведениях М.Рено существуют небольшие отзывы публицистического характера (Зворовский А., Никонов Б., Швейник Г.). Опубликованы также научные статьи, посвященные историческим романам М. Рено: публикации Артамоновой М.В., Меньшиковой М.К., Манжулы О.В.[4] Актуальность данной работы связана с тем, что позволяет выйти к таким магистральным проблемам литературоведения, как взаимодействие и диффузия жанровых форм, а также к вопросам о путях развития исторической прозы ХХ века, взаимодействию традиций и новаторства в современном литературном процессе. В настоящее время значительное внимание в различных областях гуманитарного знания и искусства уделяется проблемам мифа и мифотворчества. Специалистов, занимающихся исследованиями в данной области, давно не удовлетворяет подход к мифу как к архаическому сказанию о богах и героях. Миф воспринимают и как ключ к человеческой психологии, и как исторический источник, и как кладезь знаний человека об окружающем мире. Общепринятой среди мифологов стала та точка зрения на миф, которая не ограничивает эпоху мифотворчества лишь периодом становления народного сознания, и не только допускает, но и настаивает на современном, а также авторском мифотворчестве. Исследование литературного творчества М. Рено в жанре исторического романа позволяет оценить возможности функционирования мифологических образов и сюжета в художественном произведении. Научная новизна исследования связана с тем, что романы Мэри Рено, пользующиеся популярностью у читательской аудитории и издающиеся значительными тиражами, в отечественном литературоведении остаются практически неизученными. Существующие на данный момент полноценные исследования затрагивают лишь дилогию «Тезей», т.е. два романа из восьми, написанных Рено о Древней Греции. В имеющихся работах, безусловно, интересных и глубоких, внимание авторов сосредоточено на мифологической основе романов «Царь должен умереть» и «Бык из моря». В работах зарубежных критиков, рассматривающих исторические романы М. Рено, не поднимается проблема жанрового своеобразия исторических романов писательницы. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении жанрового своеобразия исторического романа в творчестве М.Рено, анализе концепции истории и мифологии в философско-эстетических воззрениях писателя. Исследование исторической художественной прозы Рено проводится в сопоставлении с сочинениями других писателей, обнаруживающими сходство в обработке исторических свидетельств, интерпретации мифологического сюжета. Объектом исследования в данной работе являются исторические романы английской писательницы Мэри Рено: роман «Последняя чаша» (The Last of the Wine, 1956 г.), дилогия «Тезей» (Theseus, 1958 – 1962 гг.), включающая в себя романы «Царь должен умереть» (The King Must Die, 1958) и «Бык из моря» (The Bull from the Sea, 1962), роман «Маска Аполлона» (The Mask of Apollo, 1966 г.), роман «Поющий славу» (The Praise Singer, 1978), трилогия «Александр» (Alexander the Great, 1969 – 1981 гг.), в которую входят романы «Небесное пламя» (Fire from Heaven, 1969 г.), «Персидский мальчик» (The Persian Boy, 1972 г.) и «Погребальные игры» (Funeral Games, 1981 г.). Предметом исследования является изучение жанровой природы исторических романов Мэри Рено, мифологической основы её романов и рассмотрение закономерностей отражения исторической действительности в сюжетной структуре произведений писательницы. Целью работы является изучение жанровой специфики, художественной концепции и особенностей отражения античного мира в исторических романах английской писательницы ХХ века Мэри Рено. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: 1. Рассмотрение процесса формирования и развития жанра исторического романа в мировой литературе. 2. Выявление источников, послуживших основой для исторических романов М.Рено, сюжет которых связан с античным миром. 3. Изучение особенностей воплощения исторических персонажей в творчестве М. Рено. 4. Анализ художественных средств в романах М.Рено, благодаря которым писательница создает картину прошлого. 5. Исследование способов отражения реальных исторических событий в произведениях писательницы. 6. Анализ мифологического пласта в её романах. В качестве методологической базы исследования используются работы общего и частного характера по различным вопросам литературоведения: - труды по теории литературы М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Б.В. Томашевского, В.Е. Хализева, О.М. Фрейденберг, Н.Л. Лейдермана, А.Я. Эсалнек, Л.В. Чернец и др.; - работы, отражающие проблемы изучения английской литературы, в частности исследования по истории английского романа В.В. Ивашевой, Г.В.Аникина, Д.Г.Жантиевой; – работы по теории и истории жанра исторического романа в отечественном литературоведении (исследования Б.Г. Реизова, С.А. Орлова, А.Г. Баканова, Н.С. Лейтес, С.М. Петрова и др.) и зарубежной науке (А. Флейшмана, Н. Макьюэна, А. Масси, Л. Госсмана, Г. Шоу); – по проблемам мифопоэтики и мифотворчества (труды Дж. Фрэзера, К.-Г. Юнга, Р. Веймана, Дж. Кемпбела, А.Ф. Лосева, А.А. Тахо-Годи, Я.Э. Голосовкера, Е.М. Мелетинского, Т.А. Шарыпиной и др.). В работе применяются биографический, сравнительно-исторический, функциональный, типологический и историко-генетический методы литературного исследования. Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1. В жанре исторического романа сочетаются историографическое и литературное начало, что обусловливает художественную структуру произведения, выражающуюся в неразрывной связи частной жизни героя с историческими событиями. 2. Исторические романы М. Рено продолжают классическую линию развития жанра, связанную с традициями творчества В. Скотта, У. Теккерея. В современной писательнице литературе наибольшее сходство обнаруживается с историческими романами Р. Грейвза. 3. В исторических романах М. Рено прослеживается идея поступательного развития исторического процесса. Ход истории в романах определяется идеями и действиями пассионарной личности, но формирование характера такого героя обусловлено исторической обстановкой, и значительную роль играют социальные, политические и экономические факторы. Характерным является широкий культурный контекст эпохи, которую изображает писательница. 4. Творчеству М. Рено в жанре исторического романа присуще типологическое разнообразие. На основе анализа художественного конфликта в произведении выделяются историко-социальные романы («Последняя чаша», «Маска Аполлона», «Поющий славу), историко-биографические романы («Небесное пламя», «Персидский мальчик», «Погребальные игры»), историко-философские романы на основе мифологического сюжета и исторических данных («Царь должен умереть», «Бык из моря»). 5. Идейно-художественная структура исторических романов М. Рено организована таким образом, что, не проводя прямых параллелей с событиями современного мира, автор затрагивает актуальные социально-политические, моральные и философские вопросы ХХ века. Теоретическая значимость работы связана с обращением к вопросу эволюции английской исторической художественной прозы ХХ и уже наступившего XXI века, проблеме жанрового и идейно-художественного своеобразия произведений английских романистов. Исторические романы М. Рено – яркий пример реалистической линии развития жанра, и разностороннее изучение особенностей ее творческого метода необходимо для создания объективной картины английской литературы ХХ века. Исторические романы М. Рено посвящены эпохе Древней Греции. Обращение к сюжетам древнегреческой истории и мифологии характерны для творчества европейских писателей. В английской истории культуры мы можем найти яркие примеры своеобразного осмысления античных мифов (Д. Джойс, Р. Грейвз и др.). Анализ произведений Мэри Рено позволяет оценить один из подходов европейского сознания ХХ века к истории и мифологии античного мира – колыбели европейской культуры. Практическая значимость работы определяются возможностью использования ее результатов в курсах лекций по зарубежной литературе ХХ века, английской литературы, в спецкурсах, посвященных историческому роману и мифотворчеству. Отдельные положения могут быть использованы при разработке учебных пособий, написании курсовых и дипломных работ студентов-филологов. Апробация работы была проведена на конференциях и семинарах различного уровня: XII и XIII Нижегородской сессии молодых ученых (Н.Новгород, 2007 и 2008), VII Грехневских чтениях (Н.Новгород, 2008), Международной научной конференции «Мир романтизма» (Тверь, 2010), Международной научной конференции «Синтез документального и художественного в литературе и искусстве» (Казань, 2010), Международной научной конференции «Язык, литература, культура и современные глобализационные процессы» (Н.Новгород, 2010), XХIII Всероссийских Пуришевских чтениях (Москва 2011), VII Поволжском научно-методическом семинаре по проблемам преподавания и изучения дисциплин античного цикла (Н.Новгород, 2011). Структура исследования определяется поставленными задачами и исследуемым материалом. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, насчитывающей 231 наименование, из них 65 на английском языке. Основные положения диссертации отражены в 10 публикациях, в том числе 4 в изданиях, рекомендованных ВАК. ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН: ЭВОЛЮЦИЯ И СПЕЦИФИКА ЖАНРА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|