Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идейно-художественное своеобразие романов М. Рено




Творчество Мэри Рено в жанре исторического романа приходится на период послевоенной английской литературы. После Второй мировой войны перед человечеством встали новые вопросы, и они не могли не найти отражения в творчестве писателей. Философская тенденция заявляет о себе в литературе Великобритании в 50-е годы ХХ века, что влечет за собой не только расцвет философского романа, но и изменения в проблематике социальных и социально-психологических произведений.

В.В. Ивашева пишет об этом периоде: «Все большее число писателей Великобритании и обеих Америк ощутили невозможность писать, оставаясь в рамках освоенных в былые годы жанров: раздвигался круг тем, раздвигались, меняясь, и формы художественного отражения.(…) 1960-е годы – время величайших общественно-политических и идеологических противоречий, время стремительного развития науки о человеке, огромных открытий в этой области. Философская мысль Запада бьется в сетях этих противоречий. Эти противоречия порой оказываются непреодолимыми для тех писателей, которые поставили перед собой нелегкую задачу осмыслить место человека в мироздании»[100]. Эта тема становится одной из центральных в исторических романах М. Рено, и получила наибольшее развитие в дилогии «Тезей».

Перемены в социально-политической жизни Великобритании послевоенных десятилетий определяли перепады духовной атмосферы в то время, смену надежд и разочарований, и это, в свою очередь, во многом определяло развитие литературы.[101]

Последствия войны переживались в Европе болезненно и преодолевались с явным трудом. К концу 40-х годов иссякло воодушевление, вызванное победой над фашизмом, и в творчестве писателей появляются мотивы разочарования, мысли о всеобщем упадке культуры. Для литературы Великобритании периода конца 40-х – начала 50-х годов характерна ностальгия, которая выражается в обращении к детству героя в романах (Р. Черч, П. Ньюби, Л. Хартли), к эпохе конца XIX - началу XX века (А. Комптон-Бернетт, Дж. Кэри).

Ситуация меняется в середине 50-х годов, когда заявило о себе первое послевоенное поколение писателей. В мае 1956 г. состоялась премьера пьесы Дж. Осборна «Оглянись во гневе» (John James Osborne, Look back in anger, 1956), в которой особенно громко прозвучал голос «поколения 50-х». «Angry Young Men» («Сердитые молодые люди», или писатели «рассерженной молодежи») выразили в своем творчестве духовную атмосферу Великобритании 50-х годов.

В жанре романа это течение получило наиболее полное выражение в произведениях Кингсли Эмиса «Счастливчик Джим» (Kingsley Amis, Lucky Jim, 1954) и Джона Уэйна «Спеши вниз» (John Barrington Wain, Hurry on down, 1953). К числу «рассерженных» литераторов в Англии помимо названных относили целую группу писателей и поэтов: Джона Брейна, Дональда Дэви, Томаса Хайнда, Стюарта Холройда, Филипа Ларкина и даже Айрис Мердок и Колина Уилсона. Однако большинство из них отказывались от признания единой программы, идейных установок и творческого метода, и их произведения действительно далеки друг от друга, в них не обнаруживается какой-либо единой концепции.

Бунт «рассерженной молодежи» оказался бесплодным, в первую очередь потому, что, по словам В. Ивашевой, у неё полностью отсутствовали идеалы, за которые стоило бы бороться. Для авторов этого направления характерно абсолютно индивидуализированное мышление, неспособность разобраться в сложной политической и экономической ситуации послевоенного периода, нежелание делать обобщения, скептическое отношение к окружающему миру, и при этом отсутствие положительной программы. Критика буржуазного мира без выводов и обобщений завела «рассерженных» в тупик.

Основным объединяющим фактором произведений «рассерженной молодежи» становится особый герой, всегда молодой человек из среды средней интеллигенции, чье поведение определяется ощущением неполноты жизни, скукой, и чьи поступки, часто противоречащие общепринятым нормам, вызваны желанием разнообразить безрадостные мещанские будни.

М. Рено в своем творчестве отвергает этот путь. Именно в середине 1950-х годов, после поездки в Грецию, оказавшую на неё большое влияние, М. Рено обращается к жанру исторического романа, отказываясь, таким образом, от изображения современного ей мира и его проблем. Но ещё раньше, во время учебы в Оксфорде, «в то время как Во и Эктон противостояли тому, что они называли «olde worlde» («старинным») наваждениям, она (Рено) наслаждалась ими»[102].

В конце ХХ века возникает новый тип исторического повествования – историографический роман. Расцвет его в английской литературе приходится на 1980-е гг., т.е. на то время, когда писательская карьера М. Рено подходит к завершению. Однако предпосылки этого явления появляются ещё в 60-е годы, и по времени творчество писательницы в жанре исторического романа совпадает со становлением и разработкой новых идей и принципов в литературе.

Метод постмодернистского романа с его игрой и гротеском абсолютно чужд произведениям М. Рено. Мир и история, мыслимые в эпоху постмодернизма как хаос, предстают в романах писательницы, напротив, весьма логичными, последовательными и упорядоченными. Одни философские идеи, трансформируясь, порождают другие, на смену одним великим личностям в истории приходят следующие, и весь исторический процесс в целом подчиняется внутренним законам, определенной преемственности.

В английской литературе существуют яркие примеры обращения писательниц к историческому материалу: Наоми Митчисон, Сильвия Таунсенд Уорнер, Мэри Стюарт, Маргарет Ирвин, А.С. Байат и др.[103] Женскую историческую прозу нередко обвиняют в неисторичности, ностальгических настроениях, невнимании к сути исторического процесса, однако эти обвинения справедливы лишь для рынка массовой литературы. Вышеназванные авторы занимают свое место в истории литературы, затрагивая в исторических романах актуальные политические и социальные проблемы, создавая заслуживающие внимания характеры.[104]

В дилогии «Тезей» идея последовательности развития исторического процесса оказывается чрезвычайно важной даже при воспроизведении мифологических сюжетов. Так, помимо мифов, составляющих цикл о Тезее, мы находим упоминания об Агамемноне, Эдипе, Оресте, Ахилле. Балладу об Агамемноне Тезей слышит ещё во дворце Трезены – её поёт приезжий арфист на пиру у царя Питфея. С Ахиллом Тезей знакомится лично на острове Скирос в самом конце романа. Жизнь Тезея – образец для Ахилла, который ещё совсем мальчишка.

Сложно сказать, насколько правдоподобно такое развитие событий, могла ли состояться встреча Тезея с будущим героем Троянской войны (даже если согласиться с реальностью этих персонажей) – историки определяют временные рамки падения критской империи, Троянской войны и прочих событий столь отдаленного периода весьма расплывчато. Однако явного противоречия и искажения последовательности исторических событий нет, и М. Рено использует возможность сблизить между собой исторические происшествия, чтобы чётко обозначить концепцию произведения. Древние авторы, к свидетельствам которых обращаются ученые, создавали свои работы на основании мифологических преданий. «С точки зрения истории мифологическое время, можно сказать, совершено неподвижно и потому, вероятно, исключает решительно всякий историзм».[105] М. Рено обрабатывает мифологический сюжет с позиций историзма. Такая организация произведения позволяет автору раскрыть преемственность поколений, показать, что в каждое время есть свой герой и что новые герои ориентируются на славные дела героев прошлого.

В остальных исторических романах писательницы сквозные персонажи выступают в качестве второстепенных героев, либо мы встречаем упоминания о них в диалогах действующих лиц романов (в «Последней чаше» - Сократ, Платон, в «Маске Аполлона» - Платон, Аристотель, царь Филипп, в «Поющем славу» - Пифагор, идеи которого встречаются в других романах, в «Небесном пламени» - царь Филипп, Аристотель, Александр Македонский, Дарий, в «Персидском мальчике» - Филипп, Александр, Дарий, Аристотель). Одним из наиболее ярких способов, которыми М. Рено подчеркивает преемственность поколений, является изображение философских школ Древней Греции. Философия играла огромную роль в жизни древнегреческого общества, оказывая влияние на широкие массы и на политику. Не случайно последовательное обращение автора к образам Сократа, Платона и Аристотеля – великих мыслителей прошлого, значение которых неоспоримо. Кроме того, учениками этих философов являлись одни из самых ярких политиков соответствующего периода: учениками Сократа были Алкивиад и Критий, идеи Платона пытался воплотить в жизнь Дион, под началом Аристотеля воспитывался Александр Великий.

 

Р

Мэри Рено в своих исторических романах воссоздает удивительно яркую картину прошлого. Сама очарованная миром Древней Греции, она стремится приоткрыть его своему читателю. Историческая действительность в романах М. Рено самоценна, выразительное изображение древнего мира не имеет своей целью прямо указать на какие-то проблемы современности. Однако автор затрагивает в своих произведениях вопросы, которые являются «вечными» в истории человечества: вопрос о предназначении человека, об ответственности за свой выбор и платы за славу... Обращаясь к истории, М. Рено пытается выйти, прежде всего, не к проблемам сегодняшнего дня, а к глобальным, извечным философским проблемам.

Отсюда интерес писательницы к философии и мифологии Древней Греции и активное, а главное весьма разнообразное, использование этих неотъемлемых элементов древнегреческой культуры в романах. Миф и философия становятся в ряду наиболее значимых элементов в структуре исторических романов писательницы.

Строгое следование фактографическому материалу при описании событий, быта, культуры соседствует с достаточно вольной трактовкой характеров персонажей (здесь мы имеем в виду именно исторических персонажей). Подобный подход позволяет автору отстоять собственное отношение к личности героя, не впадая при этом в излишнее фантазёрство, противоречащее достоверным фактам.

Центральное место в процессе истории М. Рено отдает великой личности, способной встать во главе войска, стать властителем умов, повести за собою. Таким образом автор решает вопрос о движущих силах истории. Наиболее ярко это проявилось в романах из дилогии «Тезей» и трилогии «Александр», в меньшей степени - в произведениях «Последняя чаша» и «Маска Аполлона», но мысли, что главной силой истории является народ, мы не встретим вовсе. Следовательно, с этой точки зрения романы М. Рено отходят от традиции Вальтера Скотта.

В своих исторических романах Мэри Рено обращается к разным периодам истории Древней Греции, отделенной от нашего времени многими веками. Персонажами её произведений становятся как выдающиеся личности, так и герои, упоминание о которых порой встречается в единственном документе; наряду с реальными фигурами действуют вымышленные персонажи. В каждом романе М. Рено по-разному подходит к задаче художественного отражения прошлого, и мы можем наблюдать, что решения зависят и от объективных причин (наличие достаточного количества исторических свидетельств), и от авторской идеи, заложенной в произведение.

Обращение к античности имеет достаточно прочные традиции в английской исторической прозе. В XIX веке отражение античной истории мы находим в романах Э.Бульвер-Литтона «Последние дни Помпеи» (The Last Days of Pompeii, 1834), «Павсаний-спартанец» (Pausanias the Spartan, 1876), Т. Мура «Эпикуреец» (The Epicurean, 1827), Дж.П.Р. Джеймса «Аттила» (Attila, 1837), У. Коллинза «Антонина, или Падение Рима» (Antonina, or The Fall of Rome, 1850), Дж. Уайт-Мелвилла «Гладиаторы. История Рима и Иудеи» (The Gladiators. A Tale of Rome and Judaea, 1863), Ч. Кингсли «Ипатия» (Hipatia, 1853), H. Уайзмена «Фабиола» (Fabiola, or the Church of the Catacombs, 1854), Дж.Г. Ньюмена «Каллиста» (Callista: A sketch of the Third Century, 1856), У. Пейтера «Мариус-эпикуреец» (Marius the Epicurean: His Sensations and Ideas, 1885). Вопрос отражения античного периода в творчестве английских писателей XIX века рассматривается в монографии Е.В. Сомовой «Античный мир в английском историческом романе XIX века».

В ХХ веке среди английских писателей, предшествовавших М. Рено и обращавшихся к теме античного мира, следует особо выделить Р. Грейвза, («Я, Клавдий» (I, Claudius, 1934) и «Божественный Клавдий» (Claudius the God, 1935), «Золотое руно» (Hercules My Shipmate, 1945). Также истории античности посвятила несколько произведений шотландская писательница Наоми Митчисон (Naomi Mitchison, 1897-1999). Х. Кэм сравнивает творчество Рено конца 50-х – начала 60-х гг. с произведениями Митчисон, обнаруживая определенное сходство художественной манеры.[106] Романы Митчисон «Black Sparta» (1928) и «Barbarian stories» (1929) очень откровенно рисуют картину отнюдь не привлекательных сторон жизни Древней Греции.[107] Митчисон на несколько лет раньше Рено обратилась в своем творчестве и к личности Александра Великого (роман «The Young Alexander the Great», 1960).

Интерес поэтов, художников и романистов к античной культуре обусловлен стремлением осмыслить истоки и пути развития современной западноевропейской цивилизации, соотнести прошлое и настоящее, как в политическом, так и в культурном плане. Обращение к античности – как особое направление западноевропейской мысли – было вызвано значительными историко-археологическим открытиями в Греции и Риме. С конца XVIII века складывается традиция идеализации античности, следы которой можно обнаружить и в романах М. Рено 1950-1980х гг.[108]

Для литературы Великобритании более характерно обращение к римскому периоду античной истории. Объяснение этого, очевидно, связано с историческим путем нации, ощутившей на себе непосредственное воздействие Рима, и с отсутствием прямого влияния в английской культуре древнегреческого наследия.

Поездка в Грецию сыграла огромную роль в творчестве М. Рено. Обращение писательницы к античной истории явилось не столько продолжением определенной литературной традиции, сколько результатом личных переживаний, связанных с восприятием древнегреческой культуры. Уже в первом романе «Последняя чаша», повествующем о Греции времен Сократа и Пелопонесской войны, сформировалась творческая манера автора. В нем прослеживаются основные характерные черты, которые развились в последующих книгах. Так, при работе с историческим материалом, М. Рено неизменно отстаивает право автора на собственную точку зрения, и характеры персонажей, хотя и основаны на исторических свидетельствах, подчиняются в первую очередь авторскому замыслу, основной идее произведения. Личности, оставившие после себя неоднозначные оценки, особенно привлекательны для художника. Противоречивые сведения дают возможность различного подхода к воплощению образа героя. Самое яркое проявление эта черта литературного творчества М. Рено нашла в дальнейшем в исторической трилогии, посвященной Александру Великому. В этом плане обнаруживается влияние Р. Грейвза, в чьих романах точка зрения автора на исторического персонажа, как правило, значительно отличается от общепринятой.

Автор уделяет большое внимание воссозданию как быта, так и духа, культуры и умонастроений того или иного периода. Так, главный герой дилогии «Тезей» глубоко верит в своих богов, и не раз мысленно обращается за помощью к своему божественному отцу - Посейдону. Отражение мифологического сознания человека, жившего многие столетия тому назад, является одной из важнейших задач писателя, стремящегося воспроизвести события древности.

Герои произведений «Последняя чаша» и «Маска Аполлона» находятся под влиянием крупнейших мыслителей своего времени – Сократа и Платона, чьи идеи, высказанные от лица самих философов как персонажей книги, или другими героями, во многом определяют концепцию романов, являются лейтмотивами всего произведения. При этом в качестве главного героя М. Рено выбирает не философа, а воина (Алексий в «Последней чаше») и актера (Никерат в «Маске Аполлона»), что позволяет показать не только мысли философов, но и рецепцию их в общественном сознании эпохи.

Все исторические романы М. Рено объединяет идея величия духа и разума человека. Именно с помощью смекалки и упорства, а не выдающихся физических способностей, действует Тезей. Алексий вдохновлен умом и моральной стойкостью своего старшего друга и учителя Сократа. Пример философа во многом определяет систему ценностей главного героя и нравственную концепцию романа «Последняя чаша». В романе «Маска Аполлона» М. Рено показывает читателю трагедию Платона, несостоятельность его замысла об идеальном государстве из-за несовершенства людей, фактически, развенчивает утопию. Невообразимая энергия и верность идее объединения Востока и Запада, следование своей мечте позволяет Александру Великому достичь столь значительного успеха в своих завоеваниях. «Погребальные игры», последний роман трилогии об Александре Великом, показывает гибель великой империи из-за неспособности наследников престола занять место погибшего полководца.

В образах Тезея и Александра Великого в романах М. Рено прослеживаются определенные традиции романтизма. Как и писателей-романтиков, М. Рено интересуют в своих героях все страсти – как высокие, так и низменные, и контраст этих страстей является ядром литературного образа персонажа. Писательница в реалистической манере изображает формирование характеров своих персонажей в зависимости от жизненных обстоятельств, однако главный принцип реализма – «типический характер в типических обстоятельствах» - сознательно нарушается автором.

Истоки обращения М. Рено к исторической тематике следует искать не только в личных впечатлениях писательницы, но и в культурной и политической ситуации современного М. Рено мира. П. Вулф, автор книги «Mary Renault. By Peter Wolfe» полагает, что, несмотря на тот факт, что к жанру исторического романа М. Рено обратилась в 1950-х гг., формирование мировоззрения, которое потом отразилось в художественной концепции исторических романов писательницы, произошло в 1930-е гг. П. Вулф пишет, что в романах «Царь должен умереть» и «Бык из моря» писательница сосредоточена главным образом на исследовании мифа и его реконструкции для описания современных ей проблем.[109] Исследователь находит параллели между событиями романов и ситуацией 1930-х годов, в частности, спартанское общество в романе «Последняя чаша» он сравнивает с нацистской Германией. «Суд над Сократом, наряду с коллективными судебными процессами, проводимыми Тридцатью[110], заставляет вспомнить постыдные чистки в Москве и дело о поджоге Рейхстага в Германии».[111]

На наш взгляд, подобная точка зрения не вполне обоснована. Историческое прошлое в романах М. Рено самоценно. Провести параллели между несколькими периодами истории, как правило, не составляет особого труда, вопрос в том, какую задачу ставил перед собой автор. Примеры П. Вулфа представляются не слишком убедительными хотя бы потому, что спартанцам в романе не дается отрицательной оценки, их образ жизни – дисциплина, преобладание рассудка над чувствами (черты, которые П. Вулф противопоставляет афинским идеалам грации и красоты) – изображается как исторический факт, не сопровождаемый какой-либо эмоциональной окраской со стороны автора. Таким образом, подобное сравнение не имеет под собой достаточных оснований.

Существует линия развития исторического романа, предполагающая явные или скрытые аналогии исторических событий прошлого с современной автору действительностью (основоположником её считается Л. Фейхтвангер). Романы М. Рено не могут быть отнесены к этому направлению. Не только художественная структура текста, но и авторские примечания опровергают это предположение. В своих произведениях, посвященных истории Древней Греции, писательница стремится отразить атмосферу соответствующей эпохи, мировоззрение людей прошлого. Однако круг вопросов, поставленных М. Рено в исторических романах, действительно во многом обусловлен обстановкой 1930-х годов.

Несмотря на то, что в своих исторических романах М. Рено не проводит прямых аналогий с современностью, но она ставит в них вопросы, чрезвычайно актуальные для середины ХХ века. В разных странах мира на протяжении ХХ столетия предпринимались попытки построения «идеального» общества, подчиненного определенной идее, и практически все они заканчивались крахом. Также в очередной раз в истории остро встаёт вопрос, что же является движущей силой человечества – отдельная яркая личность или народные массы, делают ли историю одиночки или исторический процесс обусловлен объективными факторами. Таким образом, исторические романы М. Рено явились своевременными произведениями, затрагивающими значимые общественные проблемы.

Литературное творчество М. Рено в жанре исторического романа опирается на опыт предыдущих мастеров этого жанра. При анализе её произведений обнаруживается значительное сходство творческой манеры М. Рено и Р. Грейвза. Роберт Грейвз создает свои произведения несколько раньше, чем М. Рено, однако именно с его историческими романами («Я, Клавдий» и «Божественный Клавдий», «Золотое руно» и «Царь Иисус») и с его теоретическими изысканиями в области мифа мы можем проводить параллели, анализируя творчество М. Рено. Р. Грейвз столь же увлечен античностью, его подход к изображению исторической действительности схож с подходом М. Рено, в основе которого скрупулезное изучение исторических свидетельств и авторская точка зрения на исторического персонажа. Сходство обнаруживается также в переосмыслении мифологического материала в художественном произведении.

Миф является неотъемлемой частью культуры ХХ и XXI веков. Проблема мифотворчества в изобразительном искусстве занимает исследователей за рубежом и в России. «Интерес к мифу в XX столетии не только не угас, но вспыхнул с новой силой, что обусловлено самыми разными причинами, связанными с современной европейской культурой, ее происхождением и функционированием. Споры о роли мифологии и мифотворчества, о мифе, в значительной степени подвергнутом модернизации, обновлению смыслового содержания продолжаются».[112]

Современные культурологи пишут, что в XX веке мы сталкиваемся с интенсивной «ремифологизацией» всей культуры, причем идущей параллельно на нескольких уровнях (художественное творчество, наука, этнография и т. д.). Мифотворческие тенденции в искусстве характеризуются определенной структурой художественного мышления, его ориентацией на создание образов, раскрывающих проблемы бытия на уровне мифологического обобщения и в формах мифа.

Авторское мифотворчество является одной из характерных черт искусства ХХ века. В прошлом столетии искусство вышло на такой уровень переосмысления классического мифологического наследия, который позволяет говорить о «ремифологизации, о поэтическом пересоздании древних историй»[113], и, наконец, о мифотворчестве, сотворении новых мифов, отвечающих устремлениям современной культуры.

Авторы, обращающиеся к теме мифа, могут выбрать разные способы работы с имеющимся материалом. Во-первых, существует путь художественного переложения мифологического сюжета. Этот метод достаточно плодотворен ввиду огромного количества мотивов и образов, предоставляемых мифами народов мира. Кроме того, очень часто в пределах одной мифологической системы существуют разные трактовки характеров одних и тех же героев и различные варианты сюжетов. Это даёт писателям возможность выбрать тот или иной вариант в соответствии с собственными воззрениями и художественной концепцией произведения.

Второй путь возникновения авторского мифа состоит в смешении различных, иногда не связанных между собой, преданий и легенд. Используя мотивы нескольких мифологических систем, писатель выстраивает свой собственный миф, определяет место в нём героев, перерабатывает сюжеты таким образом, чтобы привести их в соответствие с какой-то одной линией.

В ХХ веке получил также распространение путь создания новой мифологии. Автор может создавать свою собственную мифологическую систему, пользуясь лишь логикой построения мифа, определенными законами мифологического времени и пространства. Этот путь наиболее сложен для автора, и, как правило, писатели всё же обращаются к тем или иным мифологическим образам, чтобы облегчить зрителям восприятие сюжета.

Романы Р. Грейвза и М. Рено представляют собой яркий пример авторского мифотворчества. В 1940-1950х гг. появляются работы Р. Грейвза историко-мифологического характера, явившиеся результатом изучения древнейших мифологических пластов разных народов мира. Увлечение Р. Грейвза разработкой универсальной концепции Белой Богини и борьбы Бога молодого нарастающего года с Богом старого, убывающего года с момента издания книги «Белая богиня» (1948 г.), которую сам автор назвал «исторической грамматикой поэтической мифологии», критиковалось крупнейшими знатоками древних мифов.[114] Однако при работе над своими романами, М. Рено отдает явное предпочтение исследованиям, в которых четко прослеживается идея матриархата в доисторические времена, несмотря на то, что многие исследователи в настоящее время ставят этот момент под сомнение.[115] В частности, она обращается к работам Дж.Фрезера «Золотая ветвь» и Р. Грейвза «Мифы древней Греции».

Историческая дилогия «Тезей» (Theseus), включающая в себя романы «Царь должен умереть» (The King Must Die) и «Бык из моря» (The Bull From the Sea), посвящена жизни и подвигам афинского героя. Анализ дилогии «Тезей» показывает, что она содержит нечто большее, чем художественный пересказ мифологического сюжета. М. Рено сплетает воедино миф и историю, заполняя пробелы и лакуны собственными догадками. Объединение мифологических сюжетных линий, исторических данных и психологических мотивов обуславливает специфику авторского мифотворчества М. Рено.

Романы «Царь должен умереть» и «Бык из моря» написаны от первого лица, от имени самого Тезея, и уже в этом раскрывается художественный замысел автора – показать всё, «как было на самом деле». М. Рено использует данные археологических раскопок и исторических исследования и собственную фантазию, чтобы придать мифу о Тезее наиболее правдоподобные, реальные черты. Фантастическое в мифе находит вполне разумное, логичное объяснение, что придает повествованию реалистичность.

Название книги «Царь должен умереть» подчеркивает ключевой конфликт в романе, а именно замену матриархальной системы, согласно которой правящая царица каждый год выбирает нового царя, принося его жертву после года беззаботной жизни в лучах славы во время ритуала, символизирующего смерть и возрождение посевов. Истоки такой интерпретации мифологического сюжета находятся в работах Дж.Фрезера и Р. Грейвза, которые придавали большое значение магическим ритуалам, связанным с вегетативными культами умирающего и возрождающегося бога.

Романы Мэри Рено наполнены также психологическими мотивировками. Писательница обращается к работам З.Фрейда и творчеству Д.Г.Лоуренса (в частности, к роману «Сыновья и любовники»), и использует их идеи в большинстве своих произведений.[116] Во многих романах М. Рено находит отражение тема сложных и запутанных отношений матери и сына, сочетающих в себе любовь и ревность, слепое обожание и стремление сына вырваться из-под материнской опеки. Чётче всего эта линия прослеживается в романах об Александре Великом. Причина внимания писательницы к проблеме взаимоотношений ребенка с матерью кроется в собственном опыте. Д.Свитман в биографии Мэри Рено придает большое значение весьма непростым отношениям будущей писательницы со своей матерью Клементиной.[117]

Таким образом, отличительной чертой исторических романов Мэри Рено является то, что в основе их лежат в первую очередь личные переживания и убеждения автора. Начиная с выбора темы и заканчивая работой над образами персонажей, М. Рено опирается на внутренние ощущения, на собственную интуицию, что не отрицает, тем не менее, тщательной работы с историческими свидетельствами и научной литературой. Такой подход в целом свойственен женской прозе, имеющей в английской литературе богатую традицию.

В соответствии со своими идеями, опирающимися на жизненный опыт, писательница выстраивает сюжетно-композиционную структуру романов, акцентируя внимание читателя на тех моментах, которые, может быть, не сыграли большой роли в истории, но дают возможность полнее отразить позицию автора. Доказательством этого утверждения могут служить, например, отношения Александра Великого и Багоаса – персидского евнуха, которым уделяется огромное внимание в романе «Персидский мальчик» и практически никакого – в исторических документах. В дилогии «Тезей» одним из ключевых моментов является свержение культа Богини, в то время как традиционная интерпретация мифа не придает этому особого значения. Тема однополой любви, встречающаяся практически во всех романах писательницы, также напрямую связана с личным опытом М. Рено, прожившей долгие годы с Джулией Маллард. За внимание к данной теме одни превозносили писательницу, другие осуждали. Несмотря на то, что взгляды современного общества отличаются большей толерантностью, подобное разделение в кругу читателей и критиков остается и в наше время.

Собственные воззрения автора, облеченные в форму исторического романа, обуславливают идейное своеобразие произведений М. Рено. Не нарушая чистоты жанра, достаточно строго следуя имеющимся историческим документам, писательница ставит своих героев в такие жизненные ситуации, которые позволяют раскрыть волнующие её проблемы и личного, и философского характера. В исторических романах М. Рено сильно субъективное начало, определяющееся своеобразным жизненным опытом писательницы. В них объединены исторические данные, мифологические сюжеты, психологические мотивы и личные переживания автора, причем исторический материал и художественная структура романов подчинены стремлению писательницы отразить собственные воззрения как на античную эпоху и ее героев, так и на философские вопросы, волнующие человечество на протяжении всей его истории.

В 1983 году, когда М. Рено скончалась, она была одним из самых популярных авторов исторических романов, писавших на английском языке, её книги переведены на все основные языки мира.[118]

В связи с изучением исторического романа встает ряд вопросов, связанных со спецификой отображения истории в художественном произведении. Автор исторического романа при работе с историческим материалом выбирает тот способ обработки, который наилучшим образом отражает или способствует его цели, и этот выбор зависит от задач, которые он ставит перед собой. Одна из традиций берет свое начало от романов Вальтера Скотта, и целью подобных произведений является непосредственное воссоздание событий и духа прошедшей эпохи, знакомство читателя с исторической обстановкой конкретного периода. Другая же связана в первую очередь с творчеством и теоретическими рассуждениями Л. Фейхтвангера, и её спецификой является «осовременивание» истории, когда автор вкладывает в события прошлого современное, актуальное значение, и проводит, таким образом, параллели между прошлым и настоящим.

«Представляются возможными и продуктивными два способа написания исторической художественной прозы: первый способ заключается в исследовании большой политики посредством скрупулезного и детального воссоздания определенного периода. Выдающиеся современные писатели, практикующие данный метод, – американский писатель Гор Видал (Gore Vidal) и Мэри Рено (Mary Renault), живущая в Южной Африке, которая в своих последних романах, трилогии про Александра Великого и распад его империи после его смерти достигла необыкновенного эффекта, с разных точек зрения рассматривая исторические события и отказываясь от сентиментализма и романтизма при работе с материалом. Эти романы, снискавшие огромную популярность, но недооцененные многими критиками, скорее всего, будут популярны дольше, нежели многие книги, получившие литературные награды».[119]

Исторические романы М. Рено относятся к традиции Вальтера Скотта, то есть в первую очередь автор стремится раскрыть перед читателем черты давно минувшей эпохи, передать дух культуры и быта Древней Греции, и прямые параллели с современным автору миром, по нашему мнению, искать в романах М. Рено не следует. Тем не менее, история в художественном произведении не может и не должна быть представлена как набор разрозненных исторических фактов. «…основной парадокс художественного историзма: историческая правда может быть, а зачастую и должна быть независимой от фактов».[120]

Сама окружающая действительность могла подтолкнуть автора к написанию романов о далеком прошлом (роман «Последняя чаша» написан в 1956 году), многие исследователи отмечают, что интерес к историческому жанру повышается после грандиозных исторических событий. Так, само становление жанра исторического романа во Франции связывают с великими событиями конца XVIII века. Потрясения, переживаемые современным писателям миром, побуждают их обращаться к прошлому, как недавнему, так и весьма отдаленному, в стремлении извлечь для него уроки для настоящего. Но при этом автор вовсе не обязательно проводит прямые параллели между современностью и давно прошедшим периодом.

Кроме того, в прошлом писатель может искать «золотой век», примеры для подражания. События древности более или менее осознаны, проанализированы, и «уход в прошлое» может стать как для писателя, так и для читателя своеобразным спасением от пугающей и не понятой до конца окружающей действительности. На наш взгляд, именно с этой точки зрения следует подходить к анализу романов М. Рено, написанных ею в 50-х – 80-х годах.

История непременно преломляется в творческой практике писателя, взаимодействуя с системой философских и эстетических воззрений автора, и представленная читателю картина истории в романе неизбежно отличается от объективной картины прошлого (если мы вообще можем говорить о возможности объективного восприятия истории). Одна из задач, встающих перед исследователями исторического романа, – выявить концепцию истории в произведениях писателя.

Исследователи жанра исторического романа говорят о том, что автор не обязан в точности следовать документальным свидетельствам, художественное воплощение исторического процесса шире непосредственного описания конкретных событий.

«Задачей поэта не является отчет о том, что произошло, скорее, он должен показать, какие события были вероятны в соответствии с правилами правдоподобности и необходимости. Таким образом, разница между поэтом и историком <…> состоит в том факте, что историк говорит о том, что произошло, поэт же – о том, что могло произойти. <…> поэзия говорит больше об общем, история – о частностях, и общее в данном случае – это то, какие типы людей способны говорить и делать определенные вещи согласно правилам правдоподобности и необходимости: в этом и состоит цель поэзии, несмотря на то, что она дает своим героям конкретные имена, в то время как именно «частностью» является, что делал Алкивиад или что происходило с ним».[121]

При непосредственном анализе концепции истории в произведениях М. Рено поставленная задача распадается на два принципиальных вопроса: специфика воплощения исторической личности в романах М. Рено и отражение исторической действительности в произведениях писательницы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...