Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воплощение принципов историко-биографического романа в трилогии М. Рено об Александре Македонском




Жанровой доминантой историко-биографического типа романов является жизнеописание героя, сыгравшего видную роль в истории человечества. В качестве главного героя автор может выбрать политика, художника, ученого, писателя, философа или человека иной профессии, но это непременно должна быть личность, чье значение в истории неоспоримо, личность, сумевшая оказать существенное влияние на современный ей мир и остаться в памяти потомков.

Доктор филологических наук П.С. Глушаков пишет: «Историко-биографический жанр в литературе остается, видимо, наиболее дискуссионной проблемой литературоведения, вызывающей разноречивые мнения и рождающей далеко отстоящие друг от друга концепции. Сложность строго научного истолкования этого жанра лежит не сфере «отвлеченного», но связана с самим объектом исследования - личностью человека, его биографией. Это, иными словами, сложность не «интерпретационная», а «экзистенциальная», при которой изображение человека (а тем более исторической фигуры) малосводимо к нескольким типологическим «моделям».[194]

Жизнеописание исторического персонажа предполагает исследование социокультурной ситуации, в условиях которой происходит становление и развитие характера. Посредством изображения взаимодействия жизни главного героя и исторических сил утверждается место личности в истории. Авторское отношение к персонажу и его исторической роли проявляется в том, каким образом писатель расставляет акценты в своем произведении, на какие моменты биографии и на какие личные качества героя он обращает внимание читателя. [195]

К образу Александра Великого писатели обращались, начиная с античных времен (псевдоисторический греческий роман II-I вв. до н.э. «История Александра Великого (Άλεξάνδρου πράξεις), частично дошедший до наших дней в более поздней редакции). К XII веку относят рыцарский роман под названием «Роман об Александре», по-видимому, являющийся средневековой обработкой греческой «Истории…».

В ХХ веке писателями разных стран создано множество романов о великом полководце (Гарольд Лэмб, «Александр Македонский» (Harold Lamb, Alexander of Macedon, 1946); В.Г. Ян «Огни на курганах», 1932-1952; Морис Дрюон «Александр Македонский, или роман о Боге» (Maurice Druon, Alexandre le Grand, 1958); Наоми Митчисон, «Юность Александра» (Naomi Mitchison, The Young Alexander the Great 1960); Эдисон Маршалл, «Александр Великий. Победитель» (Edison Tesla Marshall, The Conqueror,1962); Валерио Манфреди «Александр Македонский. Сын Сновидения», «Александр Македонский. Пески Амона», «Александр Македонский. Пределы мира» (Valerio Massimo Manfredi, Il figlio del sogno, 1998; Le sabbie di Amon, 1998;, Il confine del mondo, 1998); Стивен Прессфилд «Александр Великий. Дорога славы» (Steven Pressfield, Alexander: The Virtues of War, 2004) и др.).

Среди огромного количества историографических работ, посвященных периоду царствования Александра Македонского, можно выделить по крайней мере три традиции: апологетическая, антиалександровская и нейтральная. Следует признать тенденцию авторов современных произведений, чьи переводы выходят в свет в последнее время, к «возвеличиванию» македонского царя. В этих работах много места уделяется личности Александра и его психологической характеристике. Успех завоевательных походов связывается с чертами характера и объясняется исключительно его гениальностью как полководца. Нередко подвергаются критике западные исследователи, в частности У. Тарн (Tarn, Alexander the Great, 1948), за оправдание действий Александра моральными нормами той эпохи. Эти оправдательные тенденции остаются и по сей день, а труды Тарна являются основой для продолжения научной традиции. Именно в русле этой традиции создает свою историческую трилогию Мэри Рено. Используя практически все доступные современному читателю исторические источники, писательница отстаивает свою точку зрения на характер главного героя, акцентируя внимание читателя на его положительных качествах и затушевывая отрицательные стороны своего персонажа.

Александр Македонский, которым одни восхищались, а другие ненавидели уже при жизни, привлекает внимание и вызывает споры до нашего времени. Исторические свидетельства дают основания для формирования противоположных мнений по поводу его характера и влияния на ход истории. М. Рено относится к поклонникам личности полководца, и её романы об Александре, по словам Н. Макьюэна, наполнены ощущением того, что «он должен был быть именно таким, каким она его понимала».[196]

Романы характеризуются широкой картиной исторической действительности, в них охватываются быт и нравы нескольких цивилизаций. Повествование сосредоточено вокруг фигуры полководца, и это обусловливает специфику организации и подачи материала. Система персонажей и сюжетная линия выстроена таким образом, чтобы создать наиболее полный портрет Александра, показать его поведение в различных жизненных ситуациях. Задача автора состояла в том, чтобы выразить своё отношение к личности Александра Великого, отразив при этом разнообразие восприятия этого героя его современниками, его взаимоотношения с семьей, друзьями, соратниками и врагами.

Не вызывает сомнений, что Александр был гениальным полководцем. Даже самым яростным недоброжелателям не удалось опровергнуть его репутацию выдающегося стратега. Неизвестно, насколько он оказался бы способен управлять созданной им державой, жизнь его оборвалась, когда он ещё не завершил задуманных завоеваний. Пока Александр был жив, он назначал правителей от Дуная до Индии; после его смерти империя распалась.

М. Рено (вслед за Уильямом Тарном) воспринимает Александра Македонского как великого мечтателя и при этом активного деятеля. Сочетание этих качеств позволяет ему добиться столь великих свершений. В образе Александра писательница видит идеал правителя и идеал человека. У. Тарн писал об Александре Великом: «Он стал одной из самых мощных двигательных сил истории, он заставил цивилизованный мир перейти на более высокую ступень развития; он положил начало новой эпохе, и ничто уже не могло оставаться прежним».

Поиск совершенного героя, который мог бы быть образцом для подражания как у современников, так и в ХХ веке, - один из доминирующих мотивов во всех исторических романах Рено. Анализ художественных образов персонажей дает возможность определить черты, которыми, по мнению автора, должен обладать идеальный человек. Гибкий ум, четкая система моральных принципов, активная жизненная позиция, стремление к справедливости, умение обуздать свои человеческие страсти во имя достижения цели, способность к жертве – эти качества объединяют положительных героев исторических романов М. Рено. Образ Александра Великого в интерпретации М. Рено сочетает в себе все эти качества.

Жанр историко-биографического романа, в котором сама художественная структура предполагает воссоздание жизненного пути исторического персонажа, привлекает писателей возможностью показать условия – как социально-исторического, так и личного характера, - в которых происходит становление и эволюция героя, попытаться выявить причины, благодаря которым человек возвышается над толпой и оставляет о себе память в веках. Трилогия М. Рено «Александр» описывает жизнь полководца с самого детства. В начале первого романа – «Небесное пламя» - будущему полководцу меньше пяти лет, и в тексте есть конкретное указание на его возраст:

«Когда ему исполнилось четыре – почти год назад, - для него сделали детскую кровать <…>» [197]

Роман начинается с того, что мальчик просыпается, почувствовав, что к нему в кроватку забралась змея. Ребенок не испугался, подумав, что это одна из змей, принадлежащих его матери. Александр решает отнести змею в комнату матери, чтобы увидеться с нею, хотя знает, что посещать ее ночью ему запрещено.

В сцене первого в романе разговора Олимпиады с сыном раскрывается их привязанность друг к другу. Это существенный момент, важный для понимания внутреннего мира героев:

“Mother, when will you marry me? When I’m older, when I’m six?”

She kissed the nape of his neck, and ran her finger along his backbone. “When you are six, ask me again. Four is too young to get handfast.”

“I’m five in Lion Month. I love you.” She kissed him saying nothing. “Do you love me best?”

“I love you altogether. Perhaps I shall eat you up.”

“But best? Do you love me best?”

“When you are good.”

“No!” He rode her waist with his knees, pummeling her shoulders. “Really best. Better than anyone. Than Kleopatra.” She made a soft sound, less reproof than caress. “You do! You do! You love me more than the King.” [198]

Как можно заметить, в русском переводе Е. Чеботаревой добавлены слова, которых нет в оригинальном тексте, отражающие состояние маленького Александра и Олимпиады: «настаивал», «тревожно спросил», «улыбнулась мать». В тексте Рено внутренние ощущения героев передаются лишь с помощью слов, произнесенных ими и описания прикосновений. Перевод Г. Швейника ближе к оригиналу, хотя и он включает несколько слов, отсутствующих в английском варианте.[199] В варианте Г. Швейника очевидно стремление передать своеобразие детской речи.

Не только мальчишеская любовь к своей матери, не только естественное желание ребенка быть самым любимым составляет смысл приведенного отрывка. В этом диалоге автор отмечает одну из важнейших сторон натуры своего персонажа – потребность в безграничной, безусловной любви. В детстве, разумеется, Александр ищет этой любви у своей матери, но в дальнейшем, став зрелым, опытным, закаленным воином, ведущим за собой армию, он ждёт такой же преданности от своих солдат. Когда его войско захотело вернуться обратно, повернуть домой, не закончив запланированного Александром похода, это привело его в растерянность («Персидский мальчик», глава 22). Он пообещал своим людям, что никого не заставит продолжать поход против воли, и что дальше он отправится с армией наемников. Но хорошо знающий и понимающий его настроение Багоас размышляет:

«Что бы ни было сказано, царь не пойдет дальше без македонцев. Она вошла в его плоть и кровь, эта армия, которую он вел в сражения ещё в мальчишестве. Армия была его любовницей. Почему бы нет? Ведь армия страстно любила его. И теперь он уединился в своем шатре не из гордыни или с тоски; нет, он намеревался заставить любовницу приползти сюда на коленях, вымаливая у него прощение». [200]

И далее:

«Я надеялся, что после трапезы он пригласит меня в постель: там я мог бы немного успокоить его. Но царь ждал иной любви». [201]

Внутренняя потребность быть любимым во многом определяет характер героя. Причем это жажда не похвалы или одобрения, а именно искренней симпатии, душевного согласия и понимания.

В первых же строках романа возникает образ змеи, который не единожды встречается затем на страницах трилогии. Символическое значение змеи поливалентно. Змея – сложный и универсальный символ. Она может означать смерть и уничтожение, т.к. способна убить своим ядом, но может и иметь значение жизни и воскрешения, что связано с её способностью менять кожу. Змея сопровождает все женские божества, в том числе и Великую Мать (образ змей, обвивающих руки статуи Великой Богини и Ариадны как воплощения Богини на земле, мы находим в романе «Царь должен умереть»).

В романе «Божественное пламя» появление змеи в кроватке ребенка имеет несколько смыслов. Во-первых, это связывает его с матерью – в её колдовских обрядах участвуют змеи. Ночная встреча Олимпиады и Александра, во время которой автор акцентирует внимание на ряде существенных для раскрытия образов персонажей моментов, происходит только благодаря тому, что Александр решает отнести змею матери.

Во-вторых, змея выступает как символ судьбы. Когда выясняется, что эта змея не принадлежит Олимпиаде, мать говорит ребенку такие слова:

«- Она знает тебя, - шепнула царица. – Будь уверен, сегодня вечером она явилась к тебе не в первый раз. Наверняка она часто навещала тебя, пока ты спал. Видишь, как она приникла к тебе. Она хорошо тебя знает. Ее послал бог. Это твой демон, Александр.

<…>

- Я назову ее Тихе, - сказал мальчик через некоторое время. Она будет пить молоко из моего золотого кубка. Станет она говорить со мной?

- Кто знает? Он твой демон». [202]

Третий смысл появления змеи проступает в разговоре Александра со стражником Эгисом. Он рассказывает мальчику о том, как две змеи забрались в колыбель Геракла. Эгис говорит Александру:

«Не каждый мальчик может приручить змею. Я бы даже сказал, что в тебе говорит кровь Геракла». [203]

Таким образом, Александр сравнивается с древнегреческим героем, сыном Зевса. Это сравнение имеет под собой и другие основания. Отец Александра Филипп II считал себя потомком Геракла.

В дальнейшем повествовании сравнение с Гераклом вытесняется сравнением с Ахиллом, поводом для которого служат и его великая слава, и ранняя смерть, и дружба с Гефестионом, искренняя и неразрывная, как дружба Ахилла и Патрокла. Впервые это сравнение звучит в разговоре Олимпиады с бывшим соратником Филиппа, получившим затем место в царской библиотеке – Лизимахом:

«- Ты знаешь, мне часто кажется, что Ахилл явился снова, - сказал он. В нём, в твоем сыне. А если так - ему нужен Феникс... "Сыном тебя, Ахиллес, подобный богам, нареку я. Ты, помышлял я, избавишь меня от беды недостойной..."

- Вот как?... Когда Феникс говорил эти слова, его уже выдернули из Фтии, хоть он и стар был, и притащили под Трою. И того, что он просил, Ахилл не обещал ему...

- Если бы пообещал, это могло бы избавить его от многих бед. Быть может, его душа помнит всё это? Ведь, как известно, пепел Ахилла и Патрокла смешали в одной урне; даже никто из богов не смог бы отсеять одного от другого. И вот Ахилл вернулся... Такой же гордый и неистовый, но с чувствительной душой Патрокла. Те оба страдали по-своему, каждый за себя; наш мальчик будет страдать за обоих.» [204]

Роман «Небесное пламя» охватывает жизнь Александра Великого с пятилетнего возраста до момента убийства его отца Филиппа, т.е. с 351 г. до н.э. по 336 г. до н.э. В этот период происходит формирование убеждений и устремлений главного героя, осознание своих внутренних возможностей, внешнеполитической ситуации и настроений в государстве. Д. Свитмэн пишет, что «сюжет романа сосредоточен на борьбе Александра против пагубного влияния спора за ребенка между его отцом Филиппом II и обладающей колдовскими способностями матерью Олимпиадой».[205]

М. Рено большое внимание уделяет отношениям внутри семьи. Сложные отношения отца и матери, свидетелем которых становится мальчик, накладывают отпечаток на его характер. Вражда Филиппа и Олимпиады вынуждает мальчика выбирать, на чью сторону встать. Родители используют ребенка ради достижения собственных целей, что, тем не менее, не означает, что они не любят его. В раннем возрасте, чрезвычайно привязанный к матери, став случайным свидетелем крайне неприятных ссор между родителями, Александр говорит, что ненавидит Филиппа, что убьет его, когда вырастет. Став старше, постепенно высвобождаясь из-под влияния Олимпиады, Александр меняет отношение к отцу, руководствуясь не слепой любовью к матери, но трезвым взглядом на поведение и достижения Филиппа.

В образе Александра обнаруживаются те же черты, что и в образе Тезея из одноименной дилогии М. Рено. Небольшой рост Александра заставляет его компенсировать этот недостаток, соревнуясь со сверстниками в тех сферах, где рост не играет роли. Александр (как и Тезей) доказывает, что он не жертва своей судьбы, а её хозяин. В романе «Небесное пламя» психология героя, его внутренние переживания стоят на первом месте; столь тщательной разработки психологического портрета персонажа нет ни в одном другом историческом романе Рено. Роман кончается прежде, чем Александр становится значимой фигурой в истории человечества, и очевидно желание писательницы убедить читателя в том, что последующие достижения Александра явились реализацией того потенциала, который был заложен в нем с детства.

По словам Д. Свитмэна, в разговоре с ним М. Рено утверждала, что изначально она не собиралась писать продолжение, роман «Небесное пламя» был задуман как самостоятельное произведение «о веселой юности, отвергающей прежний порядок и бросающей вызов миру, со свойственным ей романтическими взглядами».[206] Эти романтические тенденции, также объединяющие произведения Рено об Александре и о Тезее, в полной мере сохранятся во второй книге трилогии – романе «Персидский мальчик».

По сравнению с книгой «Царь должен умереть», в романе «Небесное пламя» дается более подробный анализ личных качеств главного героя, включающий в себя и наследственные факторы, и влияние окружения. Этому способствует повествование от третьего лица, которое дает возможность наиболее полно отразить взаимоотношения между героями произведения.

Расстановка и соотношение героев в романе, в соответствии с законами жанра, подчиняются необходимости сконцентрировать внимание на личности главного героя и особенностях изображаемой эпохи. Соответственно, на передний план выдвигаются те персонажи, которые наиболее тесно связаны с фигурой Александра, и именно они занимают основное внимание автора. В романе «Небесное пламя» такими персонажами становятся Олимпиада, Филипп, Гефестион; значительное место в системе персонажей уделяется воспитателям наследника: Лисимаху, Леониду и Аристотелю. Судьбы и характеры этих героев воспроизводятся автором подробнее, нежели жизнь других персонажей. Однако именно второстепенные герои создают историческую атмосферу произведения. В их словах и поступках в полной мере раскрывается мировоззрение, свойственное населению Македонского царства, повседневный быт, настроения, социально-политическая обстановка в государстве во время правления Филиппа II.

Значительный интерес представляет образ Гефестиона в романах «Небесное пламя» и «Персидский мальчик». Отношение историков к фигуре лучшего друга Александра Великого неоднозначно. Гефестион очень рано стал ближайшим человеком в окружении тогда ещё будущего царя Македонии, и сохранял особое положение при Александре до самой смерти. Английский историк П. Грин (Peter Green) дает Гефестиону весьма нелестную оценку, полагая, что главным достоинством Гефестиона была его безграничная преданность Александру, но талантом к управлению он не обладал. Среди личных качеств Гефестиона П. Грин указывает злость, своенравие и скромные умственные способности.[207] Австрийский историк-антиковед Ф. Шахермайр (Fritz Shahermayr) указывает, что Гефестион принимал активное участие в доносах, начавшихся после возвращения Александра из Гедросийской пустыни, и пишет, что длительное отсутствие Александра «показало, что с империей дело обстояло точно так же, как с Гефестионом. И о том и о другом можно было сказать: без царя они ничего не значили». Наряду с этим, Шахермайр отмечает его умение понимать и чувствовать Восток, что сделало Гефестиона незаменимым помощником Александра, и признает его организаторские способности.[208]

Ссоры Гефестиона с остальным окружением Александра не вызывают сомнений у историков, вопрос в том, что явилось причиной этих ссор: хвастовство Гефестиона своим исключительным положением, его неуживчивость и ревность, или же зависть остальных соратников полководца. В трилогии М. Рено этот вопрос решен в пользу Гефестиона. Она включает в повествование эпизоды, связанные с конфликтами между Гефестионом и окружением Александра, но поведение ближайшего сподвижника Александра оправдано его искренним стремлением поддержать великие замыслы друга, обезопасить его от заговоров и обеспечить необходимое повиновение.

Образ Гефестиона в трилогии становится «alter ego» Александра, полностью разделяющим его взгляды, планы и мечты. Замечание, что Гефестион являлся как бы вторым «я» царя, встречается в ряде исторических трудов, в частности, в работе «Александр Македонский» Ф. Шахермайра. В системе персонажей художественных исторических произведений М. Рено Гефестион может рассматриваться как герой-двойник, который помогает проникнуть в глубины психологии главного героя, и, вместе с тем, предоставляет автору возможность объективного изображения настроений внутри македонской армии, не подвергая критике действия Александра.

Гефестиону присущи те же черты характера, что и Александру, их объединяет образование, условия воспитания, мировоззрение. Однако нельзя сказать, что мечта о покорении Востока – это их общая мечта. Гефестион разделяет желания Александра, поддерживает все его начинания, но он не обладает тем, что позволяет Александру добиваться цели и вести за собой друзей, тем необъяснимым свойством, которое сформулировано в названии первого романа – “Fire from Heaven”. Знаменитая фраза Александра, сказанная матери персидского царя Дария, когда она приняла Гефестиона за македонского царя: «Он тоже Александр» присутствует и в тексте Рено, в романе «Персидский мальчик» - Багоас узнает об этой встрече от другого евнуха. Действительно, Гефестион по своим качествам – тоже Александр, каким бы он был, не обладай он этой божественной искрой, гением предводителя.

Образ Гефестиона в художественной структуре произведения является как бы проверкой жизнеспособности идей и планов Александра Великого. Конфликты Гефестиона с другими военачальниками - это, по сути своей, неприятие политики Александра в лагере македонцев. Назначение Гефестиона хилиархом (должность, заимствованная Александром у персов, первый заместитель царя) вызвало зависть и неодобрение у некоторой части армии, но, вероятно, следует признать, что и сам Гефестион боялся потерять свое положение, ревновал Александра и стремился убрать с дороги тех, кто мог помешать ему на пути ко всё большей власти. В характере Александра стремление к личной выгоде отсутствует, напротив, неоднократно подчеркивается, что он готов был терпеть любые лишения, и расширял границы империи ради идеи познания мира и объединения культур, но не ради безграничной личной власти.

Гефестион как персонаж романов «Небесное пламя» и «Персидский мальчик», таким образом, играет одну из ключевых ролей не только в жизни Александра Великого, т.е. в сюжетном плане, но его образ принципиально важен для понимания психологии главного героя. Фактически, после смерти лучшего друга Александр теряет себя, начинается разрушение его личности, выражающееся в необдуманных, несвойственных ему поступках. С этого момента общий тон повествования меняется, Багоас чувствует обреченность, начало крушения великого человека – и великой империи. С уходом из жизни царя в начале романа «Погребальные игры» начинается разрушение империи.

Второй роман трилогии – «Персидский мальчик» - включает в себя две линии повествования: любовная и военная, которые тесно связаны между собой в сюжетном плане, но всё же четко выделяются, в отличие от романа «Последняя чаша», где история любви Лисия и Алексия неотъемлема от описания военных и политических событий. Отношения Багоаса и Александра представляют отдельную линию, т.к. рассказчик - Багоас - не принимает участия в военных действиях, в разработке планов и кампаний. Багоас в данном случае – наблюдатель, однако он становится непосредственным свидетелем внутренней жизни армии, и что ещё важнее с точки зрения жанровой специфики – внутренней жизни самого Александра.

Описание военных событий по образцу сочинений Ксенофонта «Анабазис Кира» (это произведение не раз упоминается в романе, Александр часто ссылается на него) и Арриана «Анабазис Александра», которые шаг за шагом освещают военный поход. Разумеется, образ рассказчика вносит определенное своеобразие, связанное, в первую очередь, с тем, что о ряде происшествий читатель узнает по слухам, разговорам в лагере, рассказам самого Александра, которые передает Багоас.

Персидский евнух стал близок македонскому полководцу во многом благодаря тому, что помогал Александру понять Восток, замечая отличия между македонской и персидской цивилизацией и умея указать на них своему господину и объяснить причины многих явлений, чуждых западному миру. Помимо этого, Багоас испытывает искренние и глубокие чувства по отношению к Александру, что немаловажно для последнего. Между Гефестионом и Багоасом идет борьба за право быть самым близким человеком для царя, и в этом противостоянии отчетливо видны различия западного и восточного мировоззрения. Гефестион стремится к тому, чтобы быть с Александром на равных, Багоас – к подчинению. Багоаса и Александра объединяет также мистическое восприятие мира и судьбы.

Александр унаследовал страстность и мистицизм от матери, от отца ему достались энергичность и практический ум. Мать всеми силами пыталась убедить Александра в его избранности и высшем предназначении. Александр верит в богов греческого пантеона и ощущает присутствие сверхъестественного в его жизни. При этом он уважает религию побежденных народов и почитает их богов. Способность проявлять сочувствие и сострадание к врагу отличает его от соратников. Сведения об этом встречаются уже у древних авторов (Арриана, Плутарха). Его отношение к населению покоренных территорий и их правителям поражало современников, но такое поведение давало свои результаты: бывшие враги становились его союзниками.

Один из наиболее известных эпизодов в жизни Александра связан с его победой над индийским царем Пором. В романе «Персидский мальчик» диалог двух царей передан в соответствии с текстом Арриана «Поход Александра», однако Рено отказывается от непосредственного изображения их разговора – рассказ об этой встрече Багоас слышит от Александра:

«- Прекраснейший человек из всех, кого мне довелось видеть, - позже рассказывал мне Александр. <…> – «Проси у меня, чего хочешь, - сказал я ему. – Как мне следует поступить с тобою?» - «По-царски», - ответил он. Знаешь, я догадался о смысле его слов даже прежде, чем толмач открыл рот! «Я сделаю это ради себя самого, так что проси чего-нибудь для себя», - говорю я. А он отвечает: «В том нет нужды. Действуй по-царски – мне того достаточно». <…> Я собираюсь дать ему больше земель, чем у него было прежде. Он уравновесит мощь Омфиса; но, прежде всего остального, я ему доверяю». [209]

М. Рено не могла оставить без внимания эпизод, который столь ясно подтверждает её мнение об Александре как об идеальном правителе, не разрушающем без надобности, но созидающим, заботящимся не о собственной безграничной власти, а об интересах подвластных ему земель. Однако не только соображениями милосердия и симпатии руководствуется македонский полководец. Он поступает как мудрый политик. Руководство местностью, обычаи которой так не похожи на обычаи родной страны Александра, о нравах которой было известно слишком мало, могло стать непосильной задачей для македонского военачальника. Оставив земли индийскому царю, Александр решает проблему возможного сопротивления, нестабильности. В словах «Он уравновесит мощь Омфиса» отражается авторский взгляд М. Рено на причины этого поступка Александра Великого, упоминания об этих словах у Арриана не встречается. Этим писательница показывает читателю, что в характере Александра доброе сердце, стремление к справедливости и умение искренне восхищаться достойным соперником соединялись с расчетливым, трезвым умом и природной проницательностью.

Принадлежность произведений «Небесное пламя» и «Персидский мальчик» к типу историко-биографического романа не вызывает сомнений. Несколько сложнее обстоит дело с последней книгой трилогии – романом «Погребальные игры». Основное действие романа происходит после смерти Александра. Тем не менее, проблематика последнего произведения М. Рено остается той же, что и в первой и второй книгах об Александре Великом. Художественной задачей автора по-прежнему является воссоздание образа исторической личности, определение её места в историческом процессе. Главный герой «Погребальных игр» - несомненно, Александр, и его образ является центром всей художественной структуры произведения, объединяя прочих персонажей и, соответственно, сюжетные линии, связанные с их действиями.

Деление романа «Погребальные игры» на главы соответствует времени действия: главы названы по годам («323 год до н.э.», «322 год до н.э.» и т.д.). Таким образом внимание читателя акцентируется на том, сколько времени прошло с того момента, как Александра не стало. С каждым годом империя Александра Македонского ослабевает, в кровавую борьбу за престол включаются новые персонажи. Каждый персонаж тем или иным образом обогащает представление читателей о личности Александра. Портрет полководца в этом произведении создается с помощью ряда приемов.

Рассказы людей (как правило, в диалогах), которые были лично знакомы с царем, проливают свет не только на личные качества Александра, но и на те эпизоды жизни полководца, которые не вошли в предыдущие книги.

«- Мы подошли к красной скале, к источнику. В его водах нам надлежало омыть принесенные с собой золотые и серебряные дары, дабы очистить их для бога, а заодно очиститься и самим. Солнце палило, вокруг царил зной, а вода, помню, была ледяная. Александра, разумеется, очищать не собирались. Он же был фараоном. От него самого исходила божественная энергия. Поэтому его провели прямо в святилище. Снаружи всё казалось ослепительно белым, и сам воздух дрожал и струился. Зато вход выглядел как черный зев, возникало впечатление, что внутренний мрак в нем кромешен. Но Александр шагнул во тьму так, словно его глаза видели дальние, скрытые от нас горы» [210] - рассказывает Птолемей о посещении оракула Амона в Сиве Багоасу, который не был рядом с Александром во время его египетского похода. Упоминание о божественности Александра (в оригинале “He carried his own divinity” – «Он обладал божественной сущностью») в данном случае не может расцениваться только как дань мифологической и религиозной традиции Египта, почитающей фараона как сына бога. Эта идея проходит через все романы М. Рено об Александре. Не божественное происхождение (хотя в романах не раз упоминается об этих слухах), а необыкновенный талант Александра, который дан ему небом, позволяет возвысить его над всеми остальными людьми. В этом заключается основная мысль трилогии, в этом ключ к загадке Александра, как понимает этого героя писательница.

Важнейшее значение имеет описание взаимоотношений Александра с окружающими. В изображении манеры общения царя с людьми разного статуса, степени приближенности к нему, национальности проявляются различные стороны характера героя, обнаруживаются глубинные психологические причины поведения. С другой стороны, широкий круг общения Александра, показанный в романах, позволяет отразить множество точек зрения по поводу личности полководца. Ещё при жизни современники давали его действиям и его личным качествам противоречивые оценки, многообразие мнений о нем сохраняется и после его смерти, которая обострила взаимное неприятие сторонников и врагов Александра. М. Рено стремится объяснить причины возникновения столь неоднозначного подхода к фигуре великого македонского полководца, и объяснение истоков такого разнообразия точек зрения во многом лежит в особенностях его отношений с людьми.

Показательна забота Александра о своем слабоумном брате Арридее, которого он стремился оградить от негативного влияния и интриг. Вскоре после смерти Александра Арридей становится игрушкой в руках других людей, рассчитывающих с помощью избрания его царем Македонии обеспечить себе власть. В ответ на сообщение о том, что македонцы желают видеть его царем, Арридей вспоминает слова, сказанные ему Александром:

«Меня нельзя выбрать царем. Царь – это мой брат. И он говорил мне… Александр говорил мне так: «Если я не стану присматривать за тобой, то кто-то обязательно попытается сделать тебя царем, но если ты им станешь, то тебя убьют». [211]

В отношениях с братом Александр предстает как милосердный, добрый, гуманный и чувствительный человек, пытающийся сделать так, чтобы его брат как можно меньше ощущал свою неполноценность. Он держал его при себе, забрав из дворца, где его общество состояло исключительно из рабов, приставил к нему заботливого слугу Конона – «няньку», как презрительно называют его окружающие. Но в характере Александра было и место ревности, безразличию, и эти его черты проявляются в отношениях с родной сестрой Клеопатрой. Реакция Клеопатры на известие о смерти брата свидетельствует об отсутствии близости и нежности между ними:

«Смерть Александра не огорчила её, а повергла в благоговейный страх. Тот же страх, а не любовь, он внушал ей и при жизни. Появившись на этот свет раньше, брат украл у нее материнскую нежность и отцовское внимание. Их ссоры прекратились давно, ещё в детстве, а после они и вовсе отошли друг от друга. <…> Вскоре брат превратился для нее в некий феномен природы, становившийся по мере удаления все более великолепным и все более чуждым». [212]

Н. Макьюэн замечает, что ряд проблем, которые не успел решить Александр, остались нерешенными по сей день (прежде всего, это касается сложных отношений Запада и Востока), и романы М. Рено касаются этих вопросов, чем подтверждается их актуальность. Смерть Александра оставляет главный исторический вопрос трилогии о возможности гармоничного слияния и взаимообогащения разных цивилизаций без ответа.[213]

Трилогия М. Рено об Александре Великом, включающая в себя романы «Небесное пламя», «Персидский мальчик» и «Погребальные игры», создавалась на протяжении долгого времени. Первая книга была закончена в 1969 г., последняя написана спустя 12 лет, в 1981 г. Роман «Погребальные игры» стал последним в творческой карьере М. Рено. Личность Александра представляла особый интерес для писательницы, о чем свидетельствует тот факт, что помимо художественного воссоздания жизни полководца, она создает документальную биографию «The Nature of Alexander» (1975 г.).

Романы «Небесное пламя», «Персидский мальчик» и «Погребальные игры» относятся к типу историко-биографического романа. В исторической художественной биографии судьба главного героя непременно связана с ключевыми событиями эпохи, а воссоздание образа реальной личности учитывает характерные черты исторического периода.

Трилогия об Александре изобилует описаниями материальных и духовных примет эпохи. Как и в остальных исторических произведениях М. Рено, в трилогии изображены особенности повседневного быта (достаточно подробные описания одежды, утвари, зданий), устройства придворной жизни, встречаются сцены празднеств и ритуалов, уделяется внимание мифологии и религии народов, о которых идет речь. Всё это создает детальную и яркую картину жизни македонского царства, а затем империи, которая простиралась на три континента.

В произведениях охватывается период с 351 г. до н.э. до 286 г. до н.э., то есть автор создает художественное описание жизни Александра с раннего возраста и воспроизводит события, произошедшие после его гибели. Деление на книги соответствует смене правителя. Первый роман заканчивается гибелью Филиппа и провозглашением Александра законным царем. Последние страницы второй книги посвящены болезни и смерти самого Александра, и с этого же момента начинается повествование в третьем романе. Судьба этого македонского правителя не заканчивается с его смертью, она заканчивается только тогда, когда прекращается борьба за право занять его место в империи. Главный героем «Погребальных игр» остается Александр, остальные персонажи, большинство из которых – действительно существовавшие личности, не могут претендовать на главную роль в романе. Художественная структура «Погребальных игр», где действия и слова героев обращены к образу центрального персонажа, отражает основную идею трилогии. Имеются все основания утверждать, что последний роман М. Рено также относится к историко-биографическому типу художественной прозы. В нем определяется место Александра Македонского в историческом процессе, подводятся итоги его правления, которое повлекло за собой значительные перемены в мировой политике и культуре. «Погребальные игры» включают в себя эпизоды, которые позволяют читателю проникнуть в психологию Александра, обогащают его образ по сравнению с несколько однобоким описанием, отраженное в воспоминаниях персидского евнуха Ба

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...