Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-тематический план. Второй год обучения. Содержание




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Второй год обучения

№ темы Название раздела Теория Практика Всего
1. Вводное занятие. -
2. Экология и экологическая безопасность.
3. Экология в жизни каждого из нас.
4. Мир животных. Животные вокруг нас.
5. Система живого мира.
6. Взаимосвязи в мире природы.
7. Животные как часть природных сообществ и городских экосистем.
8. Безопасность планеты.
9. Человек и живые организмы.
10. Итоговое занятие. -

      Всего

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Вводное занятие (2 часа). Теория. Знакомство с программой второго года обучения. Правила техники безопасности при посещении кружка, правила поведения в кружке. Практика. Викторина на знание правил техники безопасности.

2. Что такое экология (16 часов). Теория. Экология и экологическая безопасность. Как сохранить здоровье. Практика. Выполнение игровых творческих заданий по тематике раздела программы.

Примерное поурочное планирование

2. 1. Наука экология. Экология и мы. Практика. Беседа «Что такое экология».

2. 2. Что такое экологическая безопасность. Экологическая безопасность человека. Снижение вредного влияния на природу. Практика. Знакомство с экологическим творчеством – плакатами, рассказами, стихотворениями. Обсуждение.

2. 3. Чем опасен мусор. Проблема свалок и утилизации мусора. Раздельный сбор мусора. Практика. Просмотр и обсуждение экологического мультфильма. Экологическая операция «Нажми на мусор». Украшение экосумки.

2. 4. Загрязнение водоемов. Сбросы промышленных вод. Проблема зарастания водоемов. Охрана прибрежной зоны. Практика. Аппликация из вторично используемых материалов (ткань, обрезки бумаги) «У воды».

2. 5. Загрязнение воздуха. Промышленные и транспортные выбросы. Практика. Размышление на тему «Как сохранить чистый воздух».  

2. 6. Экология и здоровье. Составляющие здоровья. Вредные привычки. Ответственность за собственное здоровье. Практика. Игра «Умей говорить «Нет! ».

2. 7. Шумовое загрязнение. Проблема больших городов. Что слышит человеческое ухо. Особенности слухового аппарата у животных. Практика. Просмотр экологического мультфильма. Обсуждение.

2. 8. Здоровьесбережение в экологически сложной обстановке. Спорт в жизни человека. Правильное питание. Практика. Игра «Веселые старты».

 

3. Экология в жизни каждого из нас (6 часов). Теория. Необходимость экологических знаний. Практика. Выполнение творческих заданий по тематике раздела программы.

Примерное поурочное планирование

3. 1. Сказки. Природа в сказках. Экология в сказках. Практика. Викторина «Угадай сказку».

3. 2. Человек и природа. Разумное взаимодействие. Принципы устойчивого развития. Практика. Беседа.

3. 3. Легко ли любить природу. Зачем нужны экологические знания. Практика. Чтение экологического рассказа. Обсуждение.

 

4. Мир животных (28 часов). Теория. Животные вокруг нас. Практика. Выполнение творческих заданий по тематике раздела программы.

Примерное поурочное планирование

4. 1. Животные – кто они? Чем отличаются животные от растений. Практика. Изготовление пальчиковых игрушек «Животные» из вторично используемых материалов.

4. 2. Многообразие животного мира. Почему они разные. Понятие экологической ниши. Практика. Пальчиковый театр «Животные ищут свой дом».

4. 3. Среда обитания. Как животные приспосабливаются. Мимикрия. Практика.  Графическая игра на внимание. Рисуем (раскрашиваем) животных.  

4. 4. Животные в естественной среде и вне естественной среды. Отбор. Учение Ч. Дарвина. Практика. Просмотр и обсуждение отрывка видеофильма. Беседа «Внимание, слетки! »

4. 5. Как человек приручил животных. Проблемы одомашнивания. Все ли животные могут стать домашними. Практика. Просмотр мультфильма. Обсуждение.  

4. 6. Домашние животные. Виды. Содержание, уход. Практика. Рассказ о своих питомцах.

4. 7. Сельскохозяйственные животные и экология. Практика. Деловая игра «Ферма».

4. 8. Ответственность человека за тех, кого он приручил. Практика. Подготовка памятки для человека, решившего завести питомца.

4. 9. Животные в городах. Проблема бездомных животных. Практика. Беседа о правилах безопасности «Помогая, не рискуй». Обсуждение.

4. 10. Животные в городах. Почему дикие животные приходят к людям.  Практика. Просмотр видеоролика о диких животных в городе. Обсуждение.

4. 11. Животные-спутники. Практика. Чтение рассказа «Как кошки город спасли». Обсуждение.

4. 12. Животные на войне. Практика. Виртуальное знакомство с памятниками животным. Обсуждение.

4. 13. Практика. Беседа о «полезных» и «вредных» животных. В природе все нужны. Чтение стихов о животных (Б. Заходер). Обсуждение.

4. 14. Практика. Игра «В мире животных».

 

5. Система живого мира (12 часов). Теория. Понятия: система живого мира. Таксон. Определитель. Практика. Выполнение творческих заданий по тематике раздела программы.

Примерное поурочное планирование

5. 1. Систематика. Зачем придумали системы. История систематики. Практика. Знакомство с системой живого мира (схема). Поиск места человека в системе.

5. 2. От царства до вида. Что такое таксон. Диагностика таксонов. Определительные ключи. Практика. Определение растения с помощью ключа.

5. 3. Практика. Учимся определять растения. Работа со школьным определителем растений.

5. 4. Практика. Учимся определять животных. Определяем насекомых по школьному определителю.

5. 5. Зарисовки юного ботаника. Практикум. Рисовать растения.

5. 6. Практика. Игра-ассоциация «Угадай вид».

 

6. Взаимосвязи в живой природе (28 часов). Теория. Среда. Пищевая цепь. Плотоядные и хищники. Практика. Выполнение творческих заданий по тематике раздела программы.

Примерное поурочное планирование

6. 1. Среда обитания. Как растения и животные меняют среду. Практика. Просмотр видеофильма. Обсуждение.

6. 2. Пищевые цепи. Растительноядные и плотоядные животные. Зависимость численности вида от наличия питания. Практика. Подготовка пальчиковых игрушек из вторично используемых материалов для кукольного театра (растения – 27 шт., травоядные – 9 шт., хищники – 3 шт. ).

6. 3. Хищники как необходимый элемент экологического равновесия. Хищные животные нашего края. Практика. Рисование (раскрашивание) хищных зверей и птиц.

6. 4. Практика. Урок-размышление «Если бы не было хищников». Пальчиковый театр.

6. 5. Практика. Экологическая игра «Цепочка жизни». Пальчиковый театр.

6. 6. Конкуренция. Борьба за выживание. Практика. Пальчиковый театр.

6. 7. Экологическая пирамида. Практика. Пальчиковый театр.

6. 8. Дружба в природе. Симбиоз. Практика. Работа с карточками «Собери пары».

6. 9. Практика. Урок «Сказка о добром волке».

6. 10. Практика. Чтение экологических стихов. Диспут на тему «В природе все нужны».

6. 11. Чтение экологических стихов. Диспут на тему «В природе все нужны».

 Решение экологических задач. Практика. Беседа.

6. 12. Виды экологических плакатов. Практика. Знакомство с образцами экологических плакатов. Обсуждение эффективности использования.

6. 13. Практика. Оформление экологического плаката.

6. 14. Правила оформления выставки рисунков и плакатов. Практика. Оформление выставку.

 

7. Животные как часть природных сообществ (12 часов). Теория. Природные сообщества. Степь. Лес. Водоем. Художники-анималисты. Практика. Выполнение творческих заданий по тематике раздела программы.

Примерное поурочное планирование

7. 1. Животные водоемов. Приспособления для жизни в воде. Как дышать под водой. Обитатели прибрежной зоны. Практика. Рисование животных водоемов. Создание коллажа «Жители водоемов».

7. 2. Животные степи. Травоядные большие и маленькие. Птицы степи. Виды, внесенные в Красные книги. Практика. Рисование (раскрашивание) охраняемых видов. Обсуждение проблем охраны степных видов.

7. 3. Животные леса. Особенности жизни в лесу. Обитатели естественных и искусственных насаждений. Практика. Рисование типичных представителей.

7. 4. Адаптация диких животных к жизни рядом с человеком. Практика. Просмотр видеоролика. Обсуждение.

7. 5. Животные на картинах. Художники-анималисты. Практика. Виртуальное путешествие по картинным галереям.

7. 6. Практика. Чтение рассказов о животных (В. Бианки и др. ). Обсуждение.

 

8. Безопасность планеты (10 часов). Теория. Понятия: ресурсы исчерпаемые, неисчерпаемые, восстанавливаемые. Практика. Выполнение творческих заданий по тематике раздела программы.

Примерное поурочное планирование

8. 1. Ресурсы Земли. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Восстанавливаемые ресурсы. Проблемы восстановления. Практика. Беседа «Экология экономна».

8. 2. Вода – жизнь. Охрана водоемов. Экономия воды. Проблема нехватки пресной воды. Практика. Подготовка памятка «Экономь воду! ».

8. 3. Вода и искусство. Стихи о воде. Водоемы на картинах. Творчество И. Айвазовского «Стихия воды». Практика. Виртуальная экскурсия. Рассказ по картине.

8. 4. «Безвредная» электроэнергия. Экономим электричество. Простые способы энергосбережения в домашних условиях. Практика. Подготовка памятка «Экономь электроэнергию».

8. 5. Практика. Урок-рассуждение об экономии ресурсов «Вторая жизнь старых вещей».

 

9. Человек и живые организмы (24 часа). Теория. Практика. Выполнение творческих заданий по тематике раздела программы.

Примерное поурочное планирование

9. 1.  Охрана биоразнообразия. Красная Книга.

9. 2. Охраняемые виды растений. Характерные особенности раннецветущих охраняемых видов Донбасса. Практика. Рисование охраняемых растений.

9. 3. Охраняемые виды животных. Степной орел, выпь, дрофа, лунь полевой, мышь сеноставка, бурозубка, еж ушастый и др. Практика. Рисование охраняемых животных.

9. 4. Природно-заповедный фонд. Мировая практика охраны местообитаний. Законодательство ДНР в области охраны природы. Практика. Просмотр видеофильма о природоохранных объектах. Беседа «Как вести себя в природе».

9. 5. Заповедники. Природоохранные задачи. Заповедники родного края. Практика. Деловая экологическая игра «Письмо человеку».

9. 6. Заказники. Особенности заказников как природоохранных объектов. Практика. Диспут «Как сохранить природное разнообразие».

9. 7. Ландшафтные парки. Основные цели и задачи создания ландшафтных парков. Практика. Виртуальная экскурсия.

9. 8. Памятники природы. Какие объекты можно считать памятниками природы. Водные, ботанические, геологические памятники Донбасса. Практика. Виртуальная экскурсия.

9. 10. Практика. Виртуальное путешествие по ландшафтным паркам Донбасса. РЛП «Зуевский», РЛП «Донецкий Кряж». Обсуждение.

9. 11. Практика. Редкие растения. Способы изучения. Обсуждение.

9. 12.  Практика. Редкие животные. Способы изучения. Просмотр отрывков видеофильмов о наблюдениях за животными.

 

10. Итоговое занятие (2 часа). Практика.

10. 1. Практика. Оформление выставки творческих работ «Береги свой край». Обсуждение работ.

10. 2. Практика. Экологическое тестирование «Знаю ли я природу»

10. 3. Итоговое занятие - игровая программа «С любовью к природе».

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...