Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают: 1) соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям (формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития); 2) соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям; 3) сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся. Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития. Методы сбора информации: тестирование. Программа мониторинга УУД ООО:
Всего в мониторинге приняло участие 139 учащихся (75 %): из 5А класса – 16 чел (76 % от общего числа обучающихся в 5-х классах имеющих согласие на ψ-педагогическое сопровождение), учащихся 5 Б класса − 27 чел. (90 %), учащихся 5 В класса − 20 чел. (76,9 %), учащихся 6 А класса − 23 чел. (82,7 %), учащихся 6 Б класса − 19 чел. (70 %), учащихся 6 В класса − 17 чел. (81 %), учащихся 6 Г класса − 17 чел. (68 %). Проведение и оценивание результатов мониторинга осуществляли студенты практиканты Воротилина К.С., Гладченко А.В., Сайфиева Э.Н., Хаметова А. А., Чугунова А.В., совместно с педагогом-психологом Чичикиным А.И. и с классными руководителями соответствующих классов (Митренко О.Е. – 5 «А», Майер Д. Р. – 5 «Б», Макшанова Т. В. – 5 «В», Ягунова Т. С. – 6 «А», Гуляш Н. А. – 6 «Б», Попова Т. Д. – 6 «В», Маринина Н. В. – 6 «Г»), по предварительному запросу администрации ОУ.
В ходе мониторинга были выявлены уровни сформированности познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных УУД: - Познавательные УУД включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Познавательные УУД отражают: 1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3) смысловое чтение.
Таблица 1. «Познавательные УУД в 5-6-х классах»
Результаты мониторинга показывают, что познавательные универсальные учебные действия у 58 % учащихся развиты преимущественно на среднем уровне (по итогам мониторинга в 2015-2016 гг. у 35% учащихся познавательные универсальные учебные действия развиты на среднем уровне). Высокий уровень у пятиклассников и шестиклассников не был выявлен, хотя на выходе из начальной школы он имел значение 56% учащихся. В основном школьники умеют выделять существенные признаки предметов и явлений, способны к абстрагированию, устанавливать закономерности, обобщать. Следует также отметить, что в ходе диагностических мероприятий была выделена группа обучающихся с недостаточным развитием словесно-логического мышления – у 34 % пятиклассников, шестиклассников (по итогам мониторинга в 2015-2016 гг. у 9% учащихся познавательные универсальные учебные действия развиты на низком уровне), которым необходима коррекционная работа по выявленным показателям.
Таким образом, понижение уровня познавательного УУД напрямую связано с переходом учащихся из начальной школы в среднюю. Факторами, влияющими на понижение уровня познавательного УУД, являются: смена классного руководителя – учителя по всем предметам, на учителей узкого профиля; новый режим дня, а также увеличение учебной нагрузки. Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Дети не всегда умеют планировать и контролировать свои действия, и зачастую не способны концентрироваться на конкретной задаче. Все это связано с нервно-психическим состоянием этого возрастного этапа. Также нужно помнить, что возраст характеризуется угасанием духа интеллектуального соперничества – равнодушием к учебе. Познавательные универсальные учебные действия учащихся 6-х классов развиты преимущественно на среднем уровне. В сравнении с 5-ми классами видна динамика развития на 11 %, что свидетельствует о том, что ученики стали лучше усваивать школьную программу, так как смогли лучше адаптироваться к новым школьным условиям. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Этот возраст можно обозначить как период «зенита любознательности». - Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные УУД отражают: 1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); 4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Таблица 2. «Коммуникативные УУД в 5-6-х классах»
Результаты мониторинга показывают, что коммуникативные универсальные учебные действия у 48,9 % учащихся развиты преимущественно на высоком уровне (37% по итогам 2015-2016 учебного года). Средний уровень имеют 47 % пятиклассников и шестиклассников (48 % по итогам 2015-2016 учебного года). Низкий уровень в ходе мониторинга был выявлен на 3 % (15 % по итогам 2015-2016 учебного года). Таким образом, можно сделать вывод, что большинство пятиклассников умеют слушать и понимать речь других, они стремятся к сотрудничеству, умеют взаимодействовать с одноклассниками, а также соблюдают простейшие нормы речевого этикета. В этом возрасте происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. Социальные нормы поведения, установленные взрослыми, отходят на второй план. Ученик переходит на внутригрупповые нормы поведения которые установил сам или же нормы, установленные сверстниками. Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск для образца подражания. Дети начинают играть роли в школе, дома и пробуют, как на ту роль будут реагировать взрослые (роль лидера, роль знатока, роль «душа компании»или же роль задиры). Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Повышенная критичность к себе и окружающим. Очень шаткая самооценка, которая зависит от: положительной либо отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, а так же педагогами, какое взаимоотношение в семье.
Коммуникативные универсальные учебные действия учащихся 6-х классов развиты преимущественно на высоком уровне. В сравнении с 5-ми классами видна динамика развития на 4 %. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Этот возраст можно обозначить как период «зенита любознательности». В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростков особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравятся различного рода дискуссии. Основной формой проявления самостоятельности становятся агрессивные действия, в тех или иных проявлениях, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между шестиклассниками и их родителями, педагогами. Поэтому полезно предоставлять подросткам возможность осознавать собственные индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, в то же время нужно учить их контролировать эти проявления агрессии. - Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Таблица 3. «Регулятивные УУД в 5-6-х классах»
Результаты мониторинга показывают, что регулятивные универсальные учебные действия у 83 % учащихся развиты преимущественно на низком уровне (73% по итогам 2015-2016 учебного года). Учащиеся с данным уровнем демонстрируют недостаточно развитую ориентировку на систему требований, обусловленную невысоким уровнем развития произвольности (регулятивные УУД). Средний уровень имеют 15 % пятиклассников, шестиклассников (26% по итогам 2015-2016 учебного года). Высокий уровень в ходе мониторинга был выявлен у 7,9 % школьников (1% по итогам 2015-2016 учебного года). Для таких учащихся характерны высокие показатели объема и концентрации внимания. Школьникам с низким уровнем организации учебной деятельности необходим пошаговый контроль со стороны учителей, постоянное обращение к алгоритму выполнения учебного действия, коррекционные занятия с психологом. В результате игнорирования вышеперечисленных действий у ребенка может проявиться тревога, которая впоследствии перерастает в состояние тревожности. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью учащихся серьезно тормозит их обучение и развитие. Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности, и как следствие возникают затруднение в усвоении учебного материала: не удерживают в памяти условие задачи (преобладает кратковременная память, рассеянность внимания), забывают слова (особенность памяти), допускают нелепые ошибки в письменных работах, вместо решения механически манипулируют цифрами (нет сосредоточенности внимания), не способны оценить результат своих действий (словарный запас, богатство речи), ограничены представления об окружающем мире. Регулятивные УУД учащихся 6-х классов развиты преимущественно на низком уровне. В сравнении с 5-ми классами видна незначительная динамика развития на 2 %. У многих наблюдается снижение интереса к учебной деятельности за счет появления новых увлечений, связанных с общением со сверстниками. Лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Мыслительные процессы в этом возрасте осуществляются быстрее, чем раньше. Для их поддержания требуется хороший уровень развития речи, умение давать развернутые устные ответы. В противном случае школьники испытывают трудности при ответах у доски, иногда отказываются от них. - Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные УУД отражают: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Таблица 4. «Личностные УУД в 5-6-х классах»
Результаты мониторинга показывают, что личностные универсальные учебные действия у 73% учащихся развиты преимущественно на высоком уровне (33% по итогам 2015-2016 учебного года). Средний уровень имеют 17 % пятиклассников, шестиклассников (40% по итогам 2015-2016 учебного года). Низкий уровень в ходе мониторинга был выявлен у 6 % школьников (27% по итогам 2015-2016 учебного года). Таких учащихся необходимо включать в активную деятельность на основе изучения их интересов и склонностей, привлекать к участию во внеурочной деятельности. Как следствие кризиса, у подростков появляется неустойчивая самооценка, что побуждает их агрессивно отстаивать собственное мнение, самоутверждаться за счет сверстников. Повышается зависимость от внешней оценки, особенно от оценки ребят. Подростки некритично воспринимают мнение ровесников о себе: своей физиологии, способностях, они скорее болезненно переживают это. Тело становится важным основанием для самооценки. Подростки внимательно присматриваются к себе, сравнивают с окружающими, беспокоятся, если сильно отличаются от сверстников по росту (выше, ниже), фигуре (толще, тоньше). Так же внимательно они относятся к внешности взрослых. Помимо образа тела, на самооценку влияет темп полового созревания. У мальчиков раннее созревание самооценку повышает, у девочек может снижать. Личностные универсальные учебные действия учащихся 6-х классов развиты преимущественно на высоком уровне. В сравнении с 5-ми классами видна динамика развития на 8 %, что свидетельствует о том, что ученики все больше узнают о себе сами (занимаются самопознанием). В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Своеобразной чертой подростковых интересов является безоглядность увлечения, когда интерес, часто случайный и ситуативный, вдруг приобретает сверхценный характер, становится чрезмерным. Специфика интересов заключается в том, в значительной части случаев подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться тем, что интересно этой компании. С этим связана характерная для подростков «мода на интересы», когда какое-либо увлечение как бы внезапно охватывает весь класс, параллель и также внезапно гаснет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|