Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Развитие графических навыков




 

 

Граб Л. М.

Тематическое планирование коррекционной работы в логопеди­

ческой группе для детей 5-6 лет с ОНР / Л. М. Граб. - М. : «Изда­тельство Гном и Д», 2005. - 56 с.

ISBN 5-296-00493-0

Пособие предназначено для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, страдающими ОНР. В комплекте с ра­бочей тетрадью по развитию графических навыков и навыков конструиро­вания оно поможет спланировать работу по формированию лексико-грам­матического строя и связной речи.

Пособие содержит задания, развивающие восприятие, внимание, па­

мять, мышление, воображение и эмоционально-волевые процессы.

Адресовано логопедам дошкольных образовательных учреждений.

Издатель - А. п. Казаков Редактор - Н. Е. Ильякова Корректор - И. Н. Максимова Обложка - Н. Г. Надворская Оригинал-макет - Н. М. Залипаева

Тиражирование осуществлено 000 «ВИРС» Тел. /факс (095) 264-27-7 (магазин); 264-18-66 (издательство) E-таН: gnomJogoped@newmail. Гu

Сдано в набор 18. 11. 03. Подписано в печать 20. 02. 05. Печать офсетная. Объем - 3, 5 п. л. Формат 70х100/16.

Тираж 3 000 экз. Заказ NQ 663.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Малоярославецкая типография». г. Малоярославец, ул. С. Беляева, д. 5. Тел. (08431) 2-14-60, 2-13-72.

ISBN 5-296-00493-0

@ ГраБЛ. М., 2004.

@ Оформление. 000 «Издательство «Гном И Д», 200

Данное пособие адресовано логопедам для проведения занятий с детьми 5-6 лет в группах с ОНР. Оно окажет помощь при планировании работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, поможет развить восприятие, внимание, память, мышление, вооб­ражение и эмоционально-волевые процессы, а также графические на­выки и навыки конструирования. Материалы пособия помогут выстро­ить работу над 26 лексическими темами. Планирование по каждой теме включает следующие разделы:

- словарь и словообразование;

- грамматический строй;

- развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышле­ния);

- связная речь;

- развитие графических навыков.

 

 

в разделе 1 «Словарь и словообразование» каждой лексической темы содержится предметная и глагольная лексика, словарь признаков и наречий, задания на словообразование.

 

в разделе 2 «Грамматический строй» описываются игровые и дидак­тические приемы, цель которых - формирование у ребенка определен­ных грамматических представлений и навыков.

 

Введение

 

 

в раздел 3 «Развитие психических функций» входят: игры и упраж­нения на развитие психических процессов, которые проводятся с исполь­зованием приведенной в первом разделе лексики; проблемные вопро­сы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность и зада­ния, формирующие у ребенка «языковое чутье».

 

Раздел 4 «Связная речь» включает различные виды работ по разви­тию связной речи, с указанием тем рассказов.

 

Раздел 5 «Развитие графических навыков». Он представлен отдель­ной тетрадью, которая содержит задания на развитие графических на­выков с образцами разных видов рисунков, штриховок и заданий по кон­струированию.

 

 

Тема 1: ОСЕНЬ

 

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4. Связная речь
Предметный словарь: осень, лис­топад, урожай, заморозки, дождь, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзи­на, ведро, лукошко, стая, берлога, дупло, листва, пора, клен, еж, бел­ка, медведь, заяц, плащ, куртка, са­поги, портфель, школа, грибник, зонт, листья, лес. Глагольный словарь: опадать, кру­житься, шелестеть, краснеть, жел­теть, запасать, менять, сушить, за­сыхать, дуть, засыпать, собирать. Словарь признаков: красный, жел­тый, оранжевый, бордовый, осен­ний, дождливый, холодный, рыжий, белый, пасмурный, прохладный, ранний, поздний, золотой, разно­цветный. Словарь наречий: пасмурно, дож­дливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, хмуро. Антонимы: холодный — теплый, ранний — поздний, пасмурно — солнечно. Словообразование:   прилагательных от наречий (поздно — поздний, хмуро— хмурое); глаголов от прилагательных (крас­ный — краснеть); прилагательных от существительных (холод— холодный, клен— клено­вый); прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный); существительных от существитель­ных (гриб — грибник, ягоды — ягодник); сложных слов (листопад).   Подбор родственных слов: гриб, ягода, лист, лес. Многозначность: лист, ножка, шляпка. 1.     Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: лист — осенний. Образование множественного числа существительных. Лист — листья, гриб— грибы. Согласование числительных, местоимений, наречий с существи­тельными. Один гриб; мое лукош­ко; много ягод. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Тво­рительный, Предложный падежи. ) Пойдем в лес (предлог «за»: за гри­бами, за ягодами). Наберем грибов (предлоги «в» «у», «за», «под», «между»: в корзину, в ведро, за пеньком гриб, поделкой, у сосны, между березами... ). Соберем урожай (предлог «в»: в мешок картошку, в ящик помидо­ры... ). Звери готовятся к зиме (ищет бер­логу, готовит запасы, меняет шер­стку... ). С какого дерева листок? (предлог «с»: лист с березы, с осины... ).   Загадки о предметах по теме. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3.         Ассоциативная цепочка к слову «осень», (лист, лужа, гриб, корзи­на... ). 4.         Найди такой же листок, грибок... (сравнить картинки). 5.         Что изменилось? (сравнить картин- ки с изображением лета и осени). С какого дерева листок? (подо­ брать лист к дереву). Определи предмет по части. Узнай предмет по контуру. Проблемные вопросы:   Как сохранить воспоминания об осени? Что будет, если листья не опадут; птицы не улетят; заяц и белка не по­ меняют цвет шубки? Что хорошего, что плохого для че­ловека в таких явлениях, как дождь, ветер? Почему так называют: листопад, грибник, ягодник, школьник? 10.      Объясни значение выражений: Сесть в лужу. После дождичка в четверг. Дрожит, как осиновый лист. 1. Экскурсия в лес. 2. В лес с корзинкой. 3. Осень в городе. 4. Докажи, что на картинке осень. 5. Как звери готовятся к зиме? 6. Труд взрослых осенью. 7. Игры детей осенью. 8. Рассказы по темам:   9. Признаки осени. 10. Ранняя осень. 11. Золотая осень. 12. Поздняя осень. 13. Если бы я был листиком... 14. Сказка о путешествии листочка.  

5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5).

Обведение прямых и волнистых пунктирных линий; предметов по контуру.

 

 

Тема 2: ОВОЩИ

 

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4. Связная речь
Предметный словарь: овощи, капу­ ста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, бак­ лажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, качан, овощерезка. Глагольный словарь: вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, сре­зать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, цвести, соби­рать, солить, квасить, полоть, мыть. Словарь признаков: овощной, красный, зеленый, желтый, фиоле­товый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, слад­ кий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый.   Словарь наречий: рано, поздно, мелко, крупно. Антонимы: крупный - мелкий, рано   поздно, кислый - сладкий, гладкий шершавый, сажать - собирать. 6.     Словообразование: приставочных глаголов (выкопать, перекопать... ); относительных прилагательных (пюре из картофеля - картофель­ ное); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (горо­ шек, огурчик... ); сложных слов (овощерезка, карто­ фелечистка).   Подбор родственных слов: овощи, огород. Многозначность: салат, лук.   Подбор признаков к предмету. Уз­ навание предмета по признаку. Согласование прилагательных с су­ ществительными: лук - горький. Образование множественного числа существительных. Кабачок - кабачки. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один огурец, много ка­бачков, моя морковка. Предложно-падежное управление. (Родительный, Творительный, Пред­ложный падежи. ) Мешок чего? Из чего сделан салат? (предлог «из»). Корзинка с чем? (предлог «с», «со»). Куда сложим урожай? (предлог «в»). Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»}. Классификация: зеленые овощи, красные, круглые, треугольные. Игры на восприятие цвета, формы, размера:   Узнай изображения по контуру. Что похоже на мышку? На мячик? Чудесный мешочек. Узнай на вкус. Что изменилось? Раскрась овощи. 5.         Проблемные вопросы: Как надолго сохранить овощи? Почему так называют: теплица, ого­ родник, овощерезка, картофелечи­стка? 6.         4-й лишний: овощи-фрукты; зеленые овощи - красные; овальные овощи - треугольные; едят сырыми - готовят. 7.         Объясни значение выражений: —       всякому овощу свое время.   Загадки-описания, сравнительно - описательные рассказы. Описательные рассказы. Рассказы по темам:   Что можно приготовить из овощей? Путь картошки от посадки до каст­ рюли. Сказка о любимом овоще. Если бы я был помидором...  

5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-7).

Обведение кругов; выполнение штриховки, раскрашивание предметов, рисо­вание по клеточкам и т. д.

 

               

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...