Тематическое планирование коррекционной работы в логопеди
ческой группе для детей 5-6 лет с ОНР / Л. М. Граб. - М. : «Издательство Гном и Д», 2005. - 56 с.
ISBN 5-296-00493-0
Пособие предназначено для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, страдающими ОНР. В комплекте с рабочей тетрадью по развитию графических навыков и навыков конструирования оно поможет спланировать работу по формированию лексико-грамматического строя и связной речи.
Пособие содержит задания, развивающие восприятие, внимание, па
мять, мышление, воображение и эмоционально-волевые процессы.
Сдано в набор 18. 11. 03. Подписано в печать 20. 02. 05. Печать офсетная. Объем - 3, 5 п. л. Формат 70х100/16.
Тираж 3 000 экз. Заказ NQ 663.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Малоярославецкая типография». г. Малоярославец, ул. С. Беляева, д. 5. Тел. (08431) 2-14-60, 2-13-72.
ISBN 5-296-00493-0
@ ГраБЛ. М., 2004.
@ Оформление. 000 «Издательство «Гном И Д», 200
Данное пособие адресовано логопедам для проведения занятий с детьми 5-6 лет в группах с ОНР. Оно окажет помощь при планировании работы по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, поможет развить восприятие, внимание, память, мышление, воображение и эмоционально-волевые процессы, а также графические навыки и навыки конструирования. Материалы пособия помогут выстроить работу над 26 лексическими темами. Планирование по каждой теме включает следующие разделы:
- словарь и словообразование;
- грамматический строй;
- развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления);
- связная речь;
- развитие графических навыков.
в разделе 1 «Словарь и словообразование» каждой лексической темы содержится предметная и глагольная лексика, словарь признаков и наречий, задания на словообразование.
в разделе 2 «Грамматический строй» описываются игровые и дидактические приемы, цель которых - формирование у ребенка определенных грамматических представлений и навыков.
Введение
в раздел 3 «Развитие психических функций» входят: игры и упражнения на развитие психических процессов, которые проводятся с использованием приведенной в первом разделе лексики; проблемные вопросы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность и задания, формирующие у ребенка «языковое чутье».
Раздел 4 «Связная речь» включает различные виды работ по развитию связной речи, с указанием тем рассказов.
Раздел 5 «Развитие графических навыков». Он представлен отдельной тетрадью, которая содержит задания на развитие графических навыков с образцами разных видов рисунков, штриховок и заданий по конструированию.
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: лист — осенний.
Образование множественного числа существительных. Лист — листья, гриб— грибы.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один гриб; мое лукошко; много ягод.
Предложно-падежное управление.
(Родительный, Винительный, Творительный, Предложный падежи. )
Пойдем в лес (предлог «за»: за грибами, за ягодами).
Наберем грибов (предлоги «в» «у», «за», «под», «между»: в корзину, в ведро, за пеньком гриб, поделкой, у сосны, между березами... ).
Соберем урожай (предлог «в»: в мешок картошку, в ящик помидоры... ).
Звери готовятся к зиме (ищет берлогу, готовит запасы, меняет шерстку... ).
С какого дерева листок? (предлог «с»: лист с березы, с осины... ).
Загадки о предметах по теме.
Да-нетка (задавая вопросы, угадай
предмет по ответам «да», «нет»).
3. Ассоциативная цепочка к слову «осень», (лист, лужа, гриб, корзина... ).
4. Найди такой же листок, грибок... (сравнить картинки).
5. Что изменилось? (сравнить картин-
ки с изображением лета и осени).
С какого дерева листок? (подо брать лист к дереву).
Определи предмет по части.
Узнай предмет по контуру.
Проблемные вопросы:
Как сохранить воспоминания об осени?
Что будет, если листья не опадут; птицы не улетят; заяц и белка не по меняют цвет шубки?
Что хорошего, что плохого для человека в таких явлениях, как дождь, ветер?
Почему так называют: листопад, грибник, ягодник, школьник?
10. Объясни значение выражений:
Сесть в лужу.
После дождичка в четверг.
Дрожит, как осиновый лист.
1. Экскурсия в лес.
2. В лес с корзинкой.
3. Осень в городе.
4. Докажи, что на картинке осень.
5. Как звери готовятся к зиме?
6. Труд взрослых осенью.
7. Игры детей осенью.
8. Рассказы по темам:
9. Признаки осени.
10. Ранняя осень.
11. Золотая осень.
12. Поздняя осень.
13. Если бы я был листиком...
14. Сказка о путешествии листочка.
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5).
Обведение прямых и волнистых пунктирных линий; предметов по контуру.
Подбор признаков к предмету. Уз навание предмета по признаку. Согласование прилагательных с су ществительными: лук - горький.
Образование множественного числа существительных. Кабачок - кабачки.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один огурец, много кабачков, моя морковка.
Предложно-падежное управление.
(Родительный, Творительный, Предложный падежи. )
Мешок чего?
Из чего сделан салат? (предлог «из»).
Корзинка с чем? (предлог «с», «со»).
Куда сложим урожай? (предлог «в»).
Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай
предмет по ответам «да», «нет»}.
Классификация: зеленые овощи, красные, круглые, треугольные.
Игры на восприятие цвета, формы, размера:
Узнай изображения по контуру.
Что похоже на мышку? На мячик?
Чудесный мешочек.
Узнай на вкус.
Что изменилось?
Раскрась овощи.
5. Проблемные вопросы:
Как надолго сохранить овощи?
Почему так называют: теплица, ого родник, овощерезка, картофелечистка?
6. 4-й лишний:
овощи-фрукты;
зеленые овощи - красные;
овальные овощи - треугольные;
едят сырыми - готовят.
7. Объясни значение выражений:
— всякому овощу свое время.
Загадки-описания, сравнительно - описательные рассказы.
Описательные рассказы.
Рассказы по темам:
Что можно приготовить из овощей?
Путь картошки от посадки до каст рюли.
Сказка о любимом овоще.
Если бы я был помидором...
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-7).
Обведение кругов; выполнение штриховки, раскрашивание предметов, рисование по клеточкам и т. д.