Предметный словарь: город, улица, переулок, проспект, площадь, парк, аллея, бульвар, тротуар, мостовая, переход, светофор, транс порт, почта, администрация, милиция, магазин, ларек, киоск, школа, детский сад, стадион, больница, поликлиника, аптека, музей, герб, дом, библиотека, цирк, село, деревня, поселок, милиционер, продавец, аптекарь, врач, библиотекарь, почтальон, мэр, дворник, школьник, учитель.
Глагольный словарь: строить, расти, хорошеть, регулировать, учить, убирать.
Словарь признаков: большой, маленький, областной, родной, чистый, многолюдный, тихий, шумный, нарядный.
Словарь наречий: чисто, шумно, на-
рядно, празднично.
Антонимы: чисто - грязно, шумный -тихий, маленький - большой, многолюдный - безлюдный, узкий - широкий.
Словообразование:
1) прилагательных от существительных
(город - городской);
существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (город — городок);
прилагательных от словосочетаний (площадь рядом с вокзалом - привокзальная площадь);
сложных слов (многолюдный).
7. Подбор родственных слов: город, улица, почта, школа, дом.
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: город— большой.
Образование множественного числа существительных. Город - города.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один дом; мой город; много улиц.
Предложно-падежное управление.
(Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный падежи. )
Что, где? (предлоги: «у», «за», «пе ред», «от», «к», «из-за», «между», «в», «на»).
Куда зашел? (предлоги: «в», «на»).
Что, где делают? (предлоги: «в»).
Загадки.
Да-нетка (задавая вопросы, угадай
предмет по ответам «да», «нет»).
3. Проблемные вопросы:
Как сделать город красивым?
Почему так называют: пригород; улицы: Озерная, Школьная, Парковая, Заречная, Зеленая, Тенистая, Станционная, Почтовая...
4. Объясни значение выражений: не по адресу;
зеленая улица;
строить воздушные замки.
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рас сказы (улица - переулок, улица - площадь, магазин - ларек, школа - детский сад, город - село, дорога - тротуар).
Рассказы по темам:
Мой родной город.
Мой путь от дома до сада.
Путешествие посылки, письма.
Рассказ о городе по плану.
Как работает светофор.
Герб нашего города;
Мой дом.
Самое любимое место в городе.
Прогулка по городу.
Зачем нужны дорожные знаки?
Если бы я был светофором...
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-3).
Рисование прямых и ломаных линий; рисование по клеточкам.
Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: машина — легковая.
Образование множественного числа существительных. Лодка -лодки.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один поезд; мой велосипед; много машин.
Предложно-падежное управление.
(Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный падежи. )
Из каких деталей собрана машина? (предлог «из»: из кабины, из колес).
Сломалась машина (нет колеса).
Что чего быстрее? (машина быстрее велосипеда).
Сколько колес у...? (предлог «у»: у велосипеда - два колеса).
Чем ехать? (ехать автобусом).
Поедем к бабушке (предлог «на», «в»: на поезде).
Использование предлогов: «к», «от», «между», «у», «через», «из», «из-за».
Загадки.
Да-нетка (задавая вопросы, угадай
предмет по ответам «да», «нет»).
Классификация: воздушный, водный, подземный, грузовой, пассажирский, специального назначения.
Игры на восприятие цвета, формы, размера:
Определи предмет по части (штурвал - корабль, крыло - самолет).
Что чего быстрее?
5. Проблемные вопросы:
Чем отличается: самолет от ракеты, катер от лодки?
Почему так называют: самолет, вертолет, молоковоз, бензовоз, само свал, грузовик.
6. 4-й лишний:
транспорт - не транспорт;
водный транспорт - воздушный транспорт;
наземный транспорт - подземный транспорт;
грузовой транспорт - пассажирский транспорт.
7. Объясни значение выражений:
тише едешь, дальше будешь;
вставлять палки в колеса;
сесть на мель.
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рас сказы (самолет - вертолет; троллейбус - автобус; троллейбус -трамвай; лодка - катер; корабль -дом).
Рассказы по темам:
Зачем нужен транспорт?
Починим машину.
Зачем нужны дорожные знаки?
Как я ездил к бабушке.
Машины специального назначения.
Расхвастались трамвай и троллейбус...
Сказка о любом виде транспорта.
Если бы я был машиной...
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-6).
Рисование волнистых и прямых линий; выкладывание контуров предметов из палочек; обведение пунктирных линий; дорисовывание предметов; рисование по клеточкам.
1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку.
Согласование существительных и прилагательных: бабушка — добрая.
Образование множественного числа существительных. Мама -мамы, сын - сыновья.
Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна бабушка, мой папа, много внучек.
Предложно-падежное управление.
(Дательный, Предложный падежи. )
Что кому? (бабушке - очки, Коле -кубики, маме - фартук).
Расскажи-ка (предлог «о»: о папе, о маме... )
Загадки.
Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»).
3. Игры на восприятие цвета, формы. размера:
Кто старше, кто младше?
Какое выражение лица у наказанного мальчика, у играющей девочки и т. д.
4. Проблемные вопросы:
Как сделать грустного человека веселым, ленивого - трудолюбивым?
Как показать маме, что ты ее любишь?
Почему так называют: многодетная, черноволосый, голубоглазый, длинноносый.
5. Объясни значение выражений:
сгореть от стыда;
у страха глаза велики;
плясать под чужую дудку;
схватывать на лету.
Загадки-описания.
Описательные рассказы.
Сравнительно-описательные рас сказы.
Рассказы по темам:
Моя семья.
Моя мама, мой папа.
Как я помогаю маме.
Мой день рождения.
Наш семейный отдых.
Что тебя радует?
Что тебя печалит?
Кем ты будешь, когда вырастешь?
Мой день рождения.
Мы идем в гости.
Мой друг.
Когда я стану мамой (папой)...
5. Развитие графических навыков
Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5).