Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 18: ЗИМА. 5. Развитие графических навыков. Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см




Тема 18: ЗИМА

 

 

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4. Связная речь
Предметный словарь: зима, пурга, метель, вьюга, мороз, снег, лед, наст, сугроб, снежинка, сосулька, пороша, поземка, гололед, снего­пад, снеговик, лыжи, коньки, снего-кат, снегоход, санки, каток, снежки, Снегурочка, Дед Мороз, Новый год, маски, подарок, елка, кормушка, узоры, январь, февраль, декабрь, иней, буран, следы. Глагольный словарь: падать, по­ крывать, ложиться, лепить, сколь­зить, украшать, заметать, ехать, взбираться, морозить, кружиться, праздновать, блестеть, искриться, хрустеть. Словарь признаков: холодный, морозный, искристый, блестящий, хрупкий, резной, легкий, белый, глубокий, мягкий, нарядный, рых­лый, зимний. 4. Словарь наречий: холодно, мороз­ но, зябко, празднично, нарядно, красочно, темно. Антонимы: холодный - теплый, хрупкий - крепкий. Синонимы: метель - вьюга - пурга, снежок - комок. Словообразование: 1)    прилагательных от существительных (зима - зимний, заяц — заячий); приставочных глаголов (слепить, вылепить); сложных слов (снегокат, гололед, снегопад). 9. Подбор родственных слов: зима, снег, мороз, лед, лыжи, холод.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: зима — морозная. Образование множественного числа существительных. Снежин­ка - снежинки. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Одни санки, много са­нок, мои коньки. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Твори­тельный, Предложный падежи. ) Из чего нос у снеговика? (предлог «из»: из морковки). Кем ты будешь на новогоднем праз­днике? (Я буду Снегурочкой). На чем лежит снег? (предлог «на»: на деревьях). —Нарядим елку (предлоги «у», «на», «около», «к»).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: «зимние» предме­ты; зимняя одежда. Игры на восприятие цвета, формы. размера: Узнай изображения по контуру. Чудесный мешочек. Выбери картинки с изображением зимы. Выстрой ассоциативную цепочку к слову «зима». 5.     Проблемные вопросы: Почему взрослые не играют в игруш­ки? Почему так называют: гололед, со­сулька, снегопад, поземка, каток, кормушка. 6.     Объясни значение выражений: Как сохранить зиму? Что будет, если зимой не выпадет снег? Что хорошего, что плохого в таком явлении, как«снег»?   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы. Рассказы по темам: Зимние изменения в природе. Зимние забавы. Новый год. Как я лепил снеговика. Почему вы любите зиму? Зима в городе. Зима в лесу (экскурсия). Если бы я был снежинкой... Пересказ сказки «Снегурочка».  

5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-7).

Обведение пунктирных линий; дорисовывание предметов; составление конту­ров фигур из палочек; рисование по клеточкам; раскрашивание предметов.

 

Тема 19: ВЕСНА

 

 

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4. Связная речь
Предметный словарь: весна, про­ талины, капель, лужи, ледоход, под­ снежник, оттепель, почки, перво­цвет, скворечник, скворец, грач, по­ловодье, наводнение, ручей, верба, рассада, гроза, грязь, паводок, луч, запруда, март, апрель, май, погода, настроение, веснушки. Глагольный словарь: бежать, жур­чать, звенеть, цвести, пробиваться, петь, трещать, плыть, кружиться, сажать, проклевываться, лопаться, набухать, грохотать, таять, копать, светить, греть. Словарь признаков: клейкий, зеле­ный, пушистый, холодный, прозрач­ный, звонкий, быстрый, нежный, бе­лоснежный, хрупкий, душистый, удобный, весенний, тонкий, яркий, ароматный, грязный. Словарь наречий: холодно, тепло, солнечно, ярко, светло, красиво. Антонимы: холодный-теплый, про­зрачный - мутный, сильный - сла­бый, быстрый - медленный, ранняя - поздняя, светлый - темный, ран­няя-затяжная. Словообразование: 1)прилагательных от существительных (весна - весенний, бумага — бумаж­ный); приставочных глаголов (уплывает, отплывает); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (лужа —   лужица); 4)прилагательных от наречий (дружно—       дружная); 5)    сложных слов (первоцвет, ледоход). Подбор родственных слов: весна, луч. Многозначность: луч.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: листочек — клей­кий. Образование множественного числа существительных. Лужа -лужи. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один скворец, мой ко­раблик, много ручейков. Предложно-падежное управление. (Винительный. ) На что упал луч? (предлог «на»: луч упал на землю, на крышу). Повесим скворечник (предлог «на»: липу, на березу). На огороде (мы посадим огурцы, по­мидоры). Пришла весна (предлог «в», «на»: в лес, на поляну).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Игры на восприятие цвета, формы, размера: Весенние звуки (капель, крики птиц, ручей журчит). Запахи весны (цветы, мокрая зе­лень, трава). 4.     Проблемные вопросы: Почему весна приходит после зимы, а не после осени? Почему так называют: веснушки, первоцвет, подснежник, ледоход, скворечник, проталина, саженцы, капель. 5. Объясни значение выражений: лед тронулся; первая ласточка Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы. Рассказы по темам: Весенние изменения в природе. Докажи, на картинке весна. Игры детей весной. Труд взрослых весной. Чем тебе нравится весна.  

5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-6).

Рисование прямых и волнистых линий; обведение пунктирных линий; состав­ление контуров фигур из палочек; рисование по клеточкам.

 

 

Тема 20: ЛЕТО

 

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4. Связная речь
Предметный словарь: лето, жара, солнце, отпуск, отдых, погода, море, пляж, загар, пора, июнь, июль, август, панама, сарафан, бо­соножки, сандалии, велосипед, лодка, удочка, очки, купальник, лес, сад, огород, ягоды, огородник, ягодник, садовник, качели, ливень, гроза, радуга, зелень, прохлада. Глагольный словарь: цвести, рас­ти, собирать, одевать, обувать, от­дыхать, загорать, плавать, купаться, греть, созревать, жарить, играть. Словарь признаков: изумрудная, свежая, солнечный, жаркий, летний, теплый, прохладный, дождливый. Словарь наречий: тепло, жарко, прохладно, свежо, весело, ярко. Антонимы: холодный - жаркий, солнечный - дождливый, тепло - све­жо. Синонимы: прохладно — свежо. Словообразование: 1)    прилагательных от существительных (лето - летний, июнь — июньский); 2)    глаголов от существительных (загар —   загорать); 3)наречий от существительных (жара—      жарко). существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (солн­це—солнышко); существительных от существитель­ных (огород - огородник). 8. Подбор родственных слов: отдых, море, ягода, жара.   1. Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: ягоды — спелые. Образование множественного числа существительных. Огород- огороды, пляж - пляжи. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Одна удочка, моя лодка, много рыбы. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Пред­ложный падежи. ) Варенье (предлог «из»: варенье из клубники, из смородины). Что соберем? (землянику, малину). На лугу (поймал жука, стрекозу). Что возьмешь? (возьму сачок, удоч­ку). Где отдыхаешь? (предлоги «в», «на»: в деревне, на море). На чем катаемся? (предлог «на»: на велосипеде, на лодке). 1. Загадки. 2. Да-нетка(задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3. Классификация: предметы для лета: для туризма, для рыболов­ства, для огорода. 4. Проблемные вопросы:   — Как сохранить воспоминания о лете? — Почему так называют: садовник, огородник, качели, зелень, босо­ножки, купальник. 5. 4-й лишний: — летняя одежда - зимняя одежда; — летняя обувь - зимняя обувь; — предметы, используемые летом - в другие времена года; — лето - другие времена года. 6. Объясни значение выражений: —      витать в облаках.   I. Загадки-описания. II.  Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рассказы. Рассказы по темам: -Признаки лета. - Чем тебе нравится лето? - Лето в лесу. -Отдых у моря. - Докажи, что на картинке лето. - В деревне у бабушки. - Как ты провел лето?  

5. Развитие графических навыков

5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5).

Рисование прямых и волнистых линий, рисование по клеточкам.

 

Тема 21: ЦВЕТЫ

 

 

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4. Связная речь
. Предметный словарь: цветы, рас­тения, мак, астра, тюльпан, георгин, роза, ирис, нарцисс, гладиолус, хризантема/ландыш, фиалка, коло­кольчик, ромашка, одуванчик, мать-и-мачеха, василек, кувшинка, ли­лия, незабудка, подснежник, перво­цвет, стебель, корень, лист, цветок, бутон, клумба, поле, луг, лес, семеч­ко, луковица, букет, розарий, цвет­ник, цветовод, цветочница. Глагольный словарь: расти, цвес­ти, опадать, засыхать, раскрывать­ся, сажать, выкапывать, срывать, собирать, нюхать. Словарь признаков: водные, поле­ вые, луговые, садовые, лесные, не­жные, ароматный, яркий, красоч­ный, белоснежный, фиолетовый, душистый, красивый, красный, си­ний, голубой, розовый, бордовый. Словарь наречий: ярко, рано, быс­тро, долго. Антонимы: яркий - блеклый, круп­ный - мелкий, большой - малень­кий, живой - искусственный. Синонимы: клумба - цветник. Словообразование: 1) прилагательных от существительных (поле - полевой); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (луг —лужок); прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный); существительных от существительных (роза — розарий); 6)    сложных слов (цветовод, подснеж­ник). Подбор родственных слов: цветок, роза. Многозначность: лист.   1.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: колокольчик — го­лубой. Образование множественного числа существительных. Роза - розы. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один мак; моя ромашка; много васильков. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Твори­тельный, Предложный падежи. ) —   Из чего букет? (предлог «из»: из ма­ков). —Где растут цветы? (предлоги«в», «на», «у», «по», «за»).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предметно ответам «да», «нет»). Классификация: садовые, полевые, лесные, водные цветы. Игры на восприятие цвета, формы, размера:   Подбери цветок к цветовым симво­лам (сиреневый - сирень, белый - ландыш). Что изменилось на клумбе? 5.     Проблемные вопросы: Как надолго сохранить срезанные цветы? Почему так называют: подснежник, первоцвет, цветочница, колоколь­чик. 6.     4-й лишний: цветы - деревья; садовые цветы - полевые цветы; лесные цветы - цветы, которые ра­стут в водоемах Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­сказы. Рассказы по темам: Зачем нужны цветы? Почему нельзя рвать цветы в лесу? Мой любимый цветок. Как люди ухаживают за цветами? Посадим цветок. Жизнь цветка от семечка до семеч­ка. Сказка о клумбе, хвастливом тюль­пане и его соседях.  

5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5).

Рисование прямых и косых линий, рисование по клеточкам, дорисовывание предметов по образцу; упражнения на развитие навыков конструирования.

 

Тема 22: НАСЕКОМЫЕ

 

 

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4. Связная речь
Предметный словарь: насекомые, оса, пчела, шмель, жук, муравей, кузнечик, муха, комар, гусеница, бабочка, личинка, кокон, стрекоза, плавунец, крыло, жало, лапка, уси­ки, рой, улей, гнездо, муравейник, яйца, сачок, тля, роса, жук-дрово­сек, жук-водомер. Глагольный словарь: летать, пол­зать, шевелить, строить, собирать, жалить, жужжать, кусать, прыгать, пищать, стрекотать, ловить. Словарь признаков: летающий, по­лосатый, рогатый, маленький, вредный, полезный, красивый, лег­кий, сильный, яркий. Словарь наречий: быстро, медленно, больно, громко, тихо, высоко. Антонимы: маленький - большой, громко - тихо, быстро – медленно, вредный - полезный. Словообразование: 1)прилагательных от существительных (комар - комариный); 2)приставочных глаголов (улетел, при­летел); 3)существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (комар —комарик); 4)глаголов от существительных (писк —пищит); 5)    сложных слов (трудолюбивый). Подбор родственных слов: пчела, муравей. Многозначность: крыло.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: муравей - трудо­любивый. Образование множественного числа существительных. Оса -осы. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными, Один жук, наш улей, много кузнечиков. Предложно-падежное управление. (Винительный, Творительный, Предложный падежи. ) Кого поймал? (муху, кузнечика). Что несет муравей? (травинку, лис­тик). Куда села муха? (предлог «на»: на стену, на окно). Чем поймали бабочку? (сачком, па­намкой). Кто где живет? (предлоги «в», «на»: пчелы в улье, муравей в муравейни­ке, жук на дереве).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: летающие, полза­ющие, организованные. Игры на восприятие цвета, формы размера: —   Узнай предмет по его части. 5. Проблемные вопросы: —Почему так называют: муравейник, плавунец, дровосек, водомер. 6. 4-й лишний: насекомые- птицы; летающие насекомые - нет; полосатые насекомые - нет; жуки - нет. 7.     Объясни значение выражений: тружусь как пчелка; сделать из мухи слона; как сонная муха; мухи не обидит.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­сказы (пчела - оса; оса - шмель). Рассказы по темам: Путешествие муравья. Жизнь бабочки. Жизнь муравейника. Жизнь пчел. Рассказ о насекомом. Зачем нужны насекомые. Вред и польза насекомых. Если бы я был бабочкой. Если бы я был пчелкой.  

5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-7).

Рисование прямых, косых и волнистых линий, рисование по клеточкам, рисо­вание и дорисовывание предметов по образцу; выкладывание контуров предметов из палочек.

 

Тема 23: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

 

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4. Связная речь
Предметный словарь: животные, корова, теленок, коза, козел, баран, овца, ягненок, конь, лошадь, жеребе­нок, кошка, кот, собака, пес, щенок, верблюд, осел, олень, свинья, кабан, поросенок, хлев, хозяйка, хозяин, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда. Глагольный словарь: мычать, бле­ять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить. Словарь признаков: крупный, мел­кий, большой, маленький, полезный, короткий, горбатый, умный, пушис­тый, верный, быстрый, густой. Словарь наречий: быстро, медлен­но, жалобно, тонко, полезно, тепло. Антонимы: большой - маленький, крупный - мелкий, быстро - мед­ленно. Синонимы: будка - конура, осел - ишак. Словообразование: 1} прилагательных от существительных (коза - козий); приставочных глаголов (ускакать, прискакать); существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (соба­ка—собачка); прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный); существительных от существитель­ных (конь — конюшня, конюх, кот — котенок); глаголов от звукоподражаний (мы­чать, хрюкать). Подбор родственных слов: корова, теленок, конь, кот. Многозначность: хвост, конь.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: кошка — пушис­тая. Образование множественного числа существительных. Конь -кони. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один кот, мой конь, мно­го коров. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Тво­рительный падежи. ) Угощение (предлог «для»: кость для собаки, молоко для кота). У кого кто? (предлог «у»: у коровы те­ ленок, у козы козленок. ) Накормим животных (корову сеном, собаку мясом). Где живут? (предлоги «в», «на»: со­бака в конуре, конь на конюшне). Детеныши играют в прятки (предлоги «за», «в», «на», «под», «у»).   Загадки. Да-метка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»}. 3.     Игры на восприятие цвета, формы. размера: Найди мам детенышам. Кого чем покормила хозяйка? Узнай предмет по контуру. Узнай предмет по его части. 4.     Проблемные вопросы: Смогут ли домашние животные вы­жить на воле? Почему? Почему так называют: конюшня, свинарник, телятница. 5.     4-й лишний: домашние животные - дикие живот­ные; домашние животные - домашние птицы; детеныши – взрослые животные; домашние животные с рогами - до­машние животные без рогов. 6.     Объясни значение выражений: как корова языком слизала; как кошка с собакой; покупать кота в мешке.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­сказы (олень - верблюд, коза - ко­рова, лошадь - осел). Рассказы по темам: Какую пользу приносят домашние животные? Как люди ухаживают за домашними животными? Сказка о любимом домашнем жи­вотном. Хвастовство домашних животных. Если бы я был котенком...

5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5).

Рисование параллельных прямых линий, рисование по клеточкам, рисование предметов по образцу.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...