Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3: ФРУКТЫ. 5. Развитие графических навыков. Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см




Тема 3: ФРУКТЫ

 

 

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4. Связная речь
1. Предметный словарь: фрукты, аб­рикос, персик, банан, яблоко, гру­ша, слива, хурма, киви, гранат; сад, кисть, лоза, дерево, кожура, косточ­ка; варенье, мармелад, джем, по­видло, компот, сок, желе; садовник, посадка; витамины, здоровье, лом­тик, кусок, вкус, начинка, долька, су­хофрукты, изюм. Глагольный словарь: расти, созре­ вать, снять, сорвать, варить, са­ жать, резать, чистить, цвести, уха­ живать, собирать, мыть, есть. Словарь признаков: румяный, ду­ шистый, ароматный, кислый, слад­ кий, крупный, мелкий, гладкий, ше­ роховатый; полезный, вкусный, красный, зеленый, фиолетовый. Словарь наречий: вкусно, кисло, сладко, много, мало.   Антонимы: крупный - мелкий, боль­ шой - маленький, зрелый - зеле­ ный, сладкий - кислый, гладкий - шероховатый. Словообразование:   прилагательных от существительных (яблоко - яблочный);   1. Подбор признаков к I : предмету У? . навание предмета по признаку. Согласование прилагательных с су­ществительными: яблоко - аромат­ное. Образование множественного числа существительных. Яблоко - яблоки. Согласование числительных, ме­ стоимений, наречий с существи­ тельными. Один гранат, мое ябло­ ко, много груш. 4.         Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Пред­ложный падежи. ) «Угощайся» - съешь ломтик яблока, груши... Бабушкина кладовая (предлог «из»: сок из яблок, варенье из винограда, начинка из абрикосов). Что можно приготовить? » (Можно приготовить варенье, джем... ). У меня есть, у меня нет... » (работа с картинками). Предлоги: «в», «из», «с» (в банке, из банки, корзинка с персиками... ). Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: крупные фрукты, красные, зеленые, сладкие, кислые, большие - маленькие. Игры на восприятие цвета, формы, размера:   Узнай изображения по трафарету. Что внутри? (Косточки, семечки). Чудесный мешочек. Узнай на вкус. Чего не стало? Раскрась фрукты. 5.     Проблемные вопросы: Как надолго сохранить фрукты? Почему так называют: садовод, су­ хофрукты? 6.     4-й лишний: фрукты - овощи; фрукты - продукты; сладкие фрукты - кислые фрукты; тропические фрукты - фрукты на­ шей страны. 7.     Объясни значение выражений: —    изюминка в человеке.   Загадки - описания. Описательные рассказы. Сравнительно - описательные рас­ сказы. Рассказы по темам:   Кто и как ухаживает за садом? Птицы - друзья сада. Путь яблочного семечка до яблока. Рассказ о приготовлении варенья из яблок. Чем полезны фрукты? Сказка о любимом фрукте. Если бы я был яблоком...  

5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-8).

Обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам.

 

               

 

 


Тема 4: ИНСТРУМЕНТЫ

 

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4. Связная речь
Предметный словарь: инструмен­ ты, топор, пила, рубанок, молоток, отвертка, ножницы, иголка, клещи, щипцы, плоскогубцы, мастерок, кисть, ключ, лопата, коса, зубья, ручка, ушко, шило, столяр, слесарь, маляр, штукатур, огородник, швея, сапожник, работа. Глагольный словарь: пилить, ру­ бить, строгать, забивать, отвинчи­ вать, резать, шить, копать, косить, красить, выдергивать. Словарь признаков: острый, тупой, железный, тяжелый, садовый, рабо­ чий, деревянный, большой, малень­ кий. Словарь наречий: тяжело, быстро, гладко, глубоко, ровно. Антонимы: острый -тупой, большой - маленький, тяжело - легко. Синонимы: швея - портниха. Словообразование: 1)    прилагательных от существительных (железо - железный, дерево - де­ревянный); приставочных глаголов (срубить, отрубить, перерубить); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (топор — топорик; иголка — иголочка); существительных от существитель­ ных (сапог - сапожник, огород - огородник). 8.     Подбор родственных слов: пила, ключ. 9.     Многозначность: ключ, иголка, кисть, ушко, коса.   1.   Подбор признаков к предмету. Уз­ навание предмета по признаку. Согласование прилагательных с су­ществительными: топор - острый. Образование множественного числа существительных. Пила - пилы. Согласование числительных, ме­ стоимений, наречий с существи­ тельными. Одна пила, мои ножни­ цы, много иголок. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Тво­рительный падежи. ) Потерянные инструменты (нет мо­ лотка, нет отвертки... ). Строим скворечник (я возьму моло­ ток, пилу... ). Что кому нужно? (рубанок нужен сто­ ляру). Что чем делают? (рубят топором, шьют иголкой... ).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3.         Игры на восприятие цвета, формы, размера: Узнай предмет по части. Узнай предмет по контуру, по нало­ женным изображениям. Кому какой инструмент нужен? 4.         Проблемные вопросы: Почему пилу делают из железа? Почему так называют: отвертка, щипцы? 5.         4-й лишний: инструменты - нет; музыкальные инструменты - рабо­ чие инструменты; острые инструменты - нет. 6.         Объясни значение выражений: Мастер на все руки. Золотые руки. Сидеть, как на иголках. Искать иголку в стоге сена.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы (топор — молоток, лопата — мастерок, лопата — совок). Рассказы по темам: Зачем нужны инструменты? Папа чинит велосипед. Помогаю папе. Сказка о любом инструменте.  

5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5).

Обведение ломаных пунктирных линий; предметов по контуру, рисование

предметов по клеточкам.

 

               

 

Тема 5: ДЕРЕВЬЯ

 

 

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4. Связная речь
Предметный словарь: дерево, рас­ тение, сосна, ель, кедр, лиственница, ива, береза, клен, рябина, пень, лес, ствол, корни, ветка, сук, кора, древе­ сина, лист, листва, почка, сережка, же­ лудь, шишка, хвоя, куст, крона, плод, семена, бор, роща, дубрава, гриб, яго­ ды, боровик, опенок, лисичка. Глагольный словарь: расти; цвести; шуметь; падать; рубить; собирать. Словарь признаков: зеленый, хвой- ный, лиственный, смешанный, вы­сокий, низкий, молодой, старый, дряхлый, могучий, стройный, рез­ной, узкий, широкий, пышный, осенний, весенний, желтый, оран­жевый, багряный. Словарь наречий: пышно, высоко, низко, густо, редко. Антонимы: высокий - низкий, тол­ стый - тонкий, гладкий - шерохова­ тый, густо - редко. Синонимы: сук — ветка — побег; дровосек — лесоруб; боровик — белый гриб. Словообразование: 1)    прилагательных от существительных (осина - осиновый); приставочных глаголов (посадим, пересадим); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (дуб — дубок); прилагательных от словосочетаний (день с солнцем — солнечный); существительных от существитель­ ных (береза — березняк); сложных слов (лесоруб, дровосек, белоствольная, столетний).   Подбор родственных слов: лес, лист, дуб, береза, гриб, дерево. Многозначность: лист, игла, лисич­ ка, шишка, сережка.   1.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: елка — зеленая. Образование множественного числа существительных. Ива - ивы, береза - березы. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Одно дерево; моя бере­за; много веток. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Тво­рительный падежи. ) Пустой лес (в лесу нет грибов, ягод, елок). Откуда упал лист? (предлог «с»: лист с березы, с дуба... ). Грибы, (предлог «под», предложный падеж, предлог «на»: опята на пне; подберезовик под березой... ). Прогулка по лесу. (Предлоги «меж­ ду», «к», «от», «за», «из-за»: Шли к высокой березе, между липами, за могучей сосной... ).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: хвойные, листвен­ные, плодовые деревья. Игры на восприятие цвета, формы. размера: Какими красками осень раскрасила лес? Узнай дерево по листу, по кроне, по стволу, по плоду. Назови часть от целого. (Елка - шишка; дуб - желудь). 5.     Проблемные вопросы: —   Что будет с нашей планетой без де­ревьев? 6.     4-й лишний: деревья - цветы; хвойные деревья - лиственные де­ревья; плоды деревьев - овощи.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­сказы (куст-дерево; сосна - ель. ). Рассказы по темам: Как семечко превратилось в дере­во? Зачем нужны деревья? Приключение шишки. Осенний лес. Весенний лес. Путешествие осеннего листочка. Как вести себя в лесу. Шишка: что было раньше, что будет потом? Если бы я был елкой...  

5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-8).

Обведение прямых и волнистых пунктирных линий, предметов по контуру, дорисовывание симметричных предметов.

               

 

 

Тема 6: ДОМ

 

 

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4. Связная речь
Предметный словарь: дом, этаж, крыша, стены, пол, потолок, лестни­ ца, балкон, окно, подвал, чердак, антенна, стекла, рамы, крыльцо, дверь, квартира, комната, кухня, ванная, спальня, печь, труба, забор, душ, умывальник, кладовка; строи­ тель, маляр, штукатур, стекольщик, каменщик, столяр; терем, изба, дворец, замок, землянка, хата, сруб; дупло, муравейник, нора, бер­ лога, логово, гнездо, будка; кирпич, камень, дерево, глина, кран; топор, рубанок, молоток, клещи, гвозди, пила, ключ. Глагольный словарь: строить, под­ нимать, рубить, строгать, стеклить, красить, возводить, обустраивать, забивать. Словарь признаков: высокий, вы­ сотный, маленький, многоэтажный, деревянный, каменный, кирпичный, глиняный, деревенский, бревенча­ тый. Словарь наречий: высоко, низко, удобно. Антонимы: высокий - низкий, боль­ шой - маленький, городской - де­ ревенский. Синонимы: дом - жилище. Словообразование: 1)    прилагательных от существительных (бревно - бревенчатый); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (дом — домик); сложных слов (многоэтажный).   Подбор родственных слов: дом, окно. Многозначность: ключ, труба, кран.   1.   Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: дом — высокий. 2.     Образование множественного числа существительных. Дом - дома, рама - рамы. Согласование числительных, ме­ стоимений, наречий с существи­ тельными. Один дом; много эта­ жей; моя квартира. Родительный, Предложный паде­жи. ) Чем работают? (топором). Что забыл нарисовать художник? (У дома нет... ). Из чего построен дом? (предлог «из»: из досок, из кирпича... ). Где живешь? (предлоги «в», «на»).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3.     Игры на восприятие цвета, формы, размера: Узнай по контуру. Найди в доме предметы, похожие на геометрические фигуры. Подбери ключ к замку. 4.     Проблемные вопросы: Как попасть домой, если заблудил­ся? Зачем человеку дом? Почему так называют: строитель, землянка, сруб, каменщик, стеколь­ щик, спальня? 5.     4-й лишний: жилища человека - жилища живот­ ных; строительные профессии - нет. 6.     Объясни значение выражений: Строить воздушные замки. Как за каменной стеной.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы (многоэтажное здание — де­ ревянный дом). Рассказы по темам:   Построим дом (по операциям). Моя квартира. Моя комната (по плану). Если бы я был домом...  

5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-6).

Рисование геометрических фигур, ломаных линий, выполение штриховки, рисование предметов по клеточкам.

 

 

Тема 7: ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ

 

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4. Связная речь
Предметный словарь: электроприборы, электричество, розетка, шнур, вилка; телефон, пылесос, хо­лодильник, магнитофон, фен, тор­шер, лампа, утюг, светильник; элек­трик, хозяйка, домохозяйка, убор­щица. Глагольный словарь: включать, выключать, работать, гудеть, помо­гать, сушить, готовить, убирать, гладить, охлаждать, морозить, пы­лесосить, светить. Словарь признаков: электричес­кий, опасный, полезный, домаш­ний, удобный. Словарь наречий: быстро, чисто, опасно, удобно, уютно. Антонимы: длинный - короткий, сильный - слабый, холодный - го­рячий, включить- выключить. Синонимы: светильник - бра. Словообразование: глаголов от существительных (пыле­сос-пылесосит); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (утюг— утюжок);   Подбор родственных слов: свет. Многозначность: вилка.   1.     Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: утюг — горячий. 2.     Образование множественного числа существительных. утюги. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Один утюг; много теле­ фонов; мой пылесос. Предложно-падежное управление. (Родительный, Винительный, Пред­ложный падежи. ) От чего шнур? (От утюга). Плохо без чего? (Плохо без телефо­на). Что ты включил? (Включил телеви­зор, торшер).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). 3.     Игры на восприятие цвета, формы, размера: Определи предмет по его части (щетка - пылесос; экран - телеви­зор). Найди связи. (Веник - пылесос; лам­па -свеча... ). 4.     Проблемные вопросы: Что будет, если отключат электри­чество? Чем пользовались люди до того, как появились электроприборы? Почему так называют: холодильник, морозилка, пылесос, электрик, све­тильник, уборщица? 5.     4-й лишний: электроприборы - мебель; осветительные приборы - нет. 6.     Объясни значение выражений: —   висеть на телефоне.   Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы (топор — молоток, лопата — мастерок, лопата — совок). Рассказы по темам: Зачем нужны электроприборы? Правила пользования электропри­борами. Помогаю маме. Что было, когда не было электриче­ства? Если бы я был утюгом...  

5. Развитие графических навыков

5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-3).

Рисование волнистых линий по пунктирным точкам и по образцу; рисование по клеточкам; выкладывание контура предметов из палочек.

 

 

Тема 8: МЕБЕЛЬ

 

1. Словарь и словообразование 2. Грамматический строй 3. Развитие психических функций.. 4. Связная речь
Предметный словарь: мебель, стол, стул, кресло, табуретка, ди­ван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, гарнитур, кухня, го­стиная, фабрика; краснодеревщик, столяр, полки, столешница, спинка, подлокотники, дверцы, ручки, дере­во, пластмасса, металл, дуб, бере­за, сосна. Глагольный словарь: расставить, стоять, спать, сидеть, делать, ско­лотить. Словарь признаков: деревянный, металлический, пластмассовый, ку­хонная, спальная, письменный, журнальный, обеденный, кухонный, сервировочный, детский, мебель­ ный, березовый, дубовый , высокий, низкий, узкий, широкий. Словарь наречий: удобно, мягко, слева, справа. Антонимы: высокий - низкий, большой - маленький, узкий - широкий. 6.     Словообразование: 1)    прилагательных от существительных (береза - березовый, дерево - де­ревянный... ); существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (стол — столик); прилагательных от словосочетаний (стол для обеда - обеденный); сложных слов (подлокотник, красно­деревщик, новоселье). Подбор родственных слов: мебель, стол. Многозначность: ручка, ножка, спинка.   1.     Подбор признаков к предмету. Уз­навание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: стол — деревян­ный. Образование множественного числа существительных. Стол -столы. Согласование числительных, ме­стоимений, наречий с существи­тельными. Одна софа; моя кровать; много диванов. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Твори­тельный, Предложный падежи. ) Из чего сделана мебель? (предлог «из»: стол из березы). Сломанная мебель (предлог «без»: стол без ножки). Разложи вещи (предлоги «в», «на», «за», «под»). Расставим мебель (использование предлогов: «к», «от», «между», «у», «через», «за», «из-за»; наречий: «слева», «справа»... ).   Загадки. Да-нетка (задавая вопросы, угадай предмет по ответам «да», «нет»). Классификация: кухонная, спаль­ная мебель. Игры на восприятие цвета, формы, размера: Определи предмет по части. На какие геометрические фигуры похожа мебель? Узнай мебель на плане. Нарисуй план комнаты. 5.     Проблемные вопросы: Во что превратится стул без спин­ки, кресло без спинки и подлокот­ников? Почему так называют: спинка, под­ локотник, стенка, новоселье? 6.     4-й лишний: мебель - электроприборы; мебель, похожая на прямоугольник, на круг; на которой сидят - не сидят (спят); кухонная мебель- спальная мебель. 7.     Объяснизначение выражений: —   сидеть на двух стульях. Загадки-описания. Описательные рассказы. Сравнительно-описательные рас­ сказы (стул -табуретка, стул - крес­ло, диван - кресло). Рассказы по темам:   Моя комната (по плану). Для чего нужна мебель? Путь от дерева до стола. Новоселье (расставим мебель). Как я убрал в квартире. Сказка о любом предмете мебели.

5. Развитие графических навыков

5. Развитие графических навыков

Упражнения по развитию графических навыков по этой теме выполняются в рабочей тетради (см. приложение к данному пособию, упражнения 1-5).

Выкладывание контуров предметов из палочек; рисование прямых параллельных линий, рисование по клеточкам; упражнения с элементами

конструирования.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...