Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнение А. Язык газет Британии и США о бренд-городе Бурнвилле Кэдбери в конце ХІХ – начале ХХ веков




 

Задача настоящего дополнения заключается в том, чтобы выяснить каким образом в газетных изданиях Британии и США конца ХІХ – начала ХХ веков был репрезентирован бренд-город Бурнвилль [ср.: 14, с. 267-270].

В заметке «Занятость женщин» в шотландском журнале «Aberdeen Weekly Journal» (от 23 января 1894 года), помещен обзор официального отчета о занятости женщин. Автор обзора, мисс Коллет, после описания замечательных условий жизни и труда женщин в Бурнвилле, отмечает, что Кэдбери «<…> не только платит своим работникам действительный «прожиточный минимум» [living wage], но и создает необходимые условия для их комфорта, развлечения и общего благосостояния, что напоминает о старых добрых временах, когда глава предприятия был как отец семьи [when the head of a business was like the father of a family]» [115]. Важно обратить внимание, как отношения между классами (пролетарий-буржуа) заменяются семейными отношениями (дети-родители). Такой способ описания свидетельствует о патерналистском характере первых бренд-городов, об «отеческой», моральной власти капиталистов над рабочими. В заметке также указывается, что Кэдбери уделял большое внимание религиозному воспитанию своих «чад», что соответствовало его собственным убеждениям (он принадлежал к движению протестантов-квакеров). В конце этой заметки есть утверждения, которые могут проиллюстрировать статус особой формы товара, созданного в бренд-городе и отражающего превращение самого социального пространства (организованного буржуазией по видимости в идеал) в товар. Автор указывает, что люди, употребляющие чистое и полезное какао Кэдбери могут не волноваться за свою совесть, будучи уверенными в том, что «<…> этот прекрасный напиток, дающий им силу для повседневного труда, не запятнан человеческим страданием» [115]. Таким образом, потребительная стоимость бренд-товара включает в себя связь с пространством, и связанное с ним (био)политическое устройство (жертвенно-буржуазный проект жизни), в котором он производится.

В лондонской газете «Times» (от 25 сентября 1906 года), в заметке «Фабрика и деревня Бурнвилль» описан приезд представителей британской прессы. В заметке указано на специфическую особенность устройства домов рабочих: «Нет двух похожих друг на друга домов» [90], что определяет внимание рабочих к эстетической форме, к эстетизации повседневности. Как писал П. Бурдье, именно внимание к форме предметов, вне зависимости от их содержания (и социальной, и природной необходимости) отличает буржуазный габитус от пролетарского [89, p. 176]. Кэдбери, обустраивая дома подобным образом, пространственно включал рабочих в буржуазный габитус. Далее, приводятся слова Д. Кэдбери: «<…> если мы хотим сохранить наше положение в качестве Имперской расы (Imperial race), мы должны решить проблему перенаселения и антисанитарных условий в наших больших городах» [90]. Это замечание существенно, поскольку отмечает собственный подход Кэдбери к решению обозначенной проблемы (решение жилищного вопроса посредством предоставления отдельных домов для каждой рабочей семьи; перенесение фабрики и домов из города в деревню; контроль над состоянием здоровья рабочих). Кэдбери показывает своим примером, служащим в качестве идеала, как нужно двигаться всей британской империи.

Корреспондент газеты «Leicester Chronicle and the Leicestershire Mercury» в заметке «Бурнвилль. Город «какао»» (от 29 марта 1884 года) отмечает особенность отношений между Кэдбери и его рабочими: «… [это] маленькое сообщество, состоящее из шести сотен душ [в 1884 году – И. И.], связанное вместе благотворным влиянием умеренности, религии и разумной бдительности, то есть, связями более близкими и дорогими, чем обычная связь между работниками и капиталистами» [90]. В качестве вывода автор пишет, что Бурнвилль является «<…> одним из чудес Англии» [91; см.: 18, с. 122-123]. Это замечание дает понять, что бренд-город существовал в качестве особого социального пространства, отражающего всему обществу идеальную форму (и в смысле идеала, и в смысле идеального как отношения представленности у К. Маркса [164, p. 110]) его возможной (будущей) социальной организации.

В заметке «Окрестности современной фабрики по производству какао», помещенной в «The Derby Mercury» (за 30 марта 1892 года), автор отмечает, что окрестности Бурнвилля «<…> имеют особое очарование, отгоняющее мысль о смоге и машинах» [214]. Эта мысль также подчеркивает элемент скрыт(н)ости пространства производства в эстетическом (и нравственном, и политическом) производстве пространства.

В американских газетах можно найти восторженные отзывы о Бурнвилле, проясняющие моменты концепции социально-пространственной трансформации капитализма. Так, например, в вашингтонской газете «Evening star» (от 25 сентября 1905 года), в заметке под названием «Дома для бедных. Что сделано в Англии» автор сравнивает Бурнвилль Кэдбери с проектами Джона Паттерсона в США, Альфреда Круппа в Германии, делая вывод, что «<…> они открывают путь обеспечения человеческого счастья благодаря их превосходным стараниям в создании жилья для рабочих. Их филантропия станет всемирной в своем влиянии» [136]. Это обстоятельство акцентирует характер модели, идеала жертвенно-буржуазного проекта жизни, который создал Кэдбери (в том числе), для США.

В статье Джадсона Гренелля «Промышленная Европа глазами янки. Бурнвилль как реализация идеального дома для рабочих», опубликованной в «The labor world» (от 2 июля 1904 года) непосредственно указывается на буржуазность созданных для рабочих условий: «Здесь [в домах для рабочих в Бурнвилле – И.И.] «домашний комфорт» и удобства похожи на дома зажиточных (well-to-do) американских граждан <…>. Музыкальные инструменты, украшения, диванные подушки <…> которые редко встречаются в большинстве британских домов, в которых живут рабочие» [128]. А в газете «The sun» (от 20 марта 1910 года), в заметке «Рай за 12.30 долларов в месяц», автор утверждает, что «<…> всем, кто лелеет некоторую возвышенную идею о прославленном будущем человечества, будет интересно увидеть Бурнвилль, где отчасти реализована идея «Взгляда назад» Беллами» [133]. Характерно упоминание данного романа-утопии, в котором описывается общество будущего, в котором не будет классовых различий, а потребление станет главным развлечением. Если для Бодрийяра Америка (в одноименном произведении [77, p. 57]) является местом реализованной утопии, то в начале ХХ века это место занимал британский Бурнвилль.

Таким образом, в газетных изданиях Британии и США в конце ХІХ – начале ХХ вв. бренд-город Бурнвилль отразился в нескольких существенных пунктах: а) как модель социального развития, реализованная утопия («чудо», «рай»); б) как особые, «семейные» отношения между капиталистом и рабочими; в) как буржуазное устройство жизни и досуга рабочих, превращающее последних в квази-буржуа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...