Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Какова цель автора этого текста?




Нарвал

На Севере есть кит – нарвал, А у него – длиннющий «зуб». А кто-то в книге написал. Что это «рыба-душегуб». Гораздо проще обвинять, Чем разобраться и понять: Нарвал не топит корабли, Не ест отважных моряков. Живёт у полюса, вдали От населённых берегов. А для чего нарвалу зуб? Да это просто ледоруб. Когда наступят холода И льдом покроется вода, Вытягиваясь в струнку, Сверлит он зубом лунку И под ледовой крышей Через окошко дышит. Потом глядит из темноты На свет мерцающей звезды.   (М. Шварц)

 

Задания 1-3.

1. Какова цель автора этого текста?

1) Сообщить сведения о нарвале как млекопитающем из отряда китообразных, представляющие интерес для учёного-океанолога.

2) Выразить личное отношение к описываемым фактам.

3) Доступно изложить научные факты.

4) Информировать читателя, убеждая его в необходимости изучать особенности млекопитающих.

2. Все глаголы из данного текста распределите и запишите в два столбика: в левый столбик – глаголы первого спряжения, в правый столбик – глаголы второго спряжения.

3. От какого глагола можно образовать форму будущего сложного времени?


1) написал

2) покроется

3) наступят

4) обвинять


 


ОРФОГРАФИЯ

Правописание буквенных сочетаний

 ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, РЩ

 

133. Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3.

1) Мать наша – греч_невая каша – не перцу чета, не прорвёт ж_вота. 2) Щи да каша – пищ_ наша. 3) Без печ_ки холодно – без хлеба голодно. 4) Жгуч_ крапива родится, да в щ_х пригодится. 5) Гриб да огурец_ – в ж_лудке не ж_лец. 6) Трудовая копейка – луч_ше хапаного рубля. 7) Деньга леж_т, а шкура ран_ше времени дрож_т. 9) За ч_ем не скуч_ем – по три ч_шки выпиваем. 10) Бог даст день, бог даст пищ_. 11) Ч_жим ртом сыт не будешь.

Задания 1-3.

1. Какая тема объединяет эти пословицы и поговорки?


1) Еда.

2) Дом.

3) Дела человека.

4) Бытовые заботы.


2. Выпишите из пословиц и поговорок слова с гласными И, У, А после шипящих и обозначьте морфемы, в которых они находятся.

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ь?


1) греч_невая

2) печ_ки

 


3) луч_ше

4) ран_ше


134. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1) Черепаха, видимо, не просто с других ш_рот. (2) Она с другого полушария. (3) Реж_м для неё – полная противоположность наш_му. (4) Днём она в тиш_не спит. (5) По ноч_м же черепаха ож_вает.  (М. Бартенев)

Задания 1-3.

1. Какое из перечисленных слов является синонимом к слову РЕЖИМ (предложение №3)?


1) беспорядок

2) распорядок дня

3) диета

4) церемония


2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

3. В каком предложении подлежащее выражено существительным, в корне которого после шипящего пишетсая буква И?


1) 1

2) 3

3) 4

4) 5


 


135. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Перед нами спокойное озеро с прозрач_ной водой. Украшают его белые кувш_нки. Как красивы эти цветы на воде! У них ш_рокие округлые листья, ч_десные больш_е цветки. Кувш_нки ч_сто в народе называют белыми лилиями.

Листья кувш_нок покрыты восковым налётом и поэтому не смачиваются водой. Корневищ_ у кувш_нок очень длинные. С каким трудом их вытягиваешь из воды! Но они приносят людям пол_зу. Из корневищ_ белой кувш_нки получ_ют муку. Эта мука гор_коватая. В корневище кувш_нок содерж_тся много гор_ких дубил_ных веществ, вот они и ощ_щ_ются на вкус. Дубил_ные вещества можно легко удалить из муки. Для этого муку заливают водой, отстаивают. Потом воду сливают, муку просуш_вают и делают из неё ж_дкое тесто. Тесто кладут в формы и выпекают ч_десный хлеб. (Из «Календаря природы»)

Задания 1-3.

1. Какое значение имеет слово ЧУДЕСНЫЙ в последнем предложении данного текста?


1) являющийся чудом

2) полный чудес

3) совершающий чудеса

4) приятный, благоуханный


2. Заполните таблицу, используя выделенные в тексте слова.

Правописание букв И, У, А после шипящих

в корне слова в других частях слова

3. В каком слове на месте пропуска не пишется буква Ь?


1) пол_зу

2) гор_коватая

3) (с)прозрач_ной

4) дубил_ные



136. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Поздней весной начинает цвести колючий ш_повник. Розовые цветы его полны ч_десного аромата. Но ш_повником не украшают площ_ди и скверы. Лепестки его цветов, ягоды ш_роко применяют в кулинарии. Из лепестков ш_повника часто делают повидло и варенье.

Ещё из лепестков ш_повника получ_ют отличные пахучие масла, делают духи и помады.

Очень полезны и плоды ш_повника. Свеж_ми срывают их с кустов и сушат. Потом заваривают как ч_й. Ч_й из шиповника является одним из самых лечебных. Пьёшь такой ч_й и ощ_щ_ешь бодрость. Только в конце лета мы мож_м собирать богатые витаминами плоды ш_повника. (Из «Календаря природы»)

Задания 1-3.

1. Какой из заголовков передаёт основную мысль данного текста?

1) Чудо-цветок.

2) Шиповник – красивый цветок.

3) Шиповник – колючее растение.

4) Как полезен шиповник.

2. Выпишите из текста только слова с буквами И, У, А после шипящих в корнях слов, обозначьте эти корни.

3. В каком слове на месте пропуска после шипящего пишется буква Е?

1) ш_роко

2) ш_повник

3) свеж_ми

4) мож_м

137. Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

Однажды зимой я выш_л из дома и отправился в лес. Стояла тиш_на. Всё было покрыто ч_десным ж_мч_жным снегом. В холодном свеж_м воздухе носились вечно белые снеж_нки. Кудрявые ветки украсились нежным пуш_стым инеем. В этом ш_карном зимнем наряде ош_щ_лось всё оч_рование зимы. (По И. Корнееву)

Задания 1-3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...