1. Сколько смысловых частей в данном тексте?
1. Сколько смысловых частей в данном тексте? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 2. Напишите аргументированный ответ на вопрос: «Что общего между разделительным Ь и Ь знаком, обозначающим мягкость согласного? » Проиллюстрируйте свой ответ примерами из текста. 3. В каком слове нет разделительного Ь? 1) цеп_ю 2) охотнич_и 3) каркан_е 4) бол_ного 151. Прочитайте текст и выполните задания 1-3. С нетерпен_ем и радост_ю мы ждём появления на арене клоуна. С легкост_ю он выполняет самые сложные трюки. Это резул_тат мастерства, умен_я. А знаеш_ ли ты, как произошло слово клоун? В латинском языке было слово колонус, то есть сел_ский жител_. Горожане постоянно смеялис_ над неловкост_ю и наивност_ю деревенских жителей. К нам это слово пришло из английского языка. Так англичане называли шута. (Ш. Журжина, Н. Костромина) Задания 1-3. 1. Какое заглавие подходит к той части текста, в которой говорится о происхождении слова КЛОУН? 1) Клоун. 2) Шут – значит клоун. 3) История слова клоун. 4) Об одном заимствованном слове. 2. Выпишите из текста слова с Ь в три колонки: в первую колонку - с разделительным Ь, во вторую – с Ь, который обозначает мягкость согласных, в пустую колонку – с Ь, который является показателем грамматической формы слова. 3. В каком предложении есть однородные дополнения, которые выражены существительными с разделительным мягким знаком? 1) 1 2) 2 3) 5 4) 6 Правописание Ь после шипящих на конце существительных
152. Прочитайте текст и выполните задания 1-3. Ландыш_ цветёт в мае. Это изящный весенний цветок с чудным ароматом. Ландыш_ не только красивый цветок, но и полезный. Из свежих листьев ландыша делают настойку на спирту, духи и капли. Молодеж_ любит такие духи за их очень нежный аромат. Капли ландыша служат хорошим лекарством для больного сердца.
Но ландыш_ и ядовитый цветок. Об этом надо помнить всегда. Нельзя на ноч_ оставлять ландыш_ в комнате, где вы спите. К утру может наступить сильное головокружение и начаться дрож_. В этом случае окажет помощ_ только промывание желудка. Сразу после первой помощи должен приехать врач_. (Из «Календаря природы») Задания 1-3. 1. Какая из характеристик не свойственна данному тексту? 1) Текст рассчитан на широкий круг читателей. 2) Научная информация в тексте упрощена. 3) Незначительное количество терминов. 4) Лексика текста может быть понятна только специалисту. 2. Выпишите из данного текста имена существительные, которые оканчиваются на шипящие и пишутся Ь на конце. Объясните графически наличие Ь. Затранскрибируйте одно из этих слов (на выбор). 3. В каком имени существительном не пишется на конце Ь? 1) дрож_ 2) помощ_ 3) ноч_ 4) врач_ 153. Прочитайте пословицы и поговорки и выполните задания 1-3. 1) Лучше товарищ_ верный, чем камень драгоценный. 2) Дружба не овощ_ – в огороде не растёт. 3) На лжи дружбы не построишь. 4) Друг – не коромысло, плеч_ не оттянет. 5) Не роскошью ограждайся, а друзьями. 6) Помощ_ в несчастье – что луч_ солнца в стужу. 7) Где есть дружба, там нет места фальши. 8) Без друга и Москва глуш_. 9) Высшая гореч_ – друга потерять. Задания 1-3. 1. Какая общая мысль объединяет эти пословицы и поговорки? 1) Дружба – радость. 2) Человека судят по тому, какой он друг. 3) Только имея друга можно считать себя счастливым. 4) Иметь друга – великое счастье, но дружбой надо уметь дорожить. 2. Поставьте выделенные существительные в форму именительного падежа и запишите их. Графически объясните, в чём особенность их правописания.
3. В каком имени существительном пишется на конце Ь? 1) овощ_ 2) (чего? ) плеч_ 3) луч_ 4) гореч_
154. Прочитайте текст и выполните задания 1-3. (1) Прошла ноч_. (2) Утром сторож_ захватил с собой мешок, ружьё, собаку, стал на лыжи и ушёл в глуш_ леса. (3) Теперь хозяйничать надо было самим. (4) Втроём ходили они за водой. (5) За пригорком из отвесной скалы среди снега бил ключ_. (6) Потом они таскали дрова. (7) Русскую печ_ мать топить не умела, и поэтому дрова долго не разгорались. (По А. Гайдару) Задания 1-3. 1. Каково значение слова КЛЮЧ в данном тексте? 1) металлическое приспособление для замка 2) средство, возможность для разгадки чего-либо 3) бьющий из земли источник 4) знак в начале нотной строки 2. Спишите текст, вставляя, где необходимо, Ь. Поставьте выделенное существительное в форму родительного падежа и графически объясните, в чём особенность его правописания. 3. В каком предложении дополнение выражено именем существительным 3 скл., оканчивающимся на шипящий? 1) 1 2) 2 3) 5 4) 7 155. Прочитайте два текста и выполните задания 1-3. Текст 1 Наступила ноч_. Путники на берегу реки построили шалаш_ и развели костёр. В чаще леса прокричал сыч_. Тихо зашумел камыш_. (Ю. Дмитриев) Текст 2 Охотник и его товарищ_ ночевали в домике лесника. В полноч_ они услышали жалобный плач_. Охотник накинул плащ_ и вышел во двор. И снова повторился плач_. Охотник понял, что это кричит сыч_. Задания 1-3. 1. Какая тема объединяет эти два текста? 1) Ночь. 2) Ночь в лесу. 3) Приключения путников. 4) Сыч. 2. Спишите второй текст и объясните графически наличие или отсутствие Ь в существительных, оканчивающихся на шипящие. 3. В каком существительном на конце после шипящего пишется Ь? 1) шалаш_ 2) сыч_ 3) камыш_ 4) ноч_
156. Прочитайте текст, вставляя необходимые по смыслу слова (см. слова для справок), и выполните задания 1-3. (1) Около _________ мы решили построить _________. (2) Сделали _________, потом завезли _________ и цемент. (3) К нам на _________ пришёл _________ отца. (4) Сначала было пасмурно. (5) Отец даже достал _________. (6) Потом из-за _________ показался яркий _________ солнца. (7) Работать стало веселее. (В. Драгунский) Слова для справок: дач_, гараж_, чертёж_ , кирпич_, помощ_ , товарищ_, плащ_, луч_.
Задания 1-3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|