Задания 1-3. 1. На какой вопрос отвечает данный текст?. 2. Выпишите из текста пять словосочетаний «глагол + существительное». Обозначьте в них главное слово.
Задания 1-3. 1. На какой вопрос отвечает данный текст? 1) Можно ли объяснить происхождение в русском языке устойчивых выражений? 2) Что означает поговорка не мечите бисера перед свиньями? 3) Можно ли в разговорной речи употреблять библейские выражения? 4) Что такое поговорка? 2. Выпишите из текста пять словосочетаний «глагол + существительное». Обозначьте в них главное слово. 3. Какое предложение соответствует следующей пунктуационной схеме? «П! » - а.
238. Прочитайте текст и выполните задания 1-3. (1) Да, есть слова глухие, Они мне не родня, Но есть слова такие, Что посильней огня! (2) Они других красивей – С могучей буквой «р», Ну, например, Россия, Россия, например! (3) Вот истина простая: Как будто кто-то вдруг Сберёг и бросил стаю Из самых лучших букв, Из твёрдых да из влажных, – И стало чудо жить. (4) Да разве тле бумажной Такое совершить? (5) Наполненное светом, Оно горит огнём, И гимном слово это Гремит в стихе моём! (А. Прокофьев) Задания 1-3. 1. Какой из заголовков наиболее точно отражает основную мысль данного текста? 1) Слово. 2) Родина. 3) Русской речи чудеса. 4) Россия – великое слово. 2. Выпишите из текста выделенные словосочетания, обозначьте в них смысловые связи между главным и зависимым словами. 3. В каком предложении текста нет разделительных и выделительных знаков препинания? 1) 1 2) 2 3) 4 4) 5 239. Прочитайте текст и выполните задания 1-3. (1) Откуда начинается Россия? (2) С Курил? (3) С Камчатки? (4) Или с Командор? (5) О чём грустят глаза её степные Над камышами всех её озёр? (6) Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте. (7) Вот в чём её звезда. (8) Она прекрасна! (9) Она горит и светит в темноте. (10) Отсюда все дела её большие, Её неповторимая судьба. (11) И если ты причастен к ней, – Россия Не с гор берёт своё начало, а с тебя. (В. Боков) Задания 1-3. 1. Какое суждение противоречит содержанию данного текста? 1) Россия берёт своё начало с каждого из нас. 2) Россия – это маленькая страна на карте мира. 3) Россия – это моя родина, она прекрасна и удивительна! 4) У России неповторимая судьба. 2. Выпишите из текста 1-2 предложения с однородными членами предложения и начертите их схемы. 3. Какое предложение является нераспространённый? 1) 1 2) 8 3) 9 4) 10
240. Прочитайте текст и выполните задания 1-3. Вот и погас на самом высоком пальчике самого высокого дерева солнечный луч. Художник положил кисть. – Чуть-чуть не закончил, – сказал он. – Что же вы теперь будете делать? – спросила я. – Ничего, – ответил он, – придётся ждать солнечного вечера: нужно одно только мгновенье. – Но такое мгновенье в природе не повторяется: пришло и ушло. – Конечно, не повторяется, но приходит подобное, я вспомню неповторимое и его удержу. – Разве так можно? – А как же! На что же тогда человеку быть человеком, если у него не было бы памяти о неповторимом мгновении. (М. Пришвин) Задания 1-3. 1. Какая мысль противоречит содержанию этого текста? 1) Вечерняя заря как явление природы необычайно прекрасна. 2) Человек обладает удивительной способностью помнить чудные мгновенья, которые дарит природа. 3) Каждое явление в природе не повторяется. 4) Только художник способен удерживать в памяти прекрасное природное явления. 2. Выпишите из текста 3-5 словосочетаний, где в роли зависимых слов выступают местоимения. Обозначьте в этих словосочетаниях смысловые связи между главным и зависимым словами.
3. Сколько человек участвует в диалоге? 1) 2 2) 3 3) 4 4) 7 241. Прочитайте текст и выполните задания 1-3. Ни бельмеса не понимает (1) Так говорим иногда о бестолковом человеке, неуче. (2) Ребята, пришло это выражение к нам из татарского языка. (3) Бильмез по-татарски – «не понимаю». (4) Сами татары называли так невежду, ничего не знающего человека. (5) По-русски это звучит как бельмес. (6) Ленивый школьник частенько не смыслит ни бельмеса. (7) Русские даже создали даже целую поговорку не смыслит ни бельмеса, а суетится бесом. (8) Потому так на Руси, видимо, смеялись над неучами да лентяями, что эти качества несвойственны нашему народу. (9) И это ни в коем случае не квасной патриотизм. (10) Мы всё сумеем, всё сможем, всего добьёмся, всему научимся, если... захотим и не будем лениться. (11) Цели ясны? (12) За работу! (По В. Волиной) Задания 1-3. 1. В каком предложении заключена основная мысль прослушанного текста? 1) Ленивый школьник частенько не смыслит ни бельмеса. 2) Мы всё сумеем, всё сможем, всего добьемся, всему научимся, если... захотим и не будем лениться. 3) Цели ясны? 4) За работу! 2. Выпишите из текста 3-5 словосочетаний и произведите их письменный разбор. 3. Какое предложение соответствует следующей пунктуационной схеме?
1) 1 2) 2 3) 7 4) 8 242. Прочитайте текст и выполните задания 1-3. Дружки-приятели водились у Федота, Они и завели товарища в болото. Он, говорят, идти за ними не хотел, Да отказаться не посмел... Как начали дружки тонуть Поодиночке, Стал прыгать наш Федот от кочки и до кочки И, наконец, допрыгался до точки: Ему уже ни охнуть, ни вздохнуть – Засасывает гниль и тянет вниз Федота. Федот идёт ко дну. Федоту жить охота! Пастух, что в тех местах в то утро стадо пас, Трясину обходил – искал в лесу ягнёнка. Вдруг видит: человек в гнилой воде завяз, На убыль у него уже идёт силёнка! Чтоб жизнь свою от гибели спасти, Карабкается он из тухлой, ржавой жижи К сухому берегу всё ближе, ближе, ближе, За всё, что под рукой, хватаясь по пути... Держись, Федот! – тут закричал Пастух И протянул ему свою пастушью палку. Собрал Федот последний дух,
Собрал Федот всю волю, всю смекалку И выбрался на берег чуть живой, Едва не поплатившись головой за всех своих дружков и за характер свой. Когда тебя дружки в болото волокут, Мозгами шевельнуть не посчитай за труд! (С. Михалков)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|