Предмет курса ПАБТ. Классификация ПАБТ
Предмет курса ПАБТ
“ ПАБТ ”- наука о принципах организации и расчета биотехнологических процессов, конструирования технологической аппаратуры. Термин “ процесс ” (лат. processes – продвижение) в данном курсе трактуется как изменение состояния системы (природной и технологической), происходящее в тех или иных условиях. Система – это совокупность элементов, взаимодействующих между собой и окружающей средой. Процессы могут быть естественными (испарение воды с поверхности водоемов, нагрев и охлаждение поверхности земли и т. д. ) и производственными (технологическими), целью которых является переработка природного сырья в средства производства и предметы потребления. Аппарат (лат. apparatus – оборудование) – устройство, приспособление, оборудование, предназначенное для проведения технологических процессов. Обычно аппаратом является сосуд, снабженный различными механическими приспособлениями. Изучение производственных процессов составляет предмет и задачу науки, которая называется “ технология ” (греч teсhne – искусство, мастерство, умение и logos – учение). Изучение физической сущности и теории этих основных биотехнологических процессов, принципов выбора и методов расчета аппаратов, применяемых для их осуществления и составляет предмет курса ПАБТ.
Классификация ПАБТ
Химический процесс – перенос субстанции, который приводит к изменению технологических параметров. Основой любого БТП является химическая реакция, протекающая в реакторе. Однако многочисленные явления и процессы нехимического характера, требующие определенных способов организации и осуществляемые в соответствующих аппаратах.
Протекание процессов БТ в той или иной мере связано с переносом какой-либо субстанции – количества движения (импульса), теплоты, вещества (массы), которое организуется целенаправленно или сопровождает протекание какого либо процесса (одновременно может переносится несколько субстанций). В зависимости от постановки проблем, существуют различные классификации ПАБТ. Наиболее часто применяемой является следующая классификация: 1. По физической сущности процесса или от преобладания переноса той или иной субстанции: 1. 1 Гидромеханические процессы, протекания которых связано с переносом импульса (преимущественно переносят импульс) Перемещение жидкостей, газов, получение и разделение неоднородных (гетерогенных) систем (пыль, туман, суспензия, эмульсия). Протекание процессов определяется законами гидравлики. 1. 2 Тепловые процессы, протекание которых связано с переносом тепла. (Охлаждение, нагревание, выпаривание). Протекание процессов определяется законами теплопередачи. 1. 3. Массообменные или диффузионные процессы, связаны с переносом вещества из одной фазы в другую (абсорбция – поглощение газа жидкостью «г» - «ж»; десорбция «ж»-«г»; сушка; экстракция «ж»-«ж»). Протекание процессов определяется законами массопередачи. 1. 4* Механические 1. 5* Химические Химические процессы, которые сопровождаются переносом импульса и тепла и массы тоже относятся к основным, но они, как и механические процессы, изучаются пока в специальных курсах. 2. По способу организации процесса: 2. 1 Периодические, т. е. в которых все стадии (операции) проходят в одном аппарате, но в разное время. Могут протекать как в открытых, так и в замкнутых системах. (Применяются в малотоннажных производствах, для которых характерна смена сырья); 2. 2 Непрерывные, все стадии (операции) проходят в разных аппаратах, но в одно и тоже время. Могут проходить только в открытой системе. (Применение позволяет повысить производительность и качество получаемой продукции, полностью автоматизировать и механизировать производство);
2. 3 Комбинированные. Бывают: – либо непрерывный процесс, отдельные стадии которого проводят периодически; – либо периодический процесс одна или несколько стадий которого проводятся непрерывно. 3. По характеру изменения параметров процесса во времени:
4. По количеству фаз, участвующих в процессе:
5. По количеству компонентов:
Самостоятельно:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|