Обучение грамоте. На что похожи гласные буквы. Игры с гласными звуками и буквами (А, О, У, Э, И, Ы). 1.«Изобразим и споём».
Обучение грамоте Прежде чем научиться читать и писать, необходимо овладеть двумя главными умениями: а) хорошо узнавать звуки речи в словах, отличать их в своей и в чужой речи от сходных, определять место звука в слове и последовательность звуков; б) правильно делить слова на слоги и звуки, затем их снова соединять в слова, а последние соединять в предложения. Решению этих задач посвящены два раздела: «Формирование фонематического восприятия» и «Звукослоговой анализ слов». Определение каждой звуковой или слоговой трудности при обучении грамоте включает следующее: деление слов на звуки и слоги, работу с графической схемой — с фишками, затем с буквами, наконец, чтение. Звукослоговой анализ слов является первичным, а обучение грамоте — последующим звеном, хотя работа в обоих направлениях ведётся параллельно. Знакомство с буквами следует начинать как можно раньше, сразу же после отработки первой группы звуков: А, О, У, Э, И, Ы, когда дети запоминают правильную артикуляцию, узнают звуки на слух или только по положению органов речи, произносят гласные с широко открытым ртом или молча артикулируют губами так, что другие отгадывают задуманный звук (см. раздел «Игры с гласными звуками»). Только после этого дети знакомятся с теми же гласными буквами. Буква Ы предлагается детям, если соблюдены два условия: а) они уже правильно произносят звук Ы; б) хорошо помнят букву И и владеют её артикуляцией. Затем дети узнают согласные буквы в порядке алфавита, кроме Й, потом гласные Я, Ё, Ю, Е, наконец, И и Ь. С твёрдым знаком их не знакомят. Основным наглядным пособием при обучении грамоте является наборное полотно с крупными печатными буквами, которое вывешивается перед всеми детьми.
Гласные на нём располагаются в два ряда. В первом в пяти кармашках — буквы А, О, У, Э, Ы, а в шестом кармашке — красная фишка с синим ободком, свидетельствующая о том, что эти буквы ставятся после твёрдых согласных. Во втором ряду — Я, Ё, Ю, Е, И, ав шестом кармашке — красная фишка с зелёным ободком, что указывает на постановку этих букв после мягких согласных. Следующие ряды наборного полотна занимают согласные буквы в порядке алфавита и в конце — Й, Ь и Ъ. В таком же порядке они должны оставаться и в разрезных кассах: дети привыкают к месту расположения букв и быстро их находят. Знакомство с гласными буквами основано на сходстве положения органов артикуляции с печатной буквой или отдельными её частями в момент произношения того же звука — подражания человеку или животному, звучанию предмета. При знакомстве с буквой уточняем, на что она похожа (овал, трубочка, улыбка... ) и из каких частей состоит: линии, идущие сверху вниз (стоячие), — палочки, а горизонтальные (лежачие) — перекладины, кружочки — овалы, они находятся вверху, внизу, справа, слева или с обеих сторон от палочки. Например, А состоит из двух палочек в форме шалашика, а в середине — перекладина. Ознакомление с буквой заканчивается произношением соответствующего звука, причём правильная его артикуляция контролируется перед зеркалом. На что похожи гласные буквы А — «плач» Алёнушки; её рот открыт так же широко, как расставлены концы буквы А — ааа. О — у ребёнка «болят зубы», он «стонет»: ооо; его губы по форме напоминают букву О. У — гудок паровоза; дети гудят, открыв рот и вытянув губы трубочкой, их внимание обращается на форму буквы У, которая тоже вытянута и похожа на трубочку (кулёчек). И — две вертикальные палочки изображают верхнюю и нижнюю губы в улыбке, рот приоткрыт; дети подражают крику жеребёнка: иии.
Э — лицо с опущенной нижней челюстью, даже виден во рту язык — у буквы Э в середине тоже видна волнистая перекладина; Э — отдалённое эхо. Ы — опираясь на зрительный образ буквы И (рот открыт «на палец»), предложить детям открыть рот ещё шире, чтобы внутри был виден закруглённый конец языка, ведь и у буквы Ы, в отличие от И, внизу есть тоже закругление — овал; Ы — звукоподражание улетающему самолету.
Игры с гласными звуками и буквами (А, О, У, Э, И, Ы) 1. «Изобразим и споём». По заданию обучающего ребёнок, глядя в зеркало, придаёт губам форму гласных букв, а затем поёт их: А — открывает широко рот; И — губы в улыбке, рот открыт на палец и др. 2. «Что я хочу спеть? » Дети отгадывают буквы по немой артикуляции. 3. «Что надо сделать? » Чтобы правильно произнести Э, надо опустить нижнюю челюсть, во рту будет виден конец языка; на Ы рот откроем пошире, чем при И, и улыбнёмся, во рту тоже виден язык. 4. «Сравни и найди букву». Обучающий говорит, например: «Алёнушка плачет», — ребёнок произносит звук ааа, затем находит букву А. 5. «Назови и покажи». Один ребёнок произносит гласный звук, а другой произносит звукоподражание и находит букву. Пример: О — «зубки болят» (поёт звук и находит букву). 6. «Назови части букв». В каких гласных буквах есть палочки, перекладины, овал? 7. «Отгадай по описанию». Две палочки наверху соединились, внизу разошлись в стороны, образуя шалаш, в середине — перекладина — это буква А; овал, бублик — О; длинная наклонная палочка, а впереди к ней присоединяется короткая — У; полуовал, открытый слева, в середине — волнистая перекладина — Э; две палочки и косая перекладина от нижнего конца первой палочки к верхнему концу второй — И; две палочки, на первой справа внизу — овал — Ы. 8. «А что иначе? » Маленькая буква «а» пишется не так, как большая: палочка с закруглением внизу, слева наверху — ещё закругление, а внизу — овал. 9. «Опиши букву». Дети дают описания заданных букв, взяв их с наборного полотна. 10. «Сравни буквы». Пример сравнения написания букв О, Э: О — полный овал; Э — половина овала (неполный овал) и в середине перекладина.
Изучение согласных букв начинается лишь после того, как дети приобретают умение безошибочно выделять эти звуки в начале слова, или после овладения полным звуковым анализом слов типа мак. Усвоение каждой печатной буквы основано на её сходстве с предметом, название которого начинается с того же звука. Дети быстро запоминают похожие предметы, а уж потом буквы. Так, глядя на Д, ребёнок в первую очередь произносит домик, а затем добавляет — Д. Для правильного называния предметов на все согласные буквы, кроме И, детям требуется не более двух-трёх занятий, после чего им предлагают вспоминать о предмете молча, а вслух произносить только звук в начале слова и показывать соответствующую букву. При назывании звука рот рекомендуется почти не открывать во избежание получения призвука «э» — бэ, дэ, мешающего в будущем соединению звуков в слоги и слова при овладении чтением и составлении слов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|