Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры со всеми гласными буквами




Игры со всеми гласными буквами

1. «Обозначь мягкость».

Я буду называть буквы, стоящие после твёрдых согласных, а вы — после мягких: А—Я, У—Ю, О—Ё, Э—Е, Ы—И.

2. «Назови парный звук».

Я назову букву, а вы — её пару: О—Ё, Я—А, Е—Э, У— Ю, И—Ы, Ё—О и др.

3. «Догадайся и назови пару».

По немой артикуляции губ дети догадываются и произносят пары гласных: губы овалом — О, Ё; в улыбке — Ы, И. Находят буквы на наборном полотне.

4. «Назови слог с парным звуком».

а) МА-МЯ; ТО-ТЁ, ПЫ-ПИ и т. д.;

б) чередование слогов с мягкими и твёрдыми согласными наруша­ется: СА-СЯ, СЁ-СО, СЮ-СУ, СЫ-СИ, СЕ-СЭ.

5. «Что напишем? »

Я назову слог, а вы — звуки. Найдите соответствующие буквы:

MA — М, А (ребёнок находит буквы, все читают);

МЯ — М, Я (пишут и читают).

-Почему написали букву Я?

Потому что согласный звук в слоге МЯ произносится мягко — Мь, а мягкость обозначает буква Я.

6. «Что получится? »

-Я назову две буквы, а ты — слог: Л, А — Л А; Л, Я — ЛЯ и др.

Выводы:

а) если согласные звуки произносятся мягко, то после них пишутся гласные буквы Я, Ё, Ю, Е, И;

б)    если же при чтении эти буквы стоят после согласных, то последние читаются мягко;

в)    после твёрдых согласных ставятся буквы первого ряда (гласные А, О, У, Э, Ы ), мы слышим твёрдые звуки и произносим их так же.

7. «Прочитай правильно».

Берётся любая согласная буква на наборном полотне и подставляется попеременно к гласным первого и второго рядов, а дети читают: ЗА — ЗЯ, ЗО - ЗЁ, ЗУ - ЗЮ, ЗЭ - ЗЕ, ЗЫ - ЗИ.

Буквы можно подставлять, не соблюдая порядка.

8. «Подставь и прочитай».

Игра аналогична предыдущей, но теперь всё делает ребёнок.

9. «Напиши слог».

Вызываются двое детей, один пишет слог с твёрдым согласным, дру­гой — с парным мягким.

10«Читай правильно».

Детям показывают подготовленные из печатных букв слоги, а они читают.

11.. «Какую букву напишешь? »

Я назову слово, а вы — букву: воз — О, вёз— Ё,  ряд - Я, рад — А, лоб — О, клюв — Ю и т. д.

12. «Замени букву».

Ребёнок составляет из букв слово, например лук, потом заменяет гласную букву парной и читает — люк (см. слова в разделе «Мягкие и твёр­дые согласные»).

Последними детям дают буквы Й и Ь.

И — в отличие от И при чтении нельзя петь, так как этот звук не образует слога, потому и называется И краткий, т. е. короткий, непоющий звук.

Ь — это не звук, только буква, она пишется лишь для обозначения мяг­кости согласных в конце слов и слогов: соль, маль-чик.

В школе дети нередко путают буквы И—Й, поэтому следует обратить особое внимание на сравнение этих звуков и букв.

Сначала дети отвечают на вопрос, на что похож знак над буквой Й; по­сле многих вариантов приходят к выводу, что он напоминает перевёрну­тую трубку на телефонном аппарате.

-А будет ли тогда работать телефон?

-Нет.

-Вот и звук Й нельзя петь, ведь в букве Й есть такой знак; если же он отсутствует, то это И, а звук И образует слог, его можно петь.

Затем обучающий подходит к ребёнку и спрашивает:

-Чьи это буквы? — Мои [маи].

-Сколько слогов в этом слове?

-МА-И, два слога.

-Какие гласные мы слышим? -А, И.

-А теперь вспомним последний месяц весны.

-Май.

-Сколько слогов в этом слове?

-Один слог, гласный А.

-Чем различаются слова на слух: мои [маи] и май? (Сравниваются их слоговой, звуковой и буквенный составы. )

Примерный ответ: «В слове мои — два слога, в слове май — один; в слове мои — два гласных звука, один согласный — М, в слове май — один гласный, два согласных — М, Й; в конце слова стоит Й (краткий), этот звук не образует слога».

 

Игры на закрепление И и Ь

1. «Один — много».

Мой стол — мои столы; урожай — урожаи. Сарай, герой, бой.

2. «Узнай звук И в словах».

Мой, доить, дойка, мойка, лей, герои, майка, читай, бои, рисуй...

3. «Что получится? »

Если соединить буквы: А, Й — АЙ; О, Й — ОЙ; Э, Й — ЭЙ. Можно проанализировать эти слова (слоги, звуки, буквы).

4. «Напиши и сравни».

Дети составляют из букв слова: бой — бои, герой — герои и другие, затем слова сравниваются, анализируются.

5. «Где мягкий знак? »

Дети показывают зелёную фишку или мягкую игрушку, как только услышат мягкий согласный в конце слова: нос, лось, мать, кот, дом, семь и др. (Мягкость согласного звука в конце слова обозначается буквой Ь. )

6. «Найди разницу».

Дети составляют слова из букв, затем сравнивают их по написанию и по значению. Слова: кон — конь, мол — моль, угол — уголь, дал — даль, был — быль, жал — жаль, цел — цель и др.

7. «Отбери и напиши».

Дети отбирают картинки, названия которых пишутся с b на конце, и «пишут» их из букв.

8. «Раздели „соседей" ».

Цель: правильно делить на слоги слова, в которых первый слог закан­чивается на Ь: галъ-ка, конь-ки, мальчик, пальчик, больно...

9. «Ь потерялся».

— Напишем галька без мягкого знака, что получится?

Галка.

— Чем различаются эти слова? Почему?

10. «Что в конце слова? »

Различение на слух и правильное написание в конце слов букв Й, И, Ь.

Примерные слова: моль, мел, бой, мои, сараи, день, лань, дай...

11. «Придумай слово».

Подобрать слова с Ь в конце слова; с Ь в середине слова; Й (кратким) в конце или середине слова; со звуком И в конце слова.

 

Некоторые замечания по обучению чтению по «Азбуке»

1. При обучении чтению детей следует ориентировать на после­дующую гласную букву и только потом на предшествующую ей согласную. Так, читая слог ВУ, ребёнок заранее делает губы трубочкой для звука У, затем, сомкнув губы, произносит сразу оба звука, слог ВУ.

2. При чтении рекомендуется картинки в книге прикрывать экраном, чтобы ребёнок не знал, какое слово он читает. Иначе, догадываясь, он произносит слово не читая (впрочем, часто невпопад).

3. Чтение должно быть осознанным, не механическим называнием слогов. С этой целью по прочтении двух-трёх слов или предложения текст закрывается экраном, а ребёнок повторяет прочитанное, затем по зада­нию обучающего объясняет значение слов, например: осы — это насеко­мые, косы — волосы у девочки. Если же ребёнок не понимает или вообще не помнит слов, чтение повторяется, при необходимости разъясняется смысл, используются рисунки к данному тексту.

4. Если текст состоит из нескольких предложений, то после их проч­тения детьми или одним ребёнком составляется рассказ о прочитанном; можно повторить чтение.

5. Попутно выполняются упражнения на звукослоговой анализ слов и предложений и другие задания:

а) выбрать слова в предложении с заданным количеством слогов, гласных или согласных букв;

б) охарактеризовать букву, например прочитав слово совы. Ребёнок о букве В говорит: «Обозначает звук В, согласный, твёрдый, звонкий»;

в) определить «соседей» в словах;

г) определить количество слов в предложении; по заданию назвать предложения из двух-трёх и более слов, из них — самое длинное слово или самое короткое;

д) объяснить, почему слово Маша пишется с большой буквы. В каких ещё случаях пишутся заглавные буквы?

е) найти предлоги, простые союзы;

ж) объяснить сочетания букв: ШИ, ЖИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

 

Ребёнок не просто читает, но и систематически вспоминает всё, о чём узнал ранее, в процессе подготовки к чтению.

Это приучает его читать внимательно и вдумчиво, что способствует расширению кругозора, умению грамотно и правильно отвечать на вопросы.

Итак, ребёнок со временем учится не только правильно произносить слова и строить предложения, но и осознавать, из каких звуков, букв и сло­гов состоит слово, из каких слов — предложение, а также составлять слова из букв, прочитывать написанное и рассказывать прочитанное — всё это способствует в будущем успешному усвоению школьной программы не только по письму и чтению, но и по другим предметам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...