Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система работы по развитию речи




 

Основные направления работы по развитию речи детей
Развитие сло­варя: освоение зна­чений слов; уместное упот­ребление слов в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой проис­ходит общение Воспитание зву­ковой культуры речи – развитие восприятия зву­ков родной речи и произношения Формирование грамматического строя речи: морфология (из­менение слов по родам, числам, падежам); синтаксис (ос­воение различных типов словосоче­таний и предло­жений); словообразование Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь; монологическая речь (расска­зывание) Формирование элементарного осознания явле­ний языка и речи (различе­ние звука и слова, нахожде­ние места звука в слове) Воспитание любви и интереса к ху­дожественному слову

 

 

Принципы развития речи
Принцип взаи­мосвязи сен­сорного, ум­ственного и речевого раз­вития Принцип комму­никативно-дея­тельност­ного подхода к развитию речи Принцип раз­вития языко­вого чутья Принцип форми­рования эле­ментарного осознания яв­лений языка Принцип взаи­мосвязи ра­боты над раз­личными сто­ронами речи Принцип обога­щения мотива­ции речевой деятельности Принцип обес­печения ак­тивной языко­вой практики
Средства развития речи
Общение взрослых и детей Культурная язы­ковая среда Обучение родной речи на занятиях Художественная литература Изобразительное искусство, му­зыка, театр Занятия по дру­гим разделам Программы
Методы развития речи
Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); опосредованное наблюдение (изо­бразительная наглядность: рас­сматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и кар­тинам) Словесные: чтение и рассказывание художест­венных произведений; заучивание наизусть; пересказ; обобщающая беседа; рассказывание без опоры на на­глядный материал Практические: дидактические игры; игры-драматизации; инсценировки; дидактические упражнения; пластические этюды; хороводные игры
Программное содержание по освоению образовательной области «Коммуникация  
Ранний возраст Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа  
Достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми: Задачи: 1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. 2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности. 3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.  
  Цели  
Ранний возраст Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа  
  Развивающая речевая среда (повседневное общение)  
Помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.д.). Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу. В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.   Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.д.). Продолжать подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу. В быту, в самостоятельных играх продолжать помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.   Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение. Помогать детям содержательно и доброжелательно общаться со сверстниками. Учить понятно для окружающих (взрослых и сверстников) объяснять свой замысел; подсказывать как порадовать приятеля, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как     извиниться. Поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать о представленном для обозрения предмете, проявляя осведомленность. Способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ, его повторению для детей, заинтересовавшихся этим предметом. Продолжать развивать речь детей как средство общения. В житейских ситуациях, в играх подсказывать детям формулы выражения словесной вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить   детей с помощью речи решать спорные вопросы и улаживать конфликты: убеждать, доказывать, объяснять. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, понятно для окружающих излагать свои мысли. Продолжать содержательно, эмоционально «со вкусом» рассказывать детям об интересных фактах и событиях,; о неприятных случаях, произошедших в детстве с целью помочь конкретному ребенку   (ябеднику, сквернослову) понять, что дурное поведение ни у кого восхищения не вызовет. Совершенствовать речь как средство общения. Продолжать формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. Помогать осваивать стандартизованные формулы словесной вежливости, характерные для ситуаций общения (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и др.)  
  Связная речь  
Способствовать развитию речи как средства общения. Обогащать словарь детей. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами, строительством; после просмотра спектаклей, мультфильмов. Обучать умению вести диалог с педагогом: слышать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», здороваться, прощаться, желать спокойной ночи (в семье, в группе), упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости, помогать доброжелательно общаться друг с другом. Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять попытки детей выяснить, правильно ли они ответили на заданный вопрос. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать разные точки зрения в ответах на поставленные педагогом вопросы; в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Продолжать формировать умение вести скоординированный диалог между воспитателем и детьми, между детьми,; учить их быть доброжелательными и корректными собеседниками. Практиковать составление коллективного письма заболевшему человеку (взрослому, ребенку), придумывать броский, краткий текст рекламы.
  Подготовка к обучению грамоте  
  ____________________ _____________________ ___________________ Дать детям представление о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить детей делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части. Составлять слова из слогов (устно).
    Формы работы  
1.Занятия по развитию речи 2.Беседы 3.Сюжетно - ролевые игры   1.Занятия по развитию речи 2.Беседы 3.Сюжетно - ролевые игры   1. Занятия по развитию речи 2..Беседы 3 Сюжетно - ролевые игры 1. Занятия по развитию речи 2..Беседы 3. Сюжетно - ролевые игры   1. Занятия по развитию речи и по подготовке к обучению грамоте 3.Беседы 4. Сюжетно - ролевые игры  

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...