Основные направления работы по развитию речи детей
Развитие словаря:
освоение значений слов;
уместное употребление слов в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение
Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения
Формирование грамматического строя речи:
морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
словообразование
Развитие связной речи:
диалогическая (разговорная) речь;
монологическая речь (рассказывание)
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, нахождение места звука в слове)
Воспитание любви и интереса к художественному слову
Принципы развития речи
Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития
Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи
Принцип развития языкового чутья
Принцип формирования элементарного осознания явлений языка
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи
Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
Принцип обеспечения активной языковой практики
Средства развития речи
Общение взрослых и детей
Культурная языковая среда
Обучение родной речи на занятиях
Художественная литература
Изобразительное искусство, музыка, театр
Занятия по другим разделам Программы
Методы развития речи
Наглядные:
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
Словесные:
чтение и рассказывание художественных произведений;
заучивание наизусть;
пересказ;
обобщающая беседа;
рассказывание без опоры на наглядный материал
Программное содержание по освоению образовательной области «Коммуникация
Ранний возраст
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная к школе группа
Достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми:
Задачи:
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности.
3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Цели
Ранний возраст
Младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная
группа
Развивающая речевая среда (повседневное общение)
Помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.д.).
Подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу.
В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.
Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т.д.).
Продолжать подсказывать детям образцы обращения к взрослым, зашедшим в группу.
В быту, в самостоятельных играх продолжать помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.
Помогать детям содержательно и доброжелательно общаться со сверстниками.
Учить понятно для окружающих (взрослых и сверстников) объяснять свой замысел; подсказывать как порадовать приятеля, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как
извиниться.
Поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать о представленном для обозрения предмете, проявляя осведомленность. Способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ, его повторению для детей, заинтересовавшихся этим предметом.
Продолжать развивать речь детей как средство общения. В житейских ситуациях, в играх подсказывать детям формулы выражения словесной вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить
детей с помощью речи решать спорные вопросы и улаживать конфликты: убеждать, доказывать, объяснять.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект, ситуацию, учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, понятно для окружающих излагать свои мысли.
Продолжать содержательно, эмоционально «со вкусом» рассказывать детям об интересных фактах и событиях,; о неприятных случаях, произошедших в детстве с целью помочь конкретному ребенку
(ябеднику, сквернослову) понять, что дурное поведение ни у кого восхищения не вызовет.
Совершенствовать речь как средство общения. Продолжать формировать умение без раздражения отстаивать свою точку зрения. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. Помогать осваивать стандартизованные формулы словесной вежливости, характерные для ситуаций общения (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и др.)
Связная речь
Способствовать развитию речи как средства общения. Обогащать словарь детей. Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами, строительством; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Обучать умению вести диалог с педагогом: слышать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми.
Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», здороваться, прощаться, желать спокойной ночи (в семье, в группе), упражнять в употреблении соответствующих форм словесной вежливости, помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять попытки детей выяснить, правильно ли они ответили на заданный вопрос.
Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать разные точки зрения в ответах на поставленные педагогом вопросы; в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Продолжать формировать умение вести скоординированный диалог между воспитателем и детьми, между детьми,; учить их быть доброжелательными и корректными собеседниками.
Практиковать составление коллективного письма заболевшему человеку (взрослому, ребенку), придумывать броский, краткий текст рекламы.
Подготовка к обучению грамоте
____________________
_____________________
___________________
Дать детям представление о предложении (без грамматического определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части. Составлять слова из слогов (устно).
Формы работы
1.Занятия по развитию речи
2.Беседы
3.Сюжетно - ролевые игры
1.Занятия по развитию речи
2.Беседы
3.Сюжетно - ролевые игры
1. Занятия по развитию речи
2..Беседы
3 Сюжетно - ролевые игры
1. Занятия по развитию речи
2..Беседы
3. Сюжетно - ролевые игры
1. Занятия по развитию речи и по подготовке к обучению грамоте
3.Беседы
4. Сюжетно - ролевые игры