«Оценка значимости (существенности) разностей между выборочными средними по величине D-критерия Тьюки»
«Оценка значимости (существенности) разностей между выборочными средними по величине D-критерия Тьюки»
Теоретическая платформа применения D-критерия Тьюки для оценки наименьшей существенной разности. Исследования Дж. Тьюки показали, что при числе вариантов больше двух оценка различий между средними по НСР дает несколько преувеличенное количество существенных различий. В связи с этим он предложил метод сравнения выборочных разностей средних с величиной D = Q× sx. Этот критерий получают путем умножения обобщенной ошибки средней на множитель Q. Обобщенную ошибку средней вычисляют по результатам дисперсионного анализа, а значения коэффициента Q берут из таблицы стандартных значений.
Если фактическое значение разности средних больше или равно критерию Тьюки, то такие различия признаются существенными на соответствующем уровне значимости и имеющихся числах степеней свободы. Чаще всего оценку по критерию Тьюки ведут на 5% уровне значимости. Если же величина фактической разности между значениями средних меньше критерия Тьюки, то такие различия признаются несущественными. D-критерий Тьюки является более чувствительным по сравнению с НСР, так как он базируется не только на числе степеней свободы остаточной дисперсии (как НСР для выбора табличного значения t-критерия Стьюдента), но учитывает и число вариантов в опыте (число градаций действующего фактора в дисперсионном комплексе), в нашем случае при популяционных исследованиях число вариантов соответствует числу растений в выборке, при анализе селекционного качества плюсовых деревьев – их числу. Особенностью D-критерия Тьюки, отличающей его от критерия НСР, является и то, что D-критерий Тьюки рассчитывается как единая величина для всего дисперсионного комплекса. Это вполне логично, поскольку в основе его расчета лежит единая и общая для всего дисперсионного комплекса (для всех входящих в него групп, существенность различий между которыми вычисляют) величина – остаточная дисперсия, которая используется для вычисления величины обобщенной ошибки среднего в дисперсионном комплексе.
Задание 2. Рассчитайте величину D-критерия Тьюки для равномерного и неравномерного дисперсионных комплексов по дидактическому материалу, предложенному преподавателем. Исходным дидактическим материалом для данной работы служат файлы Excel «Коэффициент наследуемости» или «НСР» Лист 1 для равномерных дисперсионных комплексов и Лист 3 для неравномерных дисперсионных комплексов. В них для работы используют собственно исходные таблицы данных и перечень вычисляемых промежуточных и итоговых статистик. Работа предусматривает копирование таблиц в буфер памяти и перенесении их в новую книгу или на новый лист, используемый для работы в первоначальной книге.
Лабораторная работа № 5
Тема лабораторного занятия: «Анализ величин наследственно обусловленного и коррелятивного сдвига при отборе: методы вычисления»
Ключевые слова: наследуемость, генотип, фенотип, коэффициент наследуемости, коэффициент наследуемости в широком смысле, коэффициент наследуемости в узком смысле, дисперсия, популяция, особь, признак, фенотипическая варианса, генотипическая варианса, средовая варианса, генетический анализ популяций, наследственно обусловленный сдвиг при отборе, респонс, корреляция, коэффициент корреляции, коррелятивный сдвиг. .
Методические параметры лабораторного занятия. Бюджет рабочего времени – 4 часов. Количество двухчасовых занятий – 2.
Распределение бюджета рабочего времени: - 1 час на постановку задачи и освоение теоретических основ и принципов определения оценок наследственно обусловленного сдвига при отборе; - 1 час на расчеты в электронных таблицах Microsoft Excel вспомогательных оценок (селекционного дифференциала, интенсивности отбора, коэффициента наследуемости в широком смысле, коэффициента наследуемости в узком смысле, коэффициента корреляции), используемых при вычислении значений наследственно обусловленного сдвига при отборе (респонса); - 1 час на расчеты в электронных таблицах Microsoft Excel величин наследственно обусловленного сдвига при отборе (респонса) по отдельному признаку, комплексу признаков, имеющих хозяйственное адаптационное и идентификационное значение;
Дидактический материал, необходимый для проведения данной лабораторной работы, приведен в файлах электронных таблиц Excel – «Респонс» (Приложение 4. 1) «Корреляционный сдвиг» (Приложение 4. 2).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|