Лабораторная работа № 6. Вводная часть. Теоретическая платформа выполнения работы. 6.1. Общие теоретические представления
Лабораторная работа № 6
Тема лабораторного занятия: «Анализ оценок общей комбинационной способности и специфической комбинационной способности»
Ключевые слова: лесная селекция, популяция, структура популяции, дисперсия значений признака, массовый отбор, критерии отбора, эффективность отбора, эффект отбора, селекционный дифференциал, интенсивность отбора клоновое поле, лесосеменная плантация, диаллельные скрещивания, контролируемое опыление, топкросс, поликросс, испытательные культуры, общая комбинационная способность, специфическая комбинационная способность, дисперсионный анализ.
Методические параметры лабораторного занятия. Бюджет рабочего времени – 6 часов. Количество двухчасовых занятий – 3. Распределение бюджета рабочего времени: - 1 час на постановку задачи и освоение теоретических основ и принципов определения оценок комбинационной способности; - 1 час на расчеты в электронных таблицах Microsoft Excel описательных статистик признаков, наследуемость которых при осуществлении массового отбора оценивается показателями общей и специфической комбинационной способности; - 2 часа на расчеты в электронных таблицах Microsoft Excel оценок общей комбинационной способности, и на визуализацию структуры семенного потомства плюсовых деревьев посредством построения диаграмм, построение таблиц ранжирования полусибсовых семей по величине селектируемого признака; - 2 часа на расчеты в электронных таблицах Microsoft Excel оценок специфической комбинационной способности, и на визуализацию структуры семенного потомства плюсовых деревьев посредством построения диаграмм, построение таблиц ранжирования семей полных сибсов по величине селектируемого признака.
Дидактический материал, необходимый для проведения данной лабораторной работы, приведен в файлах электронных таблиц Excel – «ОКС-СКС Образец» (Приложение – 6. 1) и «ОКС-СКС Рабочий» (Приложение 6. 2).
Вводная часть В лесной селекции проблема выбора наилучших селекционных объектов, отобранных по фенотипу (например, плюсовых деревьев), стоит особенно остро. Она (проблема), прежде всего, инициируется тем, что на современном этапе развития отечественной и мировой лесной селекции отбор плюсовых деревьев ведут по фенотипу, а использовать в дальнейшем селекционном процессе или в хозяйственном плане намереваются лучшие генотипы. Цель отбора – отбор лучших генотипов. Это предусматривает реализацию такой формы отбора, как индивидуальный отбор. Он (индивидуальный отбор) в лесной селекции воплощается в сравнительную оценку семенных (а иногда еще и вегетативных) потомств разных плюсовых деревьев, отобранных по фенотипу. Такая оценка получается в результате анализа параметров роста и состояния исследуемых потомств в испытательных культурах. Теоретическая платформа выполнения работы 6. 1. Общие теоретические представления Емкое определение понятию «комбинационная способность» дают Г. В. Гуляев и В. В. Мальченко (1975, стр. 71). Комбинационная способность – это способность линии или сорта при сочетании их в гибридных комбинациях давать потомство (F1), характеризующееся различным относительно некоторого, условно принятого уровня выражением того или иного признака или свойства (Гуляев, Мальченко, 1975, стр. 71). Они же дают расшифровку предложенного определения. При существенном превышении над данным уровнем выражения исследуемого признака у потомства говорят о высокой комбинационной способности родителей. Определение комбинационной способности линий и сортов является очень важным этапом в селекции на гетерозис у многих сельскохозяйственных растений. В лесной селекции определение комбинационной способности выступает ключевым этапом гибридологического анализа, применяемого для оценки генетического качества плюсовых деревьев, отобранных по фенотипу.
Оценка родительских форм на комбинационную способность может быть проведена на основании изучения их гибридов F1 (в полевых и лабораторных испытаниях) по двум критериям: - общей комбинационной способности (ОКС) и - специфической комбинационной способности (СКС).
В настоящее время существует немало определений понятия «комбинационная способность». Нередко они заметно различаются по своему содержанию. Это указывает на достаточную сложность рассматриваемого вопроса, отсутствие единого всеобъемлющего определения и неоднозначное представление о нем. Одно из наиболее удачных определений звучит так. Комбинационная способность – это степень выраженности признаков родителей в первом поколении гибридов F1. Весьма важное дополнение в это определение сделал Дж. В. Райт (1978). Комбинационная способность – это относительная способность организма передавать генетическое превосходство своим потомкам (Райт, 1978, стр. 446). Еще одно определение приведено в учебнике А. П. Царева и др. (2003). Комбинационная способность – это способность одного родителя (линии, клона ПД) в сочетании с другим родителем (линией, клоном ПД) давать потомство, характеризующееся определенным уровнем признака или свойства, или относительная способность организма передавать генетическое превосходство своим потомкам (Царев и др., 2003, стр. 485). Оно требует существенных разъяснений, несмотря на то, что в целом вполне корректно. То, что изложено в первой части определения свойственно любому организму: любой из «родителей» способен давать потомство в сочетании с «другим родителем», при этом, безусловно, потомство будет обладать определенным уровнем признака или свойства (иначе и не бывает), на которое мы обращаем внимание при селекции. Здесь, очевидно, авторы определения хотели подчеркнуть аспект, который определяет название термина «комбинационная». Да, это способность к комбинации (сочетанию) одного «родителя» с другими «родителями». Однако содержательный момент понятия «комбинационная способность» в этом определении отсутствует. Следовало бы указать на то, что «комбинационная способность» как показатель, служит мерой или относительной оценкой способности «родителя» передавать свои лучшие признаки и свойства потомству либо вообще в любых комбинациях (ОКС), либо только в конкретных комбинациях (СКС). Вторая же часть этого определения авторами была позаимствована у Дж. В. Райта (1978) без каких-либо изменений.
В теоретическом плане и с методически позиций различают общую и специфическую комбинационную способность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|