Методика работы с детским коллективом
Стр 1 из 14Следующая ⇒ Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Платонова Светлана Михайловна Методика работы с детским коллективом Учебное пособие
Санкт-Петербург ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Политическая культура общества как основа демократической культуры личности 1. Подходы к пониманию коллектива, его признаков. Коллектив как среда развития личности. 2. Справедливое сообщество. Зарубежный опыт. 3. Цели формирования коллектива (ДКЛ). 4. Развитие коллектива и коллективной организаторской деятельности в опыте работы А. С. макаренко 5. Этапы развития коллектива. 6. Условия создания и развития коллектива. 7. История детского самоуправления 8. ОД как источник развития коллектива. 9. Технология коллективной организаторской деятельности. 10. Технология коллективной творческой деятельности. 11. Диагностика сформированности коллектива. Заключение …………………………………………………………………. Список литературы ……………………….. Приложения …………………………………………………………………………. Блеф-клуб по истории самоуправления. Деловая игра “Дисциплина и режим” Введение. Предмет “Методика работы с детским коллективом” направлен на повышение подготовленности будущих педагогов к воспитательной работе в детском коллективе. Хотя сегодня само название предмета может вызывать неоднозначную реакцию вследствие изменения отношения к понятию “коллектив”. По мнению ряда педагогов, в настоящее время взамен педагогики коллектива, необходимо развивать и реализовывать педагогику личности. Понятия коллектив и личность противопоставляются, коллектив рассматривается как инструмент подавления личности, подчинения её личных интересов общественным, способ осуществления унифицированного воспитания, то есть воспитания людей по единому шаблону. Противники системы коллективного воспитания полагают, что в ней “иные” воспринимаются негативно и перевоспитываются или ломаются методами общественного давления.
Ещё одним из аргументов против является произошедшее изменение общественного строя от социалистического к капиталистическому. Из теории систем известно, что система развивается, если цель её функционирования является элементом системы высшего порядка. Педагогическая система является подсистемой для системы социальной и должна соотносить цели своего воспитания с требованиями к личности общественного строя. Педагогика коллектива рассматривается как атрибут и пережиток социалистической системы воспитания, направленной на воспитание коллективиста-общественника. Капиталистическое государство, по мнению многих современных педагогов и родителей учащихся, ориентирует на воспитание человека-индивидуалиста, стремящегося к личностному карьерному росту. Исходя из такой задачи, в ряде современных школ активно используется рейтинговая система сравнения достижений учащихся, активизируются соревновательные методы работы, усложняется система ранжирования детей, что ведёт к формированию карьерной среды и конкурентной системы отношений, в которой каждый за себя. Но смогут ли стать счастливыми дети, не умеющие искренне восхищаться другим человеком, дружить, помогать друг другу, строить отношения на основе взаимного уважения? Насколько данная система воспитания обеспечивает выполнение школой функции эволюции общества? Почему в современных школах капиталистического Запада и США такое большое значение придаётся воспитанию детей через создание детского сообщества? Зачем там для стимуляции социальной активности детей вводятся “общественные баллы”? Социализация как процесс вхождения личности в жизнь общества требует от педагога понимания социальных процессов и способности проецировать социально-значимое, ценное в образ жизни детского сообщества. В средине 90-х годов ЮНЕСКО приступило к международному проекту гражданского воспитания для мира и демократии на земле. Обеспечение перехода от культуры войны к культуре мира ЮНЕСКО считает своей первоочередной задачей. В педагогике мира вместо соперничества, конкуренции, индивидуализма ставится задача развития умения сотрудничать, работать сообща, помогая друг другу. Таким образом, в современном развивающемся капиталистическом обществе актуальными являются задачи воспитания диалоговой личности, способной к построению демократической системы взаимоотношений.
Жизнь любого образовательного учреждения не ограничивается только учебными занятиями. Она пронизана системой отношений, симпатиями и антипатиями, проявлением интереса или равнодушия, разнообразными формами общения, раскрывающими личность ситуациями. Человек является социальным существом, который становится личностью лишь через самореализацию в обществе. Понятия группы, групповой динамики, лидерства, референтной группы, микроклимата отражают объективные процессы, оказывающие влияние на развитие личности вне зависимости от наших идеологических позиций. Если педагог хочет быть профессионалом и управлять механизмами становления личности через формирование социальной среды её развития, то он должен познакомиться с теорией коллектива и овладеть методикой работы с детским коллективом. Целью данного курса является овладение способностью к созданию и развитию детского сообщества как гуманной среды развития каждого ребёнка и условия становления личности. Нам хорошо знаком опыт социального воспитания через уроки истории и правоведения, этики и этикета, на которых учащимся преподают основы политических, правовых, этических знаний, а затем проверяют, насколько они понимают, что значит быть гражданином, как нужно вести себя. Учащиеся получают представление о демократии, но им не позволяют демократию практиковать, в школе нет лаборатории общественных наук, где ученики могли бы проверить свои знания на практике, правовое воспитание часто остается сопряженным с бесправием ученика в школе. Присцилла Прутсман в своей книге “Дружный класс как маленькая планета” пишет о посещении блестящего открытого урока этикета, на котором детям предлагались сложные ситуации общения и они, наученные на предыдущих занятиях, показывали, как они себя поведут. Например: “Вы пришли домой, и увидели, что сестра читает Вашу книгу. Что Вы будете делать? ” На занятии дети отвечали: “Я предложу ей почитать вслух”, “Будем читать вместе”, “Я попрошу её дочитать до конца главы и отдать мне книгу” и т. д. После занятия в коридоре автор спросила ребят, а что вы сделаете на самом деле? И получила совсем другие ответы, например: “Я дам ей в нос! ”, “Я пойду в её комнату, возьму что-нибудь и скажу, что я это разорву, если она не отдаст мне книгу! ” Таким образом, словесные объяснения того, как надо жить, бесполезны, если не соединяются с жизненным опытом, что убедительно показывается представителями средового подхода в педагогике. Овладение теорией и методикой работы с детским коллективом позволит вести работу по формированию опыта жизнедеятельности детского сообщества на основе реализации осознанных и апробированных этических, правовых, гражданских норм и обеспечит условия для присвоения детьми норм гуманистического общения между людьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|