8. Диагностика сформированности коллектива.
8. Диагностика сформированности коллектива.
Изучение состояния и эффективности воспитательной системы Изучение состояния и эффективности воспитательной системы выполняет такие функции как аналитическая, контрольно-корректировочная, прогностическая и решает ряд задач: 1. Выявление реального состояния воспитательной системы (в дальнейшем ВС); 2. Анализ изменений, происшедших в ВС. Изучение влияния различных условий и средств на ее создание, их эффективности и педагогической целесообразности; 3. Выявление потенциальных возможностей дальнейшего развития ВС. Изучение состояния и динамики развития – это основа для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования. 4. Определение эффективности влияния воспитательной системы на развитие личности учащегося и педагога. Для процедуры оценки необходимо определить критерии и показатели, по которым будет проходить оценивание. Они станут инструментом для самоанализа и самооценки школьного коллектива. По мнению В. А. Краковского можно выделить две группы критериев: критерии факта и критерии качества. Критерии факта отвечают на вопрос о наличии системы, ее элементов, критерии качества определяют уровень ее развития и эффективности. На первом этапе развития ВС главными показателями могут быть: - количество детей, участвующих в делах школы; - самочувствие учащихся и педагогов, степень их удовлетворенности жизнью в школе. На последующих этапах приоритет следует отдать критериям и показателям, характеризующим сложившиеся отношения в учебном заведении. Важно также учитывать соотношение среды школьного коллектива и участие педагогов и учащихся в ее преобразовании. Изучение состояния ВС, с одной стороны, осуществляется постоянно (педагогическое наблюдение или методики, органично вписывающиеся в воспитательный процесс); с другой стороны периодически (”срезовые” исследования: анкетный опрос педагогов, учащихся, родителей или специальные педагогические ситуации).
Наиболее важными компонентами диагностики являются: 1. Изучение воспитанности школьников. 2. Диагностика состояния школьного коллектива, системы взаимоотношений. 3. Исследование организационных аспектов воспитательного процесса.
Изучение воспитанности школьников. Что относят к показателям воспитанности школьников? Интегральным показателем считается общественная направленность детей (взгляды, убеждения, ценностные ориентиры личности). Выделяют три главных вида направленности: “на себя”, “на объект”, “на других людей”. Возможен другой подход к характеристике направленности личности: - положительная /на добро, созидание/, - отрицательная /на зло, разрушение/. Единой программы нет. Каждое учебное заведение вправе само определить образ выпускника своей школы и соотносить с ним характеристики реальных детей. В качестве ориентировки для характеристики воспитанности можно выбрать ряд интегральных отношений: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе. Наиболее объективными и реально измеряемыми показателями являются: - ведущие мотивы поведения детей, - нравственные ценности и ориентации, - поступки учащихся. Методы диагностики Правила жизни Детям предлагается сформулировать правила, которых они стараются придерживаться в жизни. Анализируется их гуманистический или эгоистический характер. Вот некоторые из наиболее часто встречающихся вариантов ответов: жить честно; не терять своего достоинства; относиться к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе; дружба решает всё; доброта; нельзя говорить одно, а делать другое; не предавать; не быть равнодушным; стать настоящим человеком; по заповедям Христа; помогать родителям. 9 учащихся написали ответы с эгоистической направленностью: ты – мне, я – тебе; живи сам и давай жить другим, достигнуть славы любым путём.
Акт добровольцев – создание ситуации, когда желающих просят поучаствовать в каком-то деле, в чём-то помочь, откликнуться на какие-то события и т. д. Условием реализации этого метода является наличие свободы выбора учащимися линии поведения, то есть ребёнок не должен бояться сделать не так, не должен ориентироваться на ожидания взрослого. Предлагаются различные варианты: выбор вида деятельности, участия или неучастия. Ситуация выбора и анализ действий ребёнка в этой ситуации позволяют узнать истинные ведущие мотивы личности. Метод незаконченных предложений (“недописанный тезис”) – ребёнку предлагается начало фразы, которую он должен закончить. Например: “Человек счастлив, когда…”, “В хорошей школе всегда…”, “Если бы я все мог…”, “Самое главное в жизни… “, “Когда я вхожу в школу, я …” и т. д. Анализ предложенных ответов осуществляется на основе оценки содержания каждой фразы по задуманным при поиске фраз характеристикам. Во фразе может проявляться доминирование а) индивидуалистических или коллективистских ценностей; б) вещно-предметных или духовных; в) содержащих зло или добро для окружающих; г) позитивных, нейтральных или негативных эмоций;
Метод анкеты – предложенная по какой-то системе система вопросов, направленная на выяснения преобладающих у ребёнка мнений суждений. Анкета может предлагать варианты ответов на выбор или быть свободная, предлагая опрашиваемым самим полностью формулировать ответ. Анкета изучения мотивов деятельности ( автор Л. В. Байбародова) Ход проведения. Учащимся предлагается определить что и какой степени привлекает их в совместной деятельности. Вопрос: Что и в какой мере привлекает в деятельности? 1. Интересное дело. 2. Возможность общения с разными людьми. 3. Возможность помочь товарищам.
4. Возможность передать свои знания. 5. Возможность творчества. 6. Возможность приобрести новые знания, умения. 7. Возможность руководить другими. 8. Возможность участвовать в делах своего коллектива. 9. Возможность заслужить уважение товарищей. 10. Возможность сделать доброе дело для других. 11. Возможность выделиться среди других. 12. Возможность выработать у себя определенные черты характера. Варианты ответов (они подобраны так, чтобы получилась шкала оценки степени проявления мотива): 3 – привлекает очень сильно, 2 – привлекает в значительной степени, 1 – привлекает слабо, 0 – не привлекает совсем. Обработка результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки: а) коллективистские мотивы /пункты 3, 4, 8, 10/; б) личностные мотивы /пункты 1, 2, 5, 6, 12/; в) престижные мотивы /пункты 7, 9, 11/. Сравнения средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности. Выявление эффективности воспитательной системы предполагает сравнение показателей в течение нескольких лет. Метод сочинений – изучение творческих литературных работ учащихся и их анализ по выявленным в сочинении суждениям, мнениям, отношениям и т. д. Опросник для старшеклассников “Толерантность” Вставьте вместо пропусков вариант из приведённых ниже или предложите свой вариант. 1. Мне … точка зрения другого а) интересна, б) не важна, в) не интересна. 2. Свою правду нужно уметь … а) утвердить, б) отстоять, в) доказать, г) объяснить. 3. Драка – это … способ выяснения отношений а) не, б) хороший, в) необходимый, в) иногда нужный, д) не лучший 4. Результат спора больше всего зависит от … спорящих а) эрудиции, б) культуры, в) взаимоотношений г) от стечения обстоя тельств. 5. Люди делятся на хороших и … а) очень хороших, б) плохих, в) разных, г) злых д) каждый человек мо жет быть хорошим и не очень хорошим. 6. Если человек по манерам абсолютно не похож на других, я считаю его… а) оригинальным, б) выскочкой, в) чудаком, г) дураком.
7. Если человек по взглядам резко отличается от меня, я … с ним общаться а) не смогу, б) буду стремиться, в) смогу, г) не захочу, д) постараюсь, е) попробую. 8. Внешний и внутренний облик человека … взаимосвязаны а) не, б) иногда, в) всегда. 9. Если человек не хочет общаться со мной, я … а) скажу, что обижен, б) удивлюсь, в) сам перестану с ним общаться, г) попрошу объяснений, д) буду ждать, когда захочет. 10. Если мой друг отзывается о чем-либо слишком резко, я … а) соглашусь, б) промолчу, в) постараюсь его переубедить, г) скажу, что не согласен с ним. 11. Если мой друг был груб в разговоре с одноклассником, я буду стремиться а) смягчить его высказывание, б) превратить его в шутку, в) извиниться за друга, г) присоединиться к его высказыванию, д) промолчать, е) отойти. 12. Есть группы лиц, которых я ненавижу … а) есть б) нет. 13. Я … допускаю смертную казнь а) не, б) только в отношении…, в) –. 14. Когда я злюсь, я могу … а) нагрубить первому встречному, б) поссориться с друзьями, в) обидеть близких, г) сломать вещь, д) уйти в себя. 15. Если взрослый человек, опираясь на свой опыт, внушает мне правила, с которыми я не согласен, я … а) буду молча слушать, б) откажусь слушать, в) буду спорить, г) заявлю о несогласии, д) попытаюсь объяснить свою точку зрения. 16. Стремясь понять людей, я … а) оцениваю их поступки, а не причину, из-за которой они их соверша ют, б) оцениваю и поступки, и причины их совершения, в) моя оценка совпадает с реальной характеристикой людей, г) я не понимаю людей, сколько не пытаюсь, д) я не стремлюсь понять людей. 17. Я признаю ценность социализированных интересов … а) всех людей, б) всех хороших людей, в) тех, кто не совершал преступле ний, г) всех, кроме отдельной группы лиц.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|