Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. Диагностика сформированности коллектива.




8. Диагностика сформированности коллектива.

 

Изучение состояния и эффективности воспитательной системы

        Изучение состояния и эффективности воспитательной системы выполняет такие функции как аналитическая, контрольно-корректировочная, прогностическая и решает ряд задач:

1. Выявление реального состояния воспитательной системы (в дальнейшем ВС);

2. Анализ изменений, происшедших в ВС. Изучение влияния различных условий и средств на ее создание, их эффективности и педагогической целесообразности;

3. Выявление потенциальных возможностей дальнейшего развития ВС. Изучение состояния и динамики развития – это основа для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования.

4. Определение эффективности влияния воспитательной системы на развитие личности учащегося и педагога.

Для процедуры оценки необходимо определить критерии и показатели, по которым будет проходить оценивание. Они станут инструментом для самоанализа и самооценки школьного коллектива.

По мнению В. А. Краковского можно выделить две группы критериев: критерии факта и критерии качества. Критерии факта отвечают на вопрос о наличии системы, ее элементов, критерии качества определяют уровень ее развития и эффективности. На первом этапе развития ВС главными показателями могут быть:

- количество детей, участвующих в делах школы;

- самочувствие учащихся и педагогов, степень их удовлетворенности жизнью в школе.

На последующих этапах приоритет следует отдать критериям и показателям, характеризующим сложившиеся отношения в учебном заведении. Важно также учитывать соотношение среды школьного коллектива и участие педагогов и учащихся в ее преобразовании. Изучение состояния ВС, с одной стороны, осуществляется постоянно (педагогическое наблюдение или методики, органично вписывающиеся в воспитательный процесс); с другой стороны периодически  (”срезовые” исследования: анкетный опрос педагогов, учащихся, родителей или специальные педагогические ситуации).

Наиболее важными компонентами диагностики являются:

1. Изучение воспитанности школьников.

2. Диагностика состояния школьного коллектива, системы взаимоотношений.

3. Исследование организационных аспектов воспитательного процесса.

 

Изучение воспитанности школьников.

Что относят к показателям воспитанности школьников?

Интегральным показателем считается общественная направленность детей (взгляды, убеждения, ценностные ориентиры личности). Выделяют три главных вида направленности: “на себя”, “на объект”, “на других людей”. Возможен другой подход к характеристике направленности личности:

- положительная /на добро, созидание/,

- отрицательная /на зло, разрушение/.

Единой программы нет. Каждое учебное заведение вправе само определить образ выпускника своей школы и соотносить с ним характеристики реальных детей. В качестве ориентировки для характеристики воспитанности можно выбрать ряд интегральных отношений: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе. Наиболее объективными и реально измеряемыми показателями являются:

- ведущие мотивы поведения детей,

- нравственные ценности и ориентации,

- поступки учащихся.

Методы диагностики

Правила жизни Детям предлагается сформулировать правила, которых они стараются придерживаться в жизни. Анализируется их гуманистический или эгоистический характер.

Вот некоторые из наиболее часто встречающихся вариантов ответов: жить честно; не терять своего достоинства; относиться к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе; дружба решает всё; доброта; нельзя говорить одно, а делать другое; не предавать; не быть равнодушным; стать настоящим человеком; по заповедям Христа; помогать родителям. 9 учащихся написали ответы с эгоистической направленностью: ты – мне, я – тебе; живи сам и давай жить другим, достигнуть славы любым путём.

Акт добровольцев – создание ситуации, когда желающих просят поучаствовать в каком-то деле, в чём-то помочь, откликнуться на какие-то события и т. д. Условием реализации этого метода является наличие свободы выбора учащимися линии поведения, то есть ребёнок не должен бояться сделать не так, не должен ориентироваться на ожидания взрослого. Предлагаются различные варианты: выбор вида деятельности, участия или неучастия. Ситуация выбора и анализ действий ребёнка в этой ситуации позволяют узнать истинные ведущие мотивы личности.

Метод незаконченных предложений (“недописанный тезис”) – ребёнку предлагается начало фразы, которую он должен закончить. Например: “Человек счастлив, когда…”, “В хорошей школе всегда…”, “Если бы я все мог…”, “Самое главное в жизни… “, “Когда я вхожу в школу, я …” и т. д.

Анализ предложенных ответов осуществляется на основе оценки содержания каждой фразы по задуманным при поиске фраз характеристикам. Во фразе может проявляться доминирование

а) индивидуалистических или коллективистских ценностей;

б) вещно-предметных или духовных;

в) содержащих зло или добро для окружающих;

г) позитивных, нейтральных или негативных эмоций;
д) оптимизма или пессимизма и пр.

 

Метод анкеты – предложенная по какой-то системе система вопросов, направленная на выяснения преобладающих у ребёнка мнений суждений. Анкета может предлагать варианты ответов на выбор или быть свободная, предлагая опрашиваемым самим полностью формулировать ответ.

Анкета изучения мотивов деятельности ( автор Л. В. Байбародова)

Ход проведения. Учащимся предлагается определить что и какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Вопрос: Что и в какой мере привлекает в деятельности?

1. Интересное дело.

2. Возможность общения с разными людьми.

3. Возможность помочь товарищам.

4. Возможность передать свои знания.

5. Возможность творчества.

6. Возможность приобрести новые знания, умения.

7. Возможность руководить другими.

8. Возможность участвовать в делах своего коллектива.

9. Возможность заслужить уважение товарищей.

10. Возможность сделать доброе дело для других.

11. Возможность выделиться среди других.

12. Возможность выработать у себя определенные черты характера.

Варианты ответов (они подобраны так, чтобы получилась шкала оценки степени проявления мотива): 3 – привлекает очень сильно, 2 – привлекает в значительной степени, 1 – привлекает слабо, 0 – не привлекает совсем.

Обработка результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективистские мотивы /пункты 3, 4, 8, 10/;

б) личностные мотивы /пункты 1, 2, 5, 6, 12/;

в) престижные мотивы /пункты 7, 9, 11/.

Сравнения средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности. Выявление эффективности воспитательной системы предполагает сравнение показателей в течение нескольких лет.

  Метод сочинений изучение творческих литературных работ учащихся и их анализ по выявленным в сочинении суждениям, мнениям, отношениям и т. д.

Опросник для старшеклассников “Толерантность”

Вставьте вместо пропусков вариант из приведённых ниже или предложите свой вариант.

1. Мне … точка зрения другого 

   а) интересна, б) не важна, в) не интересна.

2. Свою правду нужно уметь …

   а) утвердить, б) отстоять, в) доказать, г) объяснить.

3. Драка – это … способ выяснения отношений

   а) не, б) хороший, в) необходимый, в) иногда нужный, д) не лучший

4. Результат спора больше всего зависит от … спорящих

  а) эрудиции, б) культуры, в) взаимоотношений г) от стечения обстоя

  тельств.

5. Люди делятся на хороших и …

 а) очень хороших, б) плохих, в) разных, г) злых д) каждый человек мо

  жет быть хорошим и не очень хорошим.

6. Если человек по манерам абсолютно не похож на других, я считаю его…

  а) оригинальным, б) выскочкой, в) чудаком, г) дураком.

7. Если человек по взглядам резко отличается от меня, я … с ним общаться

а) не смогу, б) буду стремиться, в) смогу, г) не захочу, д) постараюсь,

е) попробую.

8. Внешний и внутренний облик человека … взаимосвязаны

  а) не, б) иногда, в) всегда.

9.  Если человек не хочет общаться со мной, я …

  а) скажу, что обижен, б) удивлюсь, в) сам перестану с ним общаться,

  г) попрошу объяснений, д) буду ждать, когда захочет.

10.  Если мой друг отзывается о чем-либо слишком резко, я …

   а) соглашусь, б) промолчу, в) постараюсь его переубедить, г) скажу,

   что не согласен с ним.

11.  Если мой друг был груб в разговоре с одноклассником, я буду стремиться

   а) смягчить его высказывание, б) превратить его в шутку, в) извиниться

   за друга, г) присоединиться к его высказыванию, д) промолчать,

   е) отойти.

12. Есть группы лиц, которых я ненавижу …

  а) есть б) нет.

13. Я … допускаю смертную казнь

  а) не, б) только в отношении…, в) –.

14. Когда я злюсь, я могу …

а) нагрубить первому встречному, б) поссориться с друзьями, в) обидеть

близких, г) сломать вещь, д) уйти в себя.

15. Если взрослый человек, опираясь на свой опыт, внушает мне правила, с которыми я не согласен, я …

  а) буду молча слушать, б) откажусь слушать, в) буду спорить, г) заявлю

  о несогласии, д) попытаюсь объяснить свою точку зрения.

16. Стремясь понять людей, я …

  а) оцениваю их поступки, а не причину, из-за которой они их соверша

  ют, б) оцениваю и поступки, и причины их совершения, в) моя оценка

  совпадает с реальной характеристикой людей, г) я не понимаю людей,

  сколько не пытаюсь, д) я не стремлюсь понять людей.

17. Я признаю ценность социализированных интересов …

   а) всех людей, б) всех хороших людей, в) тех, кто не совершал преступле

   ний, г) всех, кроме отдельной группы лиц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...