Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система полномочий в колонии имени А.М. Горького




Система полномочий в колонии имени А. М. Горького

(воспроизводится по рисунку А. С. Макаренко)

Общее собрание                                                       Педагогический совет

 

Совет командиров                                                    Заведующий колонией

 

Командир отряда                                                        Дежурный по колонии

 

                                          Воспитанник

    Наибольшей продуманности, гибкости, чёткости и разнообразия система коллективной организаторской деятельности в опыте А. С. Макаренко достигла в Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского.

    Для начала попробуем сравнить структуры самоуправления в колонии им. А. М. Горького, приведённую ранее, со структурой самоуправления в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского.

Структура самоуправления в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского.

 

Общее собрание                                                         Педагогический совет

 

Производственная комиссия (1)                                     Правление (4)

 

Производственно-цеховые тройки (2)                  Руководитель учреждения

 

Штаб соревнования (3)                                               Совет клуба (11)

 

Комитет комсомола (9)                                                  Хозкомиссия (5)

 

Совет дружины (10)                                                   Санитарная комиссия (6)

 

Совет командиров                                                   Дежурный по колонии (7)

 

Командир класса (8)                                                     Командир отряда

 

                                 Воспитанник

Мы видим, что система полномочий стала значительно сложнее. Это отражает усложнение деятельности коллектива. Организаторская деятельность всегда вторична и появление нового органа может быть обусловлено только одним – появлением нового вида деятельности, которую этот орган организует. Коммуна Дзержинского представляла собой хозяйственный организм высокого уровня, который производил единственные в стране фотоаппараты ФЭД и электросверлилки ФД. Высокий уровень производства требовал не только чёткой организации производства (№№1, 2, 3, 4 на схеме), но и высокого уровня знаний – возрастает роль учёбы (№8), в стенах коммуны появляется рабфак. Кроме того, в течение 7 лет коммуна работала без воспитателей и за поддержание чистоты, порядка, уюта отвечали сами ребята (№№5, 6, 7). Наполненной и разнообразной была жизнь общественных организаций (№№9, 10), в коммуне работало более 20 кружков, осуществлялись самые невероятные путешествия в мир смекалки и мечты в клубной работе (№11). Анализируя эту схему, мы ещё раз осознаём, что при всей ценности самоуправления как неотъемлемого признак развивающегося коллектива, оно как бы обслуживает содержание коллективной жизни, её плодотворную деятельность, которая определяет, вызывает к жизни те или иные формы самоуправления. В практике, к сожалению, часто встречается иное: «органы», «должности», а реальная деятельность отсутствует.

    Важнейшую роль в коллективной организаторской деятельности играют традиции. Они облегчают процесс включения новичка в жизнь колонии, снимают разнообразные проблемы, например, подчинения старшего младшему, позволяют двигаться дальше, к новым целям, более экономично овладевая принятыми в коллективе ценностями и способами поведения. Решение конкретной жизненно-практической задачи доводится до совершенства и превращается в традицию жизни коллектива, так что последующему поколению решать её уже не нужно, а нужно лишь идти по проложенным рельсам. Ну, например, необходимость всё время выполнять неприятную (уборка туалетов) или объёмную и нудную (уборка актового зала) работу по самообслуживанию привела к созданию системы чередования заданий отрядам через определённое время, которое облегчило распределение работ по самообслуживанию на многие годы. Чем дольше живёт коллектив, тем больше в нём появляется традиций. Традиции, по мнению Макаренко, украшают и упрощают жизнь. В коммуне было так много чётких правил, что дежурному ничего не стоило вести коммуну за собой. Например, существовали такие традиции:

- рапорт дежурного не проверяется;

- с дежурным командиром, который ведёт день, нельзя разговаривать сидя, нельзя ему возражать, любое его приказание нужно выполнить, ответив: «Есть, товарищ командир».

Таким образом, пятнадцатилетний мальчик мог приказать самому заслуженному коммунару, например, вытереть лужу. Эти традиции позволили избавить коллектив от бесконечных разговоров, склок, объяснений.

    Совет командиров как совет уполномоченных от отрядов в коммуне был важным органом управления и работал по задачам, которые возникают каждый день. Собраться он мог по сигналу в течение двух минут. Говорить на совете можно было только одну минуту, иначе говорящий считался трепачом. Благодаря этому сложный вопрос можно было решить за 5-10 минут.

    Командиры отрядов были наделены большими правами (из них по очереди назначался дежурный командир коммуны), но и огромной ответственностью. Например, если при обходе на территории отряда была обнаружена пыль, никто не интересовался, кто не вытер пыль. Арест получал командир отряда за то, что делалось в отряде. Существовала и ответственность отряда. Например, если Петренко опоздал на работу, замечание получал отряд. Это влияло на итоги соревнования между отрядами, а значит, на награждение по этим итогам. Отряд был заинтересован в успехе и становился инструментом корректировки каждой личности.

    Интересно рассмотреть вопрос о том, были ли в практике А. С. Макаренко воспитанники, которые никогда не выполняли организаторских функций. В «Педагогической поэме Макаренко писал: «Совет командиров старался всех проводить через нагрузку комсводотряда, кроме самых неудачных»., так как это «связано было с большой ответственностью и заботами». И нигде на страницах «Педагогической поэмы» организаторами не станут ни Галатенко, ни Каплуновский. Это позволяет Л. И. Уманскому сделать вывод, что Макаренко отмечал воспитанников, неспособных к организаторской деятельности. Анализируя эпизод с работой сводного отряда из двух человек - Жорки Волкова и Галатенко – Уманский пишет: «Первый был назначен командиром, и его организаторская деятельность только в том и состояла, чтобы заставить лодыря работать» (, с. 30). Но ведь Макаренко написал, что «обладатель непобедимой лени, несимпатичной болезненности, вздорности характера и мелкой злобности» Ж. Волков, почувствовал доверие, став командиром, нашёл способ заставить Галатенко работать и был отмечен в рапорте дежурного. Жорка был окрылён успехом, лень у него как рукой сняло, и «через два месяца совет командиров перебросил его во вторую колонию со специальной целью подтянуть ленивый седьмой отряд». Позднее в работе «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» А. С. Макаренко писал: «В последние годы я достиг такого педагогического счастья, что мог любого коммунара в любом коллективе назначит старшим и мог быть уверен, что он будет блестяще руководить». А. С. Макаренко приводит пример, когда в 1933 году ему пришлось выделить 200 далеко не лучших коммунаров на тяжёлую работу, связанную с экстренным сбором урожая в условиях стихийного бедствия. «Я выделил из них командиров буквально по алфавиту, разбил на отряды. Я рискнул: сам с ними не поехал и никого старшего не послал, кроме одного завхоза, который их кормил. И надо сказать, что они прекрасно справились с работой, особенно вновь выделенные командиры».

    Сам Макаренко пишет, что для достижения такого результата требуется время и большая работа, большое напряжение. Таким образом, для привития всем ребятам навыков организатора, необходимо, чтобы коллектив находился на очень высоком уровне развития. А. С. Макаренко считал, что организаторские навыки «может быть наиболее нужны для гражданина». Постоянный анализ коллектива в коммуне проводил совет командиров. На основе этого анализа все воспитанники делились на загнивающий актив, действующий актив, резерв актива, здоровый пассив, шпану и болото. Коллектив и педагоги вели целенаправленную работу, чтобы совершенно уничтожить последних два элемента. Особого внимания требовал и так называемый загнивающий актив – лидеры, у которых появлялись элементы зазнайства, самолюбования, барства.

    Важнейшим условием системы формирования организаторских умений было безграничное доверие воспитанникам, сочетание уважения и требовательности. Работу воспитанника-организатора никто не контролировал по мелочам, никто не подстраховывал, он сам отвечал за конечный результат. Деятельность органов самоуправления никогда не подменялась деятельностью воспитателей. Макаренко был в этом последователен до конца. Например, были случаи, когда общее собрание коммунаров принимало решение, с которым сам Макаренко не был согласен. В этом случае Макаренко, как и все, подчинялся решению общего собрания.

    Подводя итог, мы должны сказать, что Макаренко разработал, описал и обосновал необходимость существования в педагогической системе следующих форм коллективной организаторской деятельности: общий сбор, первичный коллектив как основной элемент самоуправления, совет командиров, работа дежурного командира, сменность командиров, сводный отряд как временное объединение воспитанников. Произведения А. С. Макаренко содержат глубокий анализ организаторской деятельности воспитанников, педагогов и самого автора. Определяющими факторами развития организаторских способностей А. С. Макаренко считал воспитание в коллективе и через коллектив, систему самоуправления, институт командиров, дежурства, смену функций руководства и подчинения, наличие официальных ступеней нравственного роста (воспитанник, коммунар, пионер, комсомолец). Макаренко удалось на практике показать принципы целесообразности, то есть подчинённости по отношению к жизненно-практической деятельности, и динамичности - количественного и качественного развития- системы организаторской деятельности коллектива. Система организаторской деятельности не может быть выдумана, спущена сверху. Она должна вытекать из потребностей коллектива и обеспечивать нужды его функционирования и развития. С другой стороны, она становится фактором развития воспитанников и коллектива в целом, способствует мобилизации его сил для решения более сложных задач, является условием развития коллектива.

Заслуга Макаренко – в разработке концепции сплочения и воспитания коллектива. В рамках его концепции, детский коллектив рассматривался как объект, субъект и инструмент воспитания. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива», он первым глубоко обосновал стройную концепцию становления и развития коллектива, пропитанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные в основу организации детского коллектива, обеспечивали чёткую систему прав и обязанностей, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива.

Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. В качестве критериев развития коллектива Макаренко выделял:

ü источник выдвижения инициативы в постановке целей, задач, перспектив деятельности;

ü источник в выдвижении требований;

ü отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям и к различным видам совместной деятельности

ü наличие и деятельность органов самоуправления.

Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; определил принципы развития коллектива, которые были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное самочувствие, защищённость, уверенность в своих силах, сформировать постоянную потребность движения вперёд. Принципы коллективного воспитания это: принцип параллельного действия, перспективных линий, педагогической целесообразности, активной целеустремленности, целостности процесса воспитания, организации правильного тона и стиля отношений в коллективе. (6)

Концепция А. С. Макаренко сплочения и воспитания детского коллектива:

Ø постановка общественно значимой и увлекательной для детей перспективы;

Ø включение детей в совместную деятельность по реализации перспективы;

Ø опора на детское самоуправление;

Ø использование соревнования и игры в организации жизни детей;

Ø культивирование традиций;

Ø включение коллектива в систему более широких социальных связей.

 

Итак, чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути Ма­каренко выделяет несколько стадий.

На первой стадии развития коллектива, дети разобщены, нет действенного актива, нет увлеченности совместной деятельностью. Источником выдвижения требований и инициатива в постановке задач, перспектив совместной деятельности пренадлежит педагогу. Первая стадия считается завер­шенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей дея­тельности и общей организации.

На второй стадии развития коллектива происходит стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целост­ная система, в ней начинают действовать механизмы самоор­ганизации и саморегуляции. Требования педагога поддерживаются частью воспитанников, актив уже способен предъявлять требования к товарищам и самим себе. Таким образом, на вто­рой стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств лич­ности.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Источником выдвижения требований, инициатива в организации различных видов деятельности принадлежит активу и членам коллектива. В коллективе уже сформировано общественное мнение, которое отражает требования и взгляды большинства членов коллектива. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент ин­дивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

 

Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ — возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей.

На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традицииэто устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанни­ков. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Большое значение А. С. Макаренко придавал стилю внутриколлективных отношений. Отличительными признаками сфор­мированного коллектива он считал:

1) мажор – постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;

2) ощущение собственною достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;

3) дружеское единение его членов;

4) ощущение защищенности каждого члена коллектива;

5) активность, проявляющуюся в готовнос­ти к упорядоченному, деловому действию;

6) привычку торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...